Проблемы экологического образования
статья по химии по теме

Грицак Виктория Викторовна

Мною представлена статья по теме: Проблемы экологического образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы экологического образования.

Годы XXI столетия обещают стать временем глубоких и стремительных перемен, которые затронут все сферы социальной политической жизни нашей страны и других стран мира, т.к. связаны с актуальной  для каждого государства и каждого человека проблемой выживания. Ускоренные темпы роста потребления природных ресурсов, необратимые изменения экологических систем целых регионов, угроза ядерной войны – всё это заставляет задуматься об отрицательных последствиях научно-технического прогресса, пагубности философии и практики потребления и насилия, поставивших мир на грани катастрофы.

        Надвигающаяся угроза гибели цивилизации, ставшие перед человеком проблемы глобального характера требуют выработки общих правил поведения человека в мире, понятного всем языка, необходимого для поиска согласованных подходов к решению проблем, усвоение идеологии общечеловеческих ценностей. Фактически встает вопрос о переходе к новому образу жизни, изменение психологии целых народов.

        Необходимо перейти от конфронтации – к сотрудничеству, от ориентации к сотрудничеству, от ориентации на высокий уровень потребления – к здоровому образу жизни, обеспечивающее интеллектуальное, нравственное и физическое развитие человека, от противопоставления человека и природы – к заботе о ней. Сделать это, конечно, совсем не просто. Ведь речь идёт не только о политиках и руководителях, ответственных за развитие  и функционирование  предприятий и сельскохозяйственных производств, но и обо всех жителях нашей планеты.    

        Всем нам необходимо изжить традиционные представления о неисчерпаемости природных ресурсов, преодолеть беспечное отношение к безудержному росту населения и материальных потребностей каждого человека, ведущих к экспоненциальному увеличению потребления природного сырья  и энергии, и,  следовательно, ещё более стремительному загрязнению и деградации окружающей среды. Необходимо понять, что речь дет не об отдельных досадных просчетах в том или ином регионе, а о проблеме невиданного ранее масштаба,  решение которой требует: взаимодействие всех стран и народов, переосмысление всем человечеством  целей и критериев прогресса, преодоление не только территориальных и языковых барьеров , но и религиозных, идеологических различий.

        Ещё несколько лет тому назад нам казалось, что для решения экологических проблем достаточно создать технологии высокой степени экологического совершенства, заключить международные переговоры об использовании общих водных и воздушных пространств и ввести элементы природоохранного образования в подготовку специалистов. Сегодня мы пришли к пониманию, что этого не достаточно. Нам необходимо осмыслить то новое, что внесли глобальные проблемы в привычную картину мира, понять место человека в  мироздании, его предназначение. Вновь задать вечные вопросы: Кто мы – дети природы или её властелины? Зачем  пришли в этот

мир – потреблять или создавать? И ответить на них, согласно новому пониманию проблем.

        На эти вопросы издавна искали и давали ответы гуманистическая философия и мировые религии, утверждавшие единство человека с окружающим миром, его особое положение в этом мире, неразрывную связь величия, силы, царственной свободой и его слабостью и рабской зависимостью. Они искали пути совершенствования мира через совершенствование человеческой души, милосердие и любви к людям и всему живому.

        Однако бурное развитие научно – технического прогресса, утверждение в обществе психологии потребления и насилия создали иллюзию беспредельного могущества человека и в тоже время изолировали его от природы, земли, других людей, от истинной сущности человека.

        Деятельность человека вносит в окружающий мир глубокие материальные изменения, но сам он меняется трагически медленно, не успевая идти в ногу с этим, быстро набирающим скорость процессом. И вот становится уже очевидным, что непременным условием выживания человеческого рода является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен современном мире.

        Не осознание ли  этого трагического несоответствия приводит нас к ощущению тесноты технократического мировоззрения, сформированного утилитарным подходом к науке, производству, самому человеку? Не отсюда ли тоска по духовности, исчезнувшей из нашего бытия, религии? Мы обнаружили вдруг недостатки нравственности, гуманизма, милосердия: почувствовали, что надо стать добрее бескорыстнее друг к другу и окружающему миру.

        Ощущение необходимости интеллектуально и нравственного совершенствования человека вполне согласуется с известным учения В.И. Вернадского  о переходе биосферы в управляемое человеческим разумом состояние – ноосферу. К этому же выводу приводит нас и представление Н. А. Бердяева о творчестве, как высшим признании человека и очередном этапе развития человеческой цивилизации.

