Главные вкладки

    Нефть и её переработка
    методическая разработка по химии (9 класс) по теме

    Зеленкова Валентина Денисовна

    Разработка 2-х часового открытого урока по химии в 9 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon neft_i_ee_pererabotka_9kl.doc149.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Речная средняя школа Адамовского района

    Оренбургской области

    Учитель химии Зеленкова В.Д.

    НЕФТЬ, СПОСОБЫ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ, НЕФТЕПРОДУКТЫ

    План-конспект 2-х часового открытого урока в 9-м классе

    Цели урока:

    1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Углеводороды» в русле практической направленности
    2. Углубить и расширить их представления о природных источниках

    нефтехимического сырья
    Акцентировать внимание на способах переработки нефти и подчеркнуть роль химии в решении народнохозяйственных проблем
    Дать возможность повысить общекультурный уровень, напомнить о существовании профессий, связанных с добычей и переработкой нефти
    Напомнить об экологических проблемах, связанных с любой технологической переработкой сырья

    Главные вопросы урока:
    Условия залегания нефти. Запасы нефти как показатель благосостояния страны. Нефтяные месторождения в Оренбургской области. Профессии, связанные с добычей нефти.
    Определение нефти, ее физические свойства.
    Состав нефти и ее классификация.
    Продукты, получаемые из нефти, и их применение
    Бензин, его качество
    Способы переработки нефти (перегонка и крекинг). Предприятия по переработке нефти, профессии, связанные с
    переработкой нефти.
    Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти.

    Планируемые результаты обучения:
    Знание основных понятий и терминов по теме
    Умение ориентироваться в технологических схемах переработки сырья
    Приобретение навыков в умении составлять краткие схемоконспекты по главным вопросам темы
    Умение выполнять задания на понимание и применение полученных знаний

    Методы организации познавательной деятельности учащихся:
    Прослушивание лекционного материала и выбор из него опорных слов и знаков
    Практическая работа с учебными текстами, коллекциями и крупноформатными технологическими схемами
    Составление опорного схемоконспекта с помощью учителя

    Учебно-методическое сопровождение урока:
    Конспект урока
    Комплект атласов Оренбургской области
    Комплект учебников Л.С.Гузея, Р.П.Суровцевой «Химия, 9 класс»
    Общая технологическая схема производства.
    Общие научные принципы химического производства.
    Определение понятия "технология" в трактовке Д.И. Менделеева.
    Коллекция «Нефть и продукты ее переработки».
    Схема атмосферно-вакуумной установки переработки нефти и мазута.
    Схема установки термического крекинга нефтепродуктов.
    Схема установки каталитического крекинга.
    Схема ректификационной колонны.
    Схемоконспект «Нефть и нефтепродукты»
    Схемоконспект «Переработка нефти»
    Комплект контрольных тестов по теме

    Организация работы на уроке

    1 этап – Организационный:
            Знакомство с присутствующими на уроке, определение темы и цели урока, система оценки результатов урока

    2 этап – Общепознавательный:
            Учащимся предлагается прочесть 1-й абзац §20.8 (стр.172 – 173) учебника и сделать вывод о добыче нефти как показателя благосостояния страны: Современная цивилизация основа на нефти. Чем больше нефти добывает страна, тем она богаче.
            В атласе Оренбургской области предлагается рассмотреть физическую карту (стр.7) с нанесенными на нее полезными ископаемыми и определить, где в Оренбургской области добывается нефть. Сравнить ее с геологической картой (стр.8) и попытаться определить, в каких породах залегают нефтяные месторождения.
    В Оренбургской области почти все нефтяные месторождения
    сосредоточены в ее западной части, в то время как газовые месторождения – в центре, вокруг г.Оренбурга. Нефтяные месторождения залегают в осадочных породах мезозойского возраста. Найти месторождения, разведать их и подсчитать запасы нефти – задача геологов-нефтяников, пробурить скважины и заставить их давать нефть – здесь трудятся высококлассные бурильщики, а вот определить состав нефти, ее наиболее важное практическое использование смогут только химики-технологи. Всем этим профессиям обучаются в высших и средних учебных заведениях Южного Урала, в том числе, в г.Оренбурге и г.Орске.

    3 этап – Химический:

    Учащимся предлагается прочесть 2-й и 3-й абзацы на стр.173 учебника, рассмотреть крупноформатный плакат «Нефть и нефтепродукты», ознакомиться с коллекцией «Нефть и нефтепродукты» и выбрать опорные слова для составления схемоконспекта.

            Нефть — это сложная смесь насыщенных и ароматических углеводородов, а также циклопарафинов с примесью неорганических веществ. Различают нефти парафиновые, нафтеновые и ароматические в зависимости от содержания тех или иных углеводородов. В природе существуют в основном нефти смешанного состава.

