Сценарий устного журнала Д.И. Менделеева
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Лазарева Елена Ивановна

В устном журнале дается краткая биография Д.И. Менделеева. Особое внимание уделяется открытию периодического закона и периодической системы химических элементов. Д.И. Менделеев показан не только как ученый, но и как ценитель живописи, музыки и поэзии. Приводятся воспоминания современников. Работа сопровождается показом опытов, прилагается музыкальное сопровождение и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal_dmitriya_ivanovicha_mendeleeva.pptx819.83 КБ
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устный журнал Дмитрия Ивановича Менделеева

Слайд 2

Город Тобольск. 19 век.

Слайд 3

Иван Павлович Менделеев – отец Д.И. Менделеева

Слайд 4

Петербургский университет

Слайд 5

Д.И. Менделеев

Слайд 6

Учебник Д.И. Менделеева «Основы химии»

Слайд 7

Кабинет Д.И. Менделеева

Слайд 8

Периодическая система элементов Д.И. Менделеева

Слайд 9

Картина А.И. Куинджи «Ночь на Днепре»

Слайд 10

Портрет Д.И. Менделеева в лаборатории кисти Н.А. Ярошенко

Слайд 11

И.Е. Репин. Д.И. Менделеев за работой

Слайд 12

И.Е. Репин. Портрет Д.И. Менделеева в мантии



Предварительный просмотр:

                             Сценарий устного журнала « Д. И. Менделеев».

Цели:

добиться осознания и осмысления учащимися учебного материала по истории открытия периодического закона Д. И. Менделеевым, показать глубину увлеченности человека науки его способности анализировать информацию, самоотверженность.

воспитание патриотических чувств, гордости за свою страну, уважения к интеллектуальному труду и стремления к научной деятельности, формирование интереса к изучаемому предмету.

Ведущий.

Страница 1.   Д.И. Менделеев – почетный гражданин города Тобольска.

Эпиграф: «Тут исторически и самой природой скоплены судьбы всей Западной Сибири».

Звучит музыка Бетховена.

2 ученика садятся за стол и поочередно читают текст.

1 ученик.    Город Тобольск. 27 января 1834 года у директора Тобольской гимназии родился сын Дмитрий. В семье он был последним, семнадцатым ребенком. Его отец вскоре после рождения сына умер, а мать, оставшись вдовой, управляла небольшим стекольным заводом.

Слайд №2

2 ученик. В родословной, составленной в 1880 году, записано: «Фамилию нередко давали учителя духовного училища; фамилия Менделеев дана отцу, когда он  что-то выменял. Учитель по созвучию «мену даю» вписал и отца под фамилией Менделеев»

Слайды №3.

1 ученик. В 1841 году Д.И. Менделеев  поступил в Тобольскую гимназию, а в 1849 году успешно ее  окончил. Летом 1850 года Менделеев подал документы в  Медико-хирургическую академию в Петербурге. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше: первого испытания в анатомическом театре он не выдержал. От медицинской карьеры пришлось отказаться. Мать подсказала другой путь – стать учителем.

2 ученик.  Менделеев поступает на естественное отделение Главного педагогического института в Петербурге. Здесь он изучает химию под руководством профессора Воскресенского. В 1855 году Менделеев блестяще окончил институт с золотой медалью.

1 ученик. В 1856 году в возрасте 22 лет молодой ученый защищает диссертацию на степень магистра «Об удельных объемах», а вслед за ней и диссертацию «О строении кремнеземистых соединений» на звание приват- доцента. Через год в возрасте 23 лет Менделеев становится доцентом Петербургского университета, где читает курс теоретической и органической химии.

Слайд №4.

2 ученик.  В 1859 году командируется за границу. В Гейдельберге, устроив в своей квартире лабораторию, Менделеев проводит важнейшие исследования в области физической химии и открывает существование критической температуры.

1 ученик. В 1860 году молодой ученый принимает участие в работе съезда в Карлсруэ, где была установлена единственная система атомных весов и химических формул.

2 ученик. С 1861 года Менделеев читает лекции в Петербургском университете. В 1864 году 30-летнего Менделеева избирают профессором Петербургского технологического института по кафедре химии. В 1865 году - защита диссертации на степень доктора химии и утверждение ординарным профессором Петербургского университета по кафедре технической химии.

