разработка урока по химии: "Основные сведения об основных классах неорганических соединений"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ КЛАССОВ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКИ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svedeniya_ob_osnovnyh_klassah_neorganichesih_soedineniy.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе.

 

«Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений».

Цели урока: Систематизировать знания по теме « Важнейшие классы неорганических соединений», знание понятий по данной теме, умение отличать классы неорганических веществ,   составление формул оксидов, оснований,  кислот, солей, умение называть вещества по формуле, определение вещества с помощью индикаторов и  универсальных электроизмерительных приборов Сobra 4, знание правил техники безопасности при работе с кислотами и щелочами.

Задачи урока

  1. Образовательная: проверить степень усвоения основных понятий темы: оксиды, кислоты, основания, соли;
  2. Развивающие. Формирование и развитие образовательных компетенций:
  1. учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности;  выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
  2. коммуникативных: навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения отвечать на поставленный вопрос; строить ответ по плану; организовывать и анализировать собственную деятельность;
  3. информационных:  выделять существенные признаки химических веществ, извлекать необходимую информацию из различных источников; оформлять и представлять результаты своей работы.
  1. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать чувство ответственности и интерес к знаниям.
  2. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

Планируемые результаты обучения:

Данный урок является заключительным по теме, предполагается, что учащиеся должны продемонстрировать знания:

  1. определений понятий – оксиды, кислоты, основания, соли;

специальные умения:

  1. классифицировать вещества по составу;
  2. называть неорганические вещества;
  3. составлять общие формулы для оксидов, кислот, оснований, солей;  
  4. проводить несложные реакции, подтверждающие химические свойства веществ, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами, и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;

общие учебные умения:

  1. планировать и регулировать свою учебную деятельность; проводить самооценку;
  2. коммуникативные умения (работа в группах, устная речь, ведение записей в тетради).
  3. применять знания в нестандартных ситуациях (игра, вариант тестирования).

Тип урока: урок повторения, систематизация и обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-турнир.

Форма работы учащихся: групповая работа, индивидуальная работа.

 

Оборудование: ноутбук, с заранее приготовленными заданиями, проектор, мультимедийное приложение к методическому пособию « Мастер-класс учителя химии» издательства « Планета», интерактивная доска, инструктивные карточки для учащихся, карточки-задания по теме, штативы с пробирками, Сobra 4- комплект универсальных электроизмерительных приборов( модуль Проводимость), химическая посуда.

Реактивы: вода, растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, хлорида натрия, лакмусовая бумага.

 

Ход урока.

Подготовительный этап.

1.Формирование  4 команд.

2. Каждой команде присваивается название определенного класса  неорганических веществ. В процессе урока-турнира участники каждой из команд отвечают на вопросы, посвященные своему классу неорганических веществ.

3. За правильный ответ команда получает очки по пятибалльной системе.

Оценивается также ответ каждого ученика у доски. За исправления  ошибок, дополнения ответов, участие в интерактивных играх в ведомость каждому выставляются дополнительные баллы.

4.Ошибки при ответе могут быть исправлены участниками, как своей команды, так и другой команды.

5. Участник команды не может участвовать в групповых конкурсах повторно, пока не будут задействованы остальные члены команды.

Учитель. Прошло почти четыре месяца, как мы начали изучать химию. Цель сегодняшнего урока выяснить, насколько хорошо мы усвоили понятия темы, это важно для дальнейшего изучения химии.

Сегодня вам предстоит большая работа и необходимо правильно ее организовать. Перед вами «Инструктивные карточки», на которых  описаны все этапы турнира. Для начала соревнования мне нужна ваша помощь. Запишите ответы на вопросы.

1.Назовите вещества, которые получаются при горении веществ в кислороде? (оксиды).

2.Вещество, которое легко разлагается на углекислый газ и воду, относятся к классу …? (кислот)

3. К какому классу относится вещество, которое окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет?  (основания).

4.К какому классу относятся твердые кристаллические вещества, иногда окрашенные в разные цвета. И лишь одно из них имеет соленый вкус? (соли).

Какие у вас получились ответы? Что их всех объединяет?

( неорганические вещества)

Сегодня на уроке я приглашаю вас в мир неорганических веществ.

