Викторина Обобщение и систематизация знаний по теме «Скорость химических реакций».
план-конспект урока по химии (11 класс) по теме

Сусанова Тамара Дмитриевна

Соревновательный дух урока при работе в командах развивает коллективизм и взаимопомощь, умение сконцентрироваться. Даёт возможность быстро проверить знания учащихся. Отдельные элементы можно использовать во внеклассной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Викторина

       Обобщение и систематизация знаний по теме

                   « Скорость химических реакций».

                                             Что же и составляет величие человека,

                                             Как не мысль?

                                             Да будет же она свободна,

                                             Как должен быть свободен человек.

                                                                              А. С. Пушкин                  

        

Цели урока: повторить, обобщить и привести в систему знания о скорости химической реакции, условиях, влияющих на скорость реакции, химическом равновесии и условиях его смещения; проверить уровень знаний учащихся по этому разделу.

Оформление.  На плакате высказывание М, В, Ломоносова о значении химии: « Широко распростирает химия  руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи её прилежания».

      В викторине участвуют  три команды по пять человек (группируются команды в классе по желанию, но так, чтобы силы команд примерно были равны, т. е. количество сильных и слабых учащихся было примерно поровну). Учитель задаёт вопрос викторины, а отвечает команда,  капитан которой первым поднимет руку. Правильный ответ приносит команде 1 балл. В случае неверного ответа право ответить на вопрос получает вторая команда… Для подсчёта баллов выбирается жюри ( из учащихся класса с помощью лаборанта ). Победители получают призы.

     Вступительное слово учителя  о форме проведения урока, вопросах, рассматриваемых на уроке, условиях игры  и оценивании результатов.

                                          Вопросы викторины.

                                                                 1 тур.

      1.Дайте определение скорости реакции.

  2.Что такое гомогенная среда?

  3.Что такое гетерогенная среда?

  4.Запишите формулу скорости реакции для гомогенной среды.

  5.Запишите формулу скорости реакции для гетерогенной среды.

  6.Почему перед формулами стоят знаки «+», «−« ?

  7.В каких единицах измеряется скорость реакции?

  8.Что такое молярная концентрация?

  9.Что изучает химическая кинетика?

                       2 тур.

      Здесь вопросы немного усложняются.

  1. От каких условий зависит скорость химических реакций?
  2. Какой вы знаете закон, выражающий зависимость скорость реакции от температуры  (его название и определение )?
  3. Какой закон описывает зависимость скорости реакции от концентрации?
  4. Запишите выражение закона действующих масс для уравнения

CO2  +  C  → 2CO

  1. Запишите выражение зависимости скорости реакции от температуры по правилу Вант – Гоффа.
  2. Что такое катализаторы?
  3. Что такое ферменты?
  4. В чём заключается разница условий работы неорганических и органических катализаторов?
  5. Что такое ингибиторы?

                                                  3 тур.

1.Какие бывают реакции по направлению протекания?

2.Дайте определение и приведите пример необратимой реакции.

3.Дайте определение и приведите пример обратимой реакции.

4.Перечислите условия необратимости реакций.

5.Что такое химическое равновесие?

6. Как обозначается равновесная концентрация? Запишите на доске.

7.Какие условия смещения химического равновесия вам известны?

8.Какое правило объясняет смещение химического равновесия?          Прочтите его.

9.Определить, куда сместится равновесие в системе

              H2(г.) + I2(т.)  = 2HI(г.)  − Q

а )  при > t ;

б)  при < Р ;

в)  при > [ I2 ].

Сделайте запись ответа на доске.

На протяжении всей викторины жюри подсчитывало очки каждого тура  и  оглашало результаты в конце тура. Теперь жюри называет число баллов, заработанных командами. По итогам определяется победитель  и команда получает приз, а наиболее активные участники получают ещё и оценку. А теперь практический тур по решению задач, но прежде запишите .

              Задание на дом: ещё раз просмотреть те вопросы, которые                вызвали у вас затруднения.

 Задачи написаны на карточках и дифференцированы по сложности.

                                       4 тур.          

                                       Задача  1  уровня( простая).

Определите, как изменится скорость химической реакции, если реагирующие вещества нагрели с  20° С  до  70° С , а температурный коэффициент равен  2?

                                       Задача  2 уровня( посложнее ).

Определите скорость химической реакции, если концентрация  образовавшегося вещества изменилась за 8 минут  с 0,04 моль/л  до

0,16 моль/л.

                                       Задача 3 уровня( самая сложная ).

Во сколько раз следует увеличить концентрацию вещества В2 в системе  2А2 + В2 → 2А2В , чтобы при уменьшении концентрации вещества А в 4 раза скорость реакции не изменилась?

    По  мере выполнения работ учащиеся их сдают и уходят.

    За выполненную задачу баллы идут в зачёт по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение знаний по теме «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».

Обобщающий урок  по теме «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».  Цель: Обобщение теоретических знаний учащихся о скорости химической реакции, факторах, влияющих на скоро...

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...

Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса.         Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...

Урок на тему: "Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Урок на тему: «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции» Тип урока: урок изучения нового материала...