Урок-игра "Систематизация знаний о Периодической системе и жизнедеятельности Д.И.Менделеева"
план-конспект урока по химии (11 класс) по теме

Данный материал можно использоватьдля проведения уроков и внеклассных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Систематизация знаний о Периодической системе химических        элементов и жизнедеятельности Д.И.Менделеева»

Цели урока:

-образовательная: обобщить, углубить и закрепить знания учащихся о Периодическом          законе и Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, вызвать интерес к биографии и научному наследию великого ученого.

-воспитательная: воспитать чувство патриотизма на примере личности  Д.И.Менделеева, воспитывать у учащихся чувство ответственности, самостоятельность, общительность, коммуникабельность.

-развивающая: развивать память, внимание, мышление, творческие способности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Дидактическое и материально- техническое обеспечение урока:

- портрет Д.И.Менделеева;                                                                                                                                         - карточки с заданиями;                                                                                                                                         - Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;                                                            - сосуд, смоченный концентрированной соляной кислотой;                                                                                    - крышка, смоченная крепким нашатырным спиртом.

Межпредметные связи: история, биология, география, литература.

План урока

  1. Организационная часть.

-взаимное приветствие  учителя и учащихся;

-проверка готовности класса к работе.

      2.   Вступительное слово учителя

      3.   Выполнение заданий:                                                                                                                                                 -представление команд;                                                                                                                                             -конкурс «Разминка»;                                                                                                                                                            -конкурс «Аукцион»;                                                                                                                                             -блицтурнир «Жизнедеятельность Д.И.Менделеева»;                                                                                              -конкурс «Черный ящик»;                                                                                                                                                -конкурс капитанов.

       4.   Работа жюри. Подведение итогов, оформление протокола игры.

       5.  Оценка результатов деятельности учащихся.

Предварительный этап.

Учащиеся заранее знакомятся с темой игры, готовятся к ней - это повышает интерес к предмету, развивает умение работать с дополнительной литературой. Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает себе капитана, придумывает название и девиз.

Ход урока.

Каждая команда садится за отдельным столом. На столах у команд находится лист контроля команды.

Лист контроля команды

Капитан команды

№ п/п

                       ФИО учащегося

Оценка

1.

Капитаны команд должны оценить работу каждого ученика. В конце урока листы контроля сдаются учителю.

Вступительное слово учителя:

С. Щипачев «Читая Менделеева»

Другого ничего в природе нет,                                                                                                                                 Ни здесь, ни там, в космических глубинах:                                                                                                                          Все от песчинок малых до планет-                                                                                                                             Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой                                                                                                                Строй менделеевской системы строгий.                                                                                                            Вокруг тебя творится мир живой,                                                                                                                    Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Есть просто газ легчайший- водород,                                                                                                          Есть просто кислород, а вместе это-                                                                                                      Июньский дождь от всех живых щедрот,                                                                                      Сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма                                                                                                                            И темно-бурые растворы брома,                                                                                                                     И кажется Вселенная сама                                                                                                                                                      Одной лабораторией огромной.

Сегодня у нас необычный урок, урок-игра. Нам предстоит еще раз совершить путешествие по Периодической системе химических элементов.

Представление команд. Каждая команда представляет название, девиз и капитана.

Конкурс «Разминка»

Участвуют обе команды. Учитель задает вопросы. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За каждый правильный ответ команда получает химические деньги.

Вопросы для команд.

  1. Количество групп в Периодической системе химических элементов. (8)
  2. Валентность атома водорода. (I)
  3. Самый легкий металл. (Литий)
  4.  Горизонтальный ряд элементов, расположенных в порядке возрастания атомной массы. (Период)
  5. Формула снега. 2О)
  6. Химические элементы, названные в честь Франции. (Франций, галлий)
  7. Знак заряда ядра атома. (Положительный)
  8. Неметалл- жидкость. (Бром)
  9. Количество периодов в Периодической системе химических элементов. (7)
  10. Валентность атома кислорода. (II)
  11. Вид атомов с одинаковым зарядом ядра. (Химический элемент)
  12. Элементы VIIA группы. (Галогены)
  13. Самые активные металлы. (Щелочные)
  14. Металл-жидкость. (Ртуть)
  15. Знак заряда электрона. (Отрицательный)
  16. Кто открыл Периодический закон? (Д.И.Менделеев)
  17. Наука о веществах и их превращениях. (Химия)
  18. Какой химический элемент назван в честь России? (Рутений)
  19. Какого газа больше в воздухе? (Азот)
  20. Автор закона сохранения массы. (Ломоносов М.В.)
  21. Вертикальный ряд элементов, расположенных в порядке возрастания атомной массы. (Группа)
  22. Им дышит все живое. (Кислород)
  23. Самый легкий неметалл. (Водород)
  24. Главный элемент органической химии. (Углерод)
  25. Неметалл-самый сильный окислитель. (Фтор)

Конкурс «Аукцион»

Необходимо угадать вещество, подсказку получает та команда, которая предложит большее количество химических денег.

