"Урок строение веществ"
учебно-методический материал по химии (6 класс) по теме

 

 

Тема урока: Строение веществ. Молекулы и атомы. Превращение веществ. Органические и минеральные вещества.

Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroenie_veshchestva.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Тема раздела:  Вещества и их превращения (1 час).

СМК раздела

Строение веществ. Атомы, молекулы, химические элементы, органические и неорганические вещества. Белки, жиры и углеводы. Автотрофы и гетеротрофы.

Тема урока: Строение веществ. Молекулы и атомы. Превращение веществ. Органические и минеральные вещества.

Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.

Технологии: ПДУ, проблемный диалог

Цели урока по линиям развития личности

Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, о строении живых организмов, о связи живой и неживой природы. Знакомство с основными понятиями по теме: атомы, молекулы, элементы, вещества органические и неорганические, автотрофы и гетеротрофы. Превращение одних веществ в другие.

Конкретные задачи по содержательно-методическим компонентам (СМК):

Информационные единицы

мини

Строение веществ. Атомы химических элементов.
Молекулы. Белки, жиры, углеводы, их состав.

база

Как происходит превращение одних веществ в другие. Чем отличаются одни вещества от других.

макси

Химические элементы. Автотрофы, гетеротрофы.

Учащиеся должны знать:

Базовый уровень

– взаимосвязь живой и неживой природы;

– все вещества состоят из молекул, а молекулы из атомов;

– о переходе одних веществ в другие ;

Учащиеся должны уметь:

Базовый уровень

– различать органические вещества белки, жиры, углеводы от неорганических;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

– работать с текстом, рисунками и справочным аппаратом учебника и энциклопедии; находить ответы на поставленные учителем вопросы в тексте учебника;

– использовать элементарные навыки сравнения и классификации.

План урока

Этапы урока

Организация этапа

 доска и оборудование

Основное содержание этапа

учитель

ученики

 Целеполагание темы раздела.








Проблемный диалог

Сообщение темы раздела «Строение веществ»

Ребята, главной целью нашего урока является изучение строения различных веществ, из которых состоят все тела живых организмов, усвоение понятий атом, молекула, органические и неорганические вещества

Записывают тему урока

Прием знаем - не знаем…

Ребята, перечислите, какие вещества на ваш взгляд являются самыми важными, без которых не могла бы существовать жизнь.

Заслушиваются разные варианты ответов.

Ученики называют: вода, кислород, соли, белки, жиры, лекарства, сахар...

Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы выдвижение версий






Ответ учащихся фиксируется на доске для создания проблемного вопроса на тему раздела.




Рисунок на доске молекул кислорода, воды,озона,азота.


А задумывались ли вы над тем, почему существует так много различных веществ?



Как человек может создать новые вещества?





Вопрос: сколько атомов в молекуле этих веществ?

Ребята выдвигают различные версии, что не только природа создала многие вещества, но и человек это делает сам.


Знания и учение позволяют делать новые открытия.


Ребята называют и зарисовывают, опираясь на текст учебника схемы молекул рис8.1

Актуализация. Планирование деятельности изучения раздела






Организация промежуточной оценки (самооценка, взаимо оценивание)

Презентация к уроку, показ слайдов 1 – 6 и обсуждение.







Самостоятельная работа с учебным материалом, поиск информации на заданный учителем вопрос





Проведение письменной работы: «Верны ли суждения?»

Короткий рассказ учителя об истории изучения атома, открытия химических элементов, изучение состава веществ, умение создавать их в лабораториях, а затем применять на практике.



Учитель подводит ребят к понятиям атом, молекула, элемент. Запишите  в тетради названия химических элементов из учебника, стр. 29-30.




Записываем 7 цифр.

1  2  3  4  5  6  7  

Отвечаем на вопросы



    неверно верно

1. Атомы состоят из молекул.

2. Атом – мельчайшая частица вещества.

3. Водород и кислород образуют воду.

4. Железо – металл, но не элемент.

5. В воздухе нет азота.

6. Озон и кислород – разные вещества.

