Презентация "Правила техники безопасности при работе с химическими веществами".
презентация к уроку по химии (11 класс) по теме

 

Первый урок после каникул. Ещё свежи в памяти впечатления летнего отдыха, ещё не совсем испарилось беззаботное настроение. А так необходимо настраиваться на деловой лад, вспоминать всё то, что знали и умели. А самое главное – это актуализировать  то, что поможет сохранить жизнь и здоровье при работе с химическими веществами.

 Для того чтобы урок был эффективен предлагаю провести его в форме игры, используя технологию сотрудничества. Школьники делятся на 6  групп. В каждой группе должны быть сильные, средние и слабые ученики, мальчики и девочки. Необходимо предоставить возможность ученикам самим определить роль каждого для выполнения задания, а также напомнить им, что они должны предусмотреть и такие роли, как: организатор активной деятельности каждого ученика (т.е. тот, кто следит за активностью в группе). Каждой группе предлагается задание, выполнить которое поможет подсказка – слово, которое можно составить, ответив на несколько вопросов и выбрав определённые буквы из ответов. Через несколько минут, отпущенных на подготовку, выполненные задания учителем собираются, и начинается обсуждение. К доске вызывается представитель первой группы.  На экран демонстрируются слайды презентации с заданием.  По мере ответов учащегося – на экране высвечиваются правильные ответы. Учащиеся дополняют, корректируют. Описанные в заданиях ситуации учитель может иллюстрировать демонстрацией опытов (взаимодействие натрия с водой, приготовление раствора серной кислоты, горение фосфора и др.) или фрагментов фильмов (гашение водой негашеной извести). В результате ответов формулируются основные правила техники безопасности при работе с химическими веществами. По ходу работы происходит повторение основного содержания курса химии за прошлые годы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya.rar2.83 МБ
Файл statya.rar14.96 КБ

Подписи к слайдам:

Учитель химии Н.К.БогуславскаяМОУ лицей г.Фрязино2010 год
Групповая работа
1.Первая буква названия реакции взаимодействия кислоты и основания-Нейтрализация2.Четвёртая буква названия химической связи в молекуле воды - ковАлентная3.Шестая буква названия вещества, при действии которым на кусочек мела, он шипит и пускает пузыри - кислоТа4.Шестая буква названия отрицательно заряженной частицы, которые иногда теряют элементы - электРон5.Четвёртая буква названия класса соединений, к которому принадлежит углекислый газ – оксИд6.Первая буква названия элемента, в чьём открытии (по легенде) определённую роль сыграл кот, в переводе название элемента обозначает «фиолетовый» -Йод.
НАТРИЙ Надпись на банке: «Натрий. Беречь от воды». Все щелочные металлы активно реагируют с водой с выделением большого количества теплоты.2Na + 2H20 = 2NaOH + H2
Натрий — мягкий серебристо-белый легкоплавкий. Ввиду высокой активности натрий (как и все щелочные металлы) следует держать в инертной атмосфере или под слоем минерального масла (керосина).
1.Вторая буква названия веществ, отбирающих электроны в химических реакциях - оКислители2.Первая буква названия химической связи в кристалле поваренной соли - Ионная3.Вторая буква названия класса веществ, которые получаются при растворении некоторых оксидов металлов в воде - оСнования4.Первая буква названия индикатора, краснеющего в кислотах- Лакмус5.Пятая буква химического названия мела - карбОнат6.Первая буква того, что выделяется при взаимодействии углерода с кислородом - Теплота7.Первая буква названия вещества, составляющего основу воздуха – Азот
КИСЛОТА
Концентрированная серная кислота – вязкая тяжёлая жидкость. При её разбавлении водой выделяется большое количество теплоты, что приводит к разбрызгиванию раствора. Правило гласит, что при разбавлении более тяжёлую жидкость приливают к менее тяжёлой, а не наоборот.
Необходимо кислоту вливать в воду.
1.Шестая буква названия солей серной кислоты – сульфАты.2.Первая буква названия веществ, реагирующих с кислотами с выделением водорода-Металлы.3.Последняя буква названия нейтральной частицы, состоящей из ядра и электронов- атоМ.4.Первая буква названия частицы, в которой количество протонов не равно числу электронов – Ион.5.Последняя буква названия вещества, образующегося при реакции нейтрализации- водА.6.Первая буква названия вещества, являющегося пятой частью воздуха – Кислород.
АММИАК
Это бесцветный газ с резким запахом. В бутыли находился раствор аммиака в воде. Если необходимо ознакомиться с запахом какого-либо вещества, то не подносите его к носу, а совершите несколько движений рукой от вещества к носу и понюхайте воздух.
1.Первая буква названия вещества, из которого нитрованием получают пикриновую кислоту - жёлтый краситель и одновременно взрывчатое вещество -Фенол.2.Третья буква в общем названии веществ: гексан и 2,3-диметилбутан - изОмеры.3.Первая буква названия класса веществ, получаемых гидратацией алкенов - Спирты.4.Первая буква названия солей муравьиной кислоты -Формиаты.5.Вторая буква названия вещества, в котором растворяют карбид кальция для получения ацетилена - вОда.6.Четвёртая буква названия реакции взаимодействия этанола с уксусной кислотой - этеРификация.
ФОСФОР.4Р+5О2=2Р2О5 Опыт проводить в вытяжном шкафу!Р2О5+3Н2О=2Н3РО4 Опыт проводить в защитных очках!Лакмус в растворах кислот окрашивается в розовый цвет. Почему?
1.Первая буква фамилии учёного, открывшего реакцию гидратации ацетилена - Кучеров.2.Первая буква названия солей уксусной кислоты - Ацетаты.3.Последняя буква названия вещества, получающегося по реакции Зелинского из этина - бензоЛ.4.Последняя буква тривиального названия бесцветного сиропообразного ядовитого вещества, являющегося главной составной частью антифриза -этиленгликолЬ.5.Первая буква в названии полисахарида, состоящего из остатков бета-глюкозы - Целлюлоза.6.Две последние буквы названия вещества, используемого в реакции Вюрца - натрИЙ.
КАЛЬЦИЙ Беречь от воды! Опыты проводить в защитных очках! 2Са + О2=2СаОСаО + Н2О = Са(ОН)2 Лакмус в растворе щёлочи – синий.Почему?
1.Первая буква названия функциональной группы, качественной реакцией на которую является «реакция серебряного зеркала» - Альдегидная.2.Вторая буква тривиального названия вещества, образующегося при гидролизе любого жира - гЛицерин.3.Вторая буква фамилии учёного, чья реакция позволяет удлиннять углеродную цепь углеводородов - ВЮрц.4.Первая буква названия одного из веществ, получающихся при взаимодействии карбида алюминия с водой -Метан.5.Третья буква тривиального названия аминоуксусной кислоты - глИцин.6.Восьмая, шестая и последняя буква в названии каучука, из которого были сделаны покрышки личного автомобиля И.В.Сталина - бутадИеНовыЙ.
АЛЮМИНИЙ4Аl + 3O2 = 2Al2O3Оксид алюминия в воде не растворяется. Цвет лакмуса не изменится, останется фиолетовым, т.к. среда останется нейтральной.
1)Помните, что щелочные и щелочно-земельные металлы активно реагируют с водой.2)НИКОГДА не пробуйте на вкус и не нюхайте химические вещества !3)Если необходимо познакомиться с запахом вещества, то не подносите его к носу, а совершите несколько движений рукой от вещества к носу и понюхайте воздух. 4) Если вам необходимо приготовить раствор кислоты, то необходимо лить кислоту в воду, а не наоборот. 5) Если необходимо нагреть что-либо в стеклянной химической посуде, то сначала слегка нагрейте эту ёмкость, проводя её над пламенем спиртовки.6) При проведении опытов берите только те количества вещества и соблюдайте те пропорции, которые указаны в описании опыта.7)После проведения ЛЮБОГО эксперимента тщательно вымойте руки.Запомните: Наиболее токсичными являются соли следующих металлов: Hg, Pb, Cd, Co, Ni, Zn, Ba, Sb, Sr, Cr; менее токсичны соли Cu, Fe, Al, Ag; и наименее токсичны соли Ca, K, Na и Mg. Работать осторожно необходимо со всеми веществами!
ПРОКОМЕНТИРУЙТЕ ПЛАКАТЫ:
ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ НАДО ЗНАТЬ И СОБЛЮДАТЬ!


Предварительный просмотр:

Богуславская Н.К. №232-276-856 г.Фрязино Московской области МОУ Лицей

УРОК

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ

ЦЕЛЬ:

1. Повторить основные правила техники безопасности при работе с химическими веществами, а также актуализировать ранее полученные знания по органической и неорганической химии.

2. Используя технологию сотрудничества, развивать коммуникативные способности учащихся:  умение вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и различие позиций, умение взаимодействовать с партнерами для получения общего  результата.

3. Развивать  творческое  мышление, память, внимание, наблюдательность.

4. Воспитывать экологически грамотную личность, представляющую все негативные последствия от неграмотного и безответственного использования химических веществ.

Оборудование: колбы, штатив с пробирками, ложечка для сжигания веществ, спиртовка.

Реактивы: натрий, фенолфталеин, серная кислота (конц.),  красный фосфор, лакмус, раствор аммиака, раствор щелочи,  кислород, вода,  алюминий.

 Тип урока: урок актуализации знаний

 ХОД УРОКА.

