Презентация урока "Почему протекают химические реакции"
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Ульянова Наталья Васильевна

 Цели урока: 1.Сформировать представления учащихся о причинах протекания реакций;

2. Научить учащихся рассчитывать тепловой эффект химических реакций по стандартным теплотам образования, определять возможность протекания химических процессов.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pochemu_protekayut_himicheskie_reakcii.ppt115 КБ
Microsoft Office document icon teplovoy_effekt_reakcii.doc57 КБ
Microsoft Office document icon test.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тепловой эффект реакции не обязательно находить экспериментально, его можно рассчитать, используя стандартные теплоты образования и сгорания веществ, следуя закону Гесса,

Закон Г. И. Гесса (1840 г.) заключается в следующем: Тепловой эффект химической реакции не зависит от пути процесса, а только от вида (например, аллотропной модификации) и агрегатного состояния исходных веществ и конечных продуктов реакции.

Пример. Сгорание углерода может идти двумя путями:

в одну стадию:

С + O2  СO2  +394 кДж(Q = 394 кДж);

в две стадии:

С+1/2О2 СO +111 кДж;

СО + 1/2 O2 →СO2  +283 кДж;

(Q1 = 111 кДж, Q2 = 283 кДж, сумма тепловых эффектов обеих стадий 394 кДж.)

С другой стороны, сравнение тепловых эффектов сгорания двух аллотропных модификаций углерода – графита (+394 кДж) и алмаза (+392 кДж), разложения водяного пара (–241,8 кДж) и воды (–285,8 кДж) доказывает, что тепловой эффект химической реакции зависит от вида и состояния исходных и конечных веществ.

Для расчета теплового эффекта реакции Q используют стандартные теплоты образования Qобр и сгорания Qсгор веществ, которые определяются в стандартных условиях: t = 25°С, Р = 1 атм на 1 моль вещества, вычисляются в кДж/моль.

Стандартная теплота образования показывает, сколько кДж энергии выделилось или поглотилось при образовании 1 моль сложного вещества из простых.

Теплоты образования простых веществ равны 0.

Стандартная теплота сгорания показывает, сколько кДж энергии выделилось при сгорании 1 моль вещества до высших оксидов.

Теплоты сгорания негорючих веществ равны 0.

Стандартные теплоты сгорания и образования можно найти в справочных таблицах.

Расчеты теплового эффекта реакции проводятся согласно следствию из закона Гесса: тепловой эффект химической реакции равен сумме стандартных теплот образования продуктов реакции за вычетом суммы стандартных теплот образования исходных веществ.

Q = ∑Qобр (продуктов) – ∑Qобр (исходных веществ).

Если даны стандартные теплоты сгорания, то можно использовать следующую форму для вычисления теплового эффекта реакции:

Q = ∑Qсгор (исходных веществ) –∑Qсгор (продуктов). При вычислениях учитываются стехиометрические коэффициенты.

Примеры решения задач.

Нахождение теплового эффекта химической реакции по стандартам теплотам образования (сгорания) исходных и конечных веществ.

Пример. Найдите тепловой эффект реакции горения метана СH4.

Первый способ - через стандартные теплоты образования.

1. Запишем уравнение реакции: СH4 + 2O2 = СO2 + 2H2 O + Q

2. Выразим в общем виде Q через Qобр учитывая коэффициенты:

Q = [Qобр (СO2) + 2Qобр(H2O)] – [Qобр (СH4) + 2Qобр (O2)].

3. Подставим значения в полученную формулу: Q = 393,5 + 2 ∙ 285,8 – 74,8 = 890,3 кДж.

Второй способ – через стандартные теплоты сгорания.

Гораздо проще решить эту задачу через Qсгор. Так как из всех веществ в данной системе только метан – горючий, то Qсгор воды, углекислого газа и кислорода равна нулю. По таблице стандартных теплот сгорания Qсгор (CH4) = 890,3 кДж/моль, значит Q = 890,3 кДж.

Кроме такой характеристики системы, как энтальпия H, существует энтропия S. С одной стороны, каждая система стремится к более устойчивому, упорядоченному состоянию, соответствующему минимуму внутренней энергии, с другой – система состоит из огромного числа частиц, которые находятся в беспорядочном и непрерывном движении. Мерой упорядоченности состояния системы является ∆Н, мерой неупорядоченности – энтропия S. Чем выше температура, чем больше объем системы, тем сильнее неупорядоченность и больше энтропия, и наоборот. Состояние веществ вблизи абсолютного нуля можно считать максимально упорядоченным – S  0. В отличие от Н абсолютное значение S можно найти. Значение стандартных энтропий приводится в таблицах. Например, S0298(H2) = 130,5 Дж/моль ∙ К, a S0298(ZnO) = 43,6 Дж/моль ∙ К.

