презентация по химии по теме "Предельные одноатомные спирты"
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Еликова Евгения Николаевна

данную презентацию можно использовать на уроках химии в 9 и 10 классе при изучении темы "Предельные одноатомные спирты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon predelnye_odnoatomnye_spirty1.zip2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Предельные одноатомные спирты

Цели:

-Дать учащимся первоначальные понятия о кислородсодержащих веществах.

-Познакомить учащихся с составом, физическими, химическими свойствами спиртов.

-Способствовать формированию представления о физиологической роли спиртов на организм.

-Продолжить на примере спиртов формирование понятия о химических свойствах, их обусловленности строением вещества и наличием в составе молекулы функциональной группы - ОН.

- Познакомить учащихся с применением, а также со способами получения спиртов.

-Продолжить формирование мировоззренческих знаний: умение характеризовать свойства спиртов на основе их состава и строения.

Оборудование: компьютерная презентация по теме, натрий, серная кислота, уксусная кислота, спички, спирты.

Ход урока.

  1. Организационный момент (2 мин.)

Здравствуйте, садитесь! Возьмите тетрадь по технике безопасности, прочитайте правила и распишитесь.

  1. Актуализация знаний (2 мин.) (Слайд 1.)

 Итак, давайте начнем. Запишите в своих тетрадях тему сегодняшнего урока «Предельные одноатомные спирты». У меня к вам вопрос: «Что вам первое приходит на ум когда произноситься слово «спирт»?  (ответы учащихся). В глубокой древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но приобретали способность возбуждать, вселять ощущение легкости, беззаботности, благополучия. Но сразу люди заметили, что на следующий день человек расплачивался головной болью, разбитостью, дурным настроением. Разумеется, наши далекие предки и догадываться не могли, какого страшного врага они приобрели. К сожалению, печальные последствия употребления спиртного привлекали к себе меньше внимания, чем улучшения настроения, сопутствующее употреблению алкоголя. Понять враг или друг спирт людям главная наша задача ближайших уроков.

  1. Объяснение нового материала (28 мин.) (слайд2)

И, конечно же, чтобы разобраться в этом вопросе, нам нужно изучить особенности этого вещества.  Наш урок пройдет в необычной форме. Я сегодня буду вам рассказывать сказку. Вы наверно подумали, что не маленькие для сказок. Но все же я не соглашусь с вами, сказки можно слушать в разных возрастах. Итак открывается волшебный мир сказочной химии. (слайд 3)

-В самой волшебной, в самой удивительной стране – Органической химии жила была большая дружная семья - Предельных одноатомных спиртов. Дружно жили братья. Имена свои они носили с гордостью в память о своих предках. (слайд 4)

-Характер у братьев был не простой, от матери воды достался. (слайды 5, 6) Из схемы видно, что в молекуле спирта химическая связь между атомом кислорода и атомом водорода весьма полярна. Поэтому водород имеет частично положительный заряд, а кислород частично отрицательный. И как следствие: атом водорода, связанный с атомом кислорода, подвижен и реакционноспособен; возможно образование водородных связей между отдельными молекулами спирта и между молекулами воды.

-Красивые и весёлые братья легко находили себе новых друзей. Только бутанол и пентанол сторонились жителей страны. (слайд 7)

-С каждым днем увеличивалась семья спиртов, любили спирты перестраивать себя. Радушно принимали в свою дружную семью новых братьев. (рассказ об изомерии и номенклатуре спиртов. (Слайды 8,9)

(Рассказ о химических свойствах спиртов)

-Дружил с ними и кислород, теплом веяло от их отношений. При горении спиртов наблюдаются отличия. (Слайд 10)

Спирты - первые члены гомологического ряда - легко воспламеняются и горят синеватым, почти несветящимся пламенем, спирты большей молекулярной массой горят светящимся пламенем, и после сгорания их в чашках остается черный налет. (Самостоятельно записывают химическое уравнение взаимодействия спиртов с кислородом, демонстрация опыта «Горение спиртов»)