  1. Вещество, которое образуется при горении.

   Подсказки:

  1. Существует на Земле в трех агрегатных состояниях одновременно.
  2. Оксид водорода.

Ответ: вода.

  1. Считается, что метеориты в основном состоят из этого вещвства.

   Подсказки:

  1. При нехватке этого элемента в организме человека развивается заболевание, называемое анемией.
  2. В честь него назван век.

Ответ: железо.

  1. Полагают, что массовая гибель наполеоновских солдат, особенно раненых, при отступлении была обусловлена нехваткой именно этого вещества.

   Подсказки:

  1. Одно из самых распространенных соединений натрия.
  2. Поваренная соль.

Ответ: хлорид натрия.

  1. Этот элемент является компонентов важнейших строительных материалов природы.

    Подсказки:

  1. Карбонат этого элемента- главное составляющее мела, мрамора, известняка.
  2. Из фосфата этого элемента построены скелеты высших животных и зубы.

Ответ: кальций.

Подводятся итоги за два конкурса. Результаты заносятся в протокол игры.

Весь мир большой:                                                                                                                                              Жара и стужа,                                                                                                                                                       Планет кружение, свет зари -                                                                                                                              Все то, что видим мы снаружи,                                                                                                                 Законом связано внутри.                                                                                                                              Найдется ль правило такое,                                                                                                                               Что целый мир объединит?                                                                                                                            Таблицу Менделеев строит,                                                                                                                            Природы ищет алфавит.

Конкурс   «Жизнедеятельность Д.И.Менделеева»

1-й этап       Учитель задает по 10 вопросов командам. За каждый правильный ответ команда получает 3 балла, за дополнение ответа- 1 балл.

Вопросы для команд.

  1. Когда и где родился Д.И.Менделеев? (В 1834 г., в Тобольске)
  2. В честь кого был он назван? (В честь деда Дмитрия Васильевича Корнильева)
  3. Назовите любимых писателей Д.И.Менделеева (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь)
  4. В каком году был открыт Периодический закон? (1869 г. 1 марта)
  5. Какое изобретение Д.И.Менделеева содействовало усилению мощи огнестрельного оружия? (Бездымный порох)
  6. Сколько химических элементов было известно ко времени открытия Периодического закона? (63)
  7. В 53 года Д.И.Менделеев в этом городе совершил полет на воздушном шаре для изучения явлений, наблюдаемых при солнечном затмении. (Клин)
  8.  Кому посвятил А.Блок «Стихи о Прекрасной даме»? (Дочери Д.И.Менделеева- Любови Дмитриевне)
  9. В какой город в возрасте 70 лет Д.И.Менделеев отправился в 1902 г., чтобы своими глазами  увидеть в лабораториях Беккереля и супругов Кюри таинственное явление- радиоактивность? (Париж)
  10. Где фамилия Менделеев встречается дважды? (В Периодической системе химических элементов: она носит имя Менделеева и ее элемент с порядковым номером 101 – менделевий)

  1. Каким по счету ребенком был Д.И.Менделеев? (Семнадцатым)
  2. В каком городе в 1855 г. Д.И.Менделеев начал свою трудовую деятельность в качестве учителя естественных наук в гимназии? (Симферополь)
  3. Что положил Д.И.Менделеев в основу классификации химических элементов?          ( Массу атома) 
  4. Назовите любимое место жительства Д.И.Менделеева. (Боблово)
  5. Какие химические элементы были предсказаны Д.И.Менделеевым после создания Периодической системы химических элементов? (Экаалюминий- галлий, экабор- скандий, экасилиций- германий)
  6. Какое отношение к Д.И.Менделееву имел русский поэт А Блок? (А.Блок был женат на дочери Дмитрия Ивановича)
  7. Чем любил заниматься Д.И.Менделеев в часы отдыха? (Клеить чемоданы)
  8. Назовите автора сказки «Конек-Горбунок». Какое отношение  имеет автор к Д.И.Менделееву? (П.Ершов- учитель гимназии, в которой учился Д.И.Менделеев)
  9. О каком своем труде Д.И.Менделеев писал: «…любимое дитя мое. В них мой образ, мой опыт педагога и мои задушевные научные мысли»? (Учебник «Основы химии»)
  10. Какие географические названия связаны с именем Д.И.Менделеева? (Вулкан на Курильских островах, г. Менделеевск в Республике Татарстан, г. Менделеево в Тюменской обл., подводный хребет Менделеева в Северном Ледовитом океане) 

