Главные вкладки

    Урок-конференция и энциклопедия-презентация по теме "Лауреаты Нобелевской премии по химии"
    методическая разработка по химии по теме

    Гудкова Наталья Александровна

    Начиная с 8 класса, на уроках химии ученики знакомились с различными явлениями, законами, веществами, даже не подозревая, что за открытие многих из них ученые-первооткрыватели были удостоены самой престижной в мире Нобелевской премии. Очень часто в учебном процессе учителя вскользь упоминают имена ученых. Из-за нехватки времени на уроках нет возможности рассказать об истории открытий, о личностях выдающихся ученых. Урок-конференция «Лауреаты Нобелевской премии по химии» позволяет восполнить этот пробел, и в то же время способствует эффективному повторению материала, который изучался с 8 класса. 

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    (21.10.1833 – 10.12.1896)

    Слайд 2

    Я, нижеподписавшийся Альфред Бернхард Нобель, по зрелом размышлении настоящим объявляю мою последнюю волю в отношении имущества, нажитого мною к моменту смерти…

    Слайд 3

    Все мое оставшееся реализуемое состояние распределяется следующим образом. Весь мой капитал должен быть внесен моими душеприказчиками на надежное хранение под поручительство и должен образовать фонд; назначение его – ежегодное награждение денежными призами тех лиц, которые в течение предшествующего года сумели принести наибольшую пользу человечеству.

    Слайд 4

    Сказанное относительно назначения предусматривает, что призовой фонд должен делиться на пять равных частей, присуждаемых следующим образом: первая часть тому, кто сделает наиболее важное открытие в области физики , вторая – в области химии , третья – тому, кто сделает наиболее важное открытие в области физиологии и медицины ,

    Слайд 5

    четвертая – создавшему наиболее значительное литературное произведение идеалистической направленности, пятая – тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов, ликвидацию и сокращение численности постоянных армий или развитие мирных инициатив .

    Слайд 6

    Это мое волеизъявление, и присуждение наград, не должно увязываться с принадлежностью лауреата к той или иной нации, равно как сумма вознаграждения не должна определяться принадлежностью к тому или иному подданству.

    Слайд 7

    Лауреаты Нобелевской премии по химии

    Слайд 8

    «В знак признания огромной важности открытия законов химической динамики и осмотического давления в растворах» (Голландия)

    Слайд 9

    «За эксперименты по синтезу веществ с сахаридными и пуриновыми группами» (Германия)

    Слайд 10

    «Присуждена премия как факт признания особого значения его теории электролитической диссоциации для развития химии» (Швеция)

    Слайд 11

    «В знак признания открытия им в атмосфере различных инертных газов и определения их места в периодической системе» (Великобритания)

    Слайд 12

    «За заслуги в развитии органической химии и химической промышленности благодаря работам по органическим красителям и гидроароматическим соединениям» (Германия)

    Слайд 13

    «За получение элемента фтора и введение в лабораторную и промышленную практику электрической печи, названной его именем» (Франция)

    Слайд 14

    «За проведенную научно-исследовательскую работу по биологической химии и открытие внеклеточной ферментации» (Германия)

    Слайд 15

    «За проведенные им исследования в области распада элементов в химии радиоактивных веществ» (Великобритания)

    Слайд 16

    «Знак признания проделанной им работы по катализу, а также за исследования основных принципов управления химическим равновесием и скоростями реакции» (Германия)

    Слайд 17

    «В знак признаний его достижений в области развития органической химии и химической промышленности, а также за то, что он первым осуществил работу в области алициклических соединений» (Германия)

    Слайд 18

    «За выдающиеся заслуги в развитии химии: открытие элементов радия и полония, выделение радия и изучение природы и соединений этого замечательного элемента» (Франция)

    Слайд 19

    «За открытие реактива Гриньяра, способствовавшего развитию органической химии» (Франция)

    Слайд 20

    «За метод гидрогенизации органических соединений в присутствии мелкодисперсных металлов, который резко стимулировал развитие органической химии» (Франция)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «За работу о природе связей атомов в молекулах в области неорганической химии» (Швейцария)

    Слайд 2

    «За точное определение атомных масс большого числа химических элементов» (США)

    Слайд 3

    «За исследования красящих веществ растительного мира, особенно хлорофилла» (Германия)

    Слайд 4

    «Премия за синтез аммиака из составляющих его элементов» (Германия)

