Викторина, посвященная М.В.Ломоносову.
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Викторина предназначена для учащихся 5 – 9 классов, содержит вопросы по биографии и научной деятельности М.И.Ломоносова. Каждый слайд содержит фактическую информацию и вопрос, на который необходимо ответить участникам викторины. В работе содержится текстовая разработка и презентация, для работы которой необходимо разрешить макросы (пояснения в тексте). Архив разбит на две части. Нужно скачать обе части в одну папку и разархивировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gjlikovalomonosov.part1_.rar2.86 МБ
Файл gjlikovalomonosov.part2_.rar2.36 МБ

Предварительный просмотр:

ОП Филиал МОУ «СОШ №1 р.п.Татищево» в д.Македоновка.

Учитель Голикова Людмила Сергеевна.

Викторина «М.В.Ломоносов».

Оглавление

Цели.        

О ресурсе.        

Проведение викторины.        

Номера вопросов.  Жетон «1 балл»        

Сообщение о творчестве М.В.Ломоносова        

Источники на изображения и информацию.        

Цели.

  1. Воспитание патриотизма,  любви к Родине.
  2. Поддержание интереса к историческому прошлому нашей страны, чувства гордости за деятельность таких великих граждан нашей страны, как М.В. Ломоносов.
  3. Сохранение памяти о жизненном пути великого русского ученого, его вкладе в отечественную науку и образование.
  4. Поддержание интереса к истории становления основ науки нашей страны.
  5. Расширение кругозора учащихся, ознакомление с интернет ресурсами по теме.
  6. Поддержание интереса учащихся к работе с офисными программами,  показать возможности программы PowerPoint при создании дидактических и обучающих ресурсов.

Оборудование:

  1. Презентация для проведения игры.
  2. Жетоны с баллами (1 балл за каждый вопрос).
  3. Жетоны с номерами вопросов.

О ресурсе.

Работа выполнена с применением гиперссылок, триггеров 

и элементов программирования VBA 

ДЛЯ РАБОТЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ НЕОБХОДИМО РАЗРЕШИТЬ МАКРОСЫ!

В офисе 2007:

Файл – Параметры PowerPoint – Центр управления безопасностью – Параметры центра управления безопасностью – Параметры макросов – Включить все макросы.

Проведение викторины.

Небольшое сообщение о творчестве М.В.Ломоносова представляют ведущие викторины. 

Викторина предназначен для учащихся 5 – 9 классов, содержит вопросы по биографии и научной деятельности М.И.Ломоносова. Каждый слайд содержит фактическую информацию по теме (с целью познакомить ребят с фактическим материалом) и вопрос, на который необходимо ответить участникам викторины.

Перед началом игры участники по жребию тянут жетоны с номерами вопросов – на эти вопросы они будут отвечать при проведении викторины. Всего 12 вопросов, если играют две команды – то каждая получает 6 вопросов.

За каждый правильный ответ выдается жетон с баллами (1 балл). В конце игры по количеству баллов определяется победитель.

Для выбора вопроса на слайде №2 необходимо нажать кнопку «пуск». Запустится барабан, один из кругов изменит цвет и возле него появится знак вопроса.

Нужно нажать на круг и по гиперссылке перейти на слайд с вопросом. Для проверки ответа на слайде с вопросом нажимаем кнопку «проверить». Появляется правильный ответ, который через 10 сек сменится на исходный текст. (Это сделано для того, чтобы можно было игру повторить). Если этого времени недостаточно, чтобы проанализировать ответ, нажимаем еще раз кнопку «проверить».

Если участник игры ответил на вопрос правильно нажимаем на кнопку «Верно». В этом случае в окошке «баллы» появится цифра 1, а на слайде с барабаном (№2) флажок с номером вопроса окрасится в зеленый цвет. Если ответ дан неправильный, нажимаем кнопку «Неверно», в окошке баллов появится цифра 0, флажок с номером вопроса окрасится в красный цвет.

Возвращаемся на слайд с барабаном, нажимаем кнопку «Пуск» и т.д.

И так далее проходим по всем вопросам.

Когда все вопросы будут пройдены 2-м слайде появится табличка с информацией об окончании игры. Можно выйти из игры или пройти ее еще раз.

Подводим итоги викторины.

Варианты проведения викторины могут быть различные.

