урок по химии. 8 класспо теме "Количество вещества. Молярная масса"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Понятие количество вещества, единица измерения Моль .Молярная масса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_kolichestvl_veshchestva._molyarnaya_massa.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Количество вещества. Молярная масса.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «количество вещества», «моль», сформировать представление о молярной массе вещества и научить учащихся переходить от понятия «относительная молекулярная масса» к понятию «молярная масса вещества».
Основные понятия: «закон Авогадро», «количество вещества», «молярная масса», «моль».
Оборудование: некоторые Ме и неМе количеством 1 Моль, 1мМоль, 1кМоль.
Ход урока.
- Постановка цели урока.
- Повторение домашнего задания.
Задание из рабочей тетради у доски.
Упр. 2.
а) калия 1S22S22P63S23P64S1
б) кальция 1s22s22p63s23p64s2
в) алюминия 1s22s22p63s23p1
Упр. 3. Схемы образования химической связи для Ме.
а) K0 -1e → K+
б) Ca0 -2e → Ca2+
в) Al0 -3e → Al3+
Задание из рабочей тетради, раздел «Неметаллы».
Упр. 2. а) 1s1; б) 1s22s22p63s23p5; в) 1s22s22p3.
Упр. 3. Схемы образования химической связи.
а) H∙ + ∙H → H : H
б) :Cl∙ + ∙Cl: → :Cl:Cl:
в) :N∙ + ∙N: → :N :: N:
Работа по карточкам.
Карточка №1.
- В какую частицу превращается атом, отдав или приняв электроны до завершения внешнего уровня?
Al0 -3e →…
О0 +2е →…
- Определите тип химической связи молекул: I2, CH4, AlCl3.
Карточка №2.
- В какую частицу превращается атом, отдав или приняв электроны до завершения внешнего уровня?
Na0 -1e → Na+
Cl0+1e →…
- Определите тип химической связи молекул: N2, H2O, MgCl2.
Карточка №3.
- В какую частицу превращается атом, отдав или приняв электроны до завершения внешнего уровня?
K0 -1e →…
S0 +2е →…
- Определите тип химической связи молекул: Cl2, CO2, NaI.
Фронтальный опрос:
- Где расположены элементы – Ме в таблице Д.И.Менделеева?
- Перечислите особенности строения атомов элементов – Ме.
- Название – свойство – область применения.
- Где расположены элементы – неметаллы в таблице Д.И.Менделеева?
- Что такое аллотропия? (Аллотропия углерода, кислорода, фосфора?)
Задания: Работа по ПС.
- Изучение нового материала.
Что изучает химия? (наука о веществах) А в чем измерять вещества?
Температура измеряется в градусах, путь в метрах, масса – в граммах, килограммах.
Какие бы вы предложили единицы измерения?
Может быть, вспомнить из каких частиц состоит вещество?
- из молекул, атомов.
Но отсчитать нужное число молекул и атомов технически невозможно из-за малого размера. Вот если бы найти способ, в котором объединились бы масса (её измерить просто) и число молекул (атомов). И ученые придумали. Если брать столько граммов вещества, какова его относительная молекулярная масса, сколько же там будет содержаться молекул?
Для О2 – 32г / Mr(O2) = 32 /
Для O3 – 48г / Mr(O3) = 48 /
Для H2O – 18г / Mr(H2O) = 18 /
Оказалось, что в 32г O2, в 48г О3, в 18г H2O и т.д. содержится одинаковое число молекул, равное 6∙1023. Это число назвали числом Авогадро (обозначается NA).
Сделаем вывод: если мы возьмём такую массу вещества, которая равна атомной массе по величине, но взята в граммах, то там будет всегда (для любого вещества) 6,02∙1023 атомов этого вещества.
Запись на доске.
NA = 6,02∙1023 – постоянная Авогадро
Вот это количество вещества, которое содержит 6,02∙1023 молекул какого – либо вещества, и назвали молем.
Что такое моль? (работа с учебником).
Моль – количество вещества, в котором содержится 6,02∙1023 молекул, атомов или ионов, т.е. структурных единиц.
Бывает моль молекул, моль атомов, моль ионов.
n = N/NA, N = NA ∙ n, NA = N/n,
где n – число молей, N – число атомов или молекул, NA – постоянная Авогадро.
кМоль = 103Моль, мМоль = 10-3Моль.
- 0,5 Moль – 3,01∙1023
- 10 Моль – 60,02∙1023
А что нужно сделать, чтобы отмерить 1 Моль вещества?
Ответ: нужно взять столько граммов этого вещества, какова его Mr.
Вопрос: Чему равна масса 1 Моля вещества?