Слайд №5.

1 ученик. В 1867 году ученый занял кафедру неорганической химии в Петербургском университете, а в 1861 году приступил к работе над  «Основами химии». Работая над этим курсом, он и открыл периодический закон химических элементов.

Слайд №6.

2 ученик.  Из воспоминаний современников:

Звучит музыка Бетховена.

1 ученик.  Вспоминает Комаров, бывший  президент  АН СССР: «Когда Д.И. Менделеев был профессором Петербургского университета в семидесятых годах прошлого века, его аудитория ломилась от слушателей. Чтобы занять место за партой, студенты нередко собирались за час, за два до начала лекции, стояли в проходах, сидели на подоконниках. Прослушать 2-3 лекции Менделеева считали своим долгом даже юристы, вообще относившиеся к университетским занятиям весьма прохладно.

2 ученик.  Вспоминает Озоровская - ученица и сотрудница Менделеева:

1 ученик:  «Речь Менделеева представляла собой чудо: на глазах у слушателей из зерен мыслей вырастали могучие стволы, ветвились, сходились вершинами, буйно цвели, и слушатели заваливались золотыми плодами»

Ведущий.  

Страница 2.  Научный подвиг Д.И. Менделеева.

Эпиграф.  Будущее не грозит периодическому закону разрушением, а только надстройки и развитие обещает.

Звучит музыка Бетховена. Выходит вторая группа учеников.

1 ученик.

1 марта 2014 года  исполнится 145 лет со дня открытия Д. И. Менделеевым периодического закона. Тогда ему исполнилось 35 лет. К этому времени  Менделеев  был профессором химии Петербургского университета, автором учебников по органической и аналитической химии. Открытию закона предшествовала длительная и напряженная работа Менделеева в течение 15 лет, а дальнейшему его углублению было отдано еще 25 лет.

2 ученик.

Мир сложен.

Он полон событий, сомнений, и тайн бесконечных и смелых догадок.

Как  чудо Природы является гений и в хаосе этом находит порядок…

Весь мир большой, жара и стужа, планет круженье, свет зари – все то, что видим мы снаружи, законом спрятано внутри.

Найдется ль правило простое, что целый мир объединит?

Таблицу Менделеев строит – Природы ищет  Алфавит.

3 ученик.

Приступая к чтению лекций в Петербургском университете и  перебрав все книги, Менделеев не нашел ничего, что можно было бы рекомендовать студентам в качестве учебного пособия. Поэтому он решил написать новую книгу - «Основы химии».

4 ученик.

Случилось в Петербурге это.

Профессор университета писал учебник для студентов…

Задумался невольно он: «Как рассказать про элементы? Нельзя ли тут найти закон?»

Искали многие решенье, но, проходя лишь полпути, бросали.

Мучило сомненье: «А можно ли закон найти?»

5 ученик.

Мир состоит из элементов.  В то время знали 60.

А сколько их всего? На это нельзя ответить наугад.

Но не гадал, а верил он: «Тут должен, должен быть закон!»

Упрямо он искал решенье

Был Труд, Надежда и Терпенье, и Вера в то, что он найдет!

Он так работал целый год.

6 ученик.

1 марта 1869 года Менделеев предполагал выехать из Петербурга для обследования артельных сыроварен в Тверскую и другие губернии. В день выезда он искал ответ на вопрос: какую группу элементов в  «Основах химии» следует описывать сразу после щелочных металлов?

7 ученик.

Но вот дела отложены, расчеты прерываются.

С утра в поездку дальнюю ученый собирается.

Все чемоданы собраны, на козлах кучер мается: «Поспеть бы надо к поезду, а барин все копается!»

А барин одевается и к двери направляется. И вдруг!

8 ученик.

Шляпа брошена в углу!

Он бросается к столу и строчит карандашом. Наконец-то! Он нашел!

Он на чем  попало пишет. Ничего вокруг не слышит.

Наконец-то понял он, в чем разгадка, в чем закон!

Из кабинета не выходит: «Не упустить бы мысли той!»

Он элементы ставит в строй, но все ж таблица не выходит…

Тогда, усталостью сражен, лег на диван и видит сон.