    Нефть — маслянистая жидкость от светло-бурого до черного цвета, с характерным запахом, в воде не растворяется, поэтому образует на ее поверхности пленку, не пропускающую воздух (одна из экологических проблем).

    Основа разделения на компоненты (продукты переработки) — различные температуры кипения.

            Продукты первичной переработки (в скобках температура кипения фракции, °С):

            Бензин, С5 –С11  (40-200о)

            Лигроин С8 – С14 (150 – 250о) – горючее для тракторов

            Керосин С12 –С18 (180 – 300о) – горючее для реактивных самолетов

            Газойль С13 – С15 (больше 275о) – дизельное топливо

            Мазут

    Продукты вакуумной перегонки мазута:

    1. смазочные масла — моторное, индустриальное, цилиндровое и др.;
    2. несмазочные масла — трансформаторное, кабельное, поглотительное;
    3. парафин (основной потребитель — спичечная промышленность);
    4. битумы, нефтяной кокс (сырье для производства сажи, бензола, толуола);
    5. вазелин (для медицинских препаратов).

    Продукты вторичной переработки:

    Крекинг-бензин, этилен, пропилен, ацетилен, бензол и его гомологи.


    4 этап – Бензиновый
            Учащимся предлагается прослушать информацию учителя, обратить внимание на плакат «Переработка нефти» и сделать краткую запись.
            По-видимому нам нет нужды обосновывать выбор для обсуждения именно бензина. Сделайте это сами. Качество бензина характеризуется в первую очередь его октановым числом. Чем оно больше, тем качество бензина выше, потому что такой бензин позволяет использовать двигатели внутреннего сгорания  с большей степенью сжатия горючей смеси, то есть большей мощности. Увеличению степени сжатия мешает детонация – процесс сгорания бензина со скоростью взрыва (сможет ли наш двигатель выдержать взрыв?)
            Допускаемая степень сжатия без детонации зависит от состава и строения молекул, входящих в состав бензина,  а последний зависит от способа получения и от состава самой нефти. Для сравнения качества горючего и  используется октановое число – процентное содержание изооктана в его смеси с гептаном. Бензин марки А-76 детонирует также, как смесь 76% изооктана с 24% гептана. Для повышения октанового числа используют различные добавки. В нашей стране наиболее широко применяется добавка очень эффективного, хотя и очень ядовитого, тетраэтилсвинца (ТЭС). При сгорании такого бензина в окружающую среду попадают ядовитые вещества (очередная экологическая проблема). Другим способом повышения октанового числа является РИФОРМИНГ (ароматизация) – превращение неразветвленной молекулы в ароматический углеводород или изомеризация – превращение в изомер.
            Но и самый лучший бензин, к сожалению сгорает не полностью. Выхлопная труба автомобиля – источник загрязнения окружающей среды. Чтобы уменьшить вредность выхлопа двигателя, выхлопную трубу снабжают катализатором (металлы платина и палладий – такова цена чистого воздуха), на котором происходит дожигание продуктов неполного сгорания бензина. Ну и, разумеется, это замена бензина другими видами топлива, например этиловым спиртом, октановое число которого равно 99.

    5 этап – Технологический
            На основе рассмотрения технологических схем перегонки и крекинга предлагается выбрать опорные слова для составления схемоконспекта.
            Обратите внимание на общую технологическую схему – мы с ней уже знакомы. Какие мы помним общие технологические принципы, соблюдаются ли они в предлагаемых технологических процессах?
    Опорные слова для составления схемы-конспекта:
    нефть, фракция, ректификация, первичная переработка, перегонка, ректификационная колонна, трубчатая печь, amмосферно-вакуумная установка, вторичная переработка, крекинг, ароматизация (риформинг), изомеризация, катализатор.
    Примерная схема-конспект
    Цель переработки нефти — получение бензина и сырья для нефтехимии.
    Ректификация — процесс термического разделения нефти и нефтепродуктов на фракции.
    Фракция — смесь углеводородов, кипящих в определенном температурном интервале.
    Виды переработки нефти — первичная (перегонка, выход бензина до 20%), вторичная (крекинг, выход бензина до 80%)
    Перегонка — процесс термического разделения нефти на фракции.
    Трубчатая печь — система, где идет нагрев нефти, поступающей на ректификацию.
    Ректификационная колонна — аппарат для разделения жидких смесей, продуктов, различающихся по температуре кипения. Оборудована внутренними распределительными устройствами (распределительные тарелки, насадка).
    Крекинг нефти — процесс расщепления тяжелых углеводородов нефти на легкие углеводороды:

    Процесс происходит при нагревании или в присутствии катализатора.
    Виды крекинга: термический, каталитический
    Риформинг (ароматизация) — превращение предельных углеводородов в ароматические, что значительно улучшает качество бензина.

