статья "Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся"
статья (химия) на тему

Cультимова Валентина Викторовна

Современная  образовательная парадигма ставит в центре внимания не процесс преподавания, когда ученику преподносятся не готовые задания, а процесс познания, ориентирующий его самостоятельный поиск, исследование.  Таким образом, приоритеты в обучении смещаются: от формирования определенной совокупности знаний, умений и навыков к развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Решать эти задачи необходимо, прежде всего, через организацию учебной деятельности в рамках каждого школьного предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_ne_tot_kto_uchit_a_tot_u_kogo_uchatsya._.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.

                                                                                                                       Народная мудрость

Плохой учитель преподносит истину,

 хороший — учит ее находить

Дистерверг.

Статья относится  к разделам:  Преподавание химии / Общепедагогические технологии

 «Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения  в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, динамизмом, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны ».

Для решения этой непростой задачи поставленной Правительством Российской Федерации на период до 2010 года, общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему специальных предметных умений, а также опыт самостоятельной деятельности  и личной ответственности обучающихся, определяющий современное качество образования.

Современная  образовательная парадигма ставит в центре внимания не процесс преподавания, когда ученику преподносятся не готовые задания, а процесс познания, ориентирующий его самостоятельный поиск, исследование.  Таким образом, приоритеты в обучении смещаются: от формирования определенной совокупности знаний, умений и навыков к развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Решать эти задачи необходимо, прежде всего, через организацию учебной деятельности в рамках каждого школьного предмета.

Что такое урок? Прежде всего, это встреча. Встреча двух людей, каждый из которых является одновременно и учителем и учеником. Как сделать так, чтобы, расставаясь, каждый из них с нетерпением ждал новой?

Не секрет, что интерес к предмету во многом зависит от отношения ученика к учителю. Поистине образованный и интеллигентный человек может вырасти только в условиях полной свободы. “Учить нужно только того, кто чувствует в этом потребность” - считал академик В. А. Легасов. Как добиться, чтобы ребенок почувствовал потребность в знании и процесс обучения приносил ему только наслаждение?

Ответ достаточно прост: нужно, чтобы процесс обучения был желанным, чтобы на каждый урок ребёнок (большой или маленький) шёл (бежал!) с желанием встретить там что-то ему пока неведомое, встретить там его, Учителя! Несомненно, любой педагог стремится не остаться в долгу перед теми, кто спешит сегодня на эту встречу. А для этого ему нужно, прежде всего, оставаться самим собой, не боясь показать, что учитель – такой же обыкновенный человек, с присущими любому бедами и радостями. Естественно, его уровень владения материалом должен быть существенно выше школьного, а сам педагог – культурным и образованным человеком, постоянно работающим над собой. “Азбучная истина!” - воскликнет читатель. Верно! Но только такой педагог может свободно держаться в общении с детьми, и лишь совместная работа учителя и ученика превратит их в соратников.

Если учитель  в профессиональном плане достиг усредненного стандарта, то он хороший ремесленник. А должен быть на своем уроке художником, актером, творцом.  Быть личностью яркой и притягательной, чтобы в ней чувствовались сила воли и души, — вот главное, что характеризует современного учителя. Этому учат тысячи прочитанных книг, сотни пройденных дорог и бесчисленное множество встретившихся в пути людей. Этому учат трудности, которые встречаются на пути, ибо с каждым разом, преодолев препятствие, мы становимся сильнее. Этому учат собственные ученики изо дня в день, от урока к уроку. Ибо, «обучая, учимся сами» (Сократ). И надо быть очень способным учеником, чтобы понять и принять все уроки, преподнесенные жизнью, и стать настоящим учителем.

Личный опыт преподавания в современной школе все больше убеждает – эффективно то обучение, в условиях которого ученик становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовать знания.

В реальной жизни человеку всегда предоставлена свобода выбора, он самостоятельно планирует свои действия, поступает в соответствии с логикой собственного решения. Все это свидетельствует о проявлении его «я». Поэтому так важно выстраивать образовательное пространство как совместное поле взаимодействия, в котором начинают работать со - и самопроцессы учителя и ученика, действующих на равных в урочное и во внеурочное время.  

Решая проблему выбора методов реализации образовательных программ в условиях изучения химии, использую идею создания адаптивных условий для каждого учащегося на основе максимальной ориентации на исследовательский, самостоятельный характер деятельности школьников.

Ведущей педагогической идеей инновационной деятельности является переход обычного исследования, выполненного учащимися в учебном процессе, в исследовательский проект, реализуемый  в химическом кружке. Технология моего опыта работы основывается на  внедрении в учебно – воспитательный процесс системы «урок - внеклассная работа», носящей рационализаторский характер.

Исследовательская деятельность учащихся строится на следующих принципах: доступности, естественности, осмысленности, самостоятельности, экспериментальности.

Исследование позволяет в максимальной степени приблизить процесс ученического познания к научному познанию, так как в его основе лежит ориентация на научное исследование как образец построения учебного процесса. Следовательно, в этом случае исследовательская деятельность учащихся выступает как элемент научного творчества. От исследовательской деятельности учащиеся получают творческий импульс. Исследовательские работы переходят в исследовательский проект.

Исследовательская деятельность при изучении химии может стать источником познания и других предметных областей, способствующих развитию школьников, в том числе и гуманитарных.

Новизна опыта заключается в комбинации исследовательской деятельности в различных ее аспектах применения с другими методами творческой деятельности на уроках и во внеклассной работе – в химическом кружке учащихся школы.

   Анализ новых подходов к преподаванию химии показывает, что до сих пор важнейшей признанной задачей обучения считается глубокое изучение современных научных представлений. Но практика показывает, что сегодня ученику нужны осознание общей картины мира, ощущение сопричастности к культурному наследию, участия в жизненных процессах.

Введение в педагогическую технологию элементов исследовательской деятельности учащихся при изучении химии позволяет мне не столько учить, сколько помогать им учиться,  направлять их познавательную деятельность.

… У каждого педагога свои секреты, свой стиль общения с учеником. Но очень важно, чтобы, идя на урок, учитель не забыл … себя. Никакой менеджмент, финансы и техника не заменят уникального профессионала,  который выходит один на один с детьми, оставаясь проводником и ценностей, и целей, и культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы учим детей - дети учат нас.

Удивительно, как многому могут научить нас наши ученики!   В прошлом году приняла  классное руководство 5 класса, можно сказать из рук в руки от старшей сестры (учителя начальных ...

Учатся у того, кого любят

Статья о роли семьи в воспитании гражданина с фрагментами сочинений учащихся 8 класса....

статья "Мы можем учиться у тех, кого мы учим"

Статья одержит размышление о профессии педагога как о сфере, в которой нет одного учителя, в которой все учителя. Позиция "учитель-ученик" уже уходит в прошлое, сейчас  педагогика сотрудничества ...

Классный час "Учат в школе, учат в школе, учат в школе..."

Сценарий классного часа к 1 сентября. Содержит интересные конкурсы, стихи и поздравления, красочные презентации....

Кого учить? Чему учить? Как учить?

Кого учить? Чему учить? Как учить?- актуальная проблема школы.За годы работы познакомилась с  разными детьми: умными, целеустремленными, активными, интересными, молчаливыми, и ничем незаинтересов...

Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.

Родители  доверяют школе самое дорогое - своего ребенка, и на нас учителях, лежит огромная ответственность за будущее нашей страны. Какими станут наши сегодняшние ученики,  зависит  и о...