Главные вкладки

    Проектная работа "Модель организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии"
    методическая разработка по химии (8 класс) по теме

    Бочкова Ирина Анатольевна

    Работа являлась зачётной на дистанционных курсах повышения квалификации в педагогическом университете "Первое сентября" и Факультете педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательной программе "Методические основы подготовки к олимпиадам по химии"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

    « Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №2 »

    Проектная работа на тему

    Модель организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии

    Выполнила:

    слушатель курсов повышения

    квалификации учителей по проблеме

    «Методические основы подготовки к олимпиадам по химии »

    Бочкова И.А.

    Должность: учитель химии

                                            г. Сясьстрой

                                                2012 год

    Содержание

    Введение

    Обоснование темы проекта и её актуальность                                       стр. 3

    1. Подготовка школьников к олимпиадам.

    Какой она должна быть?                                                        стр. 4

    2. Методическая часть проектной работы                                        стр. 5

    3. Организационная часть проектной работы                                

    3.1 План основных мероприятий по подготовке

    олимпиады                                                                        стр. 6

    3.2 Регламент проведения олимпиады                                стр. 7

    3.3 Подготовка содержательной компоненты

    олимпиады                                                                        стр. 7

    3.3.1 Комплект заданий заочного тура школьного

    этапа олимпиады для 8 класса                                стр. 7

    3.3.2 Комплект заданий теоретического тура

    школьного этапа олимпиады для 8 класса                стр. 10

    3.3.3 Задание экспериментального тура

    школьного этапа олимпиады для 8 класса                стр. 12

    4. Анализ содержания олимпиадных задач 2011-2012

    учебный год                                                                        стр. 12

    5. Результаты школьного этапа олимпиады                                

    5.1 Результаты заочного тура олимпиады по химии

    в 8 классе                                                                        стр. 13

    5.2 Результаты очного теоретического тура

    олимпиады по химии в 8 классе                                        стр. 13

    5.3 Результаты экспериментального тура

    школьного этапа олимпиады для 8 класса                        стр. 14

    5.4 Итоги по результатам трёх туров                                стр. 14

    Заключение                                                                        стр. 14

    Справка о выполнении итоговой работы

    (акт о внедрении)                                                                        стр. 15

    Список литературы                                                                стр. 16

    Введение

    В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа", послание Президента  Российской Федерации А.Д Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009.

    Приоритетный национальный проект «Образование», реализуемый с 2006 года, предполагает поддержку инициативной, талантливой молодежи. Выявление одаренных детей является приоритетным направлением образовательной политики нашей страны.

    В психологии существует множество подходов к пониманию термина «одаренный ребенок». Мы возьмем  за основу определение, согласно которому «одаренный ребенок - это ребенок, выделяющийся  яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности»[1].

    Работа с одарёнными детьми предполагает ориентацию не только на усвоение определенных знаний, но в большей мере  на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей в соответствии с особенностями (интеллектуальными, психологическими, физическими) каждого ученика.
            Эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся с разными типами одаренности являются предметные олимпиады, поэтому актуальность
      определяется потребностью совершенствования методики подготовки учащихся 8 классов к участию в олимпиадах по химии  в аспекте развития познавательного интереса и способностей учащихся с различными типами одаренности к химии.
    Цель проекта:

    теоретическое обоснование и разработка методологических  подходов к подготовке одаренных учащихся 8 классов и учащихся с высокой мотивацией к участию в химических олимпиадах.
    Задачи проекта:

    1. Выявить психолого-педагогические особенности развития познавательного интереса и способностей у школьников 8 классов, в том числе у одаренных детей.
    2. Определить основные направления и требования к совершенствованию подготовки учащихся 8 классов к химическим олимпиадам.
    3. Разработать методологические  подходы к обучению решению нестандартных задач на факультативных занятиях в 8  классах
    4. Разработать систему оценивания олимпиадных задач
    5. Провести экспериментальную проверку эффективности разработанной методики подготовки к химическим олимпиадам учащихся 8 классов МОБУ «Сясьстройская СОШ №2» в 2011-2012 учебном году.

    1. Подготовка школьников к олимпиадам. Какой она должна быть?

    Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа быстро затухает.

    1. подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года;
    2. индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения;
    3. уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
    4. использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.

    2. Методическая часть проектной работы.