Слайд №7.

Звучит музыка Бетховена «Лунная соната».

Появляются учащиеся со знаками химических элементов.

1 ученик.

То кружились, то мелькали, то водили хоровод, то взрывались, то пылали, то шипели, то сверкали, то в покое пребывали: алюминий, натрий, калий. Фтор, бериллий, водород…

Перепутались все свойства, недалеко до беды.

Вдруг команда.

Стройся войско! Стали строиться в ряды.

Учащиеся выстраиваются, держа таблички со знаками химических элементов, образуя 1 и 2 ряды.

1 ученик.

Во втором ряду волненье: все боятся окисленья. Поглядите! Злится литий.

2 ученик. Литий.

Фтор ужасный окислитель! Я не встану в этот ряд! Пусть другие здесь горят!

1 ученик.

И бериллий мрачно мыслит.

3 ученик. Бериллий.

Кислород нас всех окислит! И простите за повтор: как не сносен этот фтор!

4 ученик.

Бор кивает головой, но не рвется сразу в бой!

5 ученик.

И азот не лезет в спор, но зато вмешался фтор.

6 ученик. Фтор.

Ах! Так мы для вас не пара! Кислород! Поддай им жару! Окисляй! За мной! Вперед!

7 ученик. Углерод.

Стойте!

1 ученик.

Крикнул углерод.

7 ученик. Углерод.

Я и уголь, и алмаз. И за них я и за вас! Я сражаться не горю.  Я вас лучше помирю! Встану я посередине!

1 ученик.

Третий ряд! Трубите сбор! Натрий, магний, алюминий, кремний, фосфор, сера, хлор!

По порядку, по закону элементы встали в ряд.

2 ученик.

И выходит, что в колонну все похожие стоят!

Кремний встал под углеродом.

Сера схожа с кислородом.

Алюминий встал под бор – замечательный подбор!

3 ученик.

Ряд пристраивают к ряду. А рядов-то десять кряду (показывает по таблице).

Металлы под металлами, едкие под едкими, ковкие под ковкими идут своими клетками.

По порядку все стоит. Вот Природы Алфавит.

Учащиеся уходят.

Слайд №8.

8 ученик.

Выходит, что Менделеев увидел Периодическую систему во сне?

4 ученик.

Э, нет! Ученый должен отдыхать. Но и во сне не знать покоя. Тогда открытие любое вовек не сможет он проспать.

5 ученик.

Этот  факт является одним из превосходнейших примеров психологического воздействия усиленной работы на ум человека.

6 ученик.

Располагая элементы по возрастанию их атомных масс, Менделеев заметил, что резкое изменение свойств при переходе от галогена к щелочному металлу, и уменьшение основных свойств при переходе от  щелочного металла к щелочноземельному периодически повторяются. Оказалось, что и формы соединений элементов также периодически повторяются.

7 ученик.

Все это дало возможность Менделееву открытый им закон назвать законом периодичности.

8 ученик.

Сторонников у Менделеева было очень мало, даже среди русских химиков. Противников же много, особенно в Германии и Англии. Это были химики, мыслившие эмпирически и не признавшие роли теоретического мышления. К ним  относились Бунзен в Германии, Зинин в России и Питерсон в Швеции. Открытие периодического закона позволило Менделееву дать блестящий образец научного предвидения.

1 ученик.

В 1870 году он предсказал существование трех еще неизвестных тогда химических элементов, которые назвал эка силицием,  эка алюминием и эка бором, - они должны были заполнить пустые клетки в периодической системе. Менделеев сумел правильно предсказать и важнейшие свойства новых элементов.

2 ученик.

Был четвертый ряд нарушен, элемент не обнаружен, элемент не обнаружен – тот, что в этом месте нужен.

Но напрасно беспокойство. Существует где-то он. «Я найду сначала свойства, и поможет мне закон!»

3 ученик.

Удельный вес назвал и цвет, летуч на воздухе иль нет,  как плавится, в чем растворим…

Законом пользуясь своим, три элемента предсказал, как будто их в глаза видал!

Быть может, раз в тысячелетье свершить подобное дано.

4 ученик.

Но мир открытья не заметил, иль не поверил - все равно.

