Главные вкладки

    Инструкции по технике безопасности
    методическая разработка по химии по теме

    Павловская Жанна Ивановна

    Описаны инструкции учителя химии и лаборанта, а также виды инструктажа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon instrukcii_po_tehnike_bezopasnosti.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВИДЫ ИНСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

    (в соответствии с ГОСТом 12.0.0004-90 «Организация обучения безопасности труда»)

    № п/п

    Вид  инструктажа

    Время или причины

    проведения

    Ответственный за проведение

    Документ для регистрации

    1

    Вводный

    На первом уроке химии и с каждым вновь прибывшим учащимся

    Зав. кабинетом, учитель

    Классный журнал

    2

    Первичный на рабочем месте

    Перед практической работой – правила техники безопасности при работе в кабинете химии, и с каждым вновь прибывшим учеником

    Зав. кабинетом, учитель

    Классный журнал

    3

    Повторный

    На первом уроке в каждом полугодии (триместре)

    Зав. кабинетом, учитель

    Классный журнал

    4

    Текущий

    Перед проведением лабораторных и практических работ

    Учитель

    Фиксируется только для практических работ в классном журнале (учителем) и в тетрадях (учащимися)

    5

    Внеплановый

    В случаях: а) грубого нарушения безопасности труда; б) получения травмы; в) отсутствия на занятиях (работе) более 60 дней; г) введения в действие новых правил, инструкций по охране труда и технике безопасности

    Зав. кабинетом, учитель

    Классный журнал (для лаборанта и практикантов – специальный журнал)

    6

    Целевой

    В случаях: а) постановки химического эксперимента на вечерах занимательной химии; б) проведения экскурсий на промышленные предприятия и в химические лаборатории

    Учитель

    Специальный журнал


    Должностная инструкция

    Заведующего учебным кабинетом, мастерской, руководителя общественно полезного труда, кружка, спортсекции.

            Заведующий учебным кабинетом, мастерской, руководитель общественно полезного труда, кружка, спортсекции:

            1.Осуществляет организацию безопасности и контроль состояния рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;

            2.Не допускает проведения учебных занятий, работы кружков, секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помеще-ниях, а обучающихся, воспитанников – к проведению занятий или работ без предусмотренной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

            3.Разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение директору школы;

            4.Контролирует оснащение учебного помещения противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а каждого рабочего места – инструкцией, наглядной агитацией по вопросам обеспече-ния безопасности жизнедеятельности;

            5.Проводит или организует проведение преподавателем инструктажа по охране труда обучающихся, воспитанников с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале установленного образца;

            6.Вносит предложения по улучшению и оздоровления условий проведе-ния образовательного процесса (для включения их в соглашение по охране труда), а также доводит до директора школы сведения обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма работающих, обучающихся и воспитанников (заниженность освещённости, шум пускорегулирующей аппаратуры, люминесцентных ламп, нарушение экологии на рабочих местах и др.);

            7.Подаёт в установленном порядке заявки на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты для работников, обучающихся, воспитанников;

            8.Немедленно сообщает руководству, профкому (трудовому коллективу) о каждом несчастном случае, происшедшем с работником, обучающимся или воспитанником;

            9.Несёт ответственность в соответствии с действующим законодатель-ством о труде за несчастные случаи, происшедшие с работниками, обучаю-щимися, воспитанниками во время образовательного процесса в результате нарушения норм и правил охраны труда.

    Кабинет химии -  это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и техническими средствами обучения ТСО.

            Оборудование  кабинета химии должно в полной мере учитывать специфику  преподавания химии в школе:

    1. необходимость комплексного использования учебного оборудования, ТСО, химического эксперимента на уроках химии,
    2. возможность проведения различного рода самостоятельных работ и факультативных занятий.

