Урок по теме "Химические свойства металлов"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Урок химии в 9 классе по теме "Химические свойства металлов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bortnikova_urok_metally.docx25.07 КБ
Файл bortnikova_metally.pptx1 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4

п. Чернянка Белгородской области»

Урок химии

«Химические свойства металлов»

Автор: учитель химии

Бортникова Галина Васильевна

2010 г


Тема урока

Химические свойства металлов

Класс

9

Тип урока

Изучение и первичное закрепление нового материала

Цели урока

Образовательные – создать условия для изучения химических свойств металлов

Развивающие   обеспечить  развитие умений наблюдать, делать выводы на основе результатов своих исследований

Воспитательные –   воспитание положительной мотивации учения.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, интерактивная доска, реактивы: раствор соляной кислоты, натрий, цинк, медь, железо,  сульфат меди, вода, фенолфталеин.

Мотивационный этап

Актуализация субъективного опыта учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-В древности людям было известно 7 металлов.  Их число соотносилось числу известных тогда планет. Сатурн – свинец, Меркурий – ртуть, Марс – железо,  Луна – серебро,  Солнце – золото, Венера – медь, Юпитер – олово. Алхимики считали, что излучения этих планет рождают в недрах Земли металлы. Вы знаете намного больше алхимиков и мы сегодня продолжим изучать свойства металлов.

-Посмотрите на экран. Что объединяет  эти элементы?

  1. Все элементы – металлы

-Какие свойства металлов вы уже знаете? Назовите их.

  1. Физические.  

-Посмотрите на изображения. Какие свойства металлов изображены на слайде?

  1. Химические

-Назовите тему  нашего урока.

Химические свойства металлов

-Запишите тему урока в тетрадь

Организация восприятия

-Вспомним основное химическое свойство металлов на основании строения их атомов.

Металлы - восстановители

Отличаются металлы по активности?

Посмотрите на ряд активности металлов. Сделайте вывод об активности различных металлов.

Активность металлов усиливается справа налево

Предположите химические свойства металлов. С какими веществами могут они взаимодействовать?

С неметаллами: кислород, сера, хлор;

Со сложными веществами: вода, кислоты, соли.

Я предлагаю провести исследование по изучению химических свойств металлов и  в течение урока проверить ваши гипотезы. Вы согласны?

Начинаем исследование.

ГИПОТЕЗА №1

Металлы взаимодействуют с кислородом.

Внимание на экран.

Прокомментируйте  опыт, который вы просмотрели.

Сделайте вывод, какие вещества образуются при взаимодействии металлов с кислородом? Запишите схему в тетрадь.

Запишите уравнение химической реакции.

В зависимости от активности металлы по-разному взаимодействуют с кислородом. Активные – при обычных условиях (натрий хранят в запаянных сосудах или под слоем керосина), металлы средней активности медленно или при нагревании, а золото и платина не окисляются кислородом.

Просмотр опыта

Железо горит в кислороде с образованием оксида.

Записывают уравнение химической реакции на слайде.

ГИПОТЕЗА № 2

Металлы взаимодействуют с серой.

Внимание на экран.

Прокомментируйте  опыт, который вы просмотрели.

Схема

Запишите уравнение химической реакции.

Просмотр опыта

Натрий взаимодействует с серой с образованием сульфида натрия

Записывают уравнение химической реакции на слайде.

ГИПОТЕЗА № 3

Металлы взаимодействуют с хлором.

Внимание на экран.

Прокомментируйте  опыт, который вы просмотрели.

Схема.

 Запишите уравнение химической реакции.

Медь взаимодействует с хлором с образованием хлорида

Записывают уравнение химической реакции на слайде.

ГИПОТЕЗА № 4

Металлы взаимодействуют с водой.

(демонстрационный опыт).

Прокомментируйте  опыт, который вы просмотрели. Почему изменился цвет индикатора?  Запишите уравнение химической реакции.

 Менее активные металлы взаимодействуют с водой медленно или при нагревании с образованием оксидов. Например, железный гвоздь.

