Программа для кружка в 7 классе "Основы химии" (пропедевтика)
рабочая программа по химии (7 класс) по теме

Судницына Галина Владимировна

 

Программа основывается на уже имеющихся у семиклассников знаниях по естественно-научным дисциплинам: физике, географии, биологии.  Пропедевтический курс содержит материал, который знакомит учащихся с химией как экспериментальной наукой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_himii_7_klass.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Основы химии. Пропедевтика.7 класс

Пояснительная записка.

Данная программа пропедевтического курса «Основы химии» предназначена для учащихся 7-х классов.  Программный материал рассчитан на 34 учебных часа, по 1 часу в неделю.

Программа основывается на уже имеющихся у семиклассников знаниях по естественно-научным дисциплинам: физике, географии, биологии.  Пропедевтический курс содержит материал, который знакомит учащихся с химией как с наукой.

В начале программы происходит знакомство учащихся с понятийным аппаратом, на котором основывается химия (элемент, символ элемента, атом, молекула, химическая формула, вещество), методами изучения химии как науки - химическим лабораторным экспериментом. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с веществами и химическим оборудованием в этом контексте является одной из важных обучающих и воспитательных целей и задач изучения программы.

Дальнейшее «погружение» в химию происходит через связь ее с другими науками о природе на примерах таких объектов, как атмосфера, почва, вода, камни и горные породы, а также через повседневную жизнь человека - быт. Таким образом, школьники знакомятся с простыми и сложными веществами; основными классами химических соединений (оксидами, гидроксидами -кислотами и основаниями, солями); со свойствами (химическими и физическими) веществ, их превращениями (химическими реакциями).

Практическая часть программы органично связана с изучаемым теоретическим материалом, доступна для понимания и успешного выполнения школьниками с любым уровнем практических умений и навыков.

Пропедевтический  курс носит профориентационный характер, рассчитан на учащихся, проявляющих интерес к растительному и животному миру, к минералам, а также имеющих склонность к экспериментированию с объектами природы. Изучение программы  курса «Основы химии» во многом может способствовать более успешному овладеванию знаниями по стандартным (базовым и углубленным) программам по химии.

Цели и задачи программы:

  1. профориентация в области естествознания;
  2. создание мотивации к изучению химии;
  3. первоначальное знакомство учащихся с элементарными знаниями по химии;
  4. воспитание бережного отношения к природе у учащихся;
  1. создание  в  представлении  учащихся  образа химии  как  интегрирующей науки, имеющей огромное значение в жизни общества;
  1. развитие творческих способностей учащихся, воображения, фантазии;
  2. формирование и развитие логических способностей учащихся;
  1. формирование у учащихся элементарных умений и навыков выполнения практических и  лабораторных работ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  РАСПРЕДЕЛЕНИЕ   ЧАСОВ

№ п/п

Разделы,  темы

Количество часов

Введение

2

Тема 1.

Техника лабораторных работ. Техника безопасности.

2

Тема 2

Вода в природе

7

Тема 3

Химия почвы

4

Тема 4

В мире камня

8

Тема 5

Воздух и жизнь на Земле

4

Тема 6

Химия в быту

7

ИТОГО

в том числе:

34 часа

практических работ

8

Основное содержание программы

Введение. (2 ч.)

Знакомство с основными понятиями химии. Атом. Молекула. Химический элемент, его обозначение. Вещества, их формулы, свойства веществ, простые и сложные вещества. Химический состав веществ. Тело.

Тема 1.Техника лабораторных работ. Техника безопасности. (2 ч.)

Ознакомление с правилами работы в лаборатории. Оказание первой помощи при несчастных  случаях. Знакомство с химическими реактивами, предметами лабораторного оборудования.

Ведение лабораторного журнала.

       Практическая работа № 1:

Знакомство с техникой выполнения общих практических операций: наливание, насыпание и перемешивание веществ, растворение твёрдых веществ в воде, нагревание.

2.        Вода в природе. (7 ч.)

Вода во вселенной. Роль воды в природе и технике. Происхождение воды на Земле. Водные богатства края.

Источники загрязнения природной воды. Способы очистки воды (физические, химические и биологические). Охрана водоёмов и водных источников своего края.

Свойства воды: физические, химические. Вода как оксид.

Вода как растворитель.  Минеральные природные воды и минеральные источники. Знакомство с индикаторами.

Кислоты. Их свойства.

Практическая работа № 2:

Очистка речной воды от взвешенных частиц отстаиванием и фильтрованием, перегонка воды.      Практическая работа № 3:

Приготовление водных растворов удобрений для подкормки растений в кабинете биологии.

          Опыт (для домашнего выполнения) № 1:

                            Опыты с пищевым уксусом.

3.        Химия почвы. (4 ч.)

Почва - источник пищи для растений. Механический и химический состав почвы. Свойства почвы (воздушные и водные). Химико-биологические процессы, происходящие в почве.

Кислые и щелочные почвы. Основания.

Плодородие почвы и регулирование его человеком. Охрана почв.

           Практическая работа № 4:

Определение кислотности  почвы.

4.        В мире камня. (8 ч.)

Науки о камне - геохимия, петрография и минералогия. Основатели геохимии и минералогии.

