Металлы в организме человека (урок-обобщение в 9 классе)
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Данный урок проводится в гуманитарном классе, рассчитан на 2 академических часа.

Цель урока: обобщить знания учащихся о металлах, особенностях их строения; показать разнообразие их свойств и значение в жизнедеятельности человека, расширить и углубить знания о роли металлов в организме человека; а также развивать навыки выполнения химического эксперимента, максимально использовать знания, полученные при изучении других предметов - биологии, литературы, музыки, географии, математики.

В качестве девиза к уроку взяты слова Д. И. Менделеева: "Мощь и сила науки - во множестве фактов, цель - в обобщении этого множества".

Урок проводится в форме заседания кафедры "Химии".

Так как проводится он в классе гуманитарного профиля, большинство заданий составлены с учетом этого: взяты отрывки из художественных произведений писателей-классиков, стихи, несложные головоломки, загадки. Работа учащихся организуется на специальном рабочем листе, составленном в виде тетради с печатной основой. Большое внамание уделяется биологической роли таких металлов, как натрий, магний, кальций, железо и медь. Особо выделяется вопрос о токсическом действии различных металлов на человеческий организм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок «Обобщение по теме «Металлы». Металлы в организме человека»

(90 минут).

Цель: обобщить знания учащихся о металлах, особенностях их строения, свойствах; показать разнообразие их свойств и значение в жизнедеятельности человека;

           расширить и углубить знания о роли металлов в организме человека;

           развивать навыки выполнения химического эксперимента, прививать навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли, максимально использовать знания, полученные при изучении других предметов – биологии, литературы, музыки, географии, математики (устанавливать межпредметные связи).

Оборудование: электрическая лампочка, ртутный термометр, зеркало, эмалированная кастрюля (или миска), электрический чайник, столовые приборы из нержавейки и мельхиора и серебра. Муляжи фруктов и овощей. Соли натрия, лития, меди, бария, кальция, спиртовка. На столах учащихся - 2 пробирки с раствором яичного белка, щелочь, сульфат меди. Видеокассета «Демонстрационный эксперимент по химии».

Девиз урока: «Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества» (Д. И. Менделеев).

Ход урока:

Дорогие ребята! Сегодня у нас состоится заседание кафедры «Химии». Вы, младшие научные сотрудники, доложите мне, старшему научному сотруднику, все, что рассматривали на предыдущих занятиях о металлах и свойствах их соединений.<Приложение 4>

На повестке дня три вопроса.

  1. Металлы главных подгрупп.
  2. Металлы побочных подгрупп. Железо и его соединения.
  3. Токсическое действие металлов на организм человека.

Вступительное слово старшего научного сотрудника:

 Если мы будем внимательны, то обнаружим вокруг себя множество «металлических» элементов.

Вот электрическая лампочка. В ней светится раскаленная нить – проволочка из вольфрама, ток к которой подводят провода из чистой меди. Патрон лампочки сделан из цинка, а ее цоколь закреплен припоем – сплавом олова со свинцом и сурьмой.

В домашней аптечке хранится термометр, капилляр которого заполнен ртутью – единственным металлом, который при обычных условиях находится в жидком состоянии. Подойдем к зеркалу – увидим свое отражение в тончайшем слое металлического серебра, который нанесен на стекло. На кухне стоит кастрюля из нержавеющей стали (сплава железа с хромом), покрытая блестящим слоем никеля. Нагревательный элемент электрического чайника сделан из нихрома (это сплав никеля и хрома) и упрятан в спиральный защитный кожух – трубочку из сплава алюминия с магнием и медью или из титана. Сахар в чашке будем размешивать ложкой из мельхиора – сплава меди и никеля. А сколько деталей из самых разных металлов и сплавов в часах, телевизоре, калькуляторе, автомобиле!.

Металлов много есть, но дело не в количестве:

В команде работящей металлической

Такие мастера, такие личности!

Преуменьшать нам вовсе не пристало

Заслуги безусловные металлов

Пред египтянином, китайцем, древним греком

И каждым современным человеком.

Вопрос: Каково происхождение слова «металл»? Откуда оно к нам пришло?   (инд. задан.)

Вопрос: Какое место занимают металлы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева?

               Каковы особенности строения их атомов?

      (организуется работа по схеме «Общая характеристика металлов»; немая схема – заполнение пропусков).<Приложение 4>

1. Металлы главных подгрупп

- Отгадайте чудесную головоломку: Прибавьте к определению человека, который владеет тайнами, три буквы в конце слова, и вы получите название мягкого серебристо-белого металла, горящего ярким белым светом. (маг – магний).

Демонстрация опыта «Окраска пламени солями металлов» (натрий – желтое, литий, кальций – красное, барий, медь – зеленое пламя) – заполнение таблицы.<Приложение 4>

Идет одновременно фронтальная работа (задание №1) и индивидуальная работа на проверку знаний свойств активных металлов по другим заданиям с раздаточного материала (по два уравнения по цепочке разбираем у доски).<Приложение 4>

Вопрос: сделайте вывод о свойствах металлов и их соединений.

Вывод: в организме человека находится 81 химический элемент из 92 встречающихся в природе. Человеческий организм – сложная химическая лаборатория. Трудно себе представить, но ежедневно наше самочувствие, настроение и даже аппетит могут зависеть от минеральных веществ. Без них бесполезными оказываются витамины, невозможны синтез и распад белков, жиров и углеводов.

Вопрос: охарактеризуйте роль натрия и магния, кальция в организме человека. (инд. задание) Работа по таблице №1.<Приложение 1>

«Черный ящик» – С помощью последовательных вопросов отгадайте, изделие из какого металла находится в черном ящике?

  1. Какой металл называют «пришельцем из космоса»?
  2. Какой самый используемый металл в мире?
  3. Какой металл придает нашей крови  красный цвет?
  4. Измените только одну последнюю букву в названии органа, вырабатывающего и выделяющего гормоны для жизнедеятельности организма, и вы получите название металла, главную составляющую часть чугуна и стали.

                                                                             (все вопросы про железо)

2. Железо и его соединения.

Просмотр видеофильма «Демонстрационные опыты по химии». Лабораторный опыт « Исследование свойств гидроксида железа II или III». (по вариантам). (обсуждение опытов и иллюстрация их уравнениями реакций).

Вопрос: Какой элемент содержится в яблоках? (железо)

Слово ст. научного сотрудника: На столе – муляжи фруктов и овощей. Эти плоды связаны с темой урока – в них есть металлы. Например, чеснок – единственный продукт питания, содержащий германий, от которого зависит крепость кровеносных сосудов. Кукуруза содержит золото, обеспечивающее работу нервной системы.

Вопросы: Какова роль меди для человека? (инд. з.) Какова биологическая роль железа в организме человека? ( инд. з.)

Задание: Используя данные таблицы №2 <Приложение 2>, скажите какие продукты необходимо включать в рацион, чтобы восполнить недостаток железа?

Вывод: «Академик Ферсман говорил, что железо – не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы. Оно основа культуры и промышленности. Оно орудие войны и мирного труда, и во всей таблице Менделеева невозможно найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества».

Да, действительно, мы выяснили, что металлы играют огромную роль в жизнедеятельности организма. Но так ли уж они безобидны?

3. Токсическое действие металлов на организм человека.

Организуем работу с таблицей №3. <Приложение 3>

  1. К чему может привести избыток ионов натрия? Солей магния?
  2. В Интернете в 1995 г. появилось сообщение, что у студентки Пекинского университета внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях и ступнях. Затем у нее прядями стали выпадать волосы. Родители срочно отправили ее в больницу, но девушка погрузилась в кому. По мнению врачей, головокружения и боли в ладонях и ступнях, а также в суставах указывают на серьезное невралгическое расстройство. Однако пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Анализы на отравление мышьяком и свинцом также оказались отрицательными. Действие какого металла на организм человека связано с выпадением волос? (таллия)
  3. Что произойдет с организмом при действии на него цинка?
  4. Какие последствия для человеческого организма может иметь удаление из него всех металлов?

Лабораторный опыт, цель которого – экспериментально доказать действие солей некоторых металлов на белок. Смешать белок с гидроксидом натрия и медным купоросом – выпадает осадок фиолетового цвета. Вывод: белок разрушается.

Общий вывод заседания кафедры.

Мы часто говорим об охране животных и растений. А надо ли охранять человека?

Человек – он ведь тоже природа.

Он ведь тоже закат и восход.

И четыре в нем времени года.

И особый в нем музыки ход.

И особое таинство цвета,

То с жестоким, то с добрым огнем.

Человек – он зима. Или лето.

Или осень. С грозой и дождем.

Все вместил в себя – версты и время,

И от атомных бурь он ослеп.

Человек – он и почва, и семя.

И сорняк среди поля. И хлеб.

И какая в нем брезжит погода?

Сколько в нем одиночества? Встреч?

Человек – он ведь тоже природа…

Так давайте природу беречь!

