Вкусы и запахи
презентация к уроку (химия) по теме

Подготовили ученики МБОУ-гимназии №19.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 10evkusy_i_zapahi.ppt917 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вкусы и запахи

Слайд 2

Запах Орган обоняния распознает 6 типов запаха – сладкий, цветочный, гниющий, острый, жженый и скипидарный (терпентин). Из них формируется то бесконечное разнообразие запахов, которые мы способны ощущать. Вода – фактор, ускоряющий перенос молекул запаха. Поэтому в воде запахи распространяются лучше, чем в воздухе. Неслучайно морские обитатели, особенно акулы и хищные рыбы, чувствуют добычу за много километров, что в воздушной среде было бы невозможно. По этой же причине во время сильного дождя мы можем чувствовать множество окружающих запахов острее, чем в сухую погоду – капельки воды действуют как проводники. В природе существует около 110 000 различных запахов, из которых среднестатистический взрослый человек может распознать 100 – 200. Дети ощущают в несколько раз больше запахов. Чувствительность к запахам у женщин выше, чем у мужчин.

Слайд 3

Распространено мнение, что человек более чувствителен к неприятным запахам. Например, свободная масляная кислота, как и все карбоновые кислоты с небольшим числом атомов углерода, обладает резким отвратительным запахом; поэтому, когда масло портится, масляная и другие кислоты выделяются в свободном состоянии и придают ему неприятный (прогорклый) запах и вкус.

Слайд 4

Чеснок и лук резко пахнут потому, что выделяют сернистые соединения: чеснок – в основном диаллилдисульфид (CH 2 =CH–CH 2 ) 2 S 2 и аллицин (от латинского названия чеснока Allium sativum) CH 2 =CH–CH 2 –SO–S–CH 2 –CH=CH 2 , лук – аллилпропилдисульфид CH 2 =CH–CH 2 –S–S–CH 2 –CH–CH 3 . Интересно, что в самих чесноке и луке этих соединений нет, но есть много аминокислоты цистеина с сульфгидрильными группами –SH. При разрезании чеснока или лука эти аминокислоты под действием ферментов превращаются в пахучие дисульфиды. В луке происходит одновременно образование тиопропиональдегид-S-оксида CH 3 –CH 2 –CH=S=O, который является довольно сильным лакриматором (от латинского lacrima – слеза), т.е. вызывает слезотечение. Кстати, упомянутые дисульфиды обладают редкой особенностью. Многие замечали, что от запаха лука или чеснока почти невозможно избавиться: не помогает ни чистка зубов, ни полоскание рта. А дело в том, что эти соединения выделяются не изо рта, а из легких! Дисульфиды, проникнув из пищи в стенки кишечника и далее – в кровь, разносятся ею по всему организму, в том числе и в легкие. Там они и выделяются с выдыхаемым воздухом.

Слайд 5

Одним из самых неприятных запахов обладают тиолы или меркаптаны с общей формулой R–SH (второе название отражает способность этих соединений связывать ртуть, по-английски это свойство называется mercury capture). К природному газу, который горит в плите на кухне (в основном это метан), добавляют ничтожные количества очень сильно пахнущего вещества, например изоамилмеркаптана (CH 3 ) 2 CH–CH 2 –CH 2 –SH, что позволяет обнаружить по запаху утечку газа в жилых помещениях: человек способен почувствовать запах этого соединения в количестве двух триллионных долей грамма! Однако изредка встречаются люди (примерно 1 человек из 1000), которые не чувствуют запаха меркаптана. Может быть, этим частично объясняются случаи взрывов при утечке газа? «Запаховый дальтонизм», по-научному аносмия (от греч. osme – запах), изредка распространяется на все запахи, чаще – на некоторые определенные (специфическая аносмия). Так, 2% людей не ощущают сладковатого запаха изовалериановой кислоты, 10% не чувствуют запаха ядовитой синильной кислоты, 12% не ощущают запаха мускуса, 36% – солода, 47% – гормона андростерона.

Слайд 6

Меркаптаны придают запах крайне зловонному секрету скунса – небольшому зверьку семейства куньих (другое его название – вонючка). Описаны случаи, когда люди теряли сознание, вдохнув выделения этих животных, и даже на следующий день чувствовали головную боль. Когда химики подробно проанализировали выделения скунса, в них обнаружили 3-метилбутантиол (изоамилмеркаптан) (CH 3 ) 2 CH–CH 2 –CH 2 –SH, транс-2-бутен-1-тиол кротилмеркаптан) CH 3 –CH=CH–CH 2 –SH и транс-2-бутенилметилдисульфид CH 3 –CH=CH–CH 2 –S–S–CH 3 . Но бывают, оказывается, запахи и похуже. В знаменитой книге рекордов Гиннеса к самым зловонным химическим соединениям отнесены этилмеркаптан С 2 Н 9 SН и бутилселеномеркаптан С 4 Н 9 SеН – их запах напоминает комбинацию запахов гниющей капусты, чеснока, лука и нечистот одновременно.

Слайд 7

Вкус Вкус в физиологии — один из видов хеморецепции; ощущение, возникающее при действии различных веществ преимущественно на рецепторы вкуса (расположенные на вкусовых луковицах языка, а также задней стенки глотки, мягкого неба, миндалины, надгортанника). Информация от рецепторов вкуса передается по афферентным волокнам лицевого, языкоглоточного и блуждающего черепных нервов к ядру одиночного тракта продолговатого мозга, затем переключение происходит в ядрах тала́муса и далее в постцентральную извилину и островок (лат. uvula) коры больших полушарий, где формируется вкусовые ощущения.

Слайд 8

Солёное. Его стандартный носитель — хлорид натрия — поваренная соль, особенно ион (Na+). Он детектируется рецепторами ионных каналов на языке, изменяя потенциал действия. Одновременно воспринимаемые соленый и кислый вкус сильно интерферируют, затрудняя наше понимание — какой из факторов сильнее. Кислый вкус однозначно ассоциируется с величиной pH жидкости. Механизм восприятия подобен восприятию соленого. Ионы оксония (преимущественно H 3 O+) возникают при диссоциации кислот. Так как величина pH слюны человека близка к нейтральному значению (рН=7), действие сильных кислот и кислот средней силы вызывает ощущение чисто-кислого вкуса. Однако некоторые слабые органические кислоты и гидролизующиеся ионы (алюминий) могут вызывать и ощущение терпкости (вяжущий вкус).

Слайд 9

Сладость обычно ассоциируется с присутствием сахаров, но то же ощущение возникает от глицерина, некоторых белковых веществ, аминокислот. Одним из химических носителей «сладкого» являются гидроксо-группы в больших органических молекулах — сахара, а также полиолы — сорбит, ксилит. Детекторы сладкого — G-белки, расположенные во вкусовых почках. Горечь, как и сладость, воспринимается посредством G-белков. Исторически горький вкус ассоциировался с неприятным ощущением, и, возможно — с опасностью некоторых растительных продуктов для здоровья. Действительно, большинство растительных алкалоидов одновременно токсичны и горьки, и эволюционная биология имеет основания к такому заключению.

Слайд 10

Интересные факты о вкусе и запахе Вкусовые рецепторы совмещены с тактильными, т.е. мы одновременно распознаем вкус и фактуру пищи (твердая, мягкая, хрустящая). Температура пищи также влияет на чувствительность к вкусу, так как меняется растворимость веществ в слюне. Острая еда раздражает не вкусовые рецепторы, а болевые. При этом мы ощущаем жжение, причем такую реакцию острая пища вызывает даже при соприкосновении с кожей. К слову, в формировании вкуса и ощущения от еды участвует даже слух — мы слышим жующие звуки, хруст или бульканье, в зависимости от того, что кушаем. Еще один фактор — память. Если когда-то раньше человек отравился какой-то определенной пищей, то долгое время после этого она будет представляться ему невкусной.

Слайд 11

В процессе еды большое значение имеет внешний вид еды. Это происходит потому, что мы большинство информации получаем через зрение, и это влияет на вкус. Если еда выглядит красиво, мы предполагаем, что она вкусная. Если же блюдо выглядит отвратительно, то каким бы вкусным оно не было, трудно переубедить свой разум в этом Большинство людей настороженно относятся к еде, имеющей голубой или синий цвет. Неизвестно почему.

Слайд 12

Спасибо за внимание! Подготовили: Дронникова Светлана, Извекова Кристина, Ионова Виктория, Никольская Анастасия, Тишкина Кристина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»

Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»            Щукина Е.Ф., учите...

Разработка урока "Химия запахов"

Где нет простора для проявления способности, там нет и способности.                Чем пахнут ремесла?У каждого дела запах особый....

Способы обозначения запахов в произведениях ИС Шмелева

Актуальность темы: Языковая картина мира, отражающая особенности чувствительного восприятия человека, асимметрична: в языке существуют развернутые ряды цветообозначений, светообозначений, слов, обозн...

Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» викторина "

Цель:- расширить и конкретизировать знания детей о профессиях,- способствовать самостоятельности мышления и выбора,- формировать у детей интерес к будущей профессии,- воспитывать уважительное от...

"Мир запахов" (урок химии в 10-м классе по теме "Сложные эфиры")

Урок с элементами проектной деятельности....

классный час на тему «О вкусах спорят. Вкус и мода»

Формировать правильные представления об истиной красоте человека; развивать эстетический вкус, разумный подход к чувству меры по отношению к моде...