    Олимпиады — это хорошо себя зарекомендовавший способ выявления среди школьников одаренных ребят с ярко выраженными научными склонностями. Олимпиада дает возможность учащимся, обладающим должной подготовкой, ещё больше заинтересоваться предметом, поверить в свои силы и взяться за решение ещё более сложных задач.

    Олимпиады требуют от участника не просто демонстрации владения определенным объемом знаний, но и активного, зачастую творческого, применения их на практике. На олимпиадах, начиная с районного уровня, предъявляются более серьезные требования к экспериментальному мастерству участников, чем это предусмотрено школьной программой. Многие школьники, участвующие в олимпиадах, в дальнейшем выбирают профессиональную деятельность, связанную с фундаментальными или прикладными научными исследованиями, либо включающую элементы таких исследований.

    Олимпиадные задачи контролируют не столько знания, сколько умение пользоваться ими для решения задач, контролируют склонность детей к научному анализу, к умению мыслить логически, системно, они проверяют, способен ли ребенок к серьезной умственной работе. Как правило, это вопросы повышенной сложности, для избранных.

    Существуют определённые методические требования к олимпиадным задачам:

    1) Содержание задачи должно опираться на примерную программу содержания ВОШ(х) соответствующего класса.
    2) Трудность задач должна быть различной. Среди них должны быть и трудные и простые, "утешительные", для новичков и слабых участников, чтобы не отпугнуть их от участия в следующих олимпиадах.

    3) Задача должна нести познавательную нагрузку.

    4) Задача должна быть комбинированной: включать вопросы как качественного, так и расчетного характера; содержать материал из других естественнонаучных дисциплин.

    5) Задача должна быть интересна, оригинально сформулирована.

    6) Условие должно быть сформулировано четко; вопросы задачи должны быть сформулированы четко; на основе вопросов строится система оценивания.
            Как правило, в обычной общеобразовательной школе, уровень мотивации участников школьного (первого) этапа олимпиады по химии, зависит от возраста: у восьмиклассников он высок, у выпускников более низкий.

    3. Организационная часть проектной работы.

    В нашей школе I тур  ВОШ(х)  для восьмиклассников проходят в феврале, поэтому комплект заданий составляется творческой группой МО учителей естественно-математического цикла школы с учетом того, что учащиеся изучают химию пол года.

    3.1 План основных мероприятий по подготовке олимпиады.

    1. Подготовительная стадия (важным на этой стадии является обеспечение эффективного взаимодействия всех участников подготовки и проведения того или иного этапа олимпиады):

    а) нормативное сопровождение мероприятия (организатором школьного этапа создается оргкомитет и жюри; оргкомитет разрабатывает регламент проведения олимпиады);

    подготовка содержательной компоненты олимпиады, разработанной предметно-методической комиссией с учетом методических рекомендаций центральной методической комиссии (ЦМК) по химии;

    б) информационное обеспечение олимпиады (оповещение о проведении заочного и очного туров, о результатах через Интернет-сайт, школьную газету, информационные листки на стендах в кабинете химии, объявления во время учебных и внеклассных занятий по химии);

    в) подготовка материально-технической базы олимпиады (создание выставки учебной и научно-популярной литературы по химии, "копилки" с подборкой олимпиадных задач предыдущих лет и др.);

    г) проведение занятий с будущими участниками олимпиады с целью ознакомления с целями олимпиады, регламентом ее проведения, с примерами заданий;

    д) проведение заочного тура олимпиады;

    е) проверка и показ работ;

    ж) информационное обеспечение олимпиады (оповещение о результатах через Интернет-сайт, школьную газету, информационные листки на стендах в кабинете химии, объявления во время учебных и внеклассных занятий по химии);

    з) приглашение участников для участия в очном туре.

    2. Основная стадия: 

    а) приветствие участников олимпиады администрацией школы и учителем химии;

    б) проведение теоретического тура олимпиады;

    в) шифрование работ;

    г) проверка, расшифровка работ, подведение итогов;

    д) показ работ;

    е) информационное обеспечение олимпиады (оповещение о результатах через Интернет-сайт, школьную газету, информационные листки на стендах в кабинете химии, объявления во время учебных и внеклассных занятий по химии);

    ж) проведение экспериментального тура олимпиады;

    з) проверка и показ работ;

    и) подведение итогов олимпиады в торжественной обстановке в присутствии одноклассников, награждение победителей и призеров (участники, не набравшие более половины от максимально возможных баллов, не могут являться победителями и призерами), закрытие олимпиады.