        Раздумывая над путями совершенствования человека, нельзя не видеть, что оно происходит, прежде всего, через передачу необходимых качество от одного к другому, от поколения к поколению посредством культуры и образования. А это значит, что новые требования, которые предъявляет современная цивилизация к Homo sapiens, могут быть реализованы только через перемены в содержании и формах образования.

        Сегодня во всех странах мира проводят реформы образовательной системы. Образование по сути своей вторично по отношению к науки,, религии, философии, созидающих и описывающих картину мира. Новая картина мира, вызванная проявлением глобальных проблем, с неизбежностью приводит к необходимости нового образования, которое по праву можно назвать экологическим (экология с греческого – наука о доме). Человек начинает понимать, что домом, требующим его неустанной заботы, становится вся планета.

        Экологическое образование предполагает обучение бережному взаимодействию человека с окружающим его миром  и, вместе с тем совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя как части микромира, соединенной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой.

        До сих пор образование помогало человеку приспособить окружающую среду для своего безопасного и удобного существования. Сегодня осуществление такой цели предполагает обучение заботе об этой среде. Мы должны учить людей не только тому, что и как можно взять у природы, но и тому что ей необходимо отдать. Лишь осознание человеком своего места в мире и своей ответственности перед ним поможет наладить правильное отношения с окружающей средой. Такое понимание целей образования требует изменения содержания, форм и методов обучения.

        От вульгарных представлений экологического образования как сумме знаний по биологии, химии, экономике, праву и т.п. необходимо перейти к формированию идеологии «космического человека», не властелина мира, а мудрого творца своего бытия. Отказавшись от грубого насилия над внешним миром, нам следует обратиться к своему внутреннему миру, к обсуждению человеческих стратегий. Жадность и невежество, ненависть и зависть, эгоизм и безответственность – это враги каждого из нас и окружающей среды. Гармония мира не возможна без внутренней гармонии самого человека. Всё окружающее нас несовершенство бытия – только отражение без духовности человека, дисгармония его с природой и с друг другом. Отсюда следует, что экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл современного образовательного процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжение человеческой цивилизации.

        До сих пор экологическое образование формировали на базе профессионального или, в самом лучшем варианте, внутри профессионального образования. Новый подход к нему требует, прежде всего, развития экологического сознания, воспитания новой «экологической личности». Человек, осознавший себя частью Вселенной, ощутивший свою неразрывную связь с природой, психологически готов к экологически целенаправленной деятельности в любой сфере антропогенной активности. Это очень трудно, особенно для тех, чьё сознание отравлено технократическими утопиями. И многим из нас надо сделать над собой усилие, фактически начать всё сначала.

        Следует сказать, что многие ученые и педагоги ряда промышленно развитых стран не  только поняли, но и активно претворяют в жизнь идею о том,  что для решения экологических проблем надо «обуздать» потребление , изменить образ жизни человека, обратить его интересы в духовную область, в область искусства и обогащающего общения.

        К сожалению, такое понимание путей решения экологических проблем ещё только зарождаются в Кыргызстане. Экономический кризис, дефицит товаров первой необходимости не позволяет пока осознать всю пагубность ориентации на приоритет потребления. Заботы о хлебе насущном отодвигают на второй план проблемы образования и нравственного совершенствования. Поэтому сегодня на пути новых подходов к экологическому образованию неизбежно станут серьёзные трудности, т.е. большинство населения вряд ли с радостью откликнется на призывы к ограничению потребления и повышения внимания к образованию и изменению образа жизни.

        Отсутствие объективной информации и цельного научного и философского понимания современного мира, сущности глобальных проблем и путей выхода цивилизации из кризисного состояния сдерживают реализацию государственной стратегии и становление системы природоохранного образования в Кыргызстане. Опаснее всего то, что тревога и даже озлобление, вызванные состоянием окружающей среды, не сопровождаются стремлением к активным позитивным действиям, способным изменить ситуацию. Фактически сознание многих людей оказалось в одной из психологических ловушек, ведущих к равнодушию и пассивности.