Цвет индикатора указывает на щелочную среду. Значит, образовался гидроксид натрия.

Записывают уравнение химической реакции на слайде.

ГИПОТЕЗА № 5

Металлы взаимодействуют с кислотами.

Используя инструкционную карточку, проведите 1 и 2 опыты.

Запишите уравнение химической реакции.

Комментарии, вывод.

Цинк взаимодействует с кислотой, а медь нет, т.к. медь стоит в ряду активности металлов после водорода.

Записывают уравнение химической реакции на слайде.

ГИПОТЕЗА № 6

Металлы взаимодействуют с солями.

Используя инструкционную карточку, проведите 3 опыт.

Запишите уравнение химической реакции.

На железе восстановилась медь.

Записывают уравнение химической реакции на слайде.

Гипотезы подтвердились, мы можем с полной уверенностью говорить о химических свойствах металлов. Назовите химические свойства металлов.

Первичная проверка применения

А теперь на основании ваших знаний заполните таблицу

Заполняют  таблицу. Самопроверка.

Организация первичного закрепления

Ученики у доски отвечают на вопросы теста (на слайде)

Итог урока

В течение всего урока мы изучали химические свойства металлов, делали выводы, подтвердили гипотезы. Мне понравилось работать с вами на урок, особенно хочу отметить …, они получают «5»,  ……………….. «4», остальным необходимо быть более активными на уроке

Да, гипотезы оказались верны

Рефлексия деятельности на уроке

Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

- Я узнал

- Мне было сложно

-Мне понравилось

Домашнее задание

Дополнить  таблицу уравнениями реакций.

Примечание

Использованные источники и литература

Учебник  для общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман: «Просвещение", мультимедиа-пособие для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» – «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы»,

http://experiment.edu.ru

Формы, методы, приемы

В качестве метода преподавания избрано изложение учебного материала с использованием презентации  для повышения внимания, степени восприятия материала, познавательной активности учащихся. С помощью цвета, анимации, видео, оформления слайдов достигается активизация воздействия на учебную аудиторию. Благодаря видеоопытам учащиеся могут наблюдать за химическими реакциями.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

На следующем уроке необходимо вернуться к таблице, которую учащиеся должны дополнить уравнениями химических реакций

Другое

Презентация составлена для работы на интерактивной доске, если использовать при обычной демонстрации на экране, то необходимо дописать уравнения химических реакций.

Смена слайдов происходит при нажатии на на клавишу Enter,      а также используя переключатели между слайдами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок Автор: Бортникова Галина Васильевна учитель химии муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 п. Чернянка Белгородской области» Химические свойства металлов

Слайд 2

04.10.2010 Бортникова Г.В. 2 Металлы

Слайд 3

Физические свойства металлов 04.10.2010 Бортникова Г.В. 3

Слайд 4

Химические свойства металлов 04.10.2010 Бортникова Г.В. 4

Слайд 5

Химические свойства металлов Взаимодействие с неметаллами: с кислородом с серой с галогенами Взаимодействие со сложными веществами : с водой с растворами кислот с растворами солей 04.10.2010 Бортникова Г.В. 5

Слайд 6

Взаимодействие с кислородом 04.10.2010 Бортникова Г.В. 6

Слайд 7

Взаимодействие с кислородом 04.10.2010 Бортникова Г.В. 7 Li K Ca Na Mg Al Zn Cr Fe Ni Pb Cu Hg Ag Pt Au При обычных условиях M + О 2 → оксид Медленно или при нагревании M + O 2 → оксид M + O 2 ≠

Слайд 8

Взаимодействие с серой 04.10.2010 Бортникова Г.В. 8

Слайд 9

Взаимодействие с серой 04.10.2010 Бортникова Г.В. 9 Металл + сера = сульфид

Слайд 10

Взаимодействие с хлором 04.10.2010 Бортникова Г.В. 10

Слайд 11

Взаимодействие с хлором 04.10.2010 Бортникова Г.В. 11 Металл + хлор = хлорид

Слайд 12

Взаимодействие с водой 04.10.2010 Бортникова Г.В. 12 Li K Ca Na Mg Al Zn Cr Fe Ni Pb (H 2 ) Cu Hg Ag Pt Au При обычных условиях M + H 2 O → H 2 + основание При нагревании M+H 2 O →H 2 + оксид M + H 2 O ≠