    3. Заключительная стадия:

    а) анализ допущенных ошибок и неточностей при выполнении работ, размещение заданий с ответами на информационных листках на стендах в кабинете химии;

    б) оргкомитет подводит итоги, анализирует положительные и отрицательные стороны проведения олимпиады.

    3.2 Регламент проведения олимпиады.

    Сроки проведения: неделя естествознания (середина февраля)

    Число участников: все восьмиклассники, показавшие хорошие результаты при выполнении заданий заочного тура; все желающие, не принявшие участие в предыдущем туре по уважительным причинам;

    Программа олимпиады: заочный тур; очный теоретический и экспериментальный туры;

    Состав жюри (4 человека): председатель жюри (заместитель директора по учебно-воспитательной работе), члены жюри (учитель химии; учитель биологии; учитель географии);

    Как осуществить проверку и показ работ, разбор задач, подведение итогов и награждение рассмотрено ранее. 

    3.3 Подготовка содержательной компоненты олимпиады.

    Олимпиадная задача представляет собой систему из условия, текста решения и системы оценивания.

         При выполнении заданий олимпиады исключается использование учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера. Разрешается пользоваться таблицей растворимости и периодической таблицей химических элементов Д.И. Менделеева, непрограммируемым калькулятором.  

    3.3.1 Комплект заданий заочного тура школьного этапа олимпиады для 8 класса

    1. Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала соль с мелкими гвоздями, деревянными стружками и речным песком и велела Золушке очистить соль, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро выполнить задание мачехи. (3 балла)

    Система оценивания

    1.

    Действие магнитом (железные гвозди).

    1 балл

    2.

    Растворение в воде, фильтрование (деревянные опилки, речной песок)

    1 балл

    3.

    Выпаривание раствора

    1 балл

    Итого

    3 балла

    2. В трёх неподписанных пробирках находятся вода, раствор гидроксида натрия и раствор лимонной кислоты. С помощью, каких индикаторов можно определить данные вещества? Каким одним индикатором можно воспользоваться для определения?  Как в бытовых условиях можно отличить раствор лимонной кислоты от воды? (3 балла)

    Система оценивания

    1.

    Названы все индикаторы, изменение их окраски в разных средах

    1,5 балла

    2.

    Назван универсальный индикатор, его окраска в разных средах.

    1,5 балла

    3.

    Названы бытовые индикаторы: чайная заварка или растворы ягодных соков

    1 балл

    Итого

    4 балла

    3. Найдите массовую долю сульфата натрия в растворе, полученном добавлением 100г воды к 250г. 15% раствора соли. (5 баллов)

    Система оценивания

    1.

    Ответ обоснован и подтвержден расчетами:

    250 ∙ 0,15 + 100 ∙ 0 = 350 ∙ х

    x = 0,1071 (10,71%)

    5 баллов

    Итого

    5 баллов

    4. В среднем за год курица несёт 220 яиц. Масса карбоната кальция, содержащегося в яйце. В среднем составляет 5г. какая масса кальция должна восполняться в организме несушки за год? (5 баллов)

    Система оценивания

    1.

    Записаны формулы веществ и формулы для вычислений

    2 балла

    2.

    Определена массовая доля кальция в карбонате кальция (0,4)

    1 балл

    3.

    Определена масса кальция в одном курином яйце (2г.)

    1 балл

    4.

    Определена потеря кальция за год (440г.)

    1 балл

    Итого

    5 баллов

    5. Мельчайшая капелька воды имеет массу 0,001г. Сколько молекул воды содержится в одной капельке? Рассчитайте число атомов всех элементов, содержащихся в капельке.

    (6 баллов)

    Система оценивания

    1.

    Вычисление количества вещества воды (0,00006 моль)

    1 балл

    2.

    Вычислено количество молекул воды (3,6 ∙ 1019)

    1 балл

    3.

    Определено количество атомов водорода (7,2 ∙ 1019)

    2 балла

    4.

    Определено количество атомов кислорода (3,6 ∙ 1019)

    2 балла

    Итого

    6 баллов

    6. Приведите химические формулы гидроксидов, которые соответствуют следующим оксидам: Li2O; FeO; P2O5; SO2; Cl2O5; Al2O3. Дайте названия этим гидроксидам. (6 баллов)

    Система оценивания

    1.