    Слайд 5

    «В признание его работ по термодинамике» (Германия)

    Слайд 6

    «За вклад в химию радиоактивных веществ и за исследование происхождения и природы изотопов» (Великобритания)

    Слайд 7

    «За сделанное им с помощью им же изобретенного масс-спектрографа открытие изотопов большого числа нерадиоактивных элементов и за формулирование правила целых чисел» (Великобритания)

    Слайд 8

    «За изобретение метода микроанализа органических веществ» (Австрия)

    Слайд 9

    «За установление гетерогенной природы коллоидных растворов и за разработанные в этой связи методы, имеющие фундаментальное значение в современной коллоидной химии, так как все проявления органической жизни в конечном счете связаны с коллоидной средой протоплазмы» (Германия)

    Слайд 10

    «За работы в области дисперсных систем» (Швеция)

    Слайд 11

    «За исследования желчных кислот и строения многих сходных веществ» (Германия)

    Слайд 12

    «За работы по изучению строения стеринов и их связи с витаминной группой» (Германия)

    Слайд 13

    «За исследование ферментации сахара и ферментов брожения» (Великобритания и Швеция)

    Слайд 14

    «За исследования по конструированию гемина и хлорофилла, особенно за синтез гемина» (Германия)

    Слайд 15

    «За заслуги по введению и развитию методов высокого давления в химии, что представляет собой эпохальное событие в области химической технологии» (Германия)

    Слайд 16

    «За открытия и исследования в области химии поверхностных явлений» (США)

    Слайд 17

    «За открытие тяжёлого водорода — дейтерия, используемого для получения тяжёлой воды (замедлителя в ядерных реакторах), а также в качестве индикатора биохимических реакций в живой ткани» (США)

    Слайд 18

    «За выполненный синтез новых радиоактивных элементов» (Франция)

    Слайд 19

    «За вклад в понимание молекулярной структуры в ходе исследований дипольных явлений и дифракции рентгеновских лучей и электронов в газах» (США)

    Слайд 20

    «За исследования углеводов и витамина С» (Великобритания)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Пауль Каррер (1937 год) «За исследование каротиноидов и флавинов, а также за изучение витаминов А и В 2 » (Швейцария, родился в Москве)

    Слайд 2

    Рихард Кун (1938 год) «В знак признания проделанной им работы по каротиноидам и витаминам» (Австрия)

    Слайд 3

    Адольф Фридрих Иоганн Бутенандт (1939 год) «За работы по половым гормонам» (Германия)

    Слайд 4

    Леопольд Ружичка (1939 год) «За работы по полиметиленам и высшим терпенам» (Швейцария) уроженец Австро-Венгрии

    Слайд 5

    В 1940-42 годы Нобелевская премия не присуждалась

    Слайд 6

    Дьёрдь де Хевеши (1943 год) «За работу по использованию изотопов в качестве меченых атомов при изучении химических процессов» (Венгрия)

    Слайд 7

    Отто Ган (1944 год) «За открытия расщепления тяжёлых ядер» (Германия)

    Слайд 8

    Арттури Илмари Виртанен (1945 год) «За исследования и достижения в области сельского хозяйства и химии питательных веществ, особенно за метод консервации кормов удостоен премии» (Финляндия)

    Слайд 9

    Джеймс Самнер (1946 год) «За открытие явления кристаллизации ферментов» (США)

    Слайд 10

    Джон Говард Нортроп и Уэнделл Мередит Стэнли (1946 год) «За получение в чистом виде вирусных белков» (США)

    Слайд 11

    Роберт Робинсон (1947 год) «За исследования растительных продуктов большой биологической важности, особенно алкалоидов» (Великобритания)

    Слайд 12

    Арне Тиселиус (1948 год) «За исследование электрофореза и адсорбционного анализа, особенно за открытие, связанное с комплексной природой белков сыворотки» (Швеция)

    Слайд 13

    Уильям Джиок (1949 год) «За вклад в химическую термодинамику, особенно в ту её область, которая изучает поведение веществ при экстремально низких температурах» (США)

    Слайд 14

    Отто Поль Херманн Дильс и Курт Альдер (1950 год) «За открытие и развитие диенового синтеза» (Германия)

    Слайд 15

    Эдвин Маттисон Макмиллан и Гленн Теодор Сиборг (1951 год) «За открытия в области химии трансурановых элементов» (США)