В ходе химических реакций энтропия системы меняется, ее изменение ∆S можно рассчитать.

Вследствие стремления системы к состоянию с минимальной энергией частицы проявляют тенденцию к сближению, взаимодействию друг с другом, образованию прочных агрегатов, уменьшению объема. Тепловое движение, напротив, вызывает разброс частиц, увеличивая объем системы. Каждая из этих противоположных тенденций зависит от природы веществ и условий протекания процесса (t0, давления, концентрации веществ и т.д.). Сравнение этих тенденций позволяет определить направление процесса. ∆Н – энтальпийный фактор, ∆S ∙ T – энтропийный фактор, при ∆Н = T∆S система находится в состоянии равновесия.

Разница ∆Н и  T∆S называется энергией Гиббса. ∆G = ∆Н  T∆S [кДж/моль]. Стандартная энергия Гиббса – табличная величина.

Таким образом, используя данные таблиц, можно определить ∆Н, ∆S и AG любого процесса и сделать вывод о возможности его протекания по таблице:

Знак изменения функции

Возможность протекания реакции

∆Н

∆S

∆G


+

Возможна при любых температурах

+

+

Невозможна при любых температурах

±

Возможна   при   достаточно   низких температурах

+

+

±

Возможна  при достаточно  высоких  температурах

Например:

Дана реакция 3H2 + N↔ 2NH3. Определите возможность ее протекания. По таблице находим S, и ∆G веществ, участвующих в этой реакции:

∆Н0

∆S0

∆G0

н2

0

130,5

0

N2

0

191,5

0

NH3

–46,2

192,6

–16,7

Определим ∆Н0 (реакции) = 2∆Н0(NH3) - ∆Н0 (N2) – 3∆Н0 (H2) = –46,2 ∙ 2 = –92,4 кДж.

∆S0 (реакции) = 2S0(NH3) – S0(N2) – 3S0(H2) =  192,6 ∙ 2 – 191,5 – 3 ∙  130,5= –197,8 кДж. ∆G0 (реакции) = 2∆G0(NH3) – ∆G0(N2) – 3∆G0(H2) = –16,7 ∙ 2 =  –33,4 кДж.

Знак ∆Н («–»); ∆S («–»); ∆G («–») – реакция возможна, при достаточно низких температурах.

Рассчитаем, при какой температуре реакция возможна, из формулы ∆G = ∆Н – T∆S;



Предварительный просмотр:

1.Реакции, при которых выделяется энергия и нагревается окружающая среда, называют:

а) экзотермическими

б) эндотермическими

в) соединения

г) разложения

2. Энергия, которая выделяется или поглощается в химической реакции, называется:

а) экзотермической

б) эндотермической

в) тепловым эффектом реакции

г) внутренняя энергия

3.Тепловой эффект реакции обозначается:

а) Q, б) Н, в) S, г) М

4. Энтальпия – это величина, которая характеризует:

а) запас энергии в веществе

б) теплота сгорания

в) теплота

5. При соединении 18г. Алюминия с кислородом выделяется547 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.

6.Каталитические реакции идут:

а) без участия катализатора

б) с участием катализатора

в) в одной фазе

г) в разных фазах

7.  Реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями:

а) разложения

б) замещения

в) соединения

г) обмена

8.Реакции, при которых из нескольких веществ образуется одно сложное вещество:

а) разложения

б) замещения

в) соединения

г) обмена

 

1.Реакции, при протекании которых энергия поглощается  из окружающая среда, называют:

а) экзотермическими

б) эндотермическими

в) соединения

г) разложения

2. Уравнение химической реакции, в котором указан тепловой эффект реакции, называют:

 а) экзотермическими

б) эндотермическими

в) соединения

г) термохимическим

3.Тепловой эффект реакции обозначается:

а) Q, б) Н, в) S, г) М

4. Энтальпия – это величина, которая характеризует:

а) запас энергии в веществе

б) теплота сгорания

в) теплота

5.При сжигании 6,5г цинка выделяется теплота, равная 34,8 кДж, определите теплоту образования оксида цинка.

6.Некаталитические реакции идут:

а) без участия катализатора

б) с участием катализатора

в) в одной фазе

г) в разных фазах

7. Реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями:

а) разложения

б) замещения

в) соединения

г) обмена

8.Реакции, при которых из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ:

а) разложения

б) замещения

в) соединения

г) обмена

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Почему протекают химические реакции" (11 класс, химия)

Презентация раскрывает начала термодинамики, отвечающие на вопрос возможности самопроизвольного протекания химического процесса....

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...

Презентация внеурочного занятия "Химические реакции в повседневной жизни"

Презентация внеурочного занятия "Химические реакции в повседневной жизни"...

Презентация к уроку " Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций"

Презентация к уроку " Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций" в 8 классе...

Презентация по теме "Химические реакции"

Химические реакции и их классификация...