Номера вопросов.  Жетон «1 балл»

1 балл

Вопрос №1

 

Сообщение о творчестве М.В.Ломоносова

В 1711 году 19 ноября родился М.В.Ломоносов в д.Мишанинской (позже слившейся с деревней Денисовкой) Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в довольно зажиточной семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова. Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. Отец женился — на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской).

Как и большинство куростровских крестьян-поморов, они занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел. М. В. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом будущий учёный в детстве ходил рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.

Грамоте обучил Михайлу Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. «Вратами учёности», по его собственному выражению, для него делаются «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам.

Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву.

В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России — в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге — можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, пешком, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву, где он никого не знал.

О своём поступлении в «Спасские школы», то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию М. В. Ломоносов пишет: В Московских Спасских школах записался 1731 года января 15 числа. Жалованья в шести нижних школах по 3 копейки на день, а в седьмой 4 копейки на день.

По прошествии первого полугодия он был переведён из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий. Через год, в достаточной мере овладев латынью, и будучи уже способен на латинском сочинять небольшие стихи, начал учить греческий. Вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища, отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук.

Ломоносов с первых дней прибытия в Академию проявил интерес к наукам. Под руководством В. Е. Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение, «слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии».

В марте 1736 года Академия Наук принимает решение отправить 12 наиболее способных молодых людей для учёбы в Европу, в списке которых значился и М.В.Ломоносов.

За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Христиана Вольфа, и около года во Фрайберге, у Генкеля; около года провел он в переездах, был в Голландии. Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения, Ломоносов познакомился с устройством рудников, способами укрепления шахт, подъёмными машинами. Гордостью Генкеля была его химическая лаборатория. По возвращении в Россию он упорно добивался постройки химической лаборатории при Академии Наук.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербург.

10 июня 1741 года Ломоносов был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания, под руководством которого Ломоносов приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. В то же время Ломоносов усиленно ведёт свои занятия в области минералогии, физики и химии.

Ломоносов в 1743 написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике — «Риторика» 1748 года, которая стала первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Им создана «Российская грамматика» — основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова. Стихосложением М.В. Ломоносов занимался в традициях своего времени: это оды, хвалебные, сатирические произведения.

Основной труд по истории — «Древняя Российская история». Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», Ломоносов составляет «Краткий российский летописец с родословием». Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 г. Эта книга облегчала пользование летописями и другими историческими документами, давала краткий, но содержательный свод исторических фактов. В письме к Л. Эйлеру он формулирует свой «всеобщий естественный закон» (5 июля 1748 года). повторяя его в диссертации «Рассуждение о твердости и жидкости тел» (1760): ...Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте... Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает.

Основной областью своей деятельности М. В. Ломоносов считал химию.

В Химической лаборатории М. В. Ломоносов в 1752—1753 годах впервые за всю историю науки читал курс физической химии студентам академического университета. А разрешение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий — это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России. В октябре 1748 года, когда она была построена, и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого учёного, он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также — осуществлял пробы руд. Здесь он провёл более 4-х тысяч опытов! Им разработана технология цветных стёкол (прозрачных и «глухих» — смальт).  Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него.

В 1753—1754 годах недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть-Рудицы Копорского уезда М. В. Ломоносов при помощи Шувалова получает для строительства стекольной фабрики земельный надел. Усть-Рудицкая фабрика представляла собой своеобразное и в полной мере новое стекольное промышленное предприятие, при ней ведущее место отведено было лаборатории, причём находившейся в процессе эксперимента и в постоянном совершенствовании.

А сам М. В. Ломоносов был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора. Он становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных картин, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями. Широко известна его мозаичная картина «Полтавская баталия» в здании Академии Наук Санкт-Петербурга. (1762—1764)

26 ноября 1753 года им был сделан большой доклад — «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» и, что немаловажно — на русском. М. В. Ломоносовым была представлена его строго научная теория атмосферного электричества, которая в полной мере соответствует современным взглядам.

В рамках метеоисследований, в том числе измерений на разных высотах (температура, давление и т. д.), М. В. Ломоносов разработал летательный аппарат вертикального взлёта — первый прототип вертолёта, предназначенный для подъёма метеоприборов.

При содействии М.В.Ломоносова  и графа И.И.Шувалова совершается в 1755 году открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект.

