Статья-размышление о принципах деятельностного подхода в обучении химии
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Абрамова Людмила Павловна

Данные размышления составлены на основе многолетней педагогической деятельности учителя химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazhdyy_raz_vhodya_v_klass_na_svoy_urok.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Размышления о принципах воспитания деятельностного подхода к обучению как основы современного образования.

Каждый раз входя в класс на свой урок, я с большим интересом наблюдаю за выражением лиц учеников. Живые, деятельные на переменах, во время внеклассных мероприятий, после звонка на урок становятся пассивными; взгляд- свидетельство нежелания заниматься любым видом мыслительной деятельности. Преобладает формальное отношение к учебной деятельности- лишь бы просидеть урок, лишь бы не поставили двойку. Заранее   не возможно составить точный ход каждого занятия , все равно  немало важную роль играет настроение учеников в данный момент.  И вот тут-то мне приходится ,в первую очередь, стать психоаналитиком ,чтобы понять настрой ребят и подобрать нужные слова, необходимый темп работы,  чтобы подбодрить их и настроить на рабочую волну. Очень часто выручают: искренняя улыбка, задумчивый взгляд, поглаживание учеников по плечу, комплимент отдельным ребятам или  всему коллективу .  В начале  урока стараюсь ребят заинтриговать темой урока, а уж потом совместно с ними поработать на уроке с удовольствием. Например, в 10 классе при рассмотрении темы »Химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина» начинаю урок молча. Демонстративно снимаю с окна и ставлю на учительский стол фикус. Такое мое  поведение  привлекает внимание учеников, они начинают следить за мной. Вот тут- то концентрация внимания достигает максимума и я начинаю «ковать цепи науки». Растение фикус, также как и многие другие растения, кустарники и деревья , выделяет , когда его подсекают, белую, похожую на молоко жидкость, которая называется латексом.

На воздухе латексы  коагулируют: капельки жидкости постепенно темнеют и затвердевают, превращаясь в резиноподобную смолу. Ребята тянут руки, задавая вопросы. Все вопросы формулируем вместе (они становятся целями урока) и вот мы уже одно целое и уже не важны те проблемы , которые портили настроение до этого урока. Закипела работа: нужно понять, что это за вещество? Для чего оно нужно? Зачем оно нам? Какую роль оно играет в нашей жизни?

Порой урок может начаться и с рассмотрения рисунка на доске. Например, при рассмотрении в 11 классе темы «Полимеры» урок выглядит следующим образом.

Вступление учителя:

Основа всего живого - большие молекулы, называемые по- научному макромолекулами или полимерами. Люди, животные и растения не могли бы существовать без структурных, транспортных и резервных макромолекул ДНК и РНК. Обратите внимание на рисунок, который весит на доске ( изображение дома, одетого человека, вокруг растения,животные, автомобили).Все это состоит из макромолекул.

Даже в далеком прошлом полимеры обеспечивали человека всем необходимым: дерево для освещения и обогрева жилья, камни для изготовления орудий труда и строительства, животные и растительные волокна для сшивания одежды, янтарь для украшений, асфальт в качестве покрытия дорог.

. Все мы прекрасно понимаем, что учебный материал 11 класса очень насыщен. Хочется побольше накопить к концу учебного года резервного времени, чтобы посвятить его подготовке к ЕГЭ. Мне очень нравиться соединять некоторые вопросы из разных тем,проводя тем самым насыщенные и небесполезные уроки. Например, тему «Волокна» можно совместить с темой «Химия и проблемы охраны окружающей среды». Урок будет более продуктивным и небесполезным, если он начнется так: происхождение и уровень качества волокна все еще служат эталоном для определения социального статуса человека. Все мы прекрасно знаем, что вещи из шерсти хорошо греют и сохраняют форму, хлопковые ткани хорошо впитывают воду и легко стираются, шелк прохладен и элегантен. Но, подумайте сами, если мы будем гнаться только за натуральным волокном, то какой же колоссальный вред мы нанесем на плодородие почв. Ведь, для того, чтобы полностью обеспечить население нашей планеты хлопком, потребуется дополнительно 170 000 квадратных километров лучших плодородных земель, эта площадь приблизительно равна размерам двух Австрий. Шерсть получают главным образом от овец и коз, а эти животные губят растительность и вместе с этим портят структуру почвы и уменьшают площади лугов и полей. Шелк производят в кокономотальном цехе из коконов тутового шелкопряда Bombyx mori . Попробуйте погулять вблизи цеха: довольно быстро вы почувствуете неприятный запах  разлагающегося белка и побочных продуктов. Проблемный подход не только заинтересует ребят, но и параллельно с этим , что немало важно , проникнут элементами экологического воспитания.

Весомую роль в увеличении интереса к своему предмету играют интегрированные уроки.  Совместно с коллегами мы проводим  интересные уроки. Один из таких урок в 9 классе по теме «Силикатная промышленность». Этот урок занимает 2 учебных занятия.  На первом уроке ребятам предлагается проникнуться тематикой . А на втором уроке начинают работать и поочередно выступать творческие лаборатории, в которых ребята могут раскрыться в различных своих склонностях и интересах. Тема урока « Ломоносов-поэт в науке, ученый в поэзии». Урок  построен в виде прочтения устного журнала « Творчество Ломоносова».

