Программа элективного курса "Химический эксперимент"
элективный курс по химии (8 класс) по теме

Голубева Инна Валентиновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himicheskiy_eksperiment.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Химический эксперимент

Овгорт, 2013

Муниципальное бюджетное общеобразовательное   учреждение

«Овгортская школа – интернат  среднего (полного) общего образования»

Шурышкарский район

Ямало-Ненецкий автономный округ

Химический эксперимент

Учебная программа элективного курса для 8 класса

                                                                                                                                                                                Составитель:                                                                                Голубева Инна Валентиновна,

                                                                учитель химии и биологии

Овгорт, 2013

С о д е р ж а н и е:

1. Введение  ………………………………………………………………………………... 4

2. Организация содержания образования  ……………………………………………..... 5

3. Содержание программы  ………………………………………………………………. 6

4. Список литературы

1) для обучающихся   …………………………………………………................... 7

2) использованной педагогом  ……………………………………………………. 7

5. Перечень ключевых слов   ……………………………………………………………..  8

6. Контрольные материалы   ……………………………………………………………..  8

7. Приложения   ………………………………………………………………………….. 9

Введение

        Актуальность разработки курса имеет большое значения для нашей школы в связи с тем, что на протяжении нескольких лет был снижен интерес обучающихся к эффективному изучению химии. Причиной этого, вероятно, послужила определенная сложность сдачи Единого государственного экзамена по химии выпускников из сельских школ, где на изучение данной дисциплины по базовому учебному плану отводится всего по 2 часа в неделю в 8-м и 9-м классе и по 1 часу – в 10-11-м классах. В связи с этим привлечение обучающихся и качественная подготовка слушателей курса служит важным этапом в закладке основополагающих знаний по химии и дальнейшему их развитию в профильных группах старших классов.

        Изучение курса «Химический эксперимент» тесно связано с такими дисциплинами как биология, биохимия, аналитическая химия, экология, что существенно расширяет кругозор обучающихся о практическом значении химии и профессиях данного профиля.

        Программа адресована и может быть частично использована в 10-11-х классах углубленного изучения химии в разделе «Общая химия» и «Органическая химия».

        В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по данной теме мы опираемся на серию «Профильное образование» элективный курс «Аналитическая химия» для 9 классов автора-составителя В.А.Храмова Волгоградского книжного издательства «Учитель», 2007 года.

        В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представления об экспериментальных исследованиях в области химического анализа, знает основные классы химических соединений, умеет обращаться с химической посудой, оборудованием и реактивами, а также владеет методикой проведения химического эксперимента.

        Целью прохождения данного курса является формирование целостного представления о взаимосвязи живой и неживой природы. В задачи курса входят: 1) формирование системы первоначальных знаний по прикладной химии; 2) совершенствование практических умений и навыков проведения экспериментальных работ; 3) развитие творческих способностей в проведении исследований; 4) приобретение опыта проектной деятельности.

        В структуре данного курса выделяются следующие основные разделы: 1) «Что изучает химия?»; 2) «Химические соединения»; 3) «Учимся составлять проект»; 4) «Химический анализ».

Организация учебного процесса проводится по различным формам: лабораторные и практические занятия, уроки с использованием инновационных технологий (интерактивное обучение, проектная деятельность), обобщающие уроки, урок-конференция с использованием мультимедийной презентации учебного проекта.

        Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых прослеживается при подготовке презентации учебного проекта, во время которой предусматривается работа в компьютерном кабинете, пользование Интернет-ресурсами и справочно-энциклопедическими литературными источниками школьной библиотеки.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью промежуточного тестирования и контрольной работы, которые включают задания и вопросы  по четырем разделам курса. Итоговый контроль проводится в виде презентации учебного проекта по темам, избранным учениками в течении изучения курса.

Программа «Химический эксперимент» общим объемом 17 часов изучается в течение одной четверти.  Курс рассчитан на 10 часов теоретических занятий и 7 часов практических занятий  с обучающимися 8 класса. Занятия проводятся в кабинете химии согласно составленному расписанию и кабинете информатики в свободное от уроков время по индивидуальному графику.

Организация содержания образования

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

всего

лекции

практика

Раздел 1. Что изучает химия?

  1. Техника безопасности при           работе в химическом кабинете.
  2. Химические вещества и явления.
  3. Знакомство с химической посудой и оборудованием.

Итого по разделу:


1


1


1


3


1


1




2






1


1








Тест

Раздел 2. Химические соединения

  1. Кислоты.
  2. Основания.
  3. Оксиды.
  4. Соли.

Итого по разделу:


1

1

1

2

5


1

1

1

1

4





1

1





Контрольная

работа

Раздел 3. Учимся составлять проект

1

1

Раздел 4. Химический анализ

  1.1. Анализ пищевых продуктов.

  1.2. Из чего делают мыло?

  1.3 Подготовка и защита проектов.

   Итого по разделу:


4

2

2

8


1

1

1

3


3

1

1

5




Презентация проектов

Всего:

17

10

7

Содержание программы

        Раздел 1. Что изучает химия?

Предмет химии. Химический кабинет. Правила поведения в химическом кабинете. Техника безопасности при работе в химическом кабинете.

        Химические явления, химические реакции, химический эксперимент. Признаки химических реакций. Химические вещества: простые и сложные. Чистые вещества и смеси.

        Химическая посуда и оборудование. Приемы работы с химическим оборудованием: нагревание, растворение. Разделение смесей методами: отстаивания, фильтрования, осаждения, выпаривания.

        Итоговое тестирование.

        Раздел 2. Химические соединения.

        Кислоты: соляная, серная, азотная, ортофосфорная, уксусная. Кислая реакция среды. Индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, универсальный индикатор.

