Проект "Коррозия - рыжая крыса грызет металлический лом"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Материал предназначен для использования в 9, 11 классах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Визитная карточка проекта

«Коррозия – рыжая крыса грызёт металлический лом …»

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество


Шарабанова Екатерина Александровна  

Город, область

г. Новомосковск  Тульской области

Номер, название школы

МБОУ «СОШ № 12»

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта        

 «Коррозия – рыжая крыса грызёт металлический лом…»

Краткое содержание проекта

Проект помогает понять суть процесса коррозии металлов, разобраться в механизмах процесса коррозии, определить последствия коррозионных процессов. Выполняя предлагаемые задания, учащиеся знакомятся  с методами защиты от коррозии. Все предлагаемые задания имеют практическую направленность, предполагают использование жизненного опыта учащихся.

Предмет

Химия

Класс(-ы)

9 (11) класс

Приблизительная продолжительность проекта

2 недели, 4 урока.

Основа проекта

Образовательные стандарты

Согласно Государственному стандарту изучения химии на базовом уровне данный проект  направлен на 1) овладение умением наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент; 2) развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;  3) применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Планируемые результаты обучения

 После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

- личностные:  применять различные информационные ресурсы в учебной деятельности, в том числе и в самообразовании; ориентироваться в информационном пространстве.

- метапредметные: оперировать различными видами информационных объектов (учебная и дополнительная литература, данные химического эксперимента и др.), оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;  планировать и проводить исследовательскую работу, иллюстрировать учебные работы с помощью средств информационных технологий.

- предметные: определять тип процесса коррозии, описывать данные процессы с помощью химических символов и знаков, объяснять причины и следствия этого процесса, находить вариант предотвращения процесса коррозии и уменьшения последствий процесса коррозии металлов.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Каково влияние коррозии металлов на человека и окружающую его среду?

Проблемные вопросы учебной темы

Может ли человек не считаться с процессами коррозии металлов?

Каковы масштабы процессов коррозии металлов?

Можно ли игнорировать последствия коррозии металлов?

Может ли человек контролировать процессы коррозии? 

Учебные вопросы

Что такое коррозия металлов?

Как классифицируются коррозионные процессы: по механизму и по характеру разрушений?

Какие факторы вызывают коррозию металлов?

Какие условия увеличивают скорость коррозии, а какие – замедляют процесс коррозии?

Каковы последствия коррозии металлов?

Каковы способы защиты от коррозии?

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

  1. Вводное анкетирование.
  2. Стартовая презентация учителя.
  3. Знакомство с планом проекта.

План работы группы

Листы самооценки

Журнал участия в работе группы

Журналы наблюдений

Собеседования

Представление результатов в виде статей, презентаций

Самооценка

Взаимооценка

Итоговая рефлексия ученика и учителя

Описание методов оценивания

Предварительное анкетирование поможет выявить представления  учащихся об изучаемом явлении, их заинтересованность в углубленном рассмотрении данного вопроса. Анкетирование позволит  скорректировать стартовую презентацию проекта, учесть индивидуальные особенности учащихся при формировании групп для работы над проектом. План работы творческих групп составляются самими учащимися, но при согласовании с учителем. Ведение журналов наблюдений и участия в работе группы способствует развитию самостоятельности учащихся и учит их планированию и оцениванию собственной учебной деятельности, а также помогает им самим отслеживать прогресс в обучении, поправлять недочёты. Проведение собеседований даёт возможность педагогу скоординировать работу учеников,  оказывать им поддержку в случае необходимости.

Критериями оценки продуктов учебной деятельности учащихся (презентаций) являются: полнота раскрытия предложенной темы, осознанность при изложении материала, доступность материала для слушателей, красочность и эмоциональность, участие каждого члена группы в работе. Оценка результатов работы должна складываться из нескольких элементов: 1) личная самооценка каждого участника проекта; 2) оценка работы ученика его товарищами по творческой группе; 3) оценка работы ученика учителем.

Оценивая работу участников проекта, следует обращать внимание не только на содержательную сторону представленного продукта, но и на пути и методы достижения результата.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Предметные: знания о металлах, их химических свойствах, областях применения.

Навыки поиска информации в Интернете, учебной и научной литературе, анализ полученной информации, сопоставление данных из различных  источников.

Навык работы в текстовом редакторе и Power Point.

Учебные мероприятия

Четкое описание учебного цикла — объем и последовательность учебных заданий и описание деталей выполнения учащимися планирования своего обучения

Вводный этап: подготовка необходимых ресурсов, предварительное тестирование, показ стартовой презентации, знакомство с планом проекта, создание творческих групп, составление плана работы каждой группы.

Текущий этап:  учащиеся самостоятельно отвечают на учебные вопросы своей темы, анализируют информацию из различных источников и сделают выводы по теме; учитель обеспечивает группы ресурсами, необходимыми для самооценки и отслеживания продвижения работы групп по этапам исследования, предлагает дидактические задания по теме проекта; учащиеся заполняют листы самооценки, ведется журнал проекта.

Итоговый этап: каждая группа выступает с устной презентацией результатов, демонстрируя свои работы в форме презентации;  в завершении коллективно обсуждаются выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта. Учащиеся оценивают выступления групп в соответствии с критериями оценивания работы групп. Проводятся итоговое анкетирование/тестирование. Подводятся итоги работы и осуществляется индивидуальная рефлексия.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Решением группы, такому ученику может быть предложена наиболее простая часть работы, соответствующая его интересам и способностям, тем не менее, значимая для группы в целом. При необходимости учитель может повести индивидуальную консультацию для такого ученика.

Ученик, для которого язык преподавания не родной

Одаренный ученик

Более сильный ученик может работать над наиболее сложным вопросом или курировать работу всей группы. Но такое решение должно быть принято всеми участниками группы с согласия данного ученика. Также для одарённых учеников могут быть предложены дополнительные вопросы, расширяющие  и углубляющие тему, над которой работает группа.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты)

Фотоаппарат, компьютер(ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, сканер.

Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

Программы обработки изображений, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы.

Материалы на печатной основе

Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Дрофа.2010.

Пичугина Г.В.  Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2004.

Кудрявцев А.А.  Составление химических уравнений. М.: Высшая школа, 1991.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. М.:Дрофа, 2002.

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс. М.:Дрофа, 2003.

Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org

http://www.xumuk.ru/encyklopedia 

http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ 

http://n-t.ru/ri/kk   

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka 

video.mail.ru 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: