Урок "Сера"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Разработка урока химии в 9 классе по теме "Сера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_sera.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Неметаллы 6 А группы. Сера»

        Цели: - Кратко ознакомиться с неметаллами 6 А группы: историей их открытия и

                           значением.

 - Более подробно ознакомиться с физическими свойствами серы, её строением

   и двойственной ролью для человека.

 - Продолжать отрабатывать умения ставить химический эксперимент,          

   наблюдать и делать соответствующие выводы.

        Оборудование и наглядность:

На доске: 1 – Тема урока.

                 2 – Таблица Д. И. Менделеева.

                 3 – Карта Древнего мира с символами серы.

На партах: 1 – Фарфоровые чашечки с серой.

                     2 – Стаканчики с водой.

                     3 – Палочки для перемешивания.

На столе учителя: 1 – Макет паспорта серы.

                                 2 – Таблички с паспортными данными.

                                 3 – Шаро-стержневая модель восьмиатомной молекулы серы.

Ход урока:

  1.  Краткий обзор сведений о халькогенах: кислороде, теллуре, селене.

  1.  – Как можно получить первоначальные достоверные сведения о незнакомом человеке?

( по паспорту). Я вам сегодня предлагаю заполнить паспорт госпожи Серы. Все сведения,

которые будут отражаться на наглядном пособии, не забудьте отразить и в своих тетрадях.

        Но прежде, чем приступить к оформлению паспортных данных, я вам предлагаю сначала окунуться в историю серы.

        Сообщение первого ученика: С серой человечество знакомо с глубокой древности. Сера – «начало начал» древнейших философов и алхимиков, элемент, окутанный мистикой и тайнами. В древности люди наделяли серу таинственными, сверхъестественными свойствами. С течением времени познания человека о сере делались более обширными.

        Восточные страны с тысячелетними культурами дали всему цивилизованному миру первые сведения о сере.

  1. Послушайте, пожалуйста, краткие исторические справки о сере. (На карте древнего мира показываются те государства, о которых идёт речь в сообщениях).

 Древний Китай. Страницы китайских рукописных книг впервые возвестили миру о

приготовлении пороха. В его состав входила сера.

        Древняя Индия. Не там ли надо искать истоки первых сведений о сере? Ведь недаром именно древний индийский язык дал имя этому элементу! По-санскритски, слово «сера», или «сира», означает «жёлтый».

Древний Египет. Сохранившиеся пирамиды повествуют нам об использовании серы для изготовления красок и косметических средств ещё во втором тысячелетии до нашей эры.

        Древний Рим. Это он был родиной наиболее богатых серных месторождений. Плиний Старший подробно описал их.

        Древняя Русь. Берега многочисленных рек севера и северо-востока Руси были богаты пиритом – природным минералом серы. Кустарным, примитивным способом из него добывали серу.

        - Теперь вы понимаете, какой древний возраст у госпожи Серы. А сейчас пора приступить к заполнению её паспортных данных на основании прописки в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. ( Идёт работа по оформлению макета паспорта).

  1. Фамилия, имя (название, химический знак элемента).
  2. Фотография физических свойств (учащиеся сами определяют цвет, агрегатное состояние, запах, хрупкость серы; потом проводят эксперимент, помогающий определить растворимость серы в воде, её смачиваемость, легкоплавкость).
  3. Адрес места жительства (период, группа, подгруппа, порядковый номер).
  4. Особенности внутреннего мира (заряд ядра, общее число электронов, число энергетических уровней, степени окисления).
  5. Ближайшие родственники (высший оксид, летучее водородное соединение, гидроксид).

- Исходя из физических свойств, попробуйте определить, какая у серы кристаллическая

решётка? (Ученики дают ответ про молекулярную решётку). Вывод: от строения веществ зависят его свойства.

        Кристаллическая сера состоит из восьмизвенных кольцеобразных молекул S . (Показывается шаро-стержневая модель молекулы). У жёлтой серы есть корона,

                                                                                          Но нет ни подданных, ни трона.

                                                                                          Корону сера надевает,

                                                                                      Когда устойчивой бывает.