    Определён характер оксидов и гидроксидов – по 0,5 балла

    3 балла

    2.

    Составлены формулы гидроксидов, даны названия – по 1 баллу

    6 баллов

    Итого

    9 баллов

    7. Азот образует с кислородом пять оксидов. Массовые доли азота в них соответственно равны: 63,6%; 46,7%; 30,4%; 36,8%; 25,9%. Определите формулы оксидов. (10 баллов)

    Система оценивания

    1.

    За каждую выведенную формулу оксида – 2 балла.

    NxOy

    x : y = 4,54 : 2,28 = 2 : 1;  N2O

    x : y = 3,34 : 3,33 = 1 : 1;  NO

    x : y = 2,17 : 4,35 = 1 : 2;  NO2

    x : y = 2,63 : 3,95 = 1 : 1,5 = 2 : 3;  N2O3

    x : y = 1,85 : 4,63 = 1 : 2,5 = 2 : 5;  N2O5

    10 баллов

    Итого

    10 баллов

    Суммарное количество баллов – 42

    3.3.2 Комплект заданий теоретического тура школьного этапа олимпиады для 8 класса

    Время выполнения 3 часа

    1. Через нагретый порошок вещества А черного цвета пропускают бесцветный газ В. При

    этом образуется простое вещество красного цвета С и жидкость Д, имеющая широкое применение. Газ В может быть получен электролизом жидкости Д. Назовите А, В, С, Д и запишите уравнения реакций получения вещества В еще двумя способами. (12 баллов)

    Система оценивания

    1.

    За уравнение каждой реакции – 2 балла.

    8 баллов

    2.

    За каждое названное вещество – 1 балл

    4 балла

    Итого

    12 баллов

    1. Глауберова соль, применяемая в медицине как слабительное, имеет формулу

     Na2SO4∙10H2O. Какую массу Na2SO4∙10H2O следует растворить в 250г Н2О для получения раствора, содержащего 5% безводной соли? Задачу решить двумя способами. (12 баллов)

    Система оценивания

    1.

    Определена массовая доля безводной соли в глауберовой соли – 44%

    2 балла

    2.

    Решена задача математическим способом (уравнением) – 32г.

    5 баллов

    3.

    Использование диагональной схемы – 32г.

    5 баллов

    Итого

    12 баллов

    1. Минерал антимонит является ядом. При полном сжигании 340г этого вещества в

    избытке кислорода образуется 292г. оксида сурьмы (III) и 192г. оксида серы (IV). Какова химическая формула антимонита? (10 баллов)

    Система оценивания

    1.

    Определена масса сурьмы в оксиде сурьмы (III) – 244г

    2 балла

    2.

    Определена масса серы в оксиде серы (IV) – 96г.

    2 балла

    3.

    Выявлено отсутствие атомов кислорода в исходном веществе

    1 балл

    4.

    Найдено соотношение индексов – 2:3

    4 балла

    5.

    Выведена формула исходного вещества

    1 балл

    Итого

    10 баллов

    1. Сколько атомов содержится в кубике из чистого золота с ребром равным 2см

    (плотность золота 19,3г/см3)? Какую массу сплава золота с пробой 585° можно приготовить из данной массы металла?(10 баллов)

    Система оценивания

    1.

    Определён объём кубика с ребром 2см – 8 см3 

    2 балла

    2.

    Определена масса этого кубика – 154,4г

    2 балла

    3.

    Определено количество вещества золота – 0,78моль

    2 балла

    4.

    Определено количество атомов – 4,68∙1023атомов

    2 балла

    5.

    Найдена масса сплава золота – 263,93г.

    2 балла

    Итого

    10 баллов

    1. В четырёх различных сосудах находятся газы: аммиак, азот, кислород, углекислый газ.

    С помощью, каких приёмов можно распознать, какой газ находится в пробирке? При распознавании с использованием химических приёмов приведите уравнения соответствующих химических реакций (9 баллов)

    Система оценивания

    1.

    Определён аммиак по запаху

    1 балл

    2.

    Определён кислород по вспыхиванию тлеющей лучинки

    1 балл

    3.

    Определены азот и углекислый газ – горящая лучинка гаснет

    2 балла

    4.

    Определён аммиак с помощью влажной фенолфталеиновой бумаги

    1 балл

    5.