    1. Общие требования

            1.1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:

    1. приказа об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы ( по профилю кабинета);
    2. приказа о назначении зав. кабинетом и лаборанта, их функциональных  обязанностях (по профилю кабинета);
    3. паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных  пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др.;
    4. инвентарной  и дефектной ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь;
    5. правил техники безопасности работы в кабинете;
    6. правил пользования учебным кабинетом учащимися;
    7. акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию;
    8. протокола решения методической  комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы (по профилю кабинета) на конкретный учебный год;
    9. плана работы учебного кабинета на учебный год ( и перспективу);

    1.2. Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинета.

    2. Требования к планированию и организации работы учебного кабинета по созданию оптимальных условий для успешного выполнения образовательной программы школы, переводу ее в режим работы как школы развивающей и развивающейся.

    Кабинет должен иметь:

    1. Традиционную часть кабинета
    2. Развивающую часть кабинета и включать в себя:
    1. оснащенность кабинета средствами обучения;
    2. организация использования средств обучения.

    Традиционная часть

    1. Учебная программа.
    2. Примерные индивидуальные программы для учащихся первого уровня освоения, желающих заниматься индивидуально, ускоренно.
    3. Тематическое планирование (календарно-тематическое) под авторскую программу.
    4. Учебники разных авторских коллективов.
    5. Каталог научно литературы по предмету. Учебно-методическая литература в помощь учителю.
    6. Список литературы для учащихся (основная, дополнительная, имеющаяся в библиотеке), желательно оформленная по классу.
    7. Сборник задач и упражнений. Руководство для практических работ.
    8. Список литературы для углубленного изучения предмета.
    9. Печатные пособия (демонстрационные, раздаточные).
    10. Экранные и звуковые пособия (диапозитивы, диафильмы, кинофрагменты и т.д.
    11. Дидактические материалы для организации многоуровневого обучения (1-4 уровней).
    12. Шкаф, специально отведенный под информационный стенд к учебному процессу: доклады, рефераты, сочинения учащихся, материалы газет и т.д. Все должно быть систематизировано, желательно представлено в картотеках.

    Развивающая часть

    1. Банк материалов к справочным, энциклопедическим источникам.
    2. Подборка материалов к разным видам интеллектуальных разминок.
    3. Обновленные памятки, указания школьникам разного уровня учебной успешности типа «Как лучше подготовить доклад?», Как работать над рефератом?», «Как подготовить выступление перед классом?», «Как подготовить заключение?» и т.д.
    4. Подборка творческих задач (исследовательские, проблемные, краеведческие, экономические). Лучше, если они будут представлены в цветной гамме, соответствующей уровневом дифференциации.
    5. Исследовательские материалы, разработанные в связи с работой в музеях.
    6. Материалы из истории великих открытий: биографии ученых, первооткрывателей и т.д.
    7. Подборка занимательно-исследовательского и творческого характера к секции «Научно общество школьников», интеллектуальному марафону и т.д.
    8. Комплект папок (по количеству заключительных и заключительно-обобщающих уроков) с подборкой различных материалов культурно-гуманистического.
    9. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.

    ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ

    (ЗАВЕДУЮЩЕГО КАБИНЕТОМ ХИМИИ)

            Как заведующий кабинетом учитель химии несёт полную ответственность за безопасность всех работ, выполняемых в этом кабинете, за его противопожарное состояние и соблюдение правил школьной санитарии и гигиены труда.

            Как специалист он несёт ответственность за правильное хранение и использование вредных, ядовитых, взрывчатых, легковоспламеняющихся и опасных химических веществ и материалов.

            Учитель обязан проверять комплектность и справное состояние противопожарного оборудования, наличие и пригодность средств оказания первой помощи. Он должен систематически контролировать работу лаборанта и оказывать ему практическую помощь с целью предупреждения несчастных случаев.

            Принимая на работу нового лаборанта, учитель должен лично проверить его знания основных правил по технике безопасности и охране труда, а также убедиться в его умении обращаться с противопожарными средствами и электроприборами.

            В дальнейшем проверка этих знаний должна проводиться ежегодно, в начале учебного года.