    Слайд 16

    Арчер Джон Портер Мартин и Ричард Лоуренс Миллингтон Синг (1952 год) «За открытие метода распре - делительной хроматографии» (Великобритания)

    Слайд 17

    Герман Штаудингер (1953 год) «За исследования в области химии высокомолекулярных веществ» (Германия)

    Слайд 18

    Лайнус Карл Полинг (1954 год) «За исследование природы химической связи» (США)

    Слайд 19

    Винсент Дю Виньо (1955 год) «За первый синтез полипептидных гормонов» (США)

    Слайд 20

    Семёнов Николай Николаевич, Хиншелвуд Сирил Нормал (1956 год) «За исследование механизма химических реакций (цепные реакции)» (СССР и Великобритания)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «За синтез нуклеотидов и нуклеотидных коферментов» (Великобритания)

    Слайд 2

    «За установление строения молекулы инсулина» (Великобритания)

    Слайд 3

    «За открытие и развитие метода полярографического анализа» (Чехия)

    Слайд 4

    «За разработку метода датирования (определения возраста) в археологии, геологии и др. помощи радиоактивного изотопа углерода» (США)

    Слайд 5

    «За открытие последовательности химических превращений диоксида углерода при фотосинтезе (цикл Калвина)» США

    Слайд 6

    «За исследования структуры глобулярных белков» (Великобритания)

    Слайд 7

    «За открытие в области химии и технологии полимеров» (Италия и Германия)

    Слайд 8

    «За установление методом рентгеновского структурного анализа строения биологически активных веществ (витамина В12 и др.)» (Великобритания)

    Слайд 9

    «За исключительный вклад в развитие органического синтеза (синтез стероидов, хлорофилла и др. природных веществ)» (США)

    Слайд 10

    «За изучение химических связей и электронного строения молекул методом молекулярных орбиталей» (США)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Рональд Джордж Рейфорд Норриш , Джордж Портер, Манфред Эйген (1967 год) «За изучение сверхбыстрых химических реакций импульсными методами» (Великобритания и Германия)

    Слайд 2

    Ларс Онсагер (1968 год) «За вклад в термодинамику необратимых процессов» (США) («норвежский американец»)

    Слайд 3

    Дерек Харолд Ричард Бартон, Одд Хассель (1969 год) «За вклад в развитие конформационного анализа и его применение в органической химии» (Великобритания, Норвегия)

    Слайд 4

    Луис Федерико Лелуар (1970 год) «За открытие роли нуклеотидов в биосинтезе углеводов» (Аргенитина)

    Слайд 5

    Герхард Херцберг (1971 год) «За исследование электронной структуры и строения молекул, особенно свободных радикалов» (Канада)

    Слайд 6

    Кристиан Бемер Анфинсен (1972 год) «За установление связи между аминокислотной последовательностью и биологически активной конформацией рибонуклеазы» (США)

    Слайд 7

    Станфорд Мур , Уильям Хоуард Стайн (1972 год) «За установление аминокислотной последовательности рибонуклеазы и строения её каталитически активного центра» (США)

    Слайд 8

    Эрнст Отто Фишер, Джефри Уилкинсон (1973 год) «За работы по химии металлоорганических соединений» (Германия, Великобритания)

    Слайд 9

    Пол Джон Флори (1974 год) «За достижения в области теоретической и экспериментальной физической химии макромолекул» (США)

    Слайд 10

    Джон Уоркап Корнфорт (1975 год) «За исследование стереохимии ферментативных реакций» (Великобритания)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Владимир Прелог (1975 год) «За работы по стереохимии органических соединений» (Швейцария)

    Слайд 2

    Уильям Нанн Липскомб (1976 год) «За исследование структуры боранов (бороводородов) и вклад в изучение природы химической связи» (США)

    Слайд 3

    Илья Романович Пригожин (1917-2003) (1977 год) «За вклад в термодинамику необратимых процессов» (Бельгия) (русский по происхождению, бельгиец по паспорту)

    Слайд 4

    Питер Деннис Митчелл (1978 год) «За исследование процесса переноса энергии в клетках и разработка хемиосмотической теории» (Великобритания)

    Слайд 5

    Герберт Чарлз Браун, Георг Виттиг (1979 год) «За разработку новых методов синтеза бор- и фосфорсодержащих органических соединений» (США и Германия)

    Слайд 6

    Пол Берг (1980 год) «За исследование биохимических свойств нуклеиновых кислот, в особенности рекомбинантных ДНК» (США)