        Одни считают, что мы не можем контролировать ни наше настоящее, ни бедующее, и всё, что должно быть, предопределено свыше. Другие уверенны что, мир всё ровно будет разрушен в результате ядерной или экологической  катастрофы, поэтому стремятся не менять жизнь, а взять от неё всё возможное. В Кыргызстане эти установки усугубляются уверенностью, что все проблемы решаются ( или не решаются ) только «наверху», потому «я лично ничего сделать не могу». Очень характерно для многих из нас стремление добиться хороших результатов возможно малыми усилиями. И поскольку так скоро изменить существующий мир нельзя, то легко принимается решение не заниматься этим вообще.

        Немало среди нас и «оптимистов» уверенных в том. Что человечество спасёт технологический прогресс. Как нестранно, на первый взгляд. Это наиболее опасная позиция – ведь нам так удобно в это верить! Не беспокоиться, не задумываться. Не менять своего стиля жизни, пологая, что нашим возможностям нет предела, что наука и технология в состоянии обеспечить удовлетворение всех непрерывно растущих потребностей.

        Наука и технология обладают огромными возможностями, и они должны стать главным средством улучшения состояния окружающей среды. Но важно чтобы мощная техника и интенсивные технологии создавались и использовались людьми, сознающими свою ответственность перед природой и будущими поколениями. Ведь экологические трагедии возникают как раз из-за того, что невиданная прежде техническая мощь оказывается  в руках безнравственных, невежественных, равнодушных людей!

        Упомянутые ниже поведенческие установки представляют собой разные формы психологического отказа от активной позиции. Вместо того, чтобы повернуться лицом к возникающим проблемам и понять необходимость перемен, мы «прячем голову в песок» не желая посмотреть в глаза реальности. И именно поэтому важнейшим принципом экологического образования и воспитания является принцип личного участия в решении проблем.

        К сожалению, список примеров использование у нас такого подхода удручающе краток: школьные лесничества, студенческие «зелёные дружины», кружки юных натуралистов, небольшие вкрапления практических работ в уроки природоведения.…  А ведь для того, чтобы эффект природоохранного образования проявился «весомо и зримо», необходимо последовательное и настойчивое обучение каждого человека (и с самого раннего возраста!) навыки грамотной, творческой работы по сохранению и восстановлению природы.

        По – видимому, настало время определить цели и содержание экологического образования для всей системы непрерывного образования, с тем, чтобы оно строилось на основе известного принципа – «думать глобально, действовать локально».

        Разрабатывая философские основы экологического образования, следует, на наш взгляд, начинать водить в практику преподавания подходы, уже разработанные учеными и педагогами, и одновременно использовать опыт, накопленный в Кыргызстане и за рубежом. Эти подходы могут быть очень простыми и начинаться с воспитания нового отношения к миру и на примере самого понятного и доступного – своего дома и своего образа жизни. Мы достигаем этой цели, если для каждого человека наступит момент, когда он задумывается над тем: Что улучшает качество его жизни  и что отравляет и разрушает её? Чтобы ответить на этот вопрос ему придется изучить свою комнату, дом, школу, улицу, место работы, понять, откуда поступает вода, которую он пьёт, и воздух которым он дышит, куда идут образующиеся в доме отходы.

        Наша система образования должна уже сегодня помочь  и ребёнку, и взрослому найти ответы на самые простые вопросы: Какие виды животный и растений живут вокруг меня?; Какие  виды животный и растений вымерзли в моём районе, и каким угрожает вымирание?; Как использовалась земля в моём регионе ранее и что планируется сделать на этой земле в бедующем?;  Есть ли у меня вредные для окружающей среды привычки? и т. д.  Чтобы ответить на эти вопросы, человеку по неволе придется больше думать, читать, учиться.

        Следует понять, что проблемы окружающей среды не могут решить только профессиональные экологи. Они будут решены, если каждый человек сделает более экологичным своё мировоззрение, свой образ жизни.

        Для того чтобы стать «экологической личностью», истинным гражданином Вселенной, очень важно эмоциональное увлечение заботой о Земле. Идеально, если каждый человек найдет на Земле место, которое ему дорого и которое он бы хотел защитить. При этом необходимо, чтобы из привязанности к любимым местам у человека возникло чувство с единством миром  и уважение к жизни, как к уникальному космическому явлению.