        Если серу нагреть до температуры 119 градусов, то она расплавится и превратится в коричневую жидкость. Если её вылить в холодную воду, то мы увидим перед собой другую аллотропную модификацию серы – пластическую серу S . Она очень неустойчива и через некоторое время превращается снова в кристаллическую серу.

        Ну, а теперь нам предстоит знакомство с соединениями серы. Сера в природе существует не только в самородном виде, но и в соединениях: сульфатах и сульфидах. Самый распространённый из них – пирит.

        Сообщение второго ученика: Значение пирита в эволюции человека трудно переоценить. С глубокой древности пирит помогал людям в получении огня. В каком-то смысле его можно уподобить герою Прометею, который пожертвовал собой, отдав огонь людям. Древние греки хорошо были знакомы с этим камнем. За ярко-жёлтый цвет, а может быть за способность под ударами кремня испускать сноп искр, они назвали его пиритом, что означает «огонь». Сегодня пирит, являясь основой сернокислотного производства, также служит людям.

        Другой важный сульфид – известная ещё в глубокой древности киноварь. За ярко-красный цвет индейцы называли её кровью дракона. В Древней Руси киноварь была одной из самых распространённых минеральных красок: переписчики книг писали ею заставки. Киноварь вошла и в историю косметики. Древние египтянки использовали её в качестве румян. Инки Южной Америки киноварью подводили глаза. Правда, делалось это один раз в жизни – в день бракосочетания. В Китае эту краску применяли для придания различным кондитерским изделиям более красивого и аппетитного вида.

        -В повести А. М. Волкова «Царьградская пленница» говорится о том, как в 942 г. под стенами Царьграда «греческим огнём», в состав которого входила сера, был уничтожен флот киевского князя Игоря.

        Сера и в наши дни имеет большое значение в жизни человека, причём, её роль двойственна.

        Сообщение третьего ученика: Сера входит в состав белков, витаминов и гормонов, участвует в биохимических реакциях обмена веществ, окислительно-восстановительных и ферментативных процессах. Сера входит в состав нервных тканей и хрящей, обнаружена в крови, слюне, моче, молоке. Соединения серы используют при лечении чесотки, псориаза, глистных инвазий, прогрессирующего паралича. Сульфаниламидные препараты и антибиотики содержат в своём составе серу. Однако при постоянном попадании в организм от 1 до 10 мг серы через 1 – 2 недели появляются изменения в обмене веществ, головные боли и боли в животе, быстрая утомляемость, учащение пульса, экзема на коже. Использование серосодержащих мазей не вызывает острых отравлений у взрослых, но может привести к интоксикации детского организма.

        Обобщением по сегодняшней теме могут служить такие строки:

Халькогены часто вместе

Все живут в шестом подъезде

Менделеевского дома.

С ними мы давно знакомы.                            

«Я жилец квартиры восемь.

                              Я могу зажечь на спор 

                          Спичку, печку и костёр.

                              Кто вам всем дышать даёт –

                              Атмосферный кислород!»

Ну а сера, как на троне,

В восьмиатомной короне

Не витает в атмосфере –

Твёрдость есть в царице Сере.

                              Свет готов ловить селен –

                              Необычный элемент!

                              А теллур из тьмы возник,

                              Это полупроводник.

                              И у них манеры –

                              Точно как у серы.

  1. - С целью закрепления изученного материала я предлагаю вам ответить на вопросы по данной теме ( каждый из вопросов написан на обратной стороне букв «С Е Р А»).

«С» – Охарактеризуйте серу, как химический элемент, основываясь на её паспортных данных.

«Е» – Путешествуя на машине времени, вы попали в лабораторию алхимика, который плавит серу. Как современные химические знания помогли бы вам объяснить ему происходящие процессы?

«Р» – Расскажите, какую роль играли сера и её соединения в жизни человека на разных этапах истории развития общества.

«А» – Раскройте двойственную биологическую роль серы в организме человека.

  1. Даётся анализ ответов, выставляются оценки.

5.   Записывается и комментируется домашнее задание.