И кто-то говорил по-свойски: «Забудь об этой ерунде! Как можно обнаружить свойства веществ, не найденных нигде!»

5 ученик.

В 1875 году Лекок де Буабодран, ничего не знавший о работах Менделеева, открыл новый металл, назвав его галлием. По ряду свойств и по способу открытия (спектральным путем) галлий совпадал с эка алюминием Менделеева. Но его удельный вес оказался сначала меньше предсказанного. Несмотря на это, Менделеев послал во Францию заметку по поводу открытия галлия, настаивая на своем предсказании.

6 ученик.

Вот как-то раз узнали ученые всех стран металл чудесный галлий (в честь Франции назвали), открыл Буабодран.

Довольный и счастливый рассматривал металл, но писем из России никак не ожидал.  

Он взял письмо, прочел его. От русского ученого?

7 ученик.

Ошибся я! Слыхали? Француз был удивлен. В глаза не видел галлий, а свойства знает он!

Вес высчитал удельный точней, чем я стократ, какой-то Менделеев еще пять лет назад! Глаза его сверкали, топорщились усы, но вот металл свой галлий он кинул на весы...

8 ученик.

Ответ в Россию мчится: «Прекрасная таблица! Я вами восхищен! Проверен мной практически закон периодический и я категорически приветствую закон!»

9 ученик.

Ученый мир был ошеломлен тем, что предсказание Менделеевым свойств эка алюминия оказалось таким точным. С этого момента периодический закон начинает утверждаться в химии, переходя из гипотезы в строго доказательную истину. В 1879 году Нильсон в Швеции открыл скандий, в котором воплотился предсказанный Менделеевым эка бор.

1 ученик.

В 1886 году Винклер в Германии открыл германий. Свойства германия с удивительной точностью совпали спредсказанными Менделеевым для эка силиция.

2 ученик.

У химиков переполох. Ведь галлий был одним из трех, предсказанных заранее.

И следом, как из-под  земли, вдруг скандий в Швеции нашли, на свет Германий извлекли (естественно, в Германии).

3 ученик.

После этих блестящих триумфов, периодический закон прочно утвердился в науке в качестве объективного закона, истинность которого проверена и подтверждена на практике.

4 ученик.

Потом дополнилась таблица. Узнали новые частицы. Прославят, подтвердят закон открытья будущих времен.

Ведущий.

                                                     Страница 3.

                                               Менделеев и культура.

Эпиграф. Вопросы искусства были близки Менделееву также как и вопросы науки.

Звучит музыка Свиридова. Выходит новая группа учащихся.

Из воспоминаний современников.

1 ученик.

Из письма дочери Менделеева: «Находясь в Италии, бегали мы весь день по улицам, заглядывали в церкви, музеи. Но всего более любили маленькие театрики, восхищавшие нас живостью, типичностью и беспредельным комизмом истинно народных представлений… слушай музыку и ты поймешь своего отца»

2 ученик.

Великий русский химик  Д.И. Менделеев  был не только ученым, творцом периодического закона, но и человеком близким к искусству. Он был знатоком и ценителем живописи, членом Русской Академии Художеств.

3 ученик.

В 60 годы прошлого века вместе с Д.И. Менделеевым в науку пришли Бородин, Боткин, Бутлеров, Сеченов.

4 ученик.

Дружба Менделеева с И.М. Сеченовым и А.П. Бородиным началась в русском кружке в Гейдельберге. Трех товарищей сближала любовь к музыке, природе, литературе. В квартире Менделеева читался громко вышедший в это время «Обломов» Гончарова. Вместе наслаждались они импровизацией Бородина на рояле, ходили слушать органную музыку.

5 ученик.

В течение всей своей жизни Менделеев путешествовал. Он посетил более 100 городов мира. Был в Европе, Америке, Африке. Не как праздный турист путешествовал он, а прежде всего как ученый, изучающий состояние науки и промышленности. И всегда он находил время интересоваться искусством. Испания и Италия привлекли его живописью, особенностью жизни и быта населения.

2 ученик.

Сердцем художника Менделеев любил Флоренцию с ее возвышенной простотой. Америка не нравилась Менделееву ни состоянием развития науки, ни архитектурой американских городов, ни американским образом жизни.

6 ученик.

