Конспект урока по химии в 9 классе "Фосфор и его соединения"
методическая разработка (химия, 9 класс) на тему

Надежда Александровна Гаманова

Конспект урока может  использователься к  учебникам  по химии в 9 классе различных авторов. Предлагаемый  урок  является комбинированным. совмещает в себе технологии: развивающего обучения, проблемного обучения. проектной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Тема: «  Фосфор и его соединения»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Порецкая средняя

Общеобразовательная школа

Учитель:    Гаманова Н.А.

9 класс

«  Фосфор и его соединения»

Цель: Повторить строение атома, аллотропию на примере фосфора и сравнительную

            характеристику красного и белого фосфора.  Изучить  кислородные соединения

           фосфора (V): оксид фосфора (V) , ортофосфорную  кислоту и ее соли.

Оборудование и реактивы: красный фосфор, вода, лакмус, фосфат натрия, нитрат серебра, образцы минералов (апатит, фосфорит), стеклянная трубка, ложка для сжигания вещества.

Девиз урока:Иль то, что сам ты знаешь передай другим, иль то, чего не знаешь от

                      других возьми. (Анвари-персидский поэт Х1-Х11 век)

Ход урока

  1. Организационный момент: Давайте вспомним, как называется пролив, соединяющий

                     Черное и Мраморное море, и который  служит границей между Европой и  

                     Азией. Заменив в его названии первую букву на другую получим название  

                    химического элемента. (Босфор-фосфор)

 

  1. Сообщение учащегося «Краткая история открытия фосфора» (презентация)

  1. Аллотропные видоизменения фосфора:Красный и белый фосфор. Сравнить их свойства ( работа с учебником 9 класса 0.С. Габриеляна § 27 стр.122)

  1. Упр.7 стр.125 «(фрагмент произведения к. Дойля «Собака Баскервилей» , прочитайте, найдите в данном художественном произведении химическую ошибку.

Подтверждение прочитанного опытом по превращению красного фосфора в белый и самовоспламенение белого фосфора.

Демонстрационный опыт по превращению красного фосфора в белый (проводить в вытяжном шкафу только учителем !Ядовито!):

В стеклянную узкую трубку помещаем красный фосфор поближе к середине

трубки и  аккуратно нагреваем в пламени спиртовки. Наблюдаем по обе стороны образование белого воскообразного налета-белого фосфора. Совершаем колебательные движения трубкой в направлении отверстий, происходит самовоспламенение белого фосфора при соприкосновении с воздухом   у правого и левого отверстия стеклянной трубки.

  1. Дайте  характеристику химического элемента фосфора по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

  1. Охарактеризуйте  строение атома фосфора, укажите характерные степени окисления фосфора.

  1. Укажите  химические формулы оксида, гидроксида фосфора , составьте формулу летучего водородного соединения  .

  1. Составьте в ходе урока генетический ряд фосфора:

 РН3←Мg3Р2←Р→Р2О5→Н3РО4 →Са(Н2РО4)2

                                                           │Са НРО4

                                                           │→Са3 (РО4)2

  1. РН3- ядовитый газ с чесночным запахом, легко воспламеняется на воздухе , образуется при разложении органических останков животного происхождения. Во влажную погоду в ночное время на болотах и кладбищах можно наблюдать «блуждающие огни». Явление это порождает множество суеверий.

  1. Как можно  одним словом выразить  свойства фосфора (неметалл)

  1. Какой характер будет иметь  высший оксид и гидроксид фосфора (ответы подтвердить опытами), записать уравнения соответствующих реакций.

  1. Изучите самостоятельно (по учебнику) физические свойства оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты. (§ 27, стр 123).

13)Дайте характеристику фосфорной кислоты по составу и как электролита.

14)Сколько видов солей она образует? Составить их формулы, дать им названия.

 15)Какие это соли по составу.

16) Сравните свойства кислых и средних солей (растворимость сверху вниз падает)

17) Фосфор в природе:

  1. В земной коре только в виде фосфоритов и апатитов-о,12%
  2. В растениях, во всех частях. Растения не только накапливают, но и снабжают фосфором животных.
  3. В организме взрослого человека 1% (посчитайте, сколько фосфора в организме каждого из вас.  2/3 –в костной ткани, 0,25% -в мышечной ткани; 0,4% в нервной)

18) качественная реакция на РО43-

                                   РО43-+ 3Аg+= Аg3 РО4↓ желтый осадок

Демонстрация: взаимодействие солей фосфорной кислоты с нитратом серебра.

19) На основании всего изученного  сформулируйте  тему нашего урока

Домашнее задание: §  27: осуществите превращения, полученного генетического ряда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тайна блуждающих огней Проект ученицы 9 класса Аллахвердиевой Сании

Слайд 2

План 1.Суеверия , связанные с «блуждающими огнями» 2. Тема «блуждающих огней» в русской литературе 3. Развенчание мифов о блуждающих огнях

Слайд 3

Появление « блуждающих огней» на кладбищах и болотах люди издавна приписывали проделкам нечистой силы или принимали за души умерших, а также за цветок папоротника.

Слайд 4

У Н.В. Гоголя в произведении «Заколдованное место» дьячок – нской церкви рассказывает быль , произошедшую с его дедом. «Поколесивши кругом, наткнулся он на дорожку. Месяца не было; белое полотно мелькало вместо него сквозь тучу. «Быть завтра большому ветру!» -подумал дед. Глядь в стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка. -Вишь! - стал дед и руками подперся в боки и глядит: свечка потухла; вдали и немного подалее загорелась другая. - Клад! - закричал дед».

Слайд 5

Работами французского химика Ж. Дюма было доказано, что загадочные «блуждающие огни» есть пламя газообразного фосфора и сероводорода, выделяющихся в результате гниения органических остатков в условиях повышенной влажности и воспламеняющихся от самовозгорания паров , сопутствующего им жидкого фосфористого водорода (РН3).

Слайд 6

Ж. Дюма в лабораторных и полевых условиях воспроизвел явление «блуждающих огней» с помощью химических экспериментов. Начало исследований этого явления относится к XIX веку, а в 1905 году соотечественник Местрелль в окрестностях Версаля провел уникальный эксперимент. На торфяном болоте был зарыт труп павшей коровы. Через 3 года на месте захоронения обнаружили «блуждающие огни» .Тогда этот труп был извлечен и зарыт на новом месте. При этом, исчезнув на месте первого захоронения, «блуждающие огни» уже через полчаса появились на новом месте. Загадка «блуждающих огней» перестала существовать

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии "Углерод и его соединения" 9 кл

Конспект урока химии для 9 класса по программе О.С.Габиеляна, направлен на  самостоятельную работу учащихся на уроке. Имеется приложение - презентация....

план-конспект урока химии в 9 классе по теме "Соединения алюминия"

Подробный план-конспект урока по химии в 9 классе по теме "Соединения алюминия". В разработке  указаны основные этапы урока, учебное содержание, задания и упражнения, демонстрационные и лаборатор...

План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Соединения галогенов»

Разработка урока химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна.        Цель данного урока :бобщение  и закрепление  знаний учащихся о галогенах, изучение...

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Соединения алюминия. Применения алюминия и его соединений."

Обеспечить в ходе урока усвоения знаний о соединениях алюминия: оксидах и гидроксидах.Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений....

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...