Формирование ключевых компетенций через творческую деятельность учащихся
методическая разработка по химии по теме

В  настоящее  время  возросла  роль некоторых качеств  личности, ранее  не  особо  важных  в  обществе, таких как  предприимчивость,  мобильность, динамизм, умение  самостоятельно  принимать решения  в  ситуации  выбора. Эти  качества  получили  название  "ключевых  компетенций".  Цель  школы - формирование этих компетенций. Одним  из  способов  достижения  данной  цели  является  раскрытие резервов  творческого потенциала  учащихся,  достичь  которые  возможно,  создав  для  этого специальные  условия.  Решению  этой  задачи  на уроках  химии способствует  применение  таких  современных  технологий, как   технология  развития критического  мышления, ИКТ,  метод  проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon form_klyuch_komp.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8  им. Александра Демина

ст. Чепигинской  муниципального образования

Брюховецкий район  Краснодарского края

«Формирование     ключевых   компетенций   через    творческую

деятельность  учащихся»

Обобщение опыта

                                                                       

                                                                             Выполнила

учитель химии    высшей  категории                                                                             МБОУ СОШ №8

                                                                              Кошуба  Н.В.

                                           

2012 – 2013 уч. г.

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее не особенно  важных для жизни в обществе, таких как: предприимчивость; мобильность; динамизм; умение самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивание новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». Исследования показали, что в качестве ключевых компетенций целесообразно выделить общекультурную, социально - трудовую, коммуникативную, личностного самоопределения.

 Общекультурная компетенция - это способность человека ориентироваться в пространстве культуры, знание основных научных достижений, представление о художественных ценностях. В общекультурной компетенции можно выделить познавательно-информационную компетенцию, включающую следующие способы познавательной деятельности:

  1. интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация,    видение закономерностей),
  2. .владение современными средствами информации (телевизор, DVD, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).
  3. поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
  4. наблюдение, эксперимент, определение понятий, выдвижение гипотез и т.д.

Познавательно-информационные компетенции формируются в условиях высокой степени самостоятельности учащихся в процессе обучения.

Социально- трудовая компетенция предполагает

  1. знания об обществе (его функциях, ценностях, развитии),
  2. социальных институтах (их функциях, взаимодействии с человеком и друг с другом),
  3. рынке труда (его потребностях в настоящий момент, перспективах развития,       требованиях к профессионалу в той или иной отрасли).

 Опыт деятельности учащихся в сфере ответственности социально-трудовой компетенции формируется в деловых, ролевых и имитационных играх, социальных практиках и проектах.

 Коммуникативная компетенция - рассматривается как совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий  взгляд на вещи и действия с ним.

Коммуникативная компетенция предполагает участие в различных способах деятельности:

  1. способы обмена информацией

  1. монологические умения - воспринимать монологическую речь, определять главное, составлять монологическое высказывание, анализировать воспринятую информацию, критически к ней относится;
  2. диалогические умения - воспринимать информацию в ходе взаимодействия, задавать вопросы, анализировать информацию в ходе взаимодействия, задавать вопросы, , уточнять детали, высказывать свое мнение;

  2. способы организации совместной деятельности -

  1. постановка цели,
  2. выбор способов действия  и т.д., дополняющиеся умениями распределять обязанности,
  3. уметь руководить и подчиняться,
  4. участвовать в обсуждении проблемы, подводить итоги.

Опыт такой деятельности приобретается в ситуациях восприятия и осуществления монологического высказывания, участия в диалогах, дискуссиях, совместном решении различных проблем.

Коммуникативная компетенция формируется в аспекте предметных компетенций, связанных с обучением монологической и диалогической речи.

 Так как ключевая компетенция рассматривается как способность личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях, то умения выделять проблему, сформулировать ее, проанализировать имеющуюся информацию и определить недостающую и т.д., вытекающие из этапов решения проблемы, должны присутствовать в каждой компетенции. Такие умения называют организационными, их суть в умении организовать свою деятельность по решению возникающих проблем.

 Цель школы – формирование ключевых компетенций, что, в конечном  счете,  сводится  к  формированию у  школьников  общих  учебных  умений  и  способов  деятельности,  зафиксированных в новых государственных  стандартах  образования

      Одним из способов  достижения данной  цели, как  мне  кажется, является   раскрытие резервов творческого человеческого потенциала.  Творческие способности учащегося можно развить, создав для этого специальные условия. Если школьник с самого начала подготавливается к тому, что он должен создавать, придумывать, находить решения известным проблемам, то личность этого школьника будет формироваться не так, как формируется личность школьника, обучаемого в рамках  повторения сказанного учителем. Использование  традиционных  технологий, основанных  на объяснительно-иллюстративном  способе  обучения  не  дает  желаемого  результата  в  силу  того,  что  ученик  с  трудом  или  вообще  не  включается  в  процесс  учебной  деятельности. С целью формирования ключевых компетенций стараюсь  совершенствовать  методы  и  формы  работы

Умелый  подбор  современных  приемов и методов  образования  способствует  достижению  этих  целей.   Решению этой задачи может успешно способствовать применение   новой современной технологии  - технологии развития критического мышления   Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном  обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Определения КМ обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

В технологии критического мышления существует множество методических приемов для организации  творческой деятельности  учащихся..