Вступительное слово учителя

Сегодня невозможно представить жизнь без достижений химии.  Современные  строительные материалы – легкие и прочные,  удобрения, пестициды и инсектициды позволяют получать щедрые урожаи, средства бытовой химии помогают нам поддерживать чистоту, углеводороды помогают быстро передвигаться на огромные расстояния и дают тепло нашему дому. За всем этим стоят конкретные химические вещества или их смеси. Необходимо помнить, что кроме благ цивилизации химические вещества могут принести и огромную беду. Достаточно вспомнить пожар в  ночном клубе, где задохнулись от продуктов горения люди; заглянуть в глаза птицам, крылья которых оказываются покрытыми слоем нефти, разлитой в океане; просто зачерпнуть воду из ближайшего водоема или подышать полной грудью около автострады. Основной причиной всех экологических катастроф является антропогенный фактор. Кто–то был небрежен с огнем, кто-то сэкономил на очистных сооружениях,  кто-то просто забыл элементарные правила техники безопасности при работе с химическими веществами.

. Первые знания о химических веществах и обращении с ними человек получает в школе. Знаете ли вы, какую опасность могут таить химические вещества? Как надо обращаться с ними, чтобы сохранить здоровье и чистоту окружающего мира? Сегодня мы попытаемся вспомнить и сформулировать  основные правила техники безопасности при работе с химическими веществами. Работать будем по группам.

1. Организационный этап

Каждая группа получает конверт с заданием. Учитель акцентирует внимание учащихся на то, что  успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривается  помощь каждого члена команды друг другу.  Для поиска информации можно использовать библиотеку кабинета. Время на выполнение задания – 7 минут.

2. Основной этап

По окончании работы  над заданиями учитель  вызывает по очереди представителей каждой группы, которые знакомят учащихся с заданием и представляют свое решение. Параллельно учитель демонстрирует слайды презентации, на которых представлены задания группы и последующие решения Цель: весь класс должен увидеть вопросы и оценить правильность представленных ответов.

№ слайда\ демонстрация опыта или фрагмента фильма\ вывод

Содержание деятельности

2-3

 Отвечает группа №1.Читается задание варианта №1. По щелчку вылетают подсказки. Ученики отвечают и проверяют тут же свои ответы.

Демонстрация опыта 1

 «Взаимодействие натрия с водой».

Вывод 1

Не допускать попадания воды на щелочные металлы.

Вывод 2

 При взаимодействии щелочных металлов с водой образуются щелочи – едкие вещества, которые требуют осторожного обращения.

Дополнительная информация

 Щелочи оказывают на организм в основном локальное действие, вызывая омертвение (некроз) только тех участков кожного покрова, на которые они попали. Однако в дальнейшем организм испытывает общее отравление в результате всасывания в кровь продуктов взаимодействия мышечных тканей и щелочей. Действие щелочей, особенно концентрированных, характеризуется значительной глубиной проникновения, поскольку они растворяют белок. В связи с этим очень опасно попадание щелочи в глаза. Если первая помощь будет оказана не сразу, то может наступить полная потеря зрения.(1)

4-5

 Отвечает группа №2.Читается задание варианта №2. По щелчку вылетают подсказки. Ученики отвечают и проверяют тут же свои ответы.

Демонстрация  опыта 2

«Разбавление  концентрированной серной кислоты водой».

Вывод 3

 Правило гласит, что при разбавлении более тяжёлую жидкость приливают к менее тяжёлой, а не наоборот

Вывод 4

 Кислоты – опасные вещества. Кислоты вызывают локальный химический ожог.

Дополнительная информация

 Концентрированные кислоты хранят под тягой. Переливают их также под тягой, пользуясь индивидуальными средствами защиты (очки или защитная маска, резиновые перчатки, халат, резиновый фартук).

6-7

 Отвечает группа №3.Читается задание варианта №3. По щелчку вылетают подсказки. Ученики отвечают и проверяют тут же свои ответы.

Демонстрация опыта 3

«Ознакомление с запахом раствора аммиака».

Вывод 5

 Если необходимо ознакомиться с запахом какого-либо вещества, то не подносите его к носу, а совершите несколько движений рукой от вещества к носу и понюхайте воздух.

Дополнительная информация

 Из концентрированных аммиачных растворов, обладающих ос новными свойствами, выделяется большое количество газообразного аммиака. Он раздражающе действует на верхние дыхательные пути, а в высоких концентрациях — и на нервную систему. Хорошо растворяясь в воде, аммиак концентрируется во влаге слизистых обо лочек, особенно в глазах, и это наиболее опасно, потому что, если не принять мер первой помощи, он проникает глубоко в ткани и вызывает необратимые изменения глазного яблока. Опыты с амми аком  должны проводиться в вытяжном шкафу.(1)

8-9

 Отвечает группа №4.Читается задание варианта №4. По щелчку вылетают подсказки. Ученики отвечают и проверяют тут же свои ответы.

Демонстрация опытов 4,5,6 или фрагмента фильма 1.

 «Горение фосфора в кислороде»,  «Растворение фосфорного ангидрида в воде», «Действие раствора лакмуса на раствор кислоты»(2)

Вывод 6

 Горение фосфора необходимо проводить   под тягой.  При работе с открытым пламенем соблюдайте правила противопожарной безопасности. Не допускайте попадания горящего фосфора на рабочую поверхность стола. Не вдыхайте выделяющийся дым.

10-11

 Отвечает группа №5.Читается задание варианта №5. По щелчку вылетают подсказки. Ученики отвечают и проверяют тут же свои ответы.

Демонстрация фрагмента фильма2

«Взаимодействие с водой негашеной извести» (2)

Демонстрация опыта 7

«Действие раствора лакмуса на раствор щелочи».

Вывод 7

 Негашеная известь оказывает разрушающее действие на слизистые, а брызги, образующиеся при гашении извести, могут привести к ожогам. Поэтому при работе с опасными веществами следует позаботиться о  защитных перчатках и очках.

12-13

 Отвечает группа №6.Читается задание варианта №6. По щелчку вылетают подсказки. Ученики отвечают и проверяют тут же свои ответы.

Дополнительная информация

 Алюминиевый порошок - одно из наиболее часто используемых топлив в пиротехнике. Алюминий обладает очень большой теплотворной способностью. Смеси порошка алюминия с окислителем способны давать очень высокие температуры горения, что может привести к сильному нагреву и воспламенению.

Демонстрация опыта 8

«Действие раствора лакмуса на нейтральный раствор».

Вывод 8

При проведении опытов берите только те количества вещества и соблюдайте те пропорции, которые указаны в описании опыта.

14

 Прочитайте, пожалуйста, основные правила техники безопасности. Что бы вы могли дополнить?

15-16

Прокомментируйте плакаты.

3. Рефлексия

 Аукцион.

 Давайте вспомним  и запишем все реакции, о которых мы говорили на уроке.

Побеждает та группа, которая запишет  или назовет последнюю реакцию.

Проверка:

  1. 2Na +2H2O = 2NaOH + H2
  2.  4Р+5О2 = 2Р2О5  
  3. Р2О5+3Н2О = 2Н3РО4     
  4.  2Са + О2 = 2СаО
  5. СаО + Н2О = Са(ОН)2     
  6. 4Аl + 3O2 = 2Al2O3
  7. H2SO4+n Н2О =  H2SO4*n Н2О  и т. д.

4. Подведение итогов урока

Работа в химической лаборатории всегда сопряжена с определенным риском. Но при грамотной и осторожной работе этот риск сводится к минимуму, ведь большинство пожаров, отравлений, ожогов и травм происходит исключительно по причине пренебрежения правилами техники безопасности или просто незнанию их.

 Выставление отметок. Не забудьте спросить ученика, которому заранее поручена роль контролирующего, насколько активно каждый ученик группы принимал участие в работе, как партнеры помогали друг другу. (3)

5. Домашнее задание

  У каждого из нас дома есть разнообразные химические  вещества или смеси веществ: пищевые продукты, средства бытовой химии, косметические средства, лекарства и другое.  Знаете ли вы правила техники безопасности при обращении с ними? Читаете ли вы этикетки? Приведите примеры безопасного  использования  химических веществ в быту. Насколько безопасны эти вещества для окружающей природы?

Использованные источники информации.

  1. Cайт учителя химии Сафиканова А.Ф.
  2. http://school-collection.edu.ru/
  3. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»: Учебное пособие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по химии "Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием"

Предложенный  материал представляет собой методическую разработку урока по химии по программе О.С.Габриеляна. В конспекте  описаны все этапы урока с предполагаемой деятельностью обучающихся....

Инструктажи по ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ при работе в химическом кабинете

Виды инструктажей. Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии. Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии. Инструкция по охране труда для учащихся при работ...

Техника безопасности при работе на швейной машине, правило начала и окончания работы.

Выполнила данное наглядное пособие ученица 8 класса Марченко Дарья под моим руководством. Эта совместная работа используется в разделе элементы машиноведения, где обучающиеся изучают технику безопасно...

Практическая работа № 1 «Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами»

Практическая работа № 1 «Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами»...

Конспект урока: МОП 5 класс «Влияние моющих веществ на здоровье. Техника безопасности при работе с моющими средствами»

Цель урока: узнать как влияют моющие средства на здоровье, познакомить с разнообразием моющих средств, научить пользоваться моющими средствами, соблюдая технику безопасности. Методическое рснащение ур...

Презентация " Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете"

quot; Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете"...