            О всех недостатках в химическом кабинете, ведущих к нарушению правил техники общей и пожарной безопасности, учитель обязан докладывать директору школы и требовать их быстрого устранения.

            Большую опасность в отношении загрязнения воздуха, а также возможности несчастных случаев представляют практические работы и проведение опытов на занятиях кружка. В таких случаях учитель должен проявлять повышенное внимание и быть особенно требовательным к учащимся. Учитель не должен допускать к занятиям в кружках недисциплинированных учащихся.

            По окончании занятий, перед уходом из химического кабинета, учитель должен проверить, закрыты ли сосуды с ядовитыми и особо опасными веществами (щелочные металлы, бромная вода и т.д.), а также убедиться в том, что выключены все электронагревательные приборы.

            Учителю химии положено иметь индивидуальный халат, защитные очки или маску, резиновые перчатки, фартук из химически стойкого материала.


    ОБЯЗАННОСТИ ЛАБОРАНТА КАБИНЕТА ХИМИИ

     Лаборант кабинета химии обязан:

    1. Проводить подготовку оборудования для проведения урока.
    2. Оказывать помощь учителю в проведении уроков, внеклассных занятий. Лаборант ежедневно до начала занятий проверяет состояние рабочих мест учащихся, газовых и водных коммуникаций, электросети и электрооборудования. Недостатки, которые могут быть устранены сразу, лаборант устраняет, а об остальном делает пометки в журнале учёта состояния охраны труда в кабинете и докладывает о них учителю.
    3. Вести лабораторное хозяйство кабинета.
    4. Следить за чистотой, порядком и размещением предметов оборудования в классе-лаборатории и в лаборантском помещении.
    5. Содержать в определённом, наиболее удобном для работы порядке приборы, химическую посуду, реактивы и вспомогательные материалы.
    6. Знать и соблюдать технику безопасности при работе с горючими, ядовитыми, агрессивными веществами и оказывать первую помощь пострадавшим.
    7. Уметь обращаться со всеми видами проекционной аппаратуры, используемой в кабинете.
    8. Знать свойства веществ и уметь грамотно обращаться с ними.
    9. Следить за расходованием и пополнением кабинета реактивами и материалами.
    10. Приобретать по указанию учителя учебное оборудование, реактивы, материалы, необходимые для учебно-воспитательного процесса.
    11. Предупреждать ситуации, приводящие к возникновению пожаров, проводить противопожарную работу: следить за стендом с противопожарными средствами, инвентарём.
    12. Совместно с электриком, слесарем осуществлять систематический осмотр электрооборудования, водоснабжения и канализационной системы.
    13. Следить за рабочим состоянием вентиляционной системы, газоснабжением, противопожарным оборудованием. Выполнять правила общей и пожарной безопасности и следить за выполнением их учащимися на уроках.
    14. Повседневно следить за содержимым медицинской аптечки, наличием в кабинете нейтрализующих растворов (гидрокарбонат натрия, борная кислоа), сливных сосудов для кислот и щелочей (они в последствии обрабатываются и сливаются в канализацию), сосудов для сбора содержащих серебро отходов после опытов с нитратом серебра, которые затем сдают.
    15. В конце рабочего дня проверять закрытие всех шкафов, всех газовых и водопроводных кранов и выключать все электроприборы.
    16. Каждый год проходить проверку знаний основных правил техники безопасности (у учителя) и результаты проверки отмечать в специальном журнале.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инструкции по Технике Безопасности

    Инструкции по технике безопасности для учащихся школы....

    Инструкции по технике безопасности на уроках технологии

    Материал для оформления стенда "Техника безопасности" в кабинете технологии. Основные правила при ручных и машинных  работах с тканью, древесиной и металлом. Техника безопасности при работе с утю...

    " В помощь классному руководителю инструкции по технике безопасности"

    Каждому классному руководителю постоянно требуется вести журнал по технике безопасности следовательно ему нужны некоторые инструкции могу поделиться...

    Инструкции по технике безопасности в кабинете физики.

    Презентация о правилах безопасности....