Соли: хлориды, сульфаты, сульфиды.

Минералы и горные породы, их образование на Земле. Физические свойства минералов. Химический состав и химические свойства минералов. Классификация минералов по химическому составу.

Карстовые явления. Карбонаты и гидрокарбонаты.

Кристаллы и их выращивание. Кристаллы - гиганты. Метеориты.

Драгоценные и технические камни и их химический состав. Камень на службе человека.

        Практическая работа № 5:

Изучение свойств яичной скорлупы, пищевой соды.

       Практическая работа № 6:

Изучение коллекций минералов и горных пород.

Определение минералов и горных пород по внешним признакам и физическим свойствам.

Изучение свойств некоторых минералов.

        Опыт (для домашнего выполнения) № 2: Выращивание кристаллов.

5.        Воздух и жизнь на Земле. (4 ч.)

Состав воздуха. Кислород и азот - простые вещества. История открытия кислорода и определения состава воздуха. Кислород и его роль в природе и технике. Свойства кислорода. Озон.

Инертные газы и их использование.

Охрана воздуха от загрязнения.

Кислотные дожди.

        Демонстрационные опыты № 1:

Получение кислорода в лаборатории. Горение веществ в кислороде. Получение оксидов.

       Демонстрация презентации  «Городу - чистый воздух».

 6.        Химия в быту. (7 ч.)

Виды бытовых химикатов. Мыло и моющие средства. Соли и щелочи в составе моющих средств.  Химчистка на дому.

Жесткость воды. Умягчение воды.

Химия и приготовление пищи.

Химия и одежда. Волокно под увеличительным стеклом.

       Практическая работа № 7:

Изучение текстильных волокон по коллекции. Простейшие способы определения типа волокна.

        Практическая работа № 8: Удаление пятен.

       Опыт (для домашнего выполнения)  3:

Удаление накипи с эмалированной посуды и предотвращение её образования.

     

Требования к подготовке учащихся по предмету.

Среди ожидаемых результатов изучения данной программы можно выделить:

-знание первоначальных сведений о мельчайших частицах, из которых состоит вещество;

-знание обозначения элементов и веществ, умение написания и произношения символов  элементов и формул основных химических соединений;

 -знание важнейших свойств веществ и умение исследовать физические свойства веществ;

 -умение сравнивать вещества по физическим свойствам;

  -умение вычислять относительную молекулярную массу веществ;

  -знание простейших правил и навыки обращения с веществами и химическим оборудованием;

  -умение выполнять простые химические опыты;

 -знание простейшей классификации химических соединений и умение различать вещества;

 -умение отличать физические тела от веществ;

 -умение работать с дополнительными источниками информации по предмету;

  -формирование мировоззрения и целостного представления о природе;

           

Литература и Интернет источники

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва:      

        Просвещение, 2010 год.

Программы общеобразовательных учреждений: Химия, 8 – 9 классы. Москва: Просвещение, 2008 год.

http://www.chem.msu.su/rus/school_edu - Школьное химическое образование в России: стандарты, учебники, олимпиады, экзамены.

http://hemi.wallst.ru/  экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=131642&tmpl=com – сеть творческих учителей

http://festival.1september.ru/articles/subjects/ - сайт «преподавания химии»

http://click.1september.ru/?l=16- портал «школа цифрового века»

        Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Спасская средняя общеобразовательная школа

                                                                                                                                  «Рассмотрено»

                                                                                                                                            руководитель МО

                                                                                                                                                                      (Судницына Г.В)

                                   

                                                                                                                                                     (протокол №1 от 20.08.12)

                                                                                                                                             

                                                                                                 

                                                                                                                                                                       «Согласовано»

                                                                                                                                                                   Зам. директора по УВР

                                                                                                                                                                                    (Мелёшкина Л.И.)

                                        (протокол №     от 30.08.12)

                                                                                                       

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                           «Утверждено»

                                                                                                                                                                           Директор школы

                                                                                                                                                                                           (Ефремкин В.К)

                                         (  от 30.08.12 г.)

 

Программа пропедевтического кружка «Основы химии»

для учащихся 7 «А» и «Б»  классов

Рассчитана на 34 часа (1час в неделю)

        Составила:

учитель  химии

высшей квалификационной категории

Судницына Г.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...

Программа химического кружка «Исследователи»

Программа химического кружка «Исследователи» направлена на углубление знаний учащихся в области химии, формирование интереса к предмету, развитие любознательности, раскрывает перед учащимися интересны...

Программа работы кружка "Фантазия"

Реализация данной программы направлена на работу с таким материалом как кожа....

Программа поэтического кружка "Живое слово"

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного ...

Образовательная программа вокального кружка "Серебряные нотки"(в рамках ФГОС)

Одним из направлений внеучебной деятельности в школе по новым государственным стандартам является общекультурное направление. В первых классах было выделено три часа в неделю для занятий вокальной дея...

Программа краеведческого кружка "Следопыт"

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования...

Презентация на тему: "Чистые вещества и смеси" к внеклассному занятию по химии, пропедевтика 7 класс.

Данная презентация является хорошим приложением к внеклассному занятию по химии в 7 классе (курс пропидевтики по химии)....