Конспект урока "Гидролиз соединений"
методическая разработка по химии (11 класс) по теме
Конспект урока для 11 класса расчитан на два часа. Содержит материал о гидролизе органических и неорганических веществ; содержит тесты для подготовке к ЕГЭ, а также содержит элементы создания проблемной ситуации на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_k_prezentacii_gidroliz.docx | 47.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА В 11 КЛАССЕ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА
ТЕМА УРОКА: ГИДРОЛИЗ ОРГАНИЧЕСКИХ И НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
( 2 часа)
Цели:
- Образовательные:
-сформировать представление о гидролизе, сущности гидролиза солей;
- научить ребят составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде; - учить определять реакцию и тип среды раствора электролита на основании состава соли;
- продолжить развивать умения работать с таблицами, справочными материалами.
- Развивающие:
- на примере свойств солей, различной природы, их отношение к воде, продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы.
- Воспитательные:
- совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения;
- развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность.
Оборудование и реактивы: таблицы «Окраска индикаторов», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»; таблица сильных и слабых электролитов; алгоритм составления уравнений реакций гидролиза солей;
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА:
1) Гидролиз органических веществ (слайд 2-6)
2) Тесты (слайды 7-8)
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ЕГЭ
3) Обратимый и необратимый гидролиз (слайд 9)
III. Подготовка к восприятию нового материала, актуализация знаний и опыта
Гидролиз имеет большое практическое значение и основан на теории, а именно теории протекания химических явлений, теории растворов. Поэтому мы должны повторить основные идеи и понятия, имеющие непосредственное отношение к теме урока.
Индивидуальный опрос учащихся по вопросам домашнего задания – электролитическая диссоциация.
Различают три типа сред: кислотную, щелочную и нейтральную:
Казалось бы, в растворах солей, при диссоциации которых не образуется ни ионов Н+, ни ионов ОН–, окраска индикаторов меняться не должна. Практика, однако, показывает, что не только кислоты и основания, но и соли могут иметь – нейтральную, щелочную или кислую реакцию.
ОПЫТ:- испытание индикатором растворов солей: CuSO₄, ZnCl₂;BaSO₄, KCl;
Учитель: Почему растворы солей изменяют фиолетовую окраску раствора лакмуса на красную?
Учащийся: Значит, в этих растворах есть ионы H+.
Учитель: Откуда ионы H+ в растворе, если вы смешивали соль и воду?
Учащийся: Наверное, из воды.
Учитель: Как от воды могли отделиться ионы H+?
Учащийся: Видимо, какая-то частица соли отрывает от молекулы воды частицу OH–. Отрицательную частицу от молекулы воды может оторвать положительная частица из соли.
Учитель: Что же общего у катионов Cu2+, Zn2+? Почему именно они присоединяют гидроксид-ионы? Почему этого не происходит в случае катионов Ba2+, K+?
Учащийся: Гидроксиды Сu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3 – cлабые основания, а Ba(OH)2, KOH – сильные. Сильные основания в растворе полностью диссоциируют на ионы.
Затем вспоминаем, что любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания с кислотой. Например, соль Na2CO3 образована сильным основанием NaОН и слабой кислотой H2CO3. Далее разбираемся, какими кислотами и основаниями образованы соли, например, Cu(NO3)₂, BaCl₂, Al₂S₃.
IY. Изучение нового материала
1) Гидролизом называется процесс взаимодействия вещества с водой .
Причиной гидролиза является электролитическая диссоциация соответствующих солей и воды. Вода незначительно диссоциирует на ионы Н+ и ОН–, но в процессе гидролиза один или оба из этих ионов могут связываться ионами, образующимися при диссоциации соли, в малодиссоциированные, летучие или труднорастворимые соединения (молекулы или сложные ионы). Происходит изменение реакции среды.
Гидролиз идет по-разному в зависимости от силы кислоты и основания, образовавших соль.
Гидролизу подвергаются только те соли, которые образуют при диссоциации ион от слабого электролита. Соли, образованные сильными основаниями и сильными кислотами гидролизу не подвергаются. Таким образом,
возможность протекания гидролиза соли определяется наличием иона от слабого электролита.
Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой, гидролизуются практически полностью, а в других случаях гидролиз идет незначительно.
Соли многоосновных кислот и многокислотных оснований гидролизуются ступенчато, образуя при этом кислые и основные соли. Практическое значение обычно имеет только процесс, идущий по первой ступени, которым, как правило, и ограничиваются при оценке гидролиза солей (один моль ион слабого электролита взаимодействует только с одним молем молекул воды).
Реакцию среды при гидролизе определяет ион сильного электролита
Какие типы гидролиза возможны? Поскольку соль состоит из катиона и аниона, то возможно три типа гидролиза:
- гидролиз по катиону (в реакцию с водой вступает только катион), соль образована сильной кислотой и слабым основанием
- гидролиз по аниону (в реакцию с водой вступает только анион), соль образована слабой кислотой и сильным основанием
- совместный гидролиз – гидролиз по катиону и по аниону (в реакцию с водой вступает и катион, и анион), соль образована слабой кислотой и слабым основанием
- СЛАЙДЫ 10-13
Рассмотрим различные случаи.
1) Гидролиз соль образованой сильным основанием и слабой кислотой Na2CO3 (гидролиз по аниону) . (слайды 14-15)
Следует обратить внимание, что количественно вторая ступень гидролиза протекает в несравнимо меньшей степени, чем первая. Поэтому в ответе, при сдаче ЕГЭ, достаточно указать уравнение только для первой ступени.
2) Гидролиз соли образованной слабым основанием и сильной кислотой CuCl₂
(гидролиз по катиону). (слайды 16-17)
Гидролиз по второй ступени практически не протекает, так как накапливающиеся ионы Н+ препятствуют прохождению гидролиза по II ступени.
3) Гидролиз соли образованой слабым основанием и слабой кислотой Al₂S₃
(гидролиз по катиону и по аниону).
4) Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой NaCl.
( слайды 18-19)
5) РОЛЬ ГИДРОЛИЗА В ПРИРОДЕ
Преобразование земной коры
Обеспечение слабощелочной среды морской воды
РОЛЬ ГИДРОЛИЗА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Стирка Умывание с мылом
Мытье посуды Процессы пищеварения
(слайд 20)
V. Закрепление и первичная проверка полученных знаний
ТЕСТЫ (слайды 21-22)
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ЕГЭ.
Слайды 23-27
Слайды 28-29 – создание проблемной ситуации.
VI. Подведение итогов
В заключение урока, отмечам, что в рамках школьного курса в реакциях гидролиза солей нет ничего чрезмерно сложного для понимания. Здесь используются общие правила написания ионных уравнений, общие представления о смещении химического равновесия, общий поход к номенклатуре солей, краткий и удобный алгоритм написания уравнений. Хочется надеяться, что изложенный материал поможет вам при подготовке и сдаче ЕГЭ.
VII. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Соединение части вида с частью разреза на чертежах"
Цель урока: познакомить учащихся с правилами ГОСТа использования части вида и части соответствующего разреза, половины вида и половины разреза. Задачи: Закрепить изученный материал по теме "Разрезы". ...
Конспект урока: "Соединения фосфора"
Данный ресурс представляет собой конспект урока по теме : "Соединения фосфора". Урок расчитан на знания учащихся 9 класса....
План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...
Конспект урока "Соединения щелочноземельных металлов"
Конспект урока для 9 класса с элементами ФГОС...
Конспект урока "Соединение брусков" с технологической картой 6 класс
Предлагаю вам подробный конспект урока по теме "Соединение брусков" в 6 классе. К конспекту прилагается технологическая карта....
Конспект урока «СОЕДИНЕНИЕ НА ЧЕРТЕЖЕ ВИДА И РАЗРЕЗА»
Мы продолжаем с вами изучать основные изображения на чертеже. Тема нашего сегодняшнего урока «СОЕДИНЕНИЕ НА ЧЕРТЕЖЕ ВИДА И РАЗРЕЗА», то есть речь у нас пойдет о видах и разрезах.На прошлом занятии мы ...
Конспект урока «Соединенные штаты Америки. Достопримечательности Нью –Йорка» (9 класс.)
У УМК«Счастливый английский.ру»Авторы М.Ю.Кауфман,К.И.КауфманТип урока- урок контроля знаний и умений учащихсяЦель урока: углубление и закрепление знаний о стране изучаемого языка...
Комментарии
Голосую за вашу работу.Буду
Голосую за вашу работу.Буду благодарна, если посмотрите и оцените мою.Желаю удачи.Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/592872
Голосую за Вас.
Голосую за Вас.