    Слайд 7

    Уолтер Гилберт, Фредерик Сенгер (1980 год) «За установление нуклеотидной последовательности в молекулах нуклеиновых кислот» (США и Великобритания)

    Слайд 8

    Кэнъити Фукуи , Роалд Хофман (1981 год) «За развитие теории протекания химических реакций» (Япония и США)

    Слайд 9

    Аарон Клуг (1982 год) «За работы по электронной микроскопии кристаллов и определение структуры нуклеопротеиновых комплексов» (Великобритания)

    Слайд 10

    Генри Таубе (1983 год) «За изучение механизма переноса электрона в реакциях с участием комплексов металлов» (США)

    Слайд 11

    Роберт Брюс Меррифилд (1984 год) «За создание метода твердофазного химического синтеза» (США)

    Слайд 12

    Джером Карле, Херберт Аарон Хауптман (1985 год) «За вклад в развитие методов определения структуры кристаллов» (США)

    Слайд 13

    Джон Чарлз Полани , Ли Ян, Дадли Роберт Хершбах (1986 год) «За вклад в исследование механизма и кинетики химических реакций» (Канада, США) Ли Ян – китайско-американский ученый

    Слайд 14

    Дональд Джеймс Крам , Чарлз Педерсен , Жан Мари Лен (1987 год) «За развитие химии макрогетероциклических соединений, способных к высокоселективному образованию комплексных соединений» (США, Франция)

    Слайд 15

    Иоганн Дайзенхофер , Хартмут Михель , Роберт Хубер (1988 год) «За определение трёхмерной структуры фотосинтетического реакционного центра пурпурных бактерий» (Германия)

    Слайд 16

    Сидней Олтмен , Томас Роберт Чек (1989 год) «За открытие ферментативной активности рибонуклеиновых кислот» (США)

    Слайд 17

    Элайс Джеймс Кори (1990 год) «За развитие теории и методов органического синтеза» (США)

    Слайд 18

    Ричард Эрнст (1991 год) «За вклад в развитие методологии ядерной магнитной резонансной спектроскопии высокого разрешения» (Швейцария)

    Слайд 19

    Рудольф Маркус (1992 год) «За исследование переноса электрона в химических системах» (США)

    Слайд 20

    Кэри Муллис (1993 год) «За открытие метода полимеразной цепной реакции - получения новых молекул ДНК с помощью фермента ДНК-полимеразы» (США)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Майкл Смит (1993 год) «За разработку метода направленного мутагенеза и его применение для установления структуры белков» (США)

    Слайд 2

    Джордж Ола (1994 год) «За развитие химии карбкатионов» (США)

    Слайд 3

    Пауль Крутцен , Марио Молина, Шервуд Роуленд (1995 год) «За работы по химии атмосферы, в особенности за исследование образования и разложения озона» (Германия и США)

    Слайд 4

    Роберт Кёрл , Ричард Смолли , Гарольд Крото (1996 год) «За открытие новой аллотропной модификации углерода - фуллерена» (США и Великобритания)

    Слайд 5

    Йенс Скоу (1997 год) «За изучение фермента натрий-, калий-зависимой АТФ-азы (т. н. натрий-калиевый насос)» (Дания)

    Слайд 6

    Пол Бойер , Джон Уокер (1997 год) «За изучение строения и механизма действия фермента протон-транспортирующей аденозинтрифосфатазы » (США и Великобритания)

    Слайд 7

    Вальтер Кон (1998 год) «За развитие теории функционала плотности» (США)

    Слайд 8

    Джон Попл (1998 год) «За развитие вычислительных методов квантовой механики» (США)

    Слайд 9

    Ахмед Зивейл (1999 год) «За исследование переходных состояний химических реакций методом фемтосекундной лазерной спектроскопии» (США)

    Слайд 10

    Алан Хигер , Алан Мак-Диармид , Хидеки Сиракава (2000 год) «За открытие проводимости в полимерах» (США и Япония)

    Слайд 11

    Уильям Ноулз , Риоджи Нойори , Барри Шарплесс (2001 год) «За исследования, используемые в фармацевтической промышленности — создание хиральных катализаторов окислительно-восстановительных реакций» (США и Япония)