Ломоносов возглавлял географический департамент АН, руководил работой по созданию географического атласа. Под влиянием его сочинения «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» в 1764 году снаряжается экспедиция в Сибирь. Он теоретические предсказыывает существование Южного материка (Антарктиды).

26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, М. В. Ломоносов обнаружил наличие у неё атмосферы. Учёным было сконструировано и построено несколько принципиально новых оптических приборов, им создана русская школа научной и прикладной оптики.

В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук.

Среди этих неустанных трудов Ломоносов умирает 4 апреля 1765 года от воспаления легких. Он похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Именем Ломоносова названы: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Московская государственная академия тонкой химической технологии, Архангельский театр драмы, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Школы, гимназии, лицеи во многих городах страны, Национальный горный университет им. М. В. Ломоносова в Днепропетровске, г.Ораниенбаум под Петербургом переименован в г.Ломоносов.

Источники на изображения и информацию.

  1. http://www.4uth.gov.ua/images/mathematika/math/8.gif 
  2. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6a/Johann_Bernoulli2.jpg/483px-Johann_Bernoulli2.jpg 
  3. http://www.math.ru/history/people/portrait/561.jpg 
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D 
  5. http://www.ngonb.ru/userfiles/image/mvl/1.jpg 
  6. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/49/Lomonosov_PeterI 
  7. http://www.surwiki.ru/wiki/images/7/72/%D0%.jpg 
  8. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/Lomonosov_Poltava 
  9. http://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl1/rl1-5232.htm 
  10. http://www.mywatch.ru/netcat_files/Image/watch_udivitelnyie_rossiyskie_chasyi_1.jpg 
  11. http://shoyher.narod.ru/Portret/Belinskij.jpg 
  12. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD% 
  13. http://www.lomonosov.org/lomonosov/lomonosov53.html 
  14. http://pics.livejournal.com/serge_g239/pic/0011yqg4 
  15. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/78/Shuv_rokot.jpg/466px-Shuv_rokot.jpg 
  16. http://ru.wikipedia.org/wiki/% 
  17. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=701cf99e-ee8a-4e66-a217-e40ed61acb8e 
  18. http://artcyclopedia.ru/img/big/008810084.jpg 
  19. http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/109/moskau_uni.jpg 
  20. http://m-necropol.narod.ru/lomonosov.html 
  21. http://stud.ibi.spb.ru/103/matevg/html/venera.html 
  22. http://www.etovidel.net/appended_files/big/4de944b3338c8.jpg 
  23. http://chemworld.narod.ru/museum/lab1.html 
  24. http://img-fotki.yandex.ru/get/5803/default31.1/0_557b8_abef547_XL 
  25. http://nsmyslov.narod.ru/voyag/oranienbaum.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная викторина, посвященная 75-летнему юбилею В.В. Шаинского

Задачи:1.Обучающая-познакомить с творчеством композитора В. Шаинского.2.Коррекционная- развитие голоса, внимания, памяти, мелкой моторики.3.Воспитательная- прививать любовь к музыке, чувство дружбы....

научно-практическая ученическая конференция "И отблеск твой горит и ныне...", посвященная М.В. Ломоносову

Сценарий конференции расчитан на 8-11 классы. мероприятие было подготовлено к 300-летию Ломоносова...

Экологическая игра-викторина "Посвящение в экологи"

Углубление экологических знаний у детей дошкольного возраста, формирует у детей экологически-грамотное отношение детей к природе. Использованные в занятии задания способствуют развитию быстроты реакци...

Викторина, посвященная Дню народного единства

Цель: Патриотическое воспитание учащихся. Популяризация государственных символов России.Задачи: Пропагандировать государственную символику России. Формировать гражданско-патриотическую позицию учащихс...

Викторина "Знаешь ли ты Ломоносова М.В.?

Викторина разработана для учащихся 7-9 классов. Проводится викторина в форме презентации с выделением правильного ответа. В процессе викторины, учащимся 7 класса разрешено пользоваться интернет-ресурс...

Урок-посвящение М.В. Ломоносову "Алгебраические выражения"

Интегрированный урок - посвящение М.В. Ломоносову по теме «Алгебраические выражения». Найти разумный компромисс между математическим содержанием урока и его гуманитарным аспектом трудно. О...