2-й этап

Участвуют обе команды, первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. Баллы идут в личный зачет каждому участнику.

  1. Из названия какого химического элемента, переставляя первую букву в конец можно получить название четырехугольника? (Бром-ромб)
  1. Из названия какого химического элемента, заменив лишь последнюю букву на другую можно получить тело, обладающее способностью притягивать железные предметы? (Магний-магнит)
  1. Из названия какого химического элемента, заменив лишь первую букву на другую можно получить слово, обозначающее местность, где в почве много воды? (Золото-болото)
  2. Из названия какого химического элемента, переставляя первую букву в конец можно получить полезное ископаемое? (Фтор-торф)
  3. Из названия какого химического элемента, заменив лишь последнюю букву на другую можно получить название горной системы, являющейся границей между Европой и Азией? (Уран-Урал)
  1.  Из названия какого химического элемента, заменив лишь первую букву на другую можно получить единицу летоисчисления? (Йод-год)
  2. Из названия какого химического элемента, заменив лишь третью букву на другую можно получить слово, обозначающее человека, обладающего высшими творческими способностями? (Гелий-гений)

Жюри оценивает конкурс

Конкурс «Черный ящик»        

Участники команд, прослушав рассказ должны написать уравнение наблюдаемой реакции и назвать образующееся вещество. За правильный ответ команда получает 5 баллов.

На менделеевских средах много спорили о науке, литературе, искусстве. Для разрядки подчас серьезной обстановки Д.И.Менделеев показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации. Однажды он объявил, что соберет в стеклянную банку папиросный дым. И как только Илья Репин закурил папиросу и выпустил первую струю табачного дыма, Менделеев накрыл стеклянной крышкой банку, стоявшую на столе. К удивлению присутствующих, банка действительно наполнилась дымом. Как это могло произойти, и какое вещество находилось в банке?

(NH3+ HCl →NH4Cl     Хлорид аммония)                                                                                       

Конкурс капитанов

Капитаны получают цветные карточки с заданием:

Зеленая: переставив буквы в приведенных ниже словах, получите названия химических элементов: ГРОНА (аргон), МАРУСЬ (сурьма), КРОНТИП (криптон), ЛЕДОРУГ (криптон)

Красная: переставив буквы в приведенных ниже словах, получите названия химических элементов: ЛЕСЕН (селен), ДОМЕНИ (неодим), ЦЕТЮЛИЙ (лютеций), ДЕЛИНБОМ (молибден).

 Подведение итогов, оформление протокола игры.                                                                       Оценка результатов деятельности учащихся.

                                    Результаты игры

                      Конкурс

Название команды

1

Представление команды

2

Разминка

3

Аукцион

4

Жизнедеятельность Д.И.Менделеева

5

Черный ящик

6

Конкурс капитанов

Итог игры

Эпилог.

У Д.И.Менделеева было  много замечательных афоризмов и высказываний. Одно из них:  «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает».

Закончить же урок хочу словами: «Сам удивляюсь - чего только я не делывал в своей научной жизни. И сделано, думаю неплохо»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"

Внеклассное мероприятие раскрывает историю создания периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева. Информация изложена в стихотворной форме, которая способствует быстрому запоминанию м...

Приложение к внеклассному мероприятию "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"

Открытию закона предшествовала длительная и напряженная научная работа Д.И. Менделеева в течение 15 лет, а дальнейшему его углублению было отдано еще 25 лет....

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Обобщение материала по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева" 11 класс...

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

ЦЕЛИ.Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко ф...

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

В презентации отражены история открытия ПЗ, структура ПС, закономерности изменения радиуса атома, электроотрицательности, окислительно-восстановительных свойств атомов элементов по периодам и группам....

Турнир знатоков химии по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева".

Девиз турнира: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь» (А.Дистервег).Цели турнира:Развивать познавательную активность учащихся, пр...