    Написаны уравнения реакций для аммиака и углекислого газа – по 2 балла

    4 балла

    Итого

    9 баллов

    Суммарное количество баллов – 53

    3.3.3 Задание экспериментального тура школьного этапа олимпиады для 8 класса

    Время выполнения 1 час

    В пяти неподписанных пробирках находятся растворы: соляной кислоты, серной кислоты, гидроксида калия, хлорида калия, сульфата калия. Используя имеющиеся на столе реактивы и оборудование, определите, в какой пробирке находится раствор каждого из перечисленных веществ. Составьте план решения задачи. Напишите уравнения протекающих реакций. (20 баллов)

    Реактивы: растворы KCl; K2SO4; HCl; H2SO4; ВаCl2; AgNO3; универсальный индикатор.

    Оборудование: штатив с пробирками, пипетка.

    Система оценивания

    1.

    По изменению цвета индикаторной бумаги определены 2 пробирки с кислотами, 2 пробирки с солями, 1 пробирка со щёлочью – по 1 баллу за каждый раствор.

    5 баллов

    2.

    Написаны уравнения диссоциации кислот и щёлочи

    3 балла

    3.

    С помощью раствора хлорида бария определены растворы серной кислоты и сульфата калия (или с помощью нитрата серебра определены растворы соляной кислоты и хлорида калия) – по 2 балла за каждый раствор.

    8 баллов

    4.

    За уравнение каждой реакции – 2 балла.

    4 балла

    5.

    Составлен план решения задачи.

    4 балла

    Итого

    24 балла

    Максимальное количество баллов за три тура: 118

    Победитель и призёры: 59 баллов и больше.

            

    4. Анализ содержания олимпиадных задач  2011-2012 учебный год

    1. Заочный тур олимпиады.

    Разделы химии:

    1. Неорганическая химия – 5 задач (1,3,4,6,7)
    2. Аналитическая химия – 1 задача (2)
    3. Физическая химия – 1 задача (5)

    Группы задач:

    1. Качественные – 3 задачи (43%)
    2. Количественные – 4 задачи (57%)
    1.  Очный тур олимпиады.

    Разделы химии:

    1. Неорганическая химия – 1 задача (1)
    2. Аналитическая химия – 3 задачи (2,3,5)
    3. Физическая химия – 1 задача (4)

    Группы задач:

    1. Качественные – 2 задачи (40%)
    2. Количественные – 3 задачи (60%)

    5. Результаты школьного этапа олимпиады

    5.1 Результаты заочного тура олимпиады по химии в 8 классе.

    п/п

    Фамилия, имя

    №1

    №2

    №3

    №4

    №5

    №6

    №7

    Всего

    1.

    Бочкова Ксения

    2

    4

    5

    5

    6

    9

    10

    41

    2.

    Мишук Мария

    3

    4

    0

    5

    6

    5

    10

    33

    3.

    Вагичева Ксения

    3

    0

    5

    0

    6

    5

    10

    29

    4.

    Жукова Виктория

    2

    0

    5

    5

    0

    9

    0

    21

    5.

    Заикин Иван

    3

    3

    5

    5

    0

    4,5

    0

    20,5

    6.

    Баклагина Дарья

    2

    3

    0

    0

    0

    5

    10

    20

    7.

    Купцова Дарья

    2

    2

    0

    0

    0

    5

    6

    15

    8.

    Ершов Алексей

    1

    1

    5

    0

    3

    4

    1

    15

    9.

    Прокопчук Алёна

    3

    1

    5

    0

    5

    0

    0

    14

    10.

    Башмакова Ирина

    0

    0

    5

    0

    4

    4

    0

    13

    11.

    Владимиров Александр

    0

    0

    5

    0

    6

    0

    0

    11

    12.

    Куряшов Владислав

    0

    0

    0

    5

    3

    0

    0

    8

    13.

    Дряхлов Илья

    3

    0

    5

    0

    0

    0

    0

    8

    14.

    Поднебесная Анастасия

    1

    0

    0

    0

    0

    2

    0

    3

    5.2 Результаты очного теоретического тура олимпиады

    по химии в 8 классе.

    п/п

    Фамилия, имя

    №1

    №2

    №3

    №4

    №5

    Всего

    1.

    Бочкова Ксения

    11

    12

    10

    10

    9

    52

    2.