    Слайд 12

    Джон Фенн , Койчи Танака , Курт Вютрих (2002 год) «За разработку методов индентификации и структурного анализа биологических макромолекул, и, в частности, за разработку методов масс-спектрометрического анализа биологических макромолекул». «За разработку применения ЯМР-спектроскопии для определения трехмерной структуры биологических макромолекул в растворе» (США, Япония и Швейцария)

    Слайд 13

    Питер Эгр , Родерик Маккинон (2003 год) «За открытие ионного канала» «За изучение структуры и механизма ионных каналов» (США)

    Слайд 14

    Аарон Цихановер , Аврам Гершко , Ирвин Роуз (2004 год) «За открытие убиквитин-опосредованного расщепления белков» (Израиль и США)

    Слайд 15

    Роберт Груббс , Ричард Шрок , Ив Шовен (2005 год) «За развитие метода обмена в органическом синтезе» (США и Франция)

    Слайд 16

    Роджер Корнберг (2006 год) «За исследование молекулярной основы эукариотной транскрипции» (США)

    Слайд 17

    Герхард Эртль (2007 год) «За исследования химических процессов на твердых поверхностях« (Германия)



    Предварительный просмотр:

    Урок-конференция

    Лауреаты Нобелевской премии по химии

    Гудкова Наталья Александровна, учитель химии МБОУ «Лицей №39»,

    Гудков Николай Васильевич, учитель биологии МБОУ «Лицей №39»

    (разработано в 2007 году)

    Начиная с 8 класса, на уроках химии ученики знакомились с различными явлениями, законами, веществами, даже не подозревая, что за открытие многих из них ученые-первооткрыватели были удостоены самой престижной в мире Нобелевской премии. Очень часто в учебном процессе учителя вскользь упоминают имена ученых. Из-за нехватки времени на уроках нет возможности рассказать об истории открытий, о личностях выдающихся ученых. Урок-конференция «Лауреаты Нобелевской премии по химии» позволяет восполнить этот пробел, и в то же время способствует эффективному повторению материала, который изучался с 8 класса.

    Предлагается к рассмотрению один из вариантов урока-конференции «Лауреаты Нобелевских премий по химии», который рассчитан на обобщение и систематизацию знаний учащихся 11-х классов, изучающих химию по углубленной программе. Отдельные слайды презентации можно использовать в качестве иллюстративного материала в учебном процессе. На основе этой презентации  возможно проведение спецкурса, элективного курса и различных вариантов урока-конференции: обобщающий итоговый урок «Открытия в органической химии, удостоенные Нобелевской премии» (10 класс), тематический урок «Женщины-химики, удостоенные Нобелевской премии» (например, накануне 8 марта) и т.д. Презентация представляет собой электронный журнал или даже небольшую электронную энциклопедию по Нобелевским лауреатам в области химии, так как состоит из 117 слайдов.

    Урок-конференцию «Лауреаты Нобелевской премии по химии» для 11 классов, изучающих предмет по углубленной программе, целесообразно проводить в день вручения Нобелевской премии – 10 декабря.

    В лицее №39 в старшей школе уроки сдвоены, проводятся парами, поэтому данный урок-конференция рассчитан на 90 минут. Его можно провести и как внеклассное мероприятие.

    Традиционно в лицее №39 группа учащихся 11 класса, изучающих химию углубленно, состоит из 14-16 человек, поэтому в уроке-конференции задействованы все ученики (14 докладчиков и 2 ведущих).

    На основании углубленной программы выбраны темы докладов урока-конференции. Из списка Нобелевских лауреатов выбраны те ученые и их научные открытия, которые изучались в курсе химии с 8 по 11 классы. При чтении докладов учащиеся могут использовать самостоятельно подготовленные презентации.

    Цели урока-конференции

    1. Способствовать творческому подходу к изучению химии.
    2. Повысить познавательную активность учащихся.
    3. Научить ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, критически мыслить.
    4. Расширить кругозор.

    Оборудование урока-конференции

    1. Мультимедийный проектор.
    2. Презентация «Лауреаты Нобелевской премии по химии» (размер 4,07 МБ), Microsoft Office Power Point 2003.

    Действующие лица

    1. Учитель.
    2. Ведущие (юноша и девушка).
    3. Докладчики (учащиеся 11-х классов).