        Основания растворимые (щелочи) и нерастворимые. Щелочная реакция среды. Реакция нейтрализации.

         Оксиды. Реакция горения. Распространение оксидов в природе.

        Соли: хлориды, сульфаты, нитраты, фосфаты. Качественные реакции на эти соли.

        Контрольная работа.

        Раздел 3. Учимся составлять проект.

        Проектная деятельность. Основные этапы проекта. Выбор темы для проекта. Использование компьютера, сканера, видеопроектора для презентации проекта.

        Раздел 4. Химический анализ.

        Качественный и количественный анализ. Анализ пищевых продуктов. Содержание нитратов в овощах и во фруктах. Качественная реакция на нитраты.

        Состав шоколада и его получение. Качественные реакции на  углеводы.

        Состав мороженого и его получение. Качественные реакции на белки. Пищевые добавки. Что обозначает индекс «Е» на упаковках продуктов?

        Из чего делают мыло? Сложные эфиры, органические кислоты, мыловарение, проба на готовность мыла. Какое бывает мыло?

        Подготовка проектов. Работа с литературными источниками и другими информационными ресурсами. Оформление проектов. Подготовка к защите проектов.

Список литературы для обучающихся

  1. Бердоносов С.С., Менделеева Е.А. Химия. Новейший справочник.- М.: Махаон, 2006. – 368 с. – (Для школьников и абитуриентов).
  2. Книга для чтения по неорганической химии. Пособие для учащихся. Ч. II. М.: Просвещение, 1975.
  3. Мартыненко Б.В. Кислоты – основания: Кн. для учащихся 8-10 кл.ср.шк. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения.- 2-е изд., стер.- М.: Химия, 1995.
  5. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Окислительно-восстановительные реакции: Кн. для внеклассного чтения учащихся 8 - 10 кл. сред. шк.- 3-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1989.

Список литературы для учителя

  1. Аналитическая химия. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. В.А.Храмов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 97 с.
  2. Горбунцова С.В.Тесты по основным разделам школьного курса химии: 8-9 классы. – М.: «ВАКО», 2006. – 208 с. – (Мастерская учителя).
  3. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004. – 176 с.: ил. – (Библиотека учителя).
  4. Зайковский И.И. Занимательная химия. Пособие для учителя. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1962.
  5. Иванова Р.Г.  Контроль знаний по химии. 8-9 классы. – М.: Дрофа,2003, с. 6-8.
  6. Полеес М.Э., Душечкина И.Н. Аналитическая химия: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1994.
  7. Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

Перечень ключевых слов

 

Аналитическая химия

Белки

Вещества простые и сложные

Выпаривание раствора

Жиры, жирные кислоты

Ингибиторы

Индикаторы

Катализаторы

Качественные реакции

Кислоты

Кристаллизация

Лабораторное оборудование

Названия основных классов химических соединений

Металлы и неметаллы

Оксиды

Осаждение, осадок

Основания

Признаки химических реакций

Проект

Презентация проекта

Реакция нейтрализации

Реакция среды кислая, нейтральная, щелочная

Соли

Техника безопасности

Углеводы

Химические реакции

Химическая посуда

Химический эксперимент

Химические явления

Физические явления

Щелочи

Контрольные материалы

Раздел 1. Тест на проверку знаний химической посуды и лабораторного оборудования со схематическим изображением; вопросы на проверку знаний явлений химических и физических, а также – веществ: простых и сложных.

  1. Горбунцова С.В.Тесты по основным разделам школьного курса химии: 8-9 классы. – М.: «ВАКО», 2006. – 208 с. – (Мастерская учителя), с. 8-10.

Раздел 2. Контрольная работа на проверку знаний и названий основных классов химических соединений и их отличительных свойств.

1. Иванова Р.Г.  Контроль знаний по химии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2003, с. 6-8.

        Раздел 4. Защита проекта. Соответствие требованиям к оформлению и критериям выполнения проекта и/или мультимедийной презентации.

Приложение

Рекомендуемые темы проектов

  1. Дым без огня бывает!
  2. Как делают шоколад?
  3. Лакомое мороженое.
  4. Получение бумаги.
  5. Получение мыла.
  6. Сад в стакане.
  7. Нитратные продукты.
  8. На столе чай – и в душе рай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Химический эксперимент"

Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса и способствует повышению их интереса к предмету, углублению имеющихся знаний и практических умений, предоставляет возмож...

Программа элективного курса "Компьютерные эксперименты в механике"и методические рекомендации

Методическое пособие  предназначено для учителей физики, желающих использовать на своих занятиях компьютерные  технологии, для проведения экспериментов, исследований, лабораторных рабо...

Программа элективного курса «Виртуальные эксперименты в курсе физики 11 класса»

Данный курс предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений как гуманитарного, так и физико-математического профиля. Он  предназначен для учащихся, желающих приобрести опыт са...

Программа элективного курса ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ 7 класс (1 ч в неделю)

Программа элективного курса Физика в задачах и экспериментах 7 класс (1 ч в неделю)...

Рабочая учебная программа элективного курса по физике для 7 класса «Физика в задачах и экспериментах»

Рабочая учебная программа элективного курса по физике для обучающихся в 7 классе основной школы...

Рабочая программа Элективного курса «Эксперименты и теории научного познания 10-11 класс

освоение методологии и методики биоэкологического эксперимента учащихся 10-11 классов, приобретение ими компетентных представлений о профессиях, связанных в сфере «Человек-природа»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Эксперимент в физике»

Данный курс предназначен для учащихся, склонных к экспериментальной исследовательской деятельности и  направлен на развитие общих навыков проведения физических экспериментов....