    6 этап – Экологический
            Предлагается назвать наиболее насущные экологические проблемы, связанные с добычей нефти, ее транспортировкой, переработкой, использованием продуктов переработки, в частности топлива: нарушение  экосистемы при разработке месторождения, разливы нефти при ее добыче и загрязнение почв, пожары, разливы нефти при перевозке водным путем, разрыв продуктопроводов и нефтепроводов, сброс сточных вод при переработке нефти на нефтеперерабатывающих заводах, выброс в атмосферу продуктов сгорания топлива и многое другое…

    7 этап – Контрольный
            Учащимся предлагается выполнить контрольный тест на понимание изученных терминов.
            
    Контрольное тестирование по теме «Нефть и ее переработка»

    1.  Нефть — это:
    а)        смесь предельных углеводородов с примесью минеральных веществ;
    б)        сложная смесь различных углеводородов;
    в)        смесь насыщенных углеводородов ряда метана, ароматических углеводородов и циклопарафинов с примесью не органических веществ;
    г)        смесь жидких и твердых углеводородов с примесью минеральных веществ;
    д)        смесь газообразных, жидких и твердых углеводородов, которые можно разделить в процессе переработки.
    2.        Процесс термического разделения нефти на фракции называется:
    а)        крекинг;
    б)        отгонка;
    в)        риформинг;
    г)        перегонка;
    д)        пиролиз;
    е)        ректификация.
    3.        Крекинг нефти —это:
    а)        процесс расщепления тяжелых углеводородов нефти на легкие;
    б)        термическое разделение нефти на фракции;
    в)        процесс разложения нефти без доступа воздуха;
    г)        превращение парафинов и циклопарафинов в ароматические углеводороды;
    д)        способ переработки мазута.
    4.        Из предложенных продуктов переработки выберите те, которые получаются при перегонке   нефти
    а)        бензин;
    б)        коксовый газ;
    в)        керосин;
           г) кокс;
    д)        лигроин;
    е)        красители;
    ж)        газойль;
    з)        минеральные масла;
            и) бензол и его гомологи;
            к) мазут.

    — в.
    — г, е.
    — а.
    4— а, в, д, ж, к.

    Этап 8 – Итоговый.

    Подведение итогов урока, выставление оценок (учащиеся передают соседу результаты тестирования и по ключу, предложенному учителем, выставляют оценки).

    Список литературы

    1. Программы для общеобразовательных учреждений, ХИМИЯ, 8 – 11 класс, Москва, Дрофа, 2001г.
    2. Р.П.Суровцева и др., ХИМИЯ, методическое пособие 8 - 9 класс, Москва, Дрофа, 2000г.
    3. Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева, ХИМИЯ – учебники 9, 11 класс, Москва, Дрофа, 1998г.
    4. Энциклопедический словарь юного химика, Москва, Педагогика, 1990г.
    5. Газеты «Химия», 1994г. -  №№ 28, 37; 1996г. - №36; 2000г. - №№ 16 (Материалы по природным источникам УВ)
    6. Журналы «Химия в школе», 2001г. - №10, 2002г. - №7 (Материалы по природным источникам УВ и технологии химических производств)
    7. Геологический словарь. Т. 1, 2. Москва,  Недра, 1973г.
    8. Экономическая и социальная география Оренбургской области: Материалы в помощь учителю. Оренбург, Гос. пед. ин-т, каф. эконом, геогр., 1992г.
    9. Папок К. К., Рагозин Н. А. Словарь по топливам. Москва, Химия, 1975г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВЫМ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ И ПРИНЦИПА ЕЕ ДРОБНОЙ ПЕРЕГОНКИ

    «Учение о промышленности».  Д.И.Менделеев детально изучал способы добычи нефти и дал много ценных рекомендаций по их усовершенствованию, предложил теорию неорганического происхождения нефти...

    НЕФТЬ И ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ

    Презинтация использует к уроку по теме "Нефть"....

    Проверочная работа (Тест по теме: «Нефть и способы ее переработки») 10 класс

    Тест по теме: «Нефть и способы ее переработки»   К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень»...

    Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)

    Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....

    тест по теме "Нефть и продукты её переработки"

    тест по органической химии по теме "Нефть и продукты её переработки" для учащихся 10 класса,обучающихся по программе Габриеляна (базовый уровень)...

    Нефть и состав, свойства. Экономические и химические аспекты добычи и переработки нефти. Интегрированный урок

    Интегированный урок гоеграфии  и химии. Нефть: состав, свойства.  Экономические и химические аспекты добычи и  переработки нефти....

    Деловая игра на уроке химии в 10 кл. по теме "Нефть и способы ее переработки. Использование нефти"

    Деловая игра по теме"Нефть" расширяет и углубляет знания уч-ся по теме, способствует развитию навыков коллективной творческой работы по разным аспектам знаний,с точки зрения историка,географ...