    Ход урока-конференции

    Учитель

    Слайд №1

    Альфред Бернхард Нобель большую часть жизни занимался производством сугубо мирной продукции – паровых машин и деталей паровозов. Но славу при жизни ему принесло открытие самого мощного на тот момент взрывчатого вещества – динамита, функциональные назначения которого оказались диаметрально противоположными. Если первое было созидательным – так, при его помощи удалось осуществить ряд крупных строительных проектов, то второе – разрушительным, военным. Оружие, созданное на основе динамита, несло человечеству смерть, страдания и разрушения. Несомненно, это не могло не отразиться негативно на морально-психологическом  состоянии создателя динамита, и, возможно, именно поэтому он и составил 27 ноября 1895 года в Париже свое столь необычное завещание.

    Ведущий 1

    Слайд №2

    Волеизъявление Альфреда Нобеля стало известно миру после его смерти 10 декабря 1896 года, и заключалось оно в следующем:

    «Я, нижеподписавшийся Альфред Бернхард Нобель, по зрелом размышлении настоящим объявляю мою последнюю волю в отношении имущества, нажитого мною к моменту смерти…

    Слайд №3

    Все мое оставшееся реализуемое состояние распределяется следующим образом.

    Весь мой капитал должен быть внесен моими душеприказчиками на надежное хранение под поручительство и должен образовать фонд; назначение его – ежегодное награждение денежными призами тех лиц, которые в течение предшествующего года сумели принести наибольшую пользу человечеству.

    Слайд №4

    Сказанное относительно назначения предусматривает, что призовой фонд должен делиться на пять равных частей, присуждаемых следующим образом: Сказанное относительно назначения предусматривает, что призовой фонд должен делиться на пять равных частей, присуждаемых следующим образом: первая часть тому, кто сделает наиболее важное открытие в области физики, вторая – в области химии, третья – тому, кто совершит наиболее важное открытие в области физиологии и медицины,

    Слайд №5

    четвертая – создавшему наиболее значительное литературное произведение идеалистической направленности, пятая – тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов, ликвидацию и сокращение численности постоянных армий или развитие мирных инициатив.

    Слайд №6

    Это мое волеизъявление, и присуждение наград, не должно увязываться с принадлежностью лауреата к той или иной нации, равно как сумма вознаграждения не должна определяться принадлежностью к тому или иному подданству».

    Ведущий 2

    Слайд №1

    Среди неотмеченных Нобелем дисциплин – математика. Ходит легенда, что известный математик Госта Метах-Лефлер соблазнил и увел то ли жену, то ли невесту Нобеля. Гораздо более вероятна другая версия. Как предполагали современники, он не считал математику практической наукой и не видел в ней никакой пользы.

    Ведущий 1

    Слайд №1

    В 1900 году на основе условий, оговоренных в завещании Альфреда Нобеля, был создан Нобелевский фонд и специальным комитетом был выработан его статус.

    Первые Нобелевские премии были присуждены 10 декабря 1901 года.

    В 1968 году Шведский банк по случаю своего 300-летия внес предложение о выделении премии в области экономики. Теперь эта премия присуждается 10 декабря, вслед за презентацией других Нобелевских лауреатов. Официально именуемая как Премия по экономике памяти Альфреда Нобеля, впервые она была присуждена в 1969 году.

    Учитель

    Слайд №7

    Сегодня, 10 декабря 2007 года, мы вспомним об открытиях и ученых, которых изучали на уроках химии, начиная с 8 класса, и которые были удостоены Нобелевской премии. Мы рассмотрим их в хронологическом порядке. Соблюдаем регламент – каждому докладчику 5 минут.

    Ведущий 2

    Слайд №8

    Первая Нобелевская премия по химии в 1901 году была вручена голландскому ученому Якобу Хендрику Вант-Гоффу «в знак признания огромной важности открытия законов химической динамики и осмотического давления в растворах».

    Докладчик 1

    Слайд №8

    План доклада «Якоб Хендрик Вант-Гофф»:

    1. Биографическая справка.
    2. Закон Вант-Гоффа.

    Ведущий 1

    Слайд №9

    Вторым Нобелевским лауреатом в 1902 году стал немецкий ученый Герман Эмиль Фишер «за эксперименты по синтезу веществ с сахаридными и пуриновыми группами».

    Докладчик 2

    Слайд №9

    План доклада «Герман Эмиль Фишер – основоположник биохимии»:

    1. Биографическая справка.
    2. Исследования строения природных органических соединений, формулы Фишера.

    Ведущий 2

    Слайд №10

    В 1903 году шведскому ученому Сванте Аррениусу была присуждена Нобелевская премия «как факт признания особого значения его теории электролитической диссоциации для развития химии».