 А начинается урок с того, что оба учителя находятся в классе. Чуть слышно звучит спокойная музыка. Учитель литературы начинает урок словами:

«Ребята, сегодня мы с вами подробнее познакомимся с творчеством М. В. Ломоносова- человека, совершившего переворот как в литературе-  стихосложении, системы жанров; так и в химии- стекольной  промышленности и мозаики из стекла . В. Г. Белинский назвал его «Петр Великий русской литературы «. М. В. Ломоносов всегда был увлечен своим делом до самозабвенья. Разнообразие интересов гармонично сочеталось в нем. Особый род художественного творчества- Ломоносовские мозаики по сей день  занимают видное место в отечественной художественной культуре. Учитель литературы зачитывает отрывок стихотворения «Письмо о пользе стекла « М. В. Ломоносова, а ребятам нужно во время прослушивания стиха определить:

 какие химические понятия и явления в нем отражены;

сформулировать тему стихотворения.

Отрывок:

« Чего и сильный огонь не может разрушить, других вещей земных конечный разделитель;

Стекло им рождено;

Огонь его родитель».

А дальше урок протекает следующим образом:

Создаются творческие лаборатории по следующим направлениям:

Лаборатория « Пиши – читай – твори». Здесь ребята с литературной точки зрения определяют «штиль» данного стихотворения, находят признаки данного « штиля», пробуют себя в роли начинающих писателей ,сочиняя свои оды.

Лаборатория « Юный химик». Здесь ребятам предлагается , используя учебник, составить список веществ, из которых изготавливается стекло- основа стекольной мозаики, а также им необходимо произвести расчет для вычисления состава оконного, хрустального стекол.

Лаборатория « Исторические факты» готовит небольшое сообщение  о развитии промышленности по производству стекла в России. Для этого используются дополнительная литература, которая имеется в химичеком кабинете, а также предварительная домашняя подготовка ребят по желанию.

Лаборатория « Прикоснемся к прекрасному». В этой лаборатории ребятам не только нужно приготовить рассказ об увлечении М. В. Ломоносова в мире мозаики( этот материал некоторые ребята по желанию заранее готовят под руководством учителя литературы), но и самим попробовать составить  мозаичную картину из набора разноцветных стекол.

 Подобный деятельностный подход к обучению молодежи дает ощутимый результат: у ребят развивается здоровое честолюбие, которое делает учеников успешными, преисполненными самоуважения и уважения коллектива.

Данные о себе:

Абрамова Людмила Павловна

24 января 1976 года рождения

602101 Владимирская область, г. Меленки, улица 60 лет Октября, дом 21, квартира 1.

серия паспорта 17 01 номер 321953, выдан ОВД Меленковского района Владимирской области, прописана: г. Меленки, улица Академика Королева, дом 26, кв. 1,602102.

№ страхового свидетельства 015- 296- 937- 63.

ИНН 331900824909

Здравствуйте, уважаемая редакция!

Хочу выразить слова благодарности в ваш адрес за серьезную подготовку каждой рубрики журнала « Химия в школе». Разрешите мне , пожалуйста, поделиться со своими коллегами  размышлениями о принципах воспитания деятельностного подхода при обучении химии. Надеюсь, что мои размышления останутся небезынтересными для широкого круга читателей и вызовут волну их продолжения и дополнения. Заранее оговариваю следующий момент, если это возможно, то от гонорара я отказываюсь.

                             С уважением Абрамова Л. П., учитель химии СОШ№1

                               Г. Меленки, Владимирская область.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на РМО учителей биологии и химии "СИстемно-деятельностный подход в обучении химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения"

Сообщение содержит материал о внедрении ФГОС основного общего образования , теоретические основы данного вопроса и конкретные примеры из опыта работы. Сообщение сопровождается презентацией. Сообщение ...

Деятельностный подход в обучении химии

Деятельностный подход-это обучение деятельности....

Деятельностный подход в обучении химии

Ученик усваивает информацию только в результате самостоятельной деятельности.Учитель выполняет на уроке функцию не информатора, а организатора познавательной деятельности учащегося. В статье приводитс...

Работа с анимациями как одна из форм организации деятельностного подхода в обучении химии.

Статья отражает личный опыт реализации деятельностного подхода к обучению на уроках химии. В статье описывается, как анимацию можно использовать для активизации мыслительной деятельности учащихся....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ.

В данной статье представлен материал об исследовательской деятельности (микроисследования) на уроках химии....

Тема по самообразованию: Использование системно-деятельностного подхода в обучении химии.

Тема по самообразованию: Использование системно-деятельностного подхода в обучении химии.Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевы...

Системно-деятельностный подход в обучении химии

Текст выступления по теме "Системно-деятельнстный подход в обучении химии" с презентацией...