Алюминий. Разработка урока
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

  • Образовательные: обобщить сведения о металлах, их химических свойствах; рассмотреть положение алюминия в периодической таблице химических элементов, его строение атома, физические и химические свойства через работу в парах с консультантами; закрепить материал в выполнении упражнений в парах с консультантами
  • Воспитательные: воспитание объективности, ответственности, умения правильно оценить работу товарища
  • Развивающие: развивать чувство взаимопомощи, коллективизма, самостоятельности; а так же познавательную деятельность учащихся через работу в парах с консультантами

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alyuminiy.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Алюминий: положение в периодической системе химических элементов, строение атома, физические и химические свойства

Захаренко Галина Викторовна, учитель химии, МОУ СОШ № 14, г. Ейск

Статья отнесена к разделу:Преподавание химии 

Цели:

  1. Образовательные: обобщить сведения о металлах, их химических свойствах; рассмотреть положение алюминия в периодической таблице химических элементов, его строение атома, физические и химические свойства через работу в парах с консультантами; закрепить материал в выполнении упражнений в парах с консультантами
  2. Воспитательные: воспитание объективности, ответственности, умения правильно оценить работу товарища
  3. Развивающие: развивать чувство взаимопомощи, коллективизма, самостоятельности; а так же познавательную деятельность учащихся через работу в парах с консультантами

Оборудование:

  1. Учебник;
  2. План работы;
  3. Задание для работы с консультантами;
  4. Тест с взаимопроверкой и взаимооценкой;
  5. Оборудование для проведения эксперимента: раствор соляной кислоты, раствор щелочи, алюминий.

План:

  1. Организационный момент урока:
  1. Ввод в урок;
  2. План работы на уроке.
  1. Что мы знаем про алюминий.
  2. Алюминий: физические свойства, нахождение в природе:
  1. Работа в парах с консультантами;
  2. Закрепление.
  1. Проверочный тест с взаимопроверкой и взаимооценкой.
  2. Химические свойства алюминия:
  1. Амфотерность алюминия. Проведение эксперимента в парах с консультантами;
  2. Решение химических уравнений в парах с консультантами.
  1. Домашнее задание.
  2. Подведение итогов.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

  1. Ввод в урок:

Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный,
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока –
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем:
Зовусь я …. (алюминием).

  1. Сообщается тема урока, цели
  2. Знакомство с планом работы на уроке (приложение 2)
  3. В течение всего урока проводится работа по накоплению фишек:
    «5» – не менее 5 фишек;
    «4» – 3-4 фишки.

II. Устный журнал «Что мы знаем про алюминий».

1. Сообщение учителя (приложение 1):

  1. Алюминий – это еще один «лидер» среди всех элементов Земли. Алюминия в земной коре почти 8%, его опережают по распространенности только кислород и кремний.
  2. Название алюминия происходит от латинского слова «алюмен» – квасцы. Эту соль люди задолго до нашей эры начали использовать, сначала в качестве протравы при крашении тканей, а потом и в медицине как кровоостанавливающее средство. Однако получить этот металл удалось сравнительно недавно, меньше 200 лет назад.
  3. Первым металлический алюминий выделил в 1825 году датский физик Ханс Кристиан Эрстет, пропустив газообразный хлор через слой раскаленного оксида алюминия, смешанного с углем. Чтобы восстановить металлический алюминий, Эрстеду понадобилось обработать хлорид алюминия амальгамой калия (жидким сплавом калия со ртутью).
  4. Через 2 года немецкий химик Фридрих Велер усовершенствовал метод получения алюминия, заменив амальгаму калия чистым металлическим калием.
  5. Понадобилось еще 30 лет, чтобы появился электролитический способ получения алюминия. Его разработали независимо друг от друга немецкий химик Роберт Вильгельм Бунзен и французский ученый Анри Этьенн Сент-Клер Девилль.
  6. На Парижской Всемирной выставке 1855 года уже демонстрировался большой слиток страшно дорогого алюминия – «серебра из глины», полученный электролизом расплава смеси хлорида алюминия и хлорида натрия.
  7. Однако в массовом масштабе получать алюминий стало возможным после 1886 года, благодаря усилиям молодого американца Чарльза Мартина Холла и французского химика Поля Эру.
  8. Один из немногих энтузиастов использования серебристого металла Наполеон III (племянник Наполеона Бонапарта) задумал было снабдить солдат французской армии нагрудниками и касками из алюминия. Лаборатории Сент-Клер Девилля были выделены немалые средства, но металл был еще таким дорогим, что каски достались только солдатам личной охраны принца.