В 80 годах Менделеев сблизился с представителями русского реалистического искусства - «передвижниками» Крамским, Ярошенко, Репиным, Куинджи. Был он близок и с художником-пейзажистом Шишкиным.

10 ученик.

Менделеев любил и понимал искусство, публиковал рецензии на картины. И всех поражала верность и широта суждений Менделеева. О картине Куинджи «Ночь на Днепре» он писал так:

Слайд № 9.

2 ученик.

«Перед Днепровской ночью Куинджи забудется мечтатель, у художника явится невольно своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, а в мыслителе же родятся новые понятия, – всякому она даст свое»

9 ученик.

Менделеев очень интересовался химией красок. По его инициативе Петрушевский написал для художников книгу о красках. И сейчас мы вам покажем, как быстро изготовить краску.

Демонстрация опытов.

Опыт.

а) желтая кровяная соль + сернокислое окисное железо = синее окрашивание

б) желтая кровяная соль + соли меди = темно-коричневое окрашивание

в) желтая кровяная соль + соли висмута = желтое окрашивание

г) желтая кровяная соль + соли двухвалентного железа = зеленое окрашивание

11 ученик.

В память о том внимании и помощи, которые Д.И. Менделеев оказывал русскому искусству, художники избрали его действительным членом Академии художеств.

12 ученик.

Портреты Менделеева, исполненные лучшими русскими художниками, дают нам возможность видеть великого ученого.

Слайд №10.

1 ученик.

Вот портрет Менделеева, написанный в 1886 году художником Ярошенко. Это один из лучших портретов ученого. В портрете нет никакой парадности, чопорности: ученый показан в обстановке своей лаборатории, за работой, которая давала ему, как он говорил «радость и полноту жизни».

Слайд №11.

2 ученик.

Другом Д.И. Менделеева был художник И.Е. Репин. Этот портрет был написан после смерти Менделеева в 1907 году. Для работы были использованы фотографические материалы,  письменный стол и библиотека написаны с натуры в квартире Менделеева, а позировал кто-то из знакомых.

3 ученик.

Этот портрет дает представление о Менделееве в последние годы жизни -  жизни, без остатка отданной науке.

4 ученик.

Менделеев высоко ценил Шекспира, Гете и Байрона, а также наших классиков, начиная с Жуковского и Пушкина.

5 ученик.

Из произведений иностранных поэтов он больше всего любил байроновскую «Тьму», которую время от времени перечитывал.

Звучит музыка. Ученик читает  «Тьму».

6 ученик.

Из русских поэтов Менделеев любил Майкова и Тютчева. Лирическую драму «Три смерти» Майкова и стихотворение «Молчание» Тютчева он знал наизусть и к случаю охотно декламировал.

Ученик читает стихотворение Тютчева «Молчание».

7 ученик.

В доме Менделеева на Менделеевских средах собирались все, кто был ему дорог.

8 ученик.

На Менделеевских «средах» много спорили о науке, литературе, искусстве. Для разрядки слишком серьезной подчас обстановки Д.И. Менделеев показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации. Знаменитый художник Репин, часто посещавший менделеевские среды, курил очень много.

9 ученик.

Однажды Менделеев объявил, что соберет в стеклянной  закрытой банке дым от его папиросы. Репин закурил папиросу и в момент, когда он выпустил первую струю табачного дыма, Менделеев накрыл стеклянной крышкой банку, стоявшую на столе. К удивлению присутствующих, банка действительно наполнилась дымом.

10 ученик.

Тогда Д.И. Менделеев предложил И. Репину понюхать собранный табачный дым в банке, что тот не замедлил сделать, но тут же поперхнулся, выхватил носовой платок и стал откашливаться. Вместо табачного дыма он вдохнул смесь аммиака и частичек хлористого аммония.

Демонстрация опыта «Дым без огня».

Стенки стеклянного стакана смочить концентрированным раствором  аммиака, а стенки другого стакана смочить концентрированным раствором соляной кислоты. Во время демонстрации стакан с соляной кислотой перевернуть вверх дном и поставить на стакан с аммиаком. Образуется хлорид аммония в виде белого дыма.

11 ученик.