    Мишук Мария

    11

    12

    10

    10

    8

    51

    3.

    Вагичева Ксения

    10

    12

    10

    10

    8

    50

    4.

    Баклагина Дарья

    9

    12

    10

    10

    6

    47

    5.3 Результаты экспериментального тура школьного этапа олимпиады для 8 класса

    п/п

    Фамилия, имя

    Всего

    1.

    Бочкова Ксения

    20

    2.

    Мишук Мария

    20

    3.

    Вагичева Ксения

    18

    4.

    Баклагина Дарья

    16

    5.4 Итоги по результатам трёх туров:

    Бочкова Ксения                113 баллов                I место

    Мишук Мария                104 балла                II место

    Вагичева Ксения                97 баллов                III место

    Баклагина Дарья                83 балла                IV место

    Заключение

            Проект был внедрён в  2011-2012 учебном году.

    Проведению школьного этапа олимпиады предшествовала большая работа: выявлена группа учащихся, которые заинтересованы в получении дополнительных знаний по химии. С данными учащимися проводились еженедельные дополнительные теоретические и практические занятия.

            Акт о внедрении проекта был подписан директором школы.

            Работа была зачтена на дистанционных курсах повышения квалификации в педагогическом университете «Первое сентября» и Факультете педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательной программе «Методические основы подготовки к олимпиадам по химии» (Регистрационный номер №235-524-390/ЕD-18-005)

    Справка о выполнении итоговой работы

    (акт о внедрении)

    Фамилия:          Бочкова

    Имя:                Ирина

    Отчество:        Анатольевна

    Идентификатор:        235-524-390

    Название образовательной программы (курса):  

    «Методические основы подготовки к олимпиадам по химии»

    Тема итоговой работы:  

    «Модель организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии»

    Форма выполнения итоговой работы:

    Письменная работа, включающая систематизацию и обобщение знаний, полученных при изучении лекционного материала и практическое применение этих знаний при подготовке и проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии. Разработка комплекта задач заочного и очного туров для 8 класса.

    Наименование учреждения, в котором выполнялась итоговая работа:

    Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №2»

    Должность руководителя учреждения: директор школы

    Дата выполнения итоговой работы: 8.02.2012г

    Печать                                                                Подпись

    учреждения                                                руководителя учреждения:

                                                                    _________И.В.Богомолова

                                                                    «08»     февраля         2012г.

    Литература

    1. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. - СПб. 2009. С.151
    2. Школьные олимпиады. Химия. 8-11 классы. А.В. Артемов, С.С. Дерябина. М.: Айрис-пресс. 2007
    3. Готовимся к олимпиаде по химии: Сборник заданий и ответов для 8-11 классов. Авт.-сост. Н.А.Шариков, О.И. Шарикова, А.Н.Ласточкин. М.: АРКТИ, 2008
    4. Химия: сборник олимпиадных задач. Школьный и муниципальный этапы: учебно-методическое пособие. Под ред. В.Н.Доронькина. Ростов н/Дону: Легион, 2011
    5. Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач. Под ред. А.А.Кавериной. ФИПИ., М.: Интеллект-Центр, 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

    Участники школьного этапа Олимпиады являются учащиеся 5-11 классов, распределённые по возрастным группам: 5 – 6 классы, 7 – 8 классы, 9 классы, 10-11 классы. В состав участников входят учащиеся (мальч...

    Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике в 2015-2016 учебном году на территории Советского района.

    Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физикев 2015-2016 учебном годуна территории Советского района.отредактированные, с учетом требований в...

    ПОЛОЖЕНИЕ об организации проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

    Настоящее Положение о школьном этапе всероссийской олимпиады школьников (далее – Положение) определяет порядок организации и проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников (далее –...

    Положение по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2015/2016 учебном году в образовательных организациях г. Льгова Курской области

    Положениепо проведению школьного этапавсероссийской олимпиады школьников по технологиив 2015/2016 учебном годув образовательных организациях г. Льгова Курской области...

    Приказ ДО Об организации работы муниципальной предметно-методической комиссии для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016-2017 учебном году

    Приказ ДО Об организации работы муниципальной предметно-методической комиссии для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016-2017 учебном году...

    Приказ об организации работы муниципальной предметно-методической комиссии для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016-2017 учебном году

      от _06.09.2016_   Об организации работы муниципальной предметно-методической комиссии для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016-2017 учебном...