7. И железо и алюминий имеют одинаковые атомы.


Подводятся итоги.

Вывод 1: молекулы большинства веществ состоят из разных атомов.










Один на доске, другие в тетради пишут названия элементов:

 Кислород, алюминий, водород, азот, железо, фосфор, кислород, сера и др.












Проводится проверка выполненной работы в парах по шаблону











Самооценка работ учащихся.

Этапы открытия нового знания

по алгоритму.

Эвристическая беседа с элементами учебного диалога (Побуждающий/ подводящий) в зависимости от уровня возможностей класса и сложившейся ситуации.

Зарисовка схемы обмена веществ на доске.


Вещества состоят из молекул, молекулы – из атомов. Атомы – это разновидности химических элементов, их более ста.

Вопрос: Сколько можно  создать чисел из различных комбинаций 10 цифр? А если 100 элементов, то представьте, сколько можно создать веществ.



Молекулы могут соединяться, распадаться и обмениваться атомами.

Учащиеся предлагают огромное количество и делают вывод, что из ста элементов можно получить неограниченное число веществ.




Проводится работа в тетрадях по зарисовке схемы обмена веществ.

Создание проблемной ситуации


Этапы открытия нового знания

Ситуация затруднения.



Эвристическая беседа с элементами учебного диалога (Побуждающий/ подводящий) в зависимости от уровня возможностей класса и сложившейся ситуации.

Просмотр слайдов 7 - 13. презентация









Задание

 В состав живых организмов входят, главным образом, углерод, водород, кислород, азот, фосфор и сера.

Вопрос: Чем живые тела отличаются от неживых?В чем сходство?

Самостоятельный поиск ответа, стр. 32, абзац «Живые организмы производят органические вещества…». Из чего сос-тоят молекулы углеводов,белков, жиров.

А как это происходит?



Вывод: внутри клеток протекают химические реакции.



Как авторы учебника назвали молекулы, которые проводят работу по превращению веществ?








Ученики работают самостоятельно по учебнику и находят ответ на вопрос. Записывают названия органических веществ в тетрадях  и делают выводы в ходе беседы.







Ответы записывают в тетрадь.

«Молекулы – сырье, молекулы – инструменты, молекулы – отходы и молекулы – стройматериалы.»

Этапы открытия нового знания

Таблица «Растения и животные»


Таблица «Клетка»

Рассказ учителя

Растения – автотрофы, животные – гетеротрофы.

В чем их особенности?


Вывод: растения превращают минеральные вещества в органические, а грибы и животные этого делать не могут.

Ребята отвечают на вопрос, стр. 33

Промежуточный вывод темы по итогам урока Оценка деятельности на уроке

Домашнее задание








Общий вывод по уроку





§8, зарисовать рисунок 8.3- 8.5.


Рефлексия

                                                                                     

Презентация к уроку прилагается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест у уроку "Строение вещества"

тест к уроку: "Строениевещества"  в двух вариантах...

Материал к уроку "Строение вещества" 10 класс

Урок введения нового материала в 10 классе.Он продолжает серию уроков по строению вещеста, начатую в 7 классе. Урок использует возможности интерактивной доски....

Конспект урока "Строение вещества. Молекулы."

Конспект урока физики "Строение вещества. Молекулы" в 7 классе....

Урок Строение вещества.Молекулы и атомы.

Урок открытия новых знаний. Рассматриваются основы молекулярно-кинетической теории....

Физика. 7 класс. Перышкин А.В.Тема урока: "Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение"

Урок по теме « Вещество. Строение вещества» стоит у самого истока изучения курса физики. Это первый урок в теме «Первоначальные сведения строения вещества». На знаниях данной т...

Презентация к уроку "Строение вещества." Физика 7 класс

Данную презентацию можно использовать на 1 уроке физики в теме: Первоначальные сведения о строении вещества , 7 класс...

Технологическая карта урока «Строение вещества. Молекулы и атомы»

Технологическая карта по теме " Строение вещества .Молекулы и атомы"  по ФГОС 7класс...