Инновационный опыт учителя химии Остроумовой Е.Е. СОШ 33 Энгельс
методическая разработка по химии по теме

Остроумова Елена Евгеньевна

ИПО учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ipo_ostroumova_e.e..doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Остроумовой Елены Евгеньевны

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Остроумова Елена Евгеньевна

МОУ СОШ №33 413100 Саратовская область, Энгельс Тельмана-2

Учитель химии

26

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Разработка, апробация и внедрение   модели непрерывного естественнонаучного образования обучающихся.

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

   Противоречие, возникшее между формированием у обучающихся  единой научной картины мира и невозможностью выстраивать непрерывный курс естествознания (так как, изучение  химии по традиционной программе начинается  только с 8 класса).

   Одним из направлений  национальной образовательной инициативы является введение стандартов второго поколения. Для полноценной реализации новых стандартов необходимо изменить требования к структуре образовательной программы, условиям и результатам ее выполнения. Введение раннего, пропедевтического курса химии, начиная с 6-7 класса поможет развить те компетентностные показатели у обучающихся, которые регламентируются  требованиями нового стандарта.

   Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели непрерывного естественнонаучного школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

         Цель ИПО: Разработать и создать комплекс условий развития творческого потенциала учащихся в процессе изучения химии.

Задачи:

1. На основе компетентностного подхода обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности).

2. Совершенствовать содержание предметного образования на основе проектирования непрерывного курса естествознания через внедрение авторских программ пропедевтического и профильного курсов.

3. Развивать творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.

 В результате проектирования непрерывного курса естествознания повысится активность и результативность участия обучающихся в исследовательской, проектной деятельности; В результате усвоения предметного содержания, включающего в себя знания и способы деятельности, происходит развитие  ученика в качестве субъекта учебной деятельности. В основной школе  важным является развитие предметного понимания учащимися, которое способствует их  самореализации в предметной области, проявлению индивидуальности и профильному самоопределению.

Для решения данной задачи важным является развитие предметного понимания школьниками в процессе преподавания основных школьных дисциплин, которое в дальнейшем позволит каждому ребенку найти ту предметную область, где он сможет наиболее ярко проявить себя и которая соответствует его индивидуальным качествам, характеристикам, наклонностям.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

 Концепция проектирования непрерывного курса естествознания основана на системно-деятельностном, проектном, компетентностном подходах в школьном образовании.Объединяет эти подходы идея  развития ребенка в образовательных процессах, которые включают не только передачу ученику опыта прошлого,  но и проектирование ситуаций развития и формирование творческих способностей к  преобразованию деятельности и себя. Теоретической основой проектирования непрерывного курса естествознания , в процессе изучения химии, является система образования и самообразования на основе принципов эвристического обучения (А.В. Хуторской). Эти принципы раскрывают способы расширения творческой деятельности в предметной области изучаемых  курсов до охвата всего общеобразовательного процесса, включая и его организм постановку целей обучения, конструирование содержания образования, выбор траекторий обучения. Теоретические представления системно - деятельностного подхода были сформулированы в работах А.Н.Леонтьева, Л.С.Выготского. Учебная деятельность является особой формой активности личности, целью и результатом которой «является не изменение предмета, с которым действует человек, а изменение самого себя как субъект деятельности». Основными компонентами учебной деятельности, как и любой человеческой деятельности, являются потребности, мотивы, цель, способ деятельности, конечный результат, который соотносится с первоначально поставленной целью.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Личностно-деятельностный подход, теория развивающего обучения, технология обучения в сотрудничестве, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, проблемно-поисковая и исследовательская технологии широко используются при проектировании непрерывного курса естествознания в процессе изучения химии

Остроумова Е.Е.. –строит отношения с учащимися на субъект-субъектной основе, создает высокую мотивацию обучения; является руководителем муниципальной научной лаборатории. Имеет сертифицированные авторские программы: пропедевтического курса «Пропедевтика курса химии», «Химия в моей будущей профессии» и элективного курса «В царстве минералов».