На одной из сред Менделеев приготовил 4 бесцветных раствора и продемонстрировал их горение. Все были удивлены тем, что внешне одинаковая жидкость горела в первой чашке фиолетовым пламенем, во второй зеленым, в третьей красным и в четвертой синим.

Демонстрация опыта. Цветные огни.

В чистые фарфоровые чашки  налить по 30 мл этилового спирта. В спирт добавьте по 5г мелко растертых хлоридов лития, натрия, калия, бария, кальция.

12 ученик.

Инициатором и душой менделеевских сред  был, конечно,  Дмитрий Иванович. Глаза его блестели, речь лилась свободно и темпераментно, часто раздавался непринужденный смех. Менделеев любил музыку. Друзья даже прозвали его «Леонорой» за то, что он часто напевал мелодии из оперы Бетховена «Леонора», любимой Менделеевым с юных лет.

1 ученик.

Его друг Александр Порфирьевич Бородин, будущий знаменитый химик и композитор, все письма к Менделееву заканчивал словами «Прощай, Леонора».

2 ученик.

Слова Вейнберга – ученика Д.И. Менделеева: «Будь я музыкантом, я думается мог бы, положить лекцию Менделеева на музыку»

Ведущий.

Звучит музыка Бородина. Выхолит новая группа учеников.

4 страница. Менделеев в жизни.

Эпиграф.  «Он обращался всегда исключительно к нашей разумной и высшей стороне, никогда ничего не требовал и не приказывал… Думается, это была самая мудрая педагогика… (Иван Дмитриевич Менделеев – сын Д.И. Менделеева)

Слайд  №12.

1 ученик.

Из воспоминаний С.Л. Толстого – сына Л.Н. Толстого: «Мы попросили Д.И. Менделеева показать его докторский костюм. Он охотно это сделал и даже надел его»

2 ученик.

Сине-малиновая тога, угольчатая шапочка, густые космы седых волос, торчащие из-под шапочки, суровое лицо Дмитрия Ивановича, обрамленное седой бородой – все это, под толстыми сводами его кабинета и на фоне белой стены напоминало нам средневекового алхимика.

3 ученик.

Из воспоминаний Анны Ивановны Менделеевой:

Самое характерное в нем было: грива длинных пушистых волос вокруг лба, очень выразительного и подвижного, и ясные синие проникновенные глаза… Манеры, разговор и жесты его были очень оригинальны и своеобразны. При разговоре он всегда жестикулировал. Широкие, быстрые и нервные движения рук всегда отвечали его настроению.

1 ученик.

Жизнь Менделеева – это труд, труд и снова труд.

2 ученик.

И когда перед нашим мысленным взором встает образ Менделеева, то, прежде всего, как великого труженика науки.

3 ученик.

Недаром же, когда его называли гениальным, он говорил: «Какая тут гениальность, просто трудился всю жизнь не покладая рук».

Заключительное слово учителя.

11 января 1907 года, принимая в Палате мер и весов министра торговли и промышленности Д.А. Философова, Менделеев простудился на сквозняке. В результате развилось воспаление легких. Принятые меры по лечению оказались безрезультатными. В 5 часов 20 минут 2 февраля 1907 года Менделеев скончался.

Звучит музыка Бородина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий устного журнала "Минута час бережет"

К сценарию устного журнала прилагается презентация "Минута час бережет"...

Сценарий устного журнала "Слово о здоровье"

В методической разработке представлен материал, который раскрывает: зависимость здоровья человека от  санитарно-экологического состояния окружающей среды; значение здорового образа жизни....

сценарий устного журнала "1150 лет Российской государственности"

Данное мероприятие разработано для учащихся 6-7 классов. Усный журнал+презентация посвящены 1150 летию Российской государственности. Может использоваться как материал классного часа....

Сценарий устного журнала « Весна идёт, весне дорогу»

Внеклассное мероприятие по литературе....

Дело его жизни (сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дня рождения выдающегося чувашского педагога-просветителя И.Я.Яковлева).

                         Дело его жизни(сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дн...

Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.)

Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.) http://www.authorst...

Сценарий устного журнала "Герои рядом", к 25-летию вывода войск из Афганистана

Сценарий устного журнала "Герои рядом",  к 25-летию вывода войск из АфганистанаПрезентация...