Слайд 13

Взаимодействие растворами кислот 04.10.2010 Бортникова Г.В. 13 Li K Ca Na Mg Al |Zn Cr Fe Ni Pb ( H 2 ) Cu Hg Ag Pt Au Вытесняют H 2 ↑ из растворов кислот Не вытесняют H 2 ↑ из растворов кислот

Слайд 14

04.10.2010 Бортникова Г.В. 14 Взаимодействие растворами солей

Слайд 15

Какие реакции практически осуществимы? Реагирующие вещества K Ca Fe Cu Au О 2 Н 2 О HCl ( раствор) Pb (NO 3 ) 2 раствор 04.10.2010 Бортникова Г.В. 15 Реагирующие вещества K Ca Fe Cu Au О 2 + + + + - Н 2 О + + + - - HCl ( раствор) + + + - - Pb (NO 3 ) 2 раствор + + + - -

Слайд 16

МОЛОДЕЦ! ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка МОЛОДЕЦ! ошибка ошибка МОЛОДЕЦ! ошибка ошибка ошибка ошибка МОЛОДЕЦ! ошибка МОЛОДЕЦ! ошибка ошибка МОЛОДЕЦ! ошибка МОЛОДЕЦ! МОЛОДЕЦ! МОЛОДЕЦ! ошибка ошибка ошибка ошибка МОЛОДЕЦ! ошибка ошибка ошибка С водой не взаимодей - ствуют Свойства В реакции с водой образу-ют щелочь и водород Вытесняют водород из растворов кислот С кислоро-дом не взаимодей-ствуют Металл K Ni Zn Mg С u Pt Au Zn Pb Cu Ag Sn Fe K Na Pb Fe Cu Pb Ag M n Cu Hg K Mg Li Ca Fe Na Mg Ca Cr

Слайд 17

0 Li ошибка ошибка ошибка молодец молодец ошибка ошибка молодец молодец ошибка ошибка ошибка молодец ошибка молодец ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка молодец NaCl ( р-р ) K 2 O H 2 O K 2 SO 4 ( р-р ) O 2 SO 2 Na 2 SO 4 FeSO 4 ( р-р ) SO 3 H 2 SO 4 ( р-р ) Ca NaOH ( р-р ) FeCl 2 ( р-р ) HCl Al 2 (SO 4 ) 3 Al 2 S 3 H 2 O SO 2 H 2 O HCl CaO O 2 P 2 O 5 AgNO 3 ( р-р ) Mg Zn Cu С какими веществами реагируют данные металлы при нормальных условиях? NaCl ( р-р ) K 2 O H 2 O K 2 SO 4 ( р-р ) O 2 SO 2 Na 2 SO 4 FeSO 4 ( р-р ) SO 3 Ca NaOH ( р-р )

Слайд 18

Домашнее задание Стр. 120 задание №11 (дополнить таблицу уравнениями химических реакций) 04.10.2010 Бортникова Г.В. 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Положение металлов в ПСХЭ. Физические свойства металлов"

Цель урока: повторить положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов, обобщить и расширить знания учащихся о физических свойствах металлов...

Конспект урока «Общие химические свойства металлов»- 9 класс

Считаю, что урок с применением ЭОР во многом отличается от стандартного урока. Получение новой информации происходит в основном в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении ...

Свойства металлов. Металлы в организме человека

Методическая разработка урока  химии в 9 классе в рамках школьного методического дня «Как сделать вопросы и задания инструментом развития мышления учащихся»....

Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."

План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...

Металлы и их соединения. Общая характеристика и свойства металлов.

Данный материал будет незаменим как мультимедийное дополнение на уроке химии по теме "Металлы и их соединения" и будет полезен любому учителю, стремящемуся сделать объяснение нового материала максимал...

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...

План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".

План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....