        Проблема окружающей среды возникает из множества небольших необдуманных поступков миллионов людей. И исправить их можно только совместным действием тех, кто помогает сохранить природу. Существует великое множество малых дел, способствующих сохранению восстановлению окружающей среды: выращивать деревья, добираться на работу на велосипеде, выключать не нужный в данный момент свет, не выбрасывать вещи, вышедшие из моды, не покупать лишнее количество продуктов, писать на двух сторонах одного листка, сдерживать свои желания при покупке товаров… Каждое такое маленькое действие приобщает человека к экологически здоровой деятельности, становится личным экономическим и политическим решением, которое, будучи умноженным, на миллионы маленьких действий других людей, ведёт к большим политическим и экономическим изменениям.

Природоохранному образованию нужна атмосфера заботы. Заботы о воздухе, земле, растениях, диких животных, природе. Забота о людях – старых и малых, знакомых и не знакомых, о поколении, существующем и грядущем. Именно забота должна стать базой для экологического образования. Ведь забота – это активное, действующее добро и милосердие. Нам надо научиться жить в мире, непрерывно заботясь о нём. В этой заботе человек скрывает себя  и получает чувство удовлетворения. И не в этом ли смысл нашей жизни на Земле, и лучший способ воспринимать себя счастливым?

Названные выше принципы были положены в основу разработанной  в Гособразовании СССР «Программы по образованию в области окружающей среды».

Современная ситуация характерна тем, что в области экологии три поколения находятся на одном и то же уровне знания своей страны обитания. Получается, что, дед, отец и внук оказываются как бы на одной «линии старта». Поэтому встает проблема широкого посвящения всех – мало до велика. Для того, чтобы успешно осуществить экологический всеобуч такого огромного масштаба, необходимо следующее:

         - определить посредствам научных исследований и экспериментов: кого, чему и как учить;

        - создать и изготовить необходимые учебники, пособия, методические материалы и технические средства;

        - научить воспитателей детских садов, учителей, преподавателей, работников внешкольных учреждений пользоваться этими средствами и материалами;

        - внести соответствующие изменения и дополнения в программы и учебники  по всем дисциплинам с тем, чтобы «экологический подход» пронизывал всю систему образования;  

        - создать необходимые организационные формы.

        Экологическое образование начнется уже с детском саду в процессе знакомства с природой; в начальной школе продолжится циклом дисциплин  «Окружающий мир», далее – «Естествознание и окружающая среда» и на завершающем этапе среднего образования введется обязательный курс с условным названием «Человек и природа».    

         

             

         

             

  1. Дёмин Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающёй среды. – Москва 1990
  2. Моисеев  Н.Н. Человек и Ноосфера. – М.: Молодая гвардия, 1990.
  3. Мусил  Я. Биохимические основы патологических процессов. – М.: Медицина 1992.
  4. Неручев Г.С. Уран и жизнь в истории Земли. – Л.: Недра, 2002.
  5. Одум Ю. Экология: В. 2 т. – М.: Знание, 1989
  6. Путилов А.В. Охрана окружающей среды. – М.: Химия, 1991.
  7. Радость познания. Популярная энциклопедия: В 4 т. – М.: Мир, 2002.
  8. Телитченко М.М. Остроумов С.А. Введение в проблемы биохимической экологии.– М.: Наука, 2003.
  9. Фримантл М. Химия в действии: В 2 т. – М.: Мир, 1991.
  10. Чернова Н.М.,  Былова А.М. Экология. – М.: Просвещение, 2001.
  11. Ягодин Г.А. Третьякова Л.В. Проблемы экологического образования // Вестник высшей школы. – 1991. – Л. – № 3. С. 38 – 45.
  12. Яншин А. Л., Мелуа А.И. Уроки экологических расчётов. – М.: Мысль, 1991.
  13. Чепенюк О., Сапожникова Л., Борцова С. Участие общественности в принятии хозяйственных решений. – Бишкек 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы экологического образования школьников на уроках русского языка и литературы

Cтатья содержит описание опыта работы преподавателя русского языка и литературы по экологическому образованию и воспитанию обучающихся на примерах художественных произведений...

Перспектива: социализация детей с проблемами здоровья средствами экологического образования

Представлена авторская образовательная программа «Перспектива». Инновационность программы заключается в адаптации форм и методов экологического образования для детей с ограниченными возможностями здор...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе.

В статье раскрываются содержательные моменты  полевой экологической практики в курсе биологии  6 и 7 классов, показываются результаты эффективности её проведения в общеобразовательной школе....

Проблемы экологического образования.

Отрицательные последствия научно - технического прогресса, мир на грани катастрофы......

Проблемы экологического образования и воспитания и пути их решения

выступление на заседании педагогического совета...