Презентация "Щелочные металлы"
презентация урока для интерактивной доски по химии (9 класс) по теме

Саркисян Эмма Арутюновна

Презентация "Щелочные металлы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon shchelochnye_metally.ppt374 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ общая характеристика

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА : обучающая : дать общую характеристику щелочных металлов в свете общего, особенного и единичного по трем формам существования химических элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ. Повторить основные закономерности изменения свойств элементов в Периодической системе (в группе), металлическую связь. Физические и химические свойства металлов. развивающая : способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формировать умение сравнивать, обобщать. Продолжить развитее навыков самообразования: умение работать с книгой, инструкцией, тестом. воспитывающая : продолжить формирование диалектико-материалистического учения: подтвердить на примере изучения данной темы причинно- следственную зависимость, развитие от простого к сложному.

Слайд 3

ПЛАН УРОКА История открытия. Строение атомов элементов главной подгруппы I группы. Щелочные металлы – простые вещества. Химические свойства щелочных металлов. Соединения щелочных металлов. Природные соединения и применение щелочных металлов и их соединений.

Слайд 4

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ Литий открыт шведским химиком И. Арфведсон при анализе минерала петалита. Этот минерал выглядит как самый обыкновенный камень, и поэтому металл назвали литием, от греческого «литос» - камень. Натрий и калий – 1807г. Английский химик и физик Г.Дэви получил их в виде металлов при электролизе расплавленного едкого натра NaOH и едкого кали КОН.

Слайд 5

Заполните таблицу: «Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы Периодической системы Д. И. Менделеева». НАЗВАНИЕ И СИМВОЛ ЭЛЕМЕНТА СОСТАВ ЯДРА АТОМА ЧИСЛО ВАЛЕНТНЫХ ЭЛЕКТРОНОВ ЧИСЛО ЭЛЕКТРОННЫХ СЛОЕВ ХАРАКТЕРНЫЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ НАЗВАНИЕ И СИМВОЛ ЭЛЕМЕНТА СОСТАВ ЯДРА АТОМА ЧИСЛО ВАЛЕНТНЫХ ЭЛЕКТРОНОВ ЧИСЛО ЭЛЕКТРОННЫХ СЛОЕВ ) ХАРАКТЕРНЫЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ Li p=+3 n= 4 1 )) 0, +1 Na p=+11 n= 12 1 ))) 0, +1 K p=+19 n= 20 1 ))) 0, +1 Rb p=+37 n= 48 1 )))) 0, +1 Cs p=+ 55 n= 78 1 ))))) 0, +1

Слайд 6

Назовите закономерности в строении атомов щелочных металлов: - Сходство внешнего электронного слоя. Последовательное изменение атомных радиусов. Увеличение числа электронных слоев в атоме. - Радиусы атомов увеличиваются от Li к Cs , следовательно увеличиваются и восстановительные свойства металлов от Li к Cs .

Слайд 7

Проверь себя (работа с таблицей Д.И. Менделеева) Сравните атомы элементов, поставив знаки <, > или = вместо *: а) заряд ядра: Li * Rb , Na * Al , Ca * К; б) число электронных слоев: Li * Rb , Na * Al , Ca * К; в) число электронов на внешнем уровне: Li * Rb , Na * Al , Ca * К; г) радиус атома: Li * Rb , Na * Al , Ca * K ; д) восстановительные свойства: Li * Rb , Na * Al , Ca * K .

Слайд 8

ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ – ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА (работа с учебником) Простые Металлы Металлическая М0 – 1 е → М+1 Металлическая Серебристо-белые, мягкие, металлический блеск, плотность возрастает от Li к Cs , температура плавления от Li к Cs уменьшается м е т а л л ы + Cl 2 → хлориды + H 2 → гидриды + S → сульфиды Li + O 2 → оксид Na, K + O 2 → пероксид + H 2 O → щелочь + Н 2

