Гидролиз солей
методическая разработка (химия, 11 класс) по теме

Разработка урока «Гидролиз солей» предназначена для учащихся 11 классов, занимающихся по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Ба­зовый уровень» (2008 год).   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gidroliz_soley.docx449.65 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Гидролиз солей»

(11 класс, О.С.Габриелян, базовый уровень)

       

        Тема: Гидролиз солей.

Опыт!

Скажи, чем гордишься ты?

Что ты такое?

Ты - плод ошибок и слез,

Силам потраченным счет.

Всюду: «Что нового?» - слышишь.

Да вдумайся в старое прежде!

В нем для себя найдешь ты нового  много!

А. Майков

        Цель: способствовать формированию  у учащихся понятия  «гидролиз солей».

        Задачи:

        - научить учащихся определять характер среды растворов со лей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии;

        - научить учеников пользоваться опорными знаниями, со ставлять конспект урока;

        - углубить их знание свойств солей, понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека;

        - вызвать интерес к предмету, развивать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли;

        - закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочным материалом, дополни тельной литературой.

       Тип урока: комбинированный

       Вид урока: проблемно-исследовательский.

       Оборудование: учебник О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Ба зовый уровень» (2008 год), таблица растворимости, индикаторная шкала, штатив с пробирками; растворы фенол- фталеина, метилового оранжевого, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа (III), карбоната натрия, хлорида натрия; образцы сульфата алюминия, нитрата меди (II), хлорида алюминия, карбоната калия, силиката натрия, нитрата калия, сульфата натрия..

    Ход урока:

       I. Актуализация опорных знаний.

       Работа с терминами. Решение кроссворда.

       1. Результат взаимодействия воды с молекулами растворенного вещества.

       2. Электролиты, диссоциирующие на катионы водорода и анионы кислотного остатка.

       3. Процесс распада электролитов на ионы.

       4. Автор теории электролитической диссоциации.

       5. Электролиты, диссоциирующие на катионы металла и гидроксид-анионы.

       6. Вещества, которые в растворах распадаются на ионы.      

       7. Отрицательно заряженный ион.

       8. Роль воды при взаимодействии алюминия с водой.

       9. Степень диссоциации каких электролитов стремится к единице?

       10. Гомогенная система, состоящая из молекул воды и частиц растворенного вещества.

       11. Растворимые основания.

       12. Электролиты, диссоциирующие на катионы металла и анионы кислотного остатка.

       Проверяется правильность решения кроссворда. Самооценка и оценка учащихся: нет ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки и более – «3».Правильно решив кроссворд, мы с вами определили  тему сегодняшнего урока – «Гидролиз солей».

       II. Изучение новой темы.

       Постановка проблемы.

       Демонстрационный опыт. Даны 3 пробирки с растворами AlCl3, K2CO3, NaCl. Водные растворы этих солей имеют разные значения pH и показывают различную реакцию среды – кислую, щелочную, нейтральную. Чем можно объяснить различные среды водных растворов солей? Ведь они не содержат в своем составе ионы H+ и OH-, которые определяют среду раствора.

       Учащиеся выдвигают различные гипотезы. Учитель подводит  их  к формулировке, которая наиболее полно отражает это  влияние, предлагает сделать проект по теме «Гидролиз солей».

       Проблема: Чем можно объяснить различные среды растворов солей ?

       Гипотеза: в водных растворах соли подвергаются гидролизу. Окраска раствора зависит от силы исходной кислоты и исходного основания.

       Объект исследования: процесс гидролиза солей.

Гидролиз – это обратимое взаимодействие между некоторыми солями и водой.

       Предмет исследования: факторы, влияющие на окраску раствора солей.

       Учитель напоминает учащимся об организации деятельности над проектом:

- формирование групп, выбор координатора группы;

- распределение обязанностей между членами команды;

- работа над проектом по данному заданию (исследование);

- представление результатов работы;

- подведение итогов.

        Операционно-исполнительский этап.

        Учитель: сегодня на уроке вы работаете в группах. Каждая выполнит собственное исследование согласно инструкциям, которые находятся на столах.

        Инструкция группе 1.

        Цель: установить причину кислой реакции среды раствора FeCl3.

        Ход работы: поместите в пробирку раствор данной вам соли, добавьте несколько капель раствора метилового оранжевого. Что наблюдаете?

        Проанализируйте состав соли.

        Соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации основания кислотой. Определите: а) каким основанием и какой кислотой образована данная соль?; б) сильным или слабым электролитом являются эти основания и кислоты?

        Напишите полное и сокращенное ионное  уравнение гидролиза.

        Среди солей на демонстрационном столе выберите соли, соответствующие вашим условиям.

        Планируемый результат: соль образована слабым основанием и сильной кислотой.  Раствор такой соли имеет кислую среду, так как имеет избыток ионов Н+  - pH<7.  Среду определяет тот, кто сильнее. В реакцию гидролиза вступает тот, кто слабее.

        Уравнение гидролиза:   FeCl3 + НОН  ↔  НС1 + FeOHCl2

                                   Fe3+ + З С1- + НОН  ↔ Н+ + С1-  + FeOH2+  + 2С1

                                   Fe3+ + НОН ↔ FeOH2+ + Н+  , рН<7, [Н+] > [ОН-].

         Инструкция группе 2.

         Цель: установить причину кислой реакции среды раствора Na2SO3.

         Ход работы: поместите в пробирку раствор данной вам соли, добавьте несколько капель раствора фенолфталеина.  Что наблюдаете?

         Проанализируйте состав соли.

         Соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации основания кислотой. Определите: а) каким основанием и какой кислотой образована данная соль?; б) сильным или слабым электролитом являются эти основания и кислоты?

         Напишите полное и сокращенное ионное  уравнение гидролиза.

         Среди солей на демонстрационном столе выберите соли, соответствующие вашим условиям.

         Планируемый результат: соль образована сильным  основанием и слабой кислотой.  Раствор такой соли имеет щелочную среду, так как имеет избыток ионов  ОН- - рН >7.  Среду определяет тот, кто сильнее. В реакцию гидролиза вступает тот, кто слабее. 

         Уравнение гидролиза:   Na2CO3 + НОН  ↔  NaOH + NaHCO3

                                                     2Na+ + СO32- + НОН↔ Na+ + ОН- + Na+ + HCO3-

                                                     СO32- + НОН ↔ ОН-  + НСO3 -   ,  рН>7      [Н+]<[ОН-]

         Инструкция группе  3.

         Цель: установить причину нейтральной среды раствора NaCl.

         Ход работы: поместите в пробирку раствор данной вам соли, добавьте несколько капель раствора фенолфталеина.  Что наблюдаете?

        Проанализируйте состав соли.

        Соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации основания кислотой. Определите: а) каким основанием и какой кислотой образована данная соль?; б) сильным или слабым электролитом являются эти основания и кислоты?

         Напишите полное и сокращенное ионное  уравнение гидролиза.

         Среди солей на демонстрационном столе выберите соли, соответствующие вашим условиям.

         Планируемый результат: соль образована сильным  основанием и сильной  кислотой.  Раствор такой соли имеет  нейтральную  среду, так как  Н+ =  ОН- - рН=7 .  Такие соли гидролизу не подвергаются.

Уравнение гидролиза:   NaCl + НОН ↔ NaOH + НС1

                           Na+ + С1-  + НОН ↔ Na+ + ОН- + Н+ + С1-

                           НОН ↔  ОН- + Н+  ,  рН = 7,        [Н+]=[ОН-]

         Инструкция группе 4.

         Обратитесь  за помощью к тексту учебника на странице 150.

         Проанализируйте состав соли.

         Соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации основания кислотой. Определите: а) каким основанием и какой кислотой образована данная соль?; б) сильным или слабым электролитом являются эти основания и кислоты?

         Выпишите уравнение реакции гидролиза сульфида алюминия.

         Сделайте вывод.

         Планируемый результат: соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой, подвергаются необратимому гидролизу, т.е. полностью разлагаются с образованием осадка и выделением газа:   Fe2(CO3)3 + ЗНОН  →  2Fe (ОН)3↓+ ЗСO2

         Рефлексивно-оценочный этап.

         Участники проекта оформляют результаты своей работы на отдельных листах и взвешивают на доске.   Основные выводы оформляются  в виде таблицы.

Таблица 1.

Гидролиз солей.

Соль

Гидролиз

Среда

Катион

Анион

Сильное основание

Слабая кислота

По аниону «-»

Щелочная (рН>7)

Слабое основание

Сильная кислота

По катиону «+»

Кислая (рН<7)

Слабое основание

Слабая кислота

По аниону «-» и

по катиону «+»

Нейтральная, кислая или щелочная

Сильное основание

Сильная кислота

-

Нейтральная (рН=7)

        Учитель. Так ли уж часто следует учитывать процессы гидролиза?

        Значение гидролиза  в природе и в практической деятельности (выступления учащихся).

       

        Химический диктант.

  1. В чистой воде рН=7.
  2. Раствор соляной кислоты – слабый электролит.
  3. Карбонат натрия образована сильным основанием и слабой кислотой.
  4. Хлорид алюминия образована слабым основанием и сильной кислотой.
  5. Водный раствор соли NaCl имеет рН<7.
  6. Водный раствор соли K2SO4 имеет рН=7.
  7. Водный раствор солиAl2(SO4)3 имеет рН<7.
  8. Соль KNO3подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка.
  9. Раствор соли Na2SiO3при действии фенолфталеина окрасится в малиновый цвет.
  10. Раствор соли K2SO3при действии фенолфталеина остается бесцветным.

    Учащиеся обмениваются заполненными бланками, выставляют друг другу оценки по оценочной шкале: «5» - 9-10 правильных ответов, «4» - 7-8 правильных ответов, «3» - 5-6 правильных ответов.

    На доске открывается шаблон с правильными ответами.

     - да,  - нет.            

    Выставление оценок.

    Домашнее задание: § 18, упражнение 7 (а – I вариант, б – II вариант), упражнение 8.

                         Подобрать примеры случаев гидролиза из курса органической химии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Гидролиз солей"

Тест содержит вопросы по теме "Гидролиз солей", и составлен он по типу ЕГЭ. Использую его в профильном 11 классе для проверки знаний по этой теме. Вопросы взяты из КИМов разных лет. Приводятся вариант...

Презентация: " Гидролиз солей"

В данной презентации рассматривается материал по гидролизу солей  с использованием виртуальной лаборатории....

Презентация: " Гидролиз солей"

В данной презентации рассматривается материал по гидролизу солей  с использованием виртуальной лаборатории....

Гидролиз солей. 11 класс.

Презентация урока в 11 классе по общей химии.Тема: гидролиз солей.2011 год, Санкт-Петербург. ...

Гидролиз солей

Изучение нового материала, лекция с элементами самостоятельной работы, эксперимент.  Считаю, что данный тип урока является наиболее оптимальным для рассмотрения этой темы, так как необходим...

ТЕСТ «Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная»

Тест «Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная» для 11 класса (профиль)...