Победитель (3место) Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Педагогические инновации»,

Победитель (1 место) регионольного конкурса педагогического мастерства

 «Педагогический Олимп»,

Победитель(3 место)регионального фестиваля педагогических идей «Полет идей и вдохновения» опытный классный руководитель.

 Победитель конкурса лучших учителей РФ ПНПО в 2008 году,

 Победитель федерального конкурса лучших учителей в 2010 году

. 

Результат изменений

Ожидаемые результаты ИПО:

- высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной деятельности; повышение уровня обученности, высокая степень удовлетворенности субъектов деятельности;

- ценность творческого открытия, понимания личностных смыслов и целей своей учебной, социально-проектной, учебно-профессиональной деятельности и развития творческих способностей как овладение системой образовательных результатов, основанных на применении методов и средств творческого мышления;

-        ценность образовательных результатов как изменения в личностных ресурсах обучаемых (мотивационных, инструментальных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем 

Составляющие образования

Обучение (в образовательном процессе)

Информационное представление опыта

Модель непрерывного естественнонаучного образования

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

1. Остроумова Е.Е., Агуреева С.В. Сетевая модель предпрофильной подготовки / В сб. научных статей всероссийской научно-практической конференции «Современное естествознание: от традиций к инновациям». – Саратов, СарИПКиПРО. – 2009. – С.73-76.

2. Габриелян О.С., Сладков С.А., Остроумова Е.Е. Химическая технология – биотехнология – нанотехнология. / Первое сентября. Химия – 2009, №1. – С.6-16

3. Габриелян О.С., Сладков С.А., Остроумова Е.Е. Миры, в которых мы живем. / Первое сентября. Химия – 2008, №24. – С.1-11

4. Потрусова Л.Н., Остроумова Е.Е. Повышение эффективности управления школой в условиях конструирования исследовательско-ориентированного образования. / Актуальные вопросы регионального образования. – Вып. 1., 2008. – С.80-84

5. Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Инвариант школьного химического образования в ЕГЭ по химии. / Актуальные вопросы регионального образования. – Вып. 3., 2009. – С.34-36

6. Остроумова Е.Е., Агуреева С.В. Сетевая модель предпрофильной подготовки / Актуальные вопросы регионального образования. – Вып. 5., 2010. – С.56-58

7. Остроумова Е.Е., Агуреева С.В. Система работы по ранней профилизации предметов естественнонаучного цикла в основной школе / В сб. научно-методич. Статей «Естественнонаучное образование в современной школе» - Саратов. 2009. – С.24-26

8. Остроумова Е.Е. Вода и ее удивительные свойства / Педагогический опыт: Лучшие уроки лучших учителей. Часть 2, выпуск 4 / Под ред. И.Г. Остроумова Саратов, 2006.- с. 51-55.

9. Остроумова Е.Е., Соленкова Н.Н. Свойства вод мирового океана / Альманах «Образование: инициативы и перспективы». - Саратов, ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2010. - С.119-124.

10. Остроумова Е.Е., Соленкова Н.Н. Воды мирового океана / География.ru – 2009, №5, с.1

Характеристики инновационного опыта

         Цель ИПО: Разработать и создать комплекс условий развития творческого потенциала учащихся в процессе изучения химии.

Задачи:

1. На основе компетентностного подхода обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности).

2. Совершенствовать содержание предметного образования на основе проектирования непрерывного курса естествознания через внедрение авторских программ пропедевтического и профильного курсов.

3. Развивать творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.

 В результате проектирования непрерывного курса естествознания повысится активность и результативность участия обучающихся в исследовательской, проектной деятельности; В результате усвоения предметного содержания, включающего в себя знания и способы деятельности, происходит развитие  ученика в качестве субъекта учебной деятельности. В основной школе  важным является развитие предметного понимания учащимися, которое способствует их  самореализации в предметной области, проявлению индивидуальности и профильному самоопределению.Для решения данной задачи важным является развитие предметного понимания школьниками в процессе преподавания основных школьных дисциплин, которое в дальнейшем позволит каждому ребенку найти ту предметную область, где он сможет наиболее ярко проявить себя и которая соответствует его индивидуальным качествам, характеристикам, наклонностям

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Основной идеей программы развития школы является создание образовательного учреждения, которое реализует исследовательско-ориентированное образование.