1 тур  « Будем знакомы».

Команды получают опорный план ответа, по которому производится полный рассказ о своем классе неорганических веществ.

Опорный план ответа « Класс неорганических веществ».

  1. Название и определение класса.
  2. Общая формула класса веществ.
  3. Правила составления формул на примерах веществ, имеющих значение в жизни и хозяйственной деятельности человека.( 3-4 примера)
  4. Правила называния веществ данного класса.
  5. Назвать записанные вещества. Рассказать о них.

                                         

                                           2 тур  « Выбери меня».

На карточке ученикам предложены формулы веществ различных классов неорганических веществ. Участник от команды выписывает вещества своего класса, комментирует свой ответ. Ошибочные варианты исправляются любым учащимся. Команды также получают карточки с формулами и работают, распределяя по классам все вещества.

4 карточки с формулами: HCL, Fe(OH)3 .HNO3, Cu(OH)2, K2CO3,  H2SO4, P2O5, FeСL2, CuSO4, NaNO3, K2O, NaOH, CuO, КОН,  Al2O3, H3PO4.

                               3 тур  « Дай названия».

Следующий игрок команды дает названия неорганическим веществам,  выбранных предыдущим участником, поясняя свой ответ.

                                4 тур « Крестики и нолики».

На интерактивной доске появляются заготовки для игры. Команды должны узнать, на каком из полей вещества их класса образуют выигрышный путь.

                 HNO3

               SO3 

                NaOH

HCL

              H3PO4

               H2SO4                 

                 MgO

               FeСl2

               CuO

                Al2O3

               SO3 

                NaOH

HCL

               K2O

               H2SO4                 

                 MgO

               FeСl2

               CuO

                Al2O3

               NaCl

                NaOH

HCL

               K2CO3

               H2SO4                 

                 MgO

               BaСl2

               CuO

                Al2O3

               SO3 

                NaOH

HCL

               KOH

               H2SO4                 

                 Mg(OH)2

               FeСL2

               CuO

   

                 Индивидуальные задания. (выполняются по вариантам)

Задание оценивается учителем после урока.  Результаты учащиеся узнают  позже.

8-9 баллов - оценка «5»;

6-7 баллов - оценка «4»;

5 – баллов - оценка «3»;

0 - 4 баллов - оценка «2».

 Вариант 1.

1(1балл). Выбрать формулу оксида неметалла.

А)K2O  

Б)  CuO  

В) N2O5   

Г) Fe2O3

2(1балл). Выбрать формулу  кислоты.

А)NaNO3    

Б) Al2O3  

В)  HNO3 

Г)  KOH

 3(1балл). Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых        кислород со степенью окисления -2 – это

А) основания,
Б) оксиды,
В) кислоты,
Г) соли.

4(1балл). Формула гидроксида лития

А) Li2SO4
Б) Li
2О,
В) LiОН,
Г) LiCl

5(1балл). Выберите формулу соли.

И) К2СО3 ,
К) КОН,
Л) К
2О,
М) НСI

6(4балла). Соотнесите:    I- FeCl3    II- H2CO3   III-SO3   IV-Ca (OH)2;

 1-основание, 2-кислота, 3-оксид, 4-соль;

А-угольная кислота, Б- оксид серы(VI), В- хлорид железа(III), Г-гидроксид кальция.

Вариант 2.

1(1балл). Выбрать формулу оксида металла.

А)N2O  

Б)  CuO  

В) P2O5   

Г) SO3

2(1балл). Выбрать формулу  основания.

А)LiNO3    

Б) Fe2O3  

В)  HNO2 

Г)  NaOH

 3(1балл). Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка      – это

А) основания,
Б) оксиды,
В) кислоты,
Г) соли.

4(1балл). Формула хлорида лития

А) Li2SO4
Б) Li
2О,
В) LiОН,
Г) LiCl

5(1балл). Выберите формулу оксида.

И) К2СО3 ,
К) КОН,
Л) К
2О,
М) НСI

6(4балла). Соотнесите:    I- АlCl3    II- H2SO3   III-CO2   IV-Cu(OH)2;

 1-кислота,  2-соль, 3-основание , 4-оксид

А-сернистая кислота, Б- оксид углерода(IV), В- хлорид алюминия,

Г-гидроксид меди (II).