2. Устная работа с учащимися. За правильные ответы выдаются фишки.

Вопросы:

  1. Положение алюминия в периодической таблице химических элементов (порядковый номер, номер периода, номер ряда, группа и подгруппа).
  2. Состав атома, ядра атома (зарисовать на доске).
  3. Степени окисления алюминия: на доске заполнить схему Al —> Al.
  4. Определить степени окисления элементов в следующих соединениях (приложение 2; задание 1 для работы с консультантами).

III. Работа в парах с консультантами.

1. Используя материал учебника, выполнить задание 2 в карточке (приложение 2). Используя материал учебника, выполнить задание 3 в карточке (приложение 2).

2. Закрепление изученного материала в виде игры с фишками.

Вопросы:

  1. Порядковый номер;
  2. Номер и вид периода;
  3. Группа и подгруппа;
  4. Номер и вид ряда;
  5. Степень окисления;
  6. Формула высшего оксида;
  7. Количество валентных электронов;
  8. Заряд ядра;
  9. Количество энергетических уровней;
  10. Химическая связь;
  11. Агрегатное состояние;
  12. Кристаллическая решетка;
  13. Температура плавления;
  14. Плотность;
  15. Химическая формула гидроксида;
  16. Нахождение в природе.

IV. Проверочный тест на 2 варианта.

(приложение 2)

Время выполнения не более 5 минут.

Взаимопроверка и взаимооценка.

Критерии оценивания (на доске).

V. Химические свойства алюминия.

  1. Выявление свойств алюминия, общих с другими металлами:
  1. Страница 128 в учебнике (схема), устно.
  2. Вывод.
  1. Особенности в химических свойствах алюминия:
  1. Проведение лабораторного опыта: взаимодействие алюминия с соляной кислотой и со щелочью. Оформление проведенного опыта, формулирование вывода об амфотерности алюминия.
  2. Работа учащихся в парах с консультантами с рабочим листком (приложение 2), все уравнения проверяются у учителя – задание 4.
  3. Для тех пар учащихся, которые успели выполнить работу раньше, оставшееся время на выполнение домашнего задания.

VI. Домашнее задание.

  1. Для консультантов (по желанию) – стр. 130 вопрос 5.
  2. Для подшефных – на доске:

VII. Подведение итогов работы, выставление оценок за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока химии в 9 классе по теме: "Алюминий и его соединения"

Урок проводится в начале изучения данной темы....

Разработка урока Алюминий

Алюминий и его соединения.Важнейшие соединения алюминия и их месторождения в Казахстане...

Методическая разработка урока по теме "Алюминий" 8 класс

Данная методическая разработка может использоваться на уроках химии для 8 класса...

Разработка урока по теме: Алюминий

Тип урока: изучение нового материала.Цели:Обучающая: изучить строение, физические и химические свойства, применение алюминия на основе положения в периодической системе химических элементов Д.И....

методическая разработка урока "Алюминий и его свойства"

методическая разработка урока " Алюминий и его свойства" 9 класс по учебнику О. С. Габриеляна. к методической разработке прилагается презентация, урок составлен рамках ФГОС...

Методическая разработка урока по теме Алюминий" 9 класс

В разработке прописаны планируемые результаты( предметные, метапредметные, личностные), показанана дидактическая структура учебного занятия, психолого-педагогическое обоснование и прописан сценарий пр...