Естественнонаучное образование должно стать непрерывным, построенным на идее реализации межпредметных связей химии с естествознанием, природоведением, биологией, географией, математикой, историей и литературой. Это позволит снизить нагрузку на обучающихся с появлением новых предметов. Раннее изучение формирует у учащихся понимание роли химии среди других наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин.

Межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии. Дети сталкиваются с химическими объектами и процессами в своей жизни постоянно, еще до начала обучения в школе

        Анализ противоречий показал: перегрузка курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему, сокращение объема часов на изучение химии на базовом уровне, введение профильного обучения и работа в старших классах естественнонаучного профиля требует введения раннего пропедевтического курса химии и выстраивания непрерывной линии естественнонаучного образования.

Глубокие перемены, происходящие в последние годы в нашей стране, затронули и сферу образования. Существенные изменения претерпели учебные планы основной школы, к сожалению, в направлении уменьшения времени, отводимого на изучение естественных дисциплин. Сложность в том, что учащиеся сталкиваются со значительной перегрузкой курса химии в основной школе, прохождение материала очень интенсивно, часто нет условий для создания и развития познавательного интереса к предмету. Еще одна сложность заключается в том, что сокращается объем часов на изучение химии на базовом уровне в старшей и профильной школе. Создается угроза снижения высокого уровня химического образования.

Это побудило меня и моих коллег заняться поиском путей сохранения уровня школьного химического образования. Одним из таких путей явилось внедрение в школу пропедевтических курсов на более ранних ступенях обучения, в задачу которых входит подготовка учащихся к восприятию новой учебной дисциплины, ускорение адаптации к ней, возбуждение интереса и, в итоге, более эффективное усвоение содержания предмета. Решение этих задач облегчалось тем, что регионы и школы получили права разрабатывать так называемые региональные и школьные компоненты учебных планов с разными концептуальными подходами. Это создает условия, необходимые для осуществления пропедевтической подготовки по химии.

Необходимость введения в школах пропедевтики химических знаний обуславливается еще и тем, что химия вводится в школьный учебный план одной из последних, после биологии, географии, физики. А без химических знаний невозможно сформировать у школьников целостную естественнонаучную картину мира. Кроме того, чем раньше ребенок получит правильные представления о веществах и химических реакциях, с которыми ему приходится встречаться в повседневной деятельности, тем в большей безопасности будут его жизнь и здоровье, тем экологически грамотнее он будет относиться к окружающей природе. Сегодня это очень актуально еще и потому, что в обществе витает дух хемофобии.

Цель основной школы на этапе ранней предметной ориентации - формирование базы для выбора направления дальнейшей специализации образования и уровня освоения отдельных предметов. Для решения данной задачи важным является развитие предметного понимания школьниками в процессе преподавания основных школьных дисциплин, которое в дальнейшем позволит каждому ребенку найти ту предметную область, где он сможет наиболее ярко проявить себя и которая соответствует его индивидуальным качествам, характеристикам, наклонностям

Пропедевтический курс позволяет решить проблему положительной мотивации обучающихся к предмету. Причинами появления интереса к предмету могут быть следующие: предмет интересен по содержанию; интересно преподается; имеет практическое значение; необходим для поступления в ВУЗ; легко изучается. Поэтому на своих уроках использую материал, который вызывает интерес у учащихся (материал исторического характера, например, об открытии химических элементов, история развития химии; библиографический материал о великих ученых; объяснение явлений и загадок природы). Подобный материал заставляет учащихся сравнивать знания с имеющимися, анализировать, высказывать свое мнение. Курс «Введение в химию. Вещества» практико-ориентирован: все понятия, процессы, вещества рассматриваются в плане практического значения, применения в повседневной жизни и их роли в природе.

Курс раннего изучения предмета формирует устойчивый познавательный интерес к химии, готовит учащихся к более серьезному изучению учебной дисциплины и позволяет частично разгрузить курс химии основной школы. В качестве основного образовательного результата изучения программы «Введение в химию. Вещества» выступает сформированная система базовых ценностей: человек, знание, природа, труд, успех, терпение, эмоциональное отношение к окружающему миру, умение оперировать полученными знаниями.