Масса 1 Моль вещества называется молярной массой, обозначается М.
│Mr│=│M│
И вычисляется по формуле:
M = m/n, единицы измерения: г/Моль, кг/Моль, мг/Моль.
А в тысячу раз большая единица количества вещества (киломоль, кМоль). А в тысячу раз меньшая единица количества вещества (миллимоль, мМоль).
n = m/M, m = M ∙ n
Вывод: Масса Моль измеряется в г/Моль, масса кМоль измеряется в кг/кМоль, масса мМоль измеряется в мг/Моль.
Предлагается задача: Я взяла 64г О2. Какое количество вещества (сколько Молей) я взяла? (Два)
n = m/M, n = 64г/32г/Моль = 2Моль.
А сколько молекул кислорода будут содержать эти 64г его. Ответ: 4 Моль.
N = NA ∙ n, N = 6,02∙1023 ∙ 2Моль = 12,04∙1023 молекул.
- Закрепление.
Заполнить таблицу.
Вещество | Число молекул N = NA ∙ n | Молярная масса M = m/n | Число Молей n = m/M | Масса вещества m = M ∙ n |
H2 | N = 6,02∙1023∙ 5 = 31∙1023 | M(H2) =2г/Моль | 5Моль | m = 5∙2=10г |
H2SO4 | 60∙1023 | M(H2SO4) = 98г/Моль | 980/98 =10Моль | 980г |
FeCl2 | 12,04∙1023 | M(FeCl2) = 127г/Моль | 2 кМоль | 254г |
Задача №1. Сколько молей составляют и сколько молекул содержат 8 г кислорода О2?
Дано: m(O2) = 8г Решение: Mr(O2) = 16∙2=32.
M(O2)=16∙2=32г/моль
Найти: n(O2); N(O2) n(O2)=m(O2)/M(O2)=8г/32г/моль=0,25 моль
N(O2)= NA∙n(O2)= 6,02∙1023моль-1∙0,25 моль=1,505∙1023
Ответ: 8г кислорода составляют 0,25 моль и содержат 1,505∙1023 молекул.
Задача №2. Определите массу 0,25 моль серной кислоты.
Дано: Решение:
n (H2SO4) = 0,25 моль 1. Находим молярную массу серной кислоты
М(H2SO4)=2+32+64=98г/моль
Найти: m(H2SO4); 2. Найдем массу вещества m=n∙M;
M(H2SO4)=n(H2SO4)∙M(H2SO4)=0,25
моль∙98г/моль=24,5г
Ответ: масса 0,25 моль серной кислоты равна 24,5 г.
- Итоги урока.
Общий вывод (предлагается записать в тетрадях основные определения и некоторые выводы).
- Количество вещества – физическая величина, которая означает определённое число структурных элементов (молекул, атомов, ионов), обозначается n(эн), измеряется в Молях, в миллимолях, киломолях.
- 1Моль любого вещества содержит число молекул его, равное постоянной Авогадро NA(6,02∙1023).
- Чтобы отмерить 1Моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова его относительная масса Mr.
- Масса 1Моль вещества называется молярной массой (М), она измеряется в г/Моль и численно равна Mr.
- Домашнее задание. §15. Упр. 1-3, задания из рабочей тетради: разделы Количество вещества и Молярная масса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Количество вещества.Молярная масса.
Урок по теме Количество вещества.Молярная масса знакомит ребят с основными количественными единицами в химии. позволяющими проиводить количественные расчёты....
Тест "Количество вещества. Молярная масса."
Данный тест позволяет проверить уровень усвоение материала по теме "Количество вещества. Молярная масса."...
Количество вещества. Молярная масса.
Вашему вниманию предлагается подборка разнообразных задач к урокам химии в 8 классе, которые можно использовать при изучении темы "Количество вещества"....
Система задач по вычислению количества вещества, молярной массы и молярного объёма
Научить школьника решать разноплановые задачи по определённым темам школьного курса химии непросто. Важно не только усвоить теоретический материал, но нужно уметь применить теорию на практике, н...
Конспект урока «Количество вещества. Молярная масса» (8 кл.)
Конспект урока «Количество вещества. Молярная масса» (8 кл.)...
Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем.
В период дистанционного обучения учашимся 8 классанеобходимо объяснить такие понятия как количество вещества, молярная масса и молярный объем. Это новый материал, с которым они встречаются впервые. Та...
презентация по химии "Количество вещества. Молярная масса"
В презентации содержится материал к уроку "Количество вещества. Молярная масса". Кроме того есть разбор трез задач по данной теме и приведена самостоятельная работа, которую можно использова...