5 тур « Химики аналитики».

На столах групп находятся пробирки с веществами под номерами 1,2,3,4.      В пробирках вода, кислота, щелочь, соль. Для определения неорганических веществ индикаторная бумага и оборудование Сobra 4. Необходимо определить № пробирки для каждого вещества. Перед выполнением задания повторяются правила безопасного обращения с химическими веществами.

6 тур «Конкурсы для души».

Участникам команд предлагаются игры на интерактивной доске. Материал для конкурса представлен на мультимедийном приложении к методическому пособию « Мастер-класс учителя химии» издательства « Планета», раздел «Неорганическая химия» игра « Расставь по местам» 1 часть и игра « Найди соответствие» 5 частей.

Рефлексия.

Обсуждение итогов урока. Высказывание представителей групп о работе на уроке. Обсуждение настроения после урока. Понравился ли урок ?

Подведение итогов турнира.

Оценки за урок получают ученики, которые принимали наиболее активное участие в ходе турнира, набравшие наибольшее количество баллов.

Домашнее задание.

Составить небольшой  рассказ с заранее  запланированными ошибками по любому из классов неорганических веществ, используя текст параграфов  18-21    учебника « Химия 8» Габриеляна О.С.

                           Инструктивная карточка для учащихся.  

План проведения турнира.

  1. Обсудите группой кандидатуру ученика, который будет координировать вашу работу. Участник команды не может участвовать в групповых конкурсах повторноне будут задействованы остальные члены команды.

 

  1. Группе предстоит пройти несколько туров.

1 тур  « Будем знакомы».

  1. Представление класса неорганических веществ по плану.

Опорный план ответа « Класс неорганических веществ».

  1. Название и определение класса.
  2. Общая формула класса веществ.
  3. Правила составления формул на примерах веществ, имеющих значение в жизни и хозяйственной деятельности человека.( 3-4 примера)
  4. Правила называния веществ данного класса.
  5. Назвать записанные вещества. Рассказать о них.

                                           2 тур  « Выбери меня».

  1. Умение выбрать из формул вещества своего класса.

                            3 тур  « Дай названия».

  1. Умение давать названия веществам своего класса.  

                                4 тур « Крестики и нолики».

  1. Выбрать выигрышный путь из веществ своего класса.

  1. Индивидуальные задания  ( выполняются по вариантам).

5 тур «Химики- аналитики».

  1. Определить вещества разных классов, используя простейшие химические реакции с индикаторами и знания о веществах проводящих электрический ток. Рассказать о безопасном обращении с химическими веществами.

        

                  6 тур « Конкурсы для души».

  1. Выполнение заданий на интерактивной доске.

Обсуждение проведенного урока. Работы в группе.

Домашнее задание.

Составить небольшой  рассказ с заранее  запланированными ошибками по любому из классов неорганических веществ, используя текст параграфов  18-21    учебника « Химия 8» Габриеляна О.С.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок по химии "Путешествие по морю основных классов неорганических соединений"

Обобщающий урок в 8 классе в форме игры. Рассчитан на 2 урока (желательно, спаренные).Предполагает групповую, индивидуальную и фронтальную работу ....

Контрольная работа по химии "Основные классы неорганических соединений" 8 класс

Контрольная работа составлена для итогового контроля по химии для учащихся 8 класса, которые изучают химию по учебнику Рудзитиса и Фельдмана. 2 варианта, есть таблица ответов....

Урок-игра по химии: "Основные классы неорганических соединений".

ЦЕЛИ, требующие применения творческого мышления (решение проблемной ситуации, выработка идей), развитие мыслительной деятельности учащихся, способности применять ранее полученные знания дл...

Конспект урока по химии "Основные классы неорганических соединений"

Урок обобщения знаний по теме "Основные классы неорганических соединений". Систематизация знаний учащихся о класификации неорганических веществ, составление формул по названиям, названия по формулам, ...

Практическая работа: Решение экспериментальных задач по теме: «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений» (8 класс)

Инструкция к проведению практической работы по теме:"Обобщение и систематизация знаний основных классов неорганических соединений"...

Контрольная работа по теме: «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений»

Контрольная работа по теме: "Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений", 8 класс...