Пропедевтика химических знаний в начальной школе осуществляю через введение в 4 классе разработанного мной кружка «Мамина кухня»В пятом классе ввожу курс «Естествознание» для 5 класса. Считаю, что очень важно уже у пятиклассников формировать собственный взгляд на окружающий мир. Учебный материал курса «Естествознание» выстроен так, чтобы учащиеся могли устанавливать аналогии между объектами живой и неживой природы, сравнивать и сопоставлять биологические, физические, химические и географические понятия. Прилагаются две рабочие тетради, где учащиеся отвечают на проблемные вопросы, проявляют свое творчество.

Программа изучения химии составлена на два года (6 и 7 классы). Часть материала из 8 класса перенесена в 6 и 7 класс. Большое внимание уделяется химическому эксперименту. С целью развития интереса учащихся 6-7 класса к химии и повышения качества знаний используются различные формы организации учебных занятий: уроки – исследования, деловые игры, КВН, практикуются активные формы организации учебной деятельности, самостоятельная работа при проведении домашнего химического эксперимента. Введение химии с шестого класса построено на идее реализации межпредметных связей химии с естествознанием, природоведением, биологией, географией, математикой, историей и литературой. Это позволило снизить нагрузку на учащихся с появлением новых предметов. Раннее изучение формирует у учащихся понимание роли химии среди других наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин.

С целью формирования социального опыта учащихся в предпрофильном 9 классе модели непрерывного естественнонаучного образования мною разработан и внедрен сетевой элективный курс «Химия в моей будущей профессии». В сетевое взаимодействие со школой вовлечены учреждение начального профессионального образования (ПУ №34), учреждение среднего профессионального образования (промышленно-экономический техникум), учреждение высшего профессионального образования (технологический институт СГТУ). На базе данных учреждений проводятся теоретические и практические занятия, в ходе которых учащиеся знакомятся со спецификой таких профессий как эксперт-лаборант, эколог, технолог химической промышленности. Работа с психологом помогает учащимся сформировать собственное отношение к дальнейшему образовательному маршруту в профильной старшей школе.

Пропедевтический курс химии позволил сформировать устойчивый интерес к предмету, уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе, больше времени уделять ученическому химическому эксперименту и решению расчетных задач, познакомить учащихся с применением и значением веществ в жизни человека, осуществлять предпофильную подготовку учащихся. На основе 9 класса, в котором впервые начали изучать химию с шестого класса, открываются десятые классы естественнонаучного профиля

         Более раннее изучение основ химии способствует осуществлению дифференцированного подхода к обучению, осознанному выбору профильных  предметов учащимися в старших классах. Анкетирование учащихся и их родителей подтверждает  целесообразность данного курса. Качество знаний по предмету высокое. Учащиеся конкурентоспособны, поступают в престижные вузы химического профиля, становятся победителями и призерами региональных, республиканских и городских олимпиад.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Педагогический опыт  апробируется, внедряется и  распространяется на муниципальном и региональном уровне.

Формы распространения: выступления, мастер-классы, круглые столы, педагогические гостинные, конференции, публикации, семинары, фестивали, конкурсы.

.

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Инновационный опыт учителя"

Презентация на тему "Инновационный опыт учителя"...

Инновационный опыт учителя истории и обществознания

Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение  последних трех  лет  «Использование метода проектной деятельности на уроках истории и обществознания как средство развития...

Статья «Инновационный опыт учителя технологии»

Статья «Инновационный опыт учителя технологии»...

Инновационный опыт учителя русского языка и литературы Дугаровой В.В.

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы...

Инновационный опыт учителя географии МОУ "Новотроицкая СОШ" (Из опыта работы учителя"

В статье учитель рассказывает о своем опыте работы, о своей методической проблеме "Проектно-ииследовательская деятельность на уроках географии и во внеурочное время"...

статья «Инновационный опыт учителя технологии»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

Статья "«Инновационный опыт учителя технологии»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современн...