С. Островой.

Ст. научный сотрудник: в завершении нашего заседания я попрошу вас выполнить тестовые задания <Приложение 5> и ответить на вопросы «Что вы сегодня узнали нового?», «Что хотели бы еще узнать?» - чтобы наметить темы для следующего заседания. Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему уроку:

Сегодня я узнал (а)______________________________________

Я удивился (лась)_______________________________________

Теперь я умею _________________________________________

Я хотел (а) бы __________________________________________

Выставить оценки за урок. Задать домашнее задание.

Литература:

  1. Аликберова Л., Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999г.
  2. Ледовская Е. М., Урок по теме «Металлы в организме челвека».- ж. Химия в школе
  3. Материалы газеты «Первое сентября «Химия»
  4. Сорокин В. В., Злотников Э. Г., Проверь свои знания: Тесты по химии: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997г.
  5. Эмсли Дж., Элементы: Пер. с анг. – М.: Мир, 1993г.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Таблица №1. «Металлы в организме человека (по Дж. Эмсли, 1993 г.)»

Элемент

Содержание в организме (70 кг)

Мышечная ткань, %

Костная ткань, %

Кровь, мг/л

Ежедневный прием с пищей

Токсическая доза

Летальная доза

Литий

0,67 мг

0,023 *

10 -4

Д.о.

0,004

0,1-2 мг

92-200 мг

Д.о.

Натрий

100 г

0,26-0,78

1

1970

2-15 г

нетоксичен

-

Калий

140 г

1,6

0,21

1620

1400-7400 мг

6 г

14 г

Рубидий

680 мг

(20-70)*

10-4

(0,1-5)*

10-4

2,49

1,5-6 мг

Д.о.

Д.о.

Цезий

Д.о.

(0,07-6)*

10-4

0,013*

10-4

0,0038

0,004-0,3 мг

нетоксичен

-

Бериллий

0,036 мг

0,75*

10-7

0,3*

10-6

<1*

10-5

0,01 мг

Д.о.

Д.о.

Магний

19 мг

0,09

(7-18)*

10-2

37,8

250-380 мг

нетоксичен

-

Кальций

1 кг

0,14-0,7

17

60,5

600-1400 мг

нетоксичен

-

Стронций

320 мг

(0,12-3,5)*

10-4

(0,36-1,4)*

10-2

0,031

0.8-5 мг

Нетоксичен

-

Барий

22 мг

(0,02-0,7)*

10-4

0,45*

10-4

0,0078

0,60-1,7 мг

0,4 мг

150-300 мг

Радий

31*10-9 мг

0,23*10-13

4*10-13

6,6*

10-13

2*10-9 мг

Токсичен

-

Медь

72 мг

0,001

(1-26)*

10-4

1,01

0,5-6 мг

>250 мг

Д.о.

Серебро

Д.о.

(0,009-0,23)*10-3

(0,01-0,44)*

10-4

<0,003

0,0014-0,08 мг

60 мг

1,3-6,2 г

Золото

Д.о.

Д.о.

0,016*

10-4

(0,1-4,2)*

10-4

Д.о., но доза невелика

нетоксичен

-

Железо

~5 г

20-22

Большая часть



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Таблица №2. «Содержание железа в продуктах питания (мг/100 г)».

Продукт

Содержание железа

Продукт

Содержание железа

Продукт

Содержание железа

Морская капуста

16

Изюм

2,7

Телятина, свекла

1,1

Курага

11,8

Миндаль

2,5

Черная смородина

0,9

Печень говяжья

8,4

Яблоки

2,2

Гранаты, черника

0,8

Фасоль

6,7

Груши

2,1

Куры, редис, пшено

0,7

Петрушка

5,9

Сливы

1,9

Клюква, мед

0,6

Крупа овсяная

4,2

Абрикосы

1,8

Рыба, виноград

0,5

Персики

3,7

Черешня

1,7

Баклажаны, орехи

0,4

Финики

3,6

Макароны

1,5

Кабачки, лимоны

0,3

Икра осетровых

3,4

Рис

1,3

Капуста квашеная

0,2

Гречневая крупа

3,2

Вишня

1,2

Молоко

0,1



Предварительный просмотр:

Приложение 3.

Таблица №3. «Биологическая роль металлов и их токсическое действие».

Металл

Биологическая роль

Токсическое действие избытка металла

литий

Дефицит лития в организме человека приводит к психическим расстройствам

Вызывает общую заторможенность, нарушение дыхания и сердечного ритма, слабость, сонливость, потерю аппетита, жажду, расстройство зрения, а также дерматит лица и рук.