Слайд 9

Проверь себя 1. Составьте уравнения реакций с кислородом : а) лития ________________ ; б) натрия _______________ Расставьте степени окисления элементов, покажите стрелкой переход электронов. Назовите продукты реакций. 2. Дайте характеристику реакции лития с кислородом: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции _____________ 2) по изменению степеней окисле­ния атомов - _______________ 3) по направлению - _______________________ 4) по тепловому эффекту -____________________ 5) по агрегатному состоянию веществ- ________________

Слайд 10

Дополните схемы взаимодействия щелочных металлов с неметаллами общими формулами и названиями продуктов реакции. Запишите конкретные уравнения реакций, расставив коэффициенты в них методом электронного баланса. а) М+ Н 2 _____________ в) М+ С1 2 ___________________ Пример: ___________________ Пример: _________________________ б) М+ S ____________ г) М+ N 2 ____________________________ Пример: _______________________________ Пример: ___________________________ Допишите уравнения реакций. Как изменяется скорость реакций, расположенных в указанной стрелкой последовательно­сти? а) Li + H 2 O → ………………………. …………………………………………… б) Na + H 2 O →………………………. …………………………………………… в) К + Н 2 О→……………………….. …………………………………………… Объясните, от какого фактора зависит скорость реакции взаимо­действия щелочных металлов с водой ……………………….. Назовите продукты реакций. Опишите, как доказать их образование . ……………………… ............................................ Проверь себя (самостоятельная работа )

Слайд 11

Соединения щелочных металлов Оксиды щелочных металлов Тип и класс веществ Физические свойства Химические свойства общая формула: М 2 О основной оксид твердые кристаллические вещества М 2 О + Н 2 О= ; 2) М 2 О + кисл.окс= 3) М 2 О + к-та =; 4)М 2 О + амфот.окс= 5) М 2 О + амфот. гидроксид=

Слайд 12

Соединения щелочных металлов гидроксиды щелочных металлов Тип и класс веществ Физические свойства Химические свойства общая формула: МОН щелочи LiOH → NaOH→KOH→RbOH→CsOH Щелочные св-ва усиливаются твердые кристаллические вещества, с ионной кристаллической решеткой 1)МОН + соль = ; 2) МОН + кисл.окс = 3)МОН + к-та =; 4)МОН + амфот.окс = 5) МОН + амфотерный гидроксид =

Слайд 13

Проверь себя (работа в группах) Составьте генетический ряд, отразив взаимопревращение разных форм одного химического элемента на примере щелочного металла.

Слайд 14

Горение натрия Горение лития Распознавание ионов щелочных металлов по окраске пламени

Слайд 15

ПРИРОДНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ (РАБОТА В ГРУППАХ) . Заполните таблицу. Отметьте в таблице области применения указанных в ней соединений. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы со­ставите название одной из областей применения поваренной соли: ПРИМЕНЕНИЕ NaOH кон Na 2 CO 3 •10H 2 O NaHCO 3 К 2 С0 3 Na 2 SO 4 • 10H 2 O Очистка нефтепродуктов К У Г М Ю Д Сельское хозяйство X 3 С Ф О А Получение мыла Н С Е Л Р Ы Текстильная промышлен В У Г X Д Э Изготовление бумаги И Ш Р А Ж Ч Производство стекла Ж Т О Ф В А Пищевая промышлен Г Ы У Н С У Медицина Л X М И Я Е к о н с е р в и р о в а н и е

Слайд 18

§ 11. упр. №5 (задача). Написать уравнения реакций с помощью которых можно осуществить два любых превращения из составленных учащимися на уроке. Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 8 классе «Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»

Урок проводится в 8 классе, когда химических знаний еще недостаточно, поэтому, опираясь на ранее полученные знания учащихся необходимо подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах...

план-конспект урока с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Положение металлов в ПСХЭ. Физические свойства металлов"

Цель урока: повторить положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов, обобщить и расширить знания учащихся о физических свойствах металлов...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕПО ТЕМЕ« МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В                МЕТАЛЛАХ»  ...

Открытый урок в 9 классе "Нахождение металлов в природе. Применение металлов, их значение для живых организмов

Урок направлен на углубление знаний учащихся о применении металлов, их значении в жизни растений, животных и человека....

Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."

План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...