«Концептуальная таблица» используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам.  Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.        

.

Свойства углеводород

предельные

этиленовые

диеновые

ацетиленовые

ароматическ

Общ.форм

Тип. гибр.

Гибр. угол

Виды связ

прост расп

Типы р-ций

В зависимости от цели, поставленной на уроке, это творческое задание может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или все целиком как результат обобщения. После заполнения таблицы проводим  обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение сил. В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения.            Самостоятельно  выполненная  творческая  работа  позволяет развить такие интеллектуальные умения как анализ, синтез, сравнение, классификацию, систематизацию,    видение закономерностей,  т.е. формировать  познавательно-информационную компетенцию.

«Сводная таблица»  помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, свойствами или фактами. Выглядит эта таблица просто: средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, свойства, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить.            

            

бензол

толуол

Линия сравнения

фенол

анилин

            

Основной окс

Кислотн  оксид

Линия сравнения

Амфотерн оксид

      Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Данное  творческое задание можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.

 Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке. При использовании приема "Сводная таблица" желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но и не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть интересны. Дети старших классов обязательно должны выделять линию сравнения сами, так как работать по навязанному сценарию не интересно. Гораздо интереснее опираться на то, что придумал сам.

Данная творческая работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:  выделять ключевые слова; систематизировать необходимую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать информацию; развитие монологической речи; т.е.  формировать познавательно-информационную и коммуникативную компетенции.

         Если  не все вопросы охвачены на уроке, то они остаются в качестве домашнего задания, которое принимает форму увлекательной  творческой работы с информацией.

Приём  "Верные и неверные утверждения" - этот прием может быть использован как  творческое  задание в начале  урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем,  описывают заданную тему.  Затем просьба к  учащимся: установить, верны ли данные утверждения, обосновать свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и прошу учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Данный   методические приемы так же  способствует  формированию  ключевых  компетенций.

Приём  «Толстые и тонкие вопросы»   Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует   однозначного ответа.

 Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

 Тонкие                                                             Толстые  вопросы

Кто…                                                              дайте объяснение, почему...

Что…                                                              почему вы думаете...

Когда …                                                         почему вы считаете...

Может…                                                         в чем разница...

Будет …                                                          предположите, что будет, если...

Мог ли…                                                        что, если...

Как  звали…

Такое творческое  задание как таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного. Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.

Прием  "Зигзаг" или "Отсюда – туда"     Класс разбивается на команды. Члену каждой команды присваивается номер 1,2,3,4,5 На стадии вызова в ходе фронтальной беседы выясняется, выписывается  на доску в  кратко сформулированном виде  то, что детям уже известно по данной теме.

 Затем распределяются задания, каждый член группы получает свой объект исследования (свой вопрос для изучения). На столы выставляются номера, согласно которых происходит перегруппировка: все первые номера садятся вокруг стола с цифрой 1, вторые номера занимают места вокруг стола №2 и т.д. После изучения своего вопроса, составления кластера, оформления его на листе А4, ребята возвращаются в свои группы, происходит взаимообучение, т.е. обмен полученной информацией в группе. Сведения, поступившие от всех членов группы обсуждаются,  оформляются в "Сводную таблицу".

Такая организация урока позволяет использовать разные виды деятельности, создать обстановку сотрудничества и сотворчества, т.е. формирует  коммуникативную   компетенцию.

  Особым  видом  творческого  самовыражения  на мой  взгляд  является  приём «Синквейн». 

Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

 1 строка – тема или предмет (одно существительное);

 2 строка – описание предмета (два прилагательных);

 3 строка – описание действия (три глагола);

 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Комбинирование методических приемов, творческих заданий в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала помогает достичь  конечную цель применения технологии ЧПКМ –  формирование  ключевых  компетенций.

 Хочу предложить  набросок   урока (по стадиям урока в технологии развития критического мышления)    в восьмом классе по теме «Оксиды»

Стадии урока

Действия учителя

Действия ученика

Вызов

В центре доски записываю ключевое слово – оксид, от него рисую стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д.


Называют все слова, которые у них ассоциируются со словом  оксид

Осмыслени

1 часть: класс разбивается на 3 групп. Выбрасывая кубик, каждая группа получает по два задания,  которые записаны на сторонах кубика.  В  процессе корректирую работу учеников.


2 часть: заполняем  сводную таблицу (одну общую на доске, каждый  ученик распечатанную заготовку).

1 часть: в течение некоторого времени работают над заданием, используя текст учебника


.


2 часть: группы представляют свою информацию для заполнения сводной таблицы.

Рефлексия

Обсуждаем записи, внесенные в таблицу.

Составляем синквэйм:


  1. -Назовите тему урока одним словом
  2. -Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют  оксид.
  3. -Назовите 3 действия, которые можно выполнять с оксидом.
  4. -Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока
  5. -Как иначе можно назвать оксид?

Проговаривают усвоенные знания.