натрий

Ионы натрия поддерживают у человека и животных нормальную возбудимость мышечных клеток, участвуют в сохранении кислотно-основного баланса в организме, в регуляции сердечной деятельности (успокаивают), удерживают воду в организме.

Приводит к нарушению водного баланса, сгущению крови, вызывает дисфункцию почек, некоторые сердечно-сосудистые заболевания, а также общее нарушение обмена веществ.

калий

Ионы калия регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и рост растений. Калий необходим для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной, способствует выделению избыточного натрия, избавляя организм от лишней воды и устраняя отеки.

Вызывает усиление двигательной активности, учащение сердечного ритма, нарушение углеводного, жирового и белкового обмена.

магний

Соли магния проявляют антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижают артериальное давление и содержание холестерина в крови, оказывают успокаивающее действие на нервную систему, играют большую роль в профилактике и лечении рака, благотворно действуют на органы пищеварения.

Приводит к нарушению минерального обмена. Нарушение баланса обмена магния вызывает повышенную смертность от сердечно сосудистых заболеваний и болезней желудочно-кишечного тракта.

кальций

Ионы кальция необходимы для процесса кроветворения, обмена веществ, для уменьшения проницаемости сосудов, нормального роста скелета, благотворно влияют на состояние нервной системы, оказывают противовоспалительное действие.

При избытке кальция возникает цистит. Если кальций попадает в организм в виде цементной пыли, то страдают органы дыхания, у детей снижается возбудимость нервной системы и обонятельного анализатора.

стронций

Оказывает влияние на процессы костеобразования.

Поражаются костная ткань, печень, кровь; наблюдаются повышенная ломкость костей, выпадение волос.

алюминий

Содержится в легких печени, костях, головном мозге; действует на пищеварительные ферменты и нервную систему.

Приводит к нарушению минерального обмена.

цинк

Входит в состав крови и мышечной ткани, является катализатором многих реакций, входит в состав инсулина, участвует в белковом обмене.

При высоких концентрациях цинк – мутаген и онкоген. Вызывает заболевания костно-мышечной системы.

кадмий

Биологический конкурент цинка, снижает активность пищеварительных ферментов, нарушает функцию поджелудочной железы, углеводный обмен, поражает почки и тормозит рост костей; увеличивает опасность переломов костей.

ртуть

Поражает центральную нервную систему, сосредоточивается в почках, нарушая их деятельность; также накапливается в клетках мозга и слизистой оболочке рта.

барий

Поражает костную ткань, костный мозг и печень, нервную систему, приводит к хрупкости костей за счет вытеснения из них кальция.

таллий

Поражает периферическую нервную систему, желудочно-кишечный тракт и почки. Биологический конкурент калия из-за сходства между ионами; накапливается в волосах, костях, почках и мышцах. Характерный признак отравления таллием – выпадение волос.



Предварительный просмотр:

Приложение 4.

Тема урока: «Обобщение по теме «Металлы». Металлы в организме       человека».

Девиз урока: «Мощь и сила науки – во множестве

 фактов, цель – в обобщении этого множества»

                                          (Д. И. Менделеев)

Повестка дня: 1. Металлы главных подгрупп.

                           2. Железо и его соединения.

                           3. Токсическое действие металлов на организм человека.

 Выслушав рассказ , заполните пропуски в таблице:

  1. _________________________________

Посмотрев опыт, заполните таблицу:

Формула вещества

Цвет пламени

NaNO3

BaNO3

Ca(NO3)2

Задания

1. Составьте уравнения практически осуществимых реакций. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите техническое название соединения калия, которое используется для приготовления тугоплавкого стекла: _ _ _ _ _ .

А) K2O + H2O → _______________________ П

Б) Na2O + Ba(OH)2 → ___________________В

В) Mg + Cl2 →__________________________ О

Г) NaOH + SO3 → _______________________Т

Д) Li2O + CaSO4 → _____________________ Д

Е) Ca(OH)2 + HCl → _____________________ А

Ж) Li2O + CuO → _______________________ Л

З) NaOH + ZnCl2 → ______________________ Ш

2. Осуществите цепочку превращений:

     1.          2.           3.

K → KCl → KOH → KNO3 

Реакцию №1 разберите как окислительно-восстановительную, а №3 – в ионном виде.

3. Прочитайте, как описывает взрыв в пещере рудничного газа Л. Буссенар в произведении «Похитители бриллиантов»:

   «Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился… и получилось именно то, что называют негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».