    Докладчик 3

    Слайд №10

    План доклада «Сванте Август Аррениус»:

    1. Биографическая справка.
    2. Основные положения теории электролитической диссоциации.

    Ведущий 1

    Слайд №11

    В 1904 году Нобелевская премия по химии была присуждена английскому ученому Уильяму Рамзаю «в знак признания открытия им в атмосфере различных инертных газов и определения их места в периодической системе».

    Докладчик 4

    Слайд №11

    План доклада «Уильям Рамзай»:

    1. Биографическая справка.
    2. История открытия инертных газов.

    Ведущий 2

    Слайд №12

    В 1908 году за исследования в области распада элементов в химии радиоактивных веществ английский ученый Эрнест Резерфорд был удостоен Нобелевской премии.

    Докладчик 5

    Слайд №12

    План доклада «Эрнест Резерфорд»:

    1. Биографическая справка.
    2. Открытия Э. Резерфорда. Вклад ученого в формирование представлений о сложном строении атома.

    Ведущий 1

    Слайд №18

    В 1911 году впервые Нобелевскую премию по химии получила женщина, очень известный ученый из Франции, полька по происхождению, Мария Складовская-Кюри «за выдающиеся заслуги в развитии химии: открытие элементов радия и полония, выделение радия, изучение его природы и соединений этого элемента».

    Докладчик 6

    Слайд №18

    План доклада «Мария Кюри»:

    1. Биографическая справка.
    2. История открытия полония и радия.

    Ведущий 2

    Слайд №19

    В 1912 году Нобелевская премия была вручена французскому ученому Виктору Гриньяру «за открытие реактива Гриньяра, способствовавшего развитию органической химии».

    Докладчик 7

    Слайд №19

    План доклада «Виктор Гриньяр»:

    1. Биографическая справка.
    2. История открытия реактива и реакции Гриньяра.

    Ведущий 1

    Слайд №21

    Ученый из Швейцарии Альфред Вернер получил Нобелевскую премию в 1913 году. В химии он известен как основоположник координационной теории (теории комплексных соединений).

    Докладчик 8

    Слайд №21

    План доклада «Альфред Вернер»:

    1. Биографическая справка.
    2. Координационная теория (теория комплексных соединений).

    Ведущий 2

    Слайд №40

    В 1937 году Уолтер Норман Хоуорс из Великобритании стал Нобелевским лауреатом, премия была вручена ему «за исследования углеводов и витамина С».

    Докладчик 9

    Слайд №40

    План доклада «Уолтер Норман Хоуорс»:

    1. Биографическая справка.
    2. Исследования углеводов и витамина С, формулы Хоуорса (Хеуорса).

    Ведущий 1

    Слайд №54

    В 1950 году ученые из Германии Отто Поль Херманн Дильс и Курт Альдер получили Нобелевскую премию «за открытие и развитие диенового синтеза»

    Докладчик 10

    Слайд №54

    Тема доклада «Открытие, развитие и значение диенового синтеза».

    Ведущий 2

    Слайд №57

    В 1953 году немецкий ученый Герман Штаудингер стал Нобелевским лауреатом «за исследования в области химии высокомолекулярных веществ».

    Докладчик 11

    Слайд №57

    Тема доклада «Герман Штаудингер – основоположник химии высокомолекулярных соединений».

     

    Ведущий 1

    Слайд №58

    Американский физик и химик, создатель теории химической связи и аминокислотной теории белка Лайнус Карл Полинг является дважды лауреатом Нобелевской премии: в 1954 году по химии за исследование природы химической связи и в 1962 году - премии мира.

    Докладчик 12

    Слайд №58

    План доклада «Лайнус Полинг»:

    1. Биографическая справка.
    2. Теория химической связи.
    3. Вклад в развитие мирных инициатив.

    Ведущий 2

    Слайд №60

    В 1956 году Нобелевская премия была вручена единственному за всю ее историю ученому из Советского Союза химику-органику Николаю Николаевичу Семенову, а также Сирилу Нормалу Хиншелвуду из Великобритании за исследования в области механизма химических реакций (цепных реакций).

    Докладчик 13

    Слайд №60

    Тема доклада «История открытия механизма реакции свободнорадикального замещения».

    Ведущий 1

    Слайд №104

    В 1996 году ученые из США и Великобритании Роберт Кёрл, Ричард Смолли, Гарольд Крото получили Нобелевскую премию за открытие новой аллотропной модификации углерода – фуллерена.

    Докладчик 14

    Слайд №104

    Тема доклада «История открытия фуллерена».

    Учитель

    Слайд №1

    Бросив даже беглый ретроспективный взгляд назад, в ушедшее столетие, станет совершенно очевидно, что оно прошло под знаком физики. Удивительные открытия в области ядерной физики не только взбудоражили научный мир, но и дали огромный начальный импульс в развитии других наук – химии и биологии, а также стимулировали и появление новых – например физической химии. Поэтому  не случайно в списке лауреатов прошлого века преобладают физики. Правда, некоторые известные физики, среди которых резерфорд и супруги  Жолио-Кюри, получили свои Нобелевские премии за исследования в области химии.  

    Ведущий 2

    Слайд №1

    За 100 лет Нобелевскими премиями награждено более 600 человек из 41 страны. Только 39 из них женщины. 60 процентов от числа лауреатов приходится на долю представителей США, Великобритании и Германии.

    Ведущий 1

    Слайд №1

    К сожалению, с самого начала существования премии зародилась весьма нелицеприятная тенденция, в соответствии с которой кандидатуры будущих лауреатов чаще всего выбирались членами Нобелевского комитета не согласно завещанию основателя фонда, а исходя из определенной политической конъюнктуры или каких-то там личных пристрастий.

    Учитель

    Слайд №1

    Поэтому ничем иным, как только необъективностью и явной «несимпатией» сначала к России, а затем и к Советскому Союзу можно объяснить тот факт, что только 19 из наших соотечественников в списке Нобелевских лауреатов.

    Ведущий 2

    Слайд №1

    Величайшим представителем мировой литературы начала 20 века был Лев Толстой. Однако влиятельный секретарь шведской академии Карл Вирсен, признав, что Толстой создал бессмертные творения, все же категорически выступил против его кандидатуры.

    Ведущий 1

    Слайд №1

    Некоторые лауреаты, к неудовольствию экспертов, и сами говорили о грубых просчетах при выборе достойнейшего. В 1987 году Иосиф Бродский с лауреатской трибуны заявил, что он испытывает ощущение «неловкости», вызываемое «не столько мыслью о тех, кто стоял здесь до меня, сколько памятью о тех, кого эта честь миновала», и перечислил несколько имен: «Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Роберт Фрост, Анна Ахматова». С той же трибуны испанский поэт Хуан Хименес, получая премию, сказал, что он считает истинно достойным награды другого, не ставшего лауреатом, испанца – Федерико Гарсиа Лорку.

    Учитель

    Слайд №1

    Как бы там ни было, при всех недостатках Нобелевская премия остается самой престижной в мире.

    Слайд №117

    И сегодня, 10 декабря 2007 года, Нобелевскую премию по химии получает ученый из Германии Герхард Эртль за "исследования химических процессов на твердых поверхностях". Как говорится в сообщении Нобелевского комитета, исследования Эртля позволили создать технологии, используемые во многих отраслях. В частности, на его разработках основывается работа каталитических дожигателей в автомобилях, производство полупроводников для компьютеров и даже выработка ряда удобрений. Большую роль играет исследование поверхностных процессов и в фундаментальной науке. Работы Эртля лежат в основе современных представлений о процессах, происходящих в озоновом слое атмосферы и парниковом эффекте.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нобелевская премия

    Материалы для конференцииВикторина...

    Физики-лауреаты Нобелевской премии

    Статья может быть использована для проведения 15-минуток в рамках предметной декады...

    Методическая разработка урока "Лауреаты Нобелевской премии по экономике" в 10 классе социально-экономического профиля

    Презентация к уроку курса Экономической теории в 10 классе "Современная экономическая мысль" содержит систематизацию данных о лауреатах Нобелевской премии по экономике в соответствии с исследованными ...

    презентация "Российские лауреаты Нобелевской премии"

    В презентации рассказано о лауреатах Нобелевской премии из России, присужденной в разных областях....

    Презентация "Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии"

    Краткая историческая справка о русских писателях, удостоившихся звания "Лауреат Нобелевской премии"....

    Урок- конференция: «На перекрёстках естественных наук» (затрагивает проблемы трех наук: физики, химии и биологии)

    Разработка урок- конференция: «На перекрёстках естественных наук» (затрагивает проблемы трех наук: физики, химии и биологии)...