Отвечают  на вопросы:


  1. Оксид


  1. Основной, кислотный



  1. Составить, назвать,  записать


  1. Образуются в результате реакции горения
  2. Сложное вещество, состоящее из 2 элементов…

Еще  одна современная технология, формирующая у детей способности самостоятельно мыслить -  это  метод  проектов.  Этот  метод  в  сочетании  с ИКТ  часто  использую с  целью  формирование     ключевых компетенций   через    творческую   деятельность  учащихся.

     Так  на  обобщающем  уроке  «Углеводороды» в 10  классе  применялось  два  вида  творческой  деятельности  учащихся: мини-проект и  мини-конференция.

За  две недели до проведения урока  учащимся было  предложено  творческое задание.

  1.  Подобрать по три вопроса для соперников «Именные  реакции  в  органической химии».
  2. Освоить программу  АСD/ChemSketch. Создать компьютерную модель молекулы своего гомологического ряда в программе АСD/ChemSketch.   Прокомментировать  свою  работу.

Эта работа  вылилась в  создание  мини-проекта. Условием  было участие в проекте  каждого  члена  микрогруппы. Данное накануне домашнее задание предполагало создание мультимедийных презентаций, каждая из которых, как выяснилось в ходе демонстрации, отличалась своеобразной оригинальностью и неповторимостью.   Использование ИКТ  при выполнении творческого  задания  способствовало  формированию  коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования  структуры урока.

          Такой  новый  вид деятельности учащихся  как освоение программы  АСD/ChemSketch  и  создание  компьютерной  модели  молекулы нашел отклик у тех  ребят, которые  увлечены компьютером  и  его возможностями. Этот этап  творческого  задания оживил  и  разнообразил  урок, выявил явных лидеров, дал возможность  проявить  свои  умения тем  ребятам, которые не блестали в других видах  деятельности.

Мини-конференция стала итогом  другого  творческого задания. Каждому  ученику была  выдана  инструкционная карта,  содержащая информационный  материал   и задания для самостоятельной  работы   свои для   каждой  группы.

Данная  работа  предполагала выполнение  шести заданий. Творческие  задания составлялись  и подбирались с  учетом психологических особенностей учащихся и уровнем их подготовки в  соответствие со следующими принципами:      

- разный уровень заданий (репродуктивные, аналитические, творческие);.                      

- успешность деятельности учащихся (задачи репродуктивного уровня смогут решить   все учащиеся);

- последовательность и логичность;

- полнота охвата учебного материала;

- познавательность (тексту задания  предшествует интересная информация,  предоставлялась  возможность  выхода  в  интернет).

В ходе  урока  чередовались индивидуальные  и  групповые  виды деятельности, которые  предусматривали формирование  таких ключевых  компетенций  как умение самостоятельно  организовывать учебную  деятельность и  приобретение навыков работы  в  группе.   Руководитель    с согласия  членов группы  распределял задания. Один работает в  интернете, ища ответ  на  вопрос  из своей инструкционной карты,  второй проводит  опыт, третий  фотографирует, оставшиеся  начинают  выполнять задания,  предложенные  для  их  группы. Использование  технологии  критического  мышления  предусматривает   применение  при  выполнении учащимися групповых заданий ситуации  выбора, сделанного с  учетом  своих  возможностей и желаний. При  необходимости  возможна  смена  ролевых  позиций. Работа  в  группе предполагает использование общеизвестных  приемов сравнение, систематизация, анализ, обобщение, настраивает на доверие участников группы друг к другу.  Все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования.  

Использование творческих заданий в  сочетании с применением  различных  методов  и  приемов образования позволили  в  едином  классном  коллективе работать  с  каждым  учеником в  отдельности с  учетом  его  индивидуальных  познавательных  возможностей, способностей, интересов.

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности, как ученика, так и учителя. Литература:

1.    Фестиваль  педагогических идей http://festival.1septe

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. - М., Педагогика, 2003, №5

3. Компетентностный   подход в педагогическом образовании. Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф.   Радионовой - С Пб, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД через проектную деятельность учащихся

выступление на районном методическом объединении учителей экологии, выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОСВОЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Выдержка из авторской программы хореографического воспитания и образования в школах инновационного типа  «Хореография. 1-11 класс» (рецензия доцента кафедры хореографии Казанского государст...

ФОРМИРОВАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ КАК БАЗОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Данная статья была приготовлена для выступления на Сахалинских Кирилло-Мефодиевских чтениях. В данной работе было описано как сформировать милосердие у учащихся 5-9 классов по-средствам участия в благ...

Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике.

Как удивить человека, когда он профессионал. Учителя -   мастера, который посещает с тобой одинаковые курсы, читает одну и ту же методическую литературу. Да практически невозможно. Тогда дав...

Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике.

Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике.  Как удивить человека, когда он профессион...

Образовательные Интернет-проекты в формировании индивидуального опыта творческой деятельности учащихся

Каждый ученик стремится раскрыть свой творческий потенциал. Роль современной школы создать условия для самореализации школьников. В настоящее время одним из условий успешного формирования индивидуальн...