Напишите формулы веществ, о которых упоминается в отрывке. Составьте уравнения всех описанных  реакций.

4. Осуществите превращения:

      1.             2.                 3.              4.

Al → AlCl3 → Al(OH)3 → Al2O3 → Na[Al(OH)4]

Реакцию №1 разберите как окислительно-восстановительную, а №4 – в ионном виде.

5. А. М. Горький «Сказки об Италии»: «На его (Тамерлана) страшной седой голове – белая шапка с рубином на острой верхушке. А в ушах царя – серьги из рубинов Цейлона, из камней цвета губ красивой девушки. Рубин врачует сердце, мозг, силу, память человека, сапфир хранит и умножает мужество, очищает глаза, укрепляет мускулы».

     Рубин – разновидность корунда, окрашенная в кроваво-красный цвет, сапфир – синяя разновидность корунда.

     Вычислите массовую долю алюминия в природном корунде.

  1. _________________________________________

Задание: Проиллюстрируйте уравнениями реакций увиденный эксперимент.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. __________________________________________

Проделайте лабораторный опыт «Действие некоторых металлов на белок».

Добавьте к раствору белка соединения содержащие металлы.

Вывод: ______________________________________________________________________

Положение в ПС

Химическая связь      

Строение атома

Кристалл. решетка

Хим. свойства

Физ. свойства

Куб. объемноцентрир.

Куб. гранецентрир.

Гексагональная



Предварительный просмотр:

Приложение 5. Тест к уроку «Обобщение по теме «Металлы». Металлы в организме человека».

Вариант 1.

  1. Металлические свойства в ряду элементов Be, Mg, Ca, Sr, Ba

А) не изменяются

Б) ослабевают

В) усиливаются

Г) изменяются периодически

  1. В самородном состоянии встречается в природе

А) алюминий

Б) медь

В) хром

Г) магний

  1. Сталь – это сплав

А) марганца с хлором

Б) никеля с кремнием

В) фосфора с серой

Г) железа с углеродом

  1. Реагирует с водой при комнатной температуре

А) железо

Б) цинк

В) медь

Г) кальций

  1. Регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и рост растений ионы

А) железа

Б) магния

В) лития

Г) калия

Допишите предложения

Сегодня я узнал(а)

 Я удивился(лась)

Теперь я умею

 Я хотел(а) бы

Вариант 2.

  1. Металлические свойства в ряду элементов Si, Al, Mg, Na

А) не изменяются

Б) ослабевают

В) усиливаются

Г) изменяются периодически

  1. Широко используется в электротехнике

А) железо

Б) медь

В) литий

Г) кальций

  1. Бронза – это сплав

А) цинка с оловом

Б) алюминия с марганцем

В) железа с фосфором

Г) меди с оловом

  1. Не реагирует с водой даже при нагревании

А) магний

Б) цинк

В) железо

Г) медь

  1. Проявляют антисептическое и сосудорасширяющее действие в организме человека, понижают артериальное давление соли

А) кальция

Б) стронция

В) магния

Г) алюминия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 8 классе «Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»

Урок проводится в 8 классе, когда химических знаний еще недостаточно, поэтому, опираясь на ранее полученные знания учащихся необходимо подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах...

Металлы в организме человека

Биологическая роль металлов и их токсическое действиеРасширить и углубить знания о роли металлов в организме человека, показать разнообразие их свойств и значение в жизнедеятельности....

Урок по химии в 9 классе "Металлы в организме человека"

Технологии урока: проектная деятельность, исследование в обучении, проблемное обучениеЦель урока: создание условий для осознания девятиклассниками значения металлов для организма человека, формировани...

Презентация к уроку химии в 9 классе "Металлы в организме человека"

Технологии: проектная деятельность, исследование в обучении, проблемное обучениеЦель урока: создание условий для осознания девятиклассниками значения металлов для организма человека, формирование осно...

Свойства металлов. Металлы в организме человека

Методическая разработка урока  химии в 9 классе в рамках школьного методического дня «Как сделать вопросы и задания инструментом развития мышления учащихся»....

Вредное воздействие тяжелых металлов на организм человека

Не будем, однако, слишком обольщатьсянашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали...

Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий по биологии и химии в 9 классе «Значение металлов для организма человека»

Интегрированный урок предусматривает создание условий для осознания девятиклассниками значения металлов для организма человека, изучить содержание металлов в продуктах питания, формировать предст...


 

Комментарии

Дзаболова Ирина Мурадична

Уважаемая Наталья Владимировна! Очень интересная тема! Очень интересный урок! Спасибо!