-Хотели спирты дружить с металлами. Золото и Платина, правители страны Металлов, не разрешали своим подданным общаться со спиртами. И только веселый, легкий натрий часто заходил к ним. (Слайд 10, записать уравнение реакции на доске. Демонстрация опыта «Взаимодействие натрия со спиртами)

-Дружили они и с минеральными кислотами. (Запись уравнения реакции)

-А когда в гости заходила концентрированная серная кислота, то братья вспоминали своих родителей, и глаза их наполнялись слезами. (слайд 11, записать уравнения реакции на доске, демонстрация опыта)

 -А когда ссорились друг с другом братья, то образовавшийся эфир успокаивал их и в доме вновь воцарялся мир.

-А когда в гости заходила красавица уксусная кислота, вся комната заполнялась приятным запахом. (Слайд 12, записать уравнение реакции, демонстрация опыта «Взаимодействие этанола с уксусной кислотой»)

-Решили братья делом заняться, и пошли работать на фирму «Полезных веществ». Для начала, они решили узнать свою родословную, с какого времени  они стали проживать на земле. (Слайды 13, 14, 15)

Спустя некоторое время начали они много нужных и полезных веществ производить, особенно отличались метиловый и этиловый спирт. Всю продукцию на фабрики и заводы поставлять начали. Не покладая рук, трудились братья спирты. А когда человек узнал пользу их то и сам, научился производить спирты, что получать из них много полезных веществ. К братьям пришла настоящая слава. О них стали писать газеты и журналы, говорить по телевизору, они стали настоящими звездами. (слайды 15, 16)

Но вслед за ними потянулась и дурная слава. Люди начали слишком увлекаться одним из братьев – это Этанолом. А как им не увлечься, после общения с ним наступала эйфория. Только не задумывались люди, что вслед за радостью наступает тяжелая расплата. (Слайды 18-21)

V. Подведение итогов (2 мин.) Чрезмерное употребление алкогольных напитков наносит большой вред окружающим. Но в этом нельзя обвинять Этанол. Скорее в этом виноват сам человек: обычно в его организме постоянно образуется некоторое количество Этилового Спирта. У пьяниц спирт перестает вырабатываться, но организм постоянно требует его присутствия. Вот почему так трудно вылечиться от алкоголизма. И главное в общении со спиртами - не перейти грань, а это уже зависит только от самого человека.

VI. Домашнее задание (2 мин.)

- подготовить сообщение о вреде алкоголя.
- выполнить упражнения в конце параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Никитина Н.Н. учитель химии МОУ "Лицей № 47"г. Саратов. Подготовка ЕГЭ.. Химические свойства предельных одноатомных спиртов ( конспект лекции для учащихся )

Подготовка к ЕГЭ.Химические свойства предельных одноатомных спиртов. Учащиеся воспользовшись предложенным конспектом смогут ответить на следующие вопросы:1. Какие типы химических реакций  будут х...

Никитина Н.Н.-учитель химии МОУ "Лицей № 47" г.Саратов. Подготовка к ЕГЭ. Тест по теме: "Одноатомные спирты - классификация, номенклатура, изомерия"

Тест по теме: " Одноатомные спирты - состав, изомерия, номенклатура" предлагается учащимся ( 10 и 11 ) для отработки знаний по данной теме при подготовке к ЕГЭ.  В данном тесте от учащихся требуе...

Опорный конспект к уроку химии в 10 классе "Химические свойства одноатомных спиртов"

Опорный конспект к уроку химии в 10 классе "Химические свойства одноатомных спиртов"...

презентация по химии по теме: "Предельные одноатомные спирты"

Урок - обобщение разработан для учащихся 10 класса....

План-конспект урока по химии 10 класс. Одноатомные спирты

План-конспект урока по химии 10 класс. Одноатомные спиртыЦель: - систематизировать знания по типам изомерии спиртов, по основам номенклатуры; - конкретизировать знания о физических и химических с...