Кислород.Водород.Кислоты.Соли.
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Федотова Гульсум Марсовна

Дидактическая игра рассчитана для учащихся 8 класса, как обобщающий урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kislorod.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

КАМСКОУСТЬИНСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КАМСКО-УСТЬИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

      РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                    ДИДАКТИЧЕСКАЯ     ИГРА

        « КИСЛОРОД.ВОДОРОД.ОКСИДЫ.КИСЛОТЫ.СОЛИ»        

                     Урок  разработан  

Федотовой Гульсум  Марсовной,

                      учителем  химии  

                                        Камскоустьинской средней

                                            общеобразовательной  школы  

                            Камско-Устьинского

                                  муниципального района  

                               Республики Татарстан

                                пгт Камское  Устье

                                                -1-

ТЕМА: Кислород. Водород. Оксиды. Кислоты. Соли.

ЦЕЛЬ: систематизировать знания по данным темам, закрепить умения и навыки по  

              выполнению практических заданий, обобщить знания по правилам техники  

              безопасности, развить способность у учащихся сопереживать удачам и

              неудачам, научить работать в группах.

ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон с эстрадной  музыкой, карта восхождения,

             карточки для домика, номера на столы, карточки настроения, бочонки с                  

             вопросами  для кроссворда,  полотно кроссворда, табличка «Жюри»,

             цветные флажки(отметка), пластилин, карточки с реакциями, 2 штатива для

             пробирок, 2 нумерованные пробирки, карточки  получения кислорода и

             водорода, лакмус, соль и кислота, вода, кнопки, 4 фломастера, протоколы

             для жюри, 2 полотна домика, химическое колесо, кодовые карточки, 3

             конверта с заданиями,  карточки:  с оксидами, кислотами, солями,  карточки

            с реакциями соединения, замещения, обмена, разложения, кристаллизаторы,

            2 вида оксидов, поднос.

Оформление на доске:  тема, полотна кроссворда, девиз: «Не стыдно не знать,

                                                                                                      Стыдно не учиться!»

Этапы  игры:

1. Приветствие (пик Творчества)

2. Разминка (пик Памяти)

3. Конкурс «Знай-ка» (пик Знаний)

4. Конкурс капитанов (пик Навыков)

5. Конкурс «Проверь себя» (пик Умений).

      Здравствуйте, мы начинает заседание клуба весёлых химиков. Сегодня мы проводим очередное заседание по темам: Кислород и водород. Оксиды, кислоты и соли. Игра проходит под девизом: «Не стыдно не знать, Стыдно не учиться!».

этапы игры вы видите на доске. Судить нашу игру будут учащиеся 10-11 классов.

Для начала игры определим эмоциональное состояние и общую атмосферу в группах. У каждого из вас имеется 4 цвета карточек. Вам нужно поднять ту, которая соответствует вашему настроению. Напоминаю: красный – отличное

                                                                   зеленый – приятное

                                                                   синий – грустное

                                                                   желтый – трудно определить.

И так, эмоциональная атмосфера соответствует началу игры. Как вы знаете, путь по стране химии долгий и упорный. И чтобы многое узнать и многому научиться, нам  сегодня предстоит совершить  восхождение на пики Творчества, Памяти, Знаний, Навыков, Умений. Начинаем наше восхождение. И первое препятствие на нашем долгом пути, пик Творчества.  (далее идет представление команд: название, девиз, представление капитана команды).

Мы продолжаем своё восхождение на пик Памяти, где нам предстоит ответить на следующие вопросы:

                                        -2-

1. Какой ученый в 1776г установил свойства водорода и указал отличия его от других газов?

2. Какой ученый установил, что кислород является составной частью воздуха?

кроссворд №1.

                                                                                                                                                                                     *

                                                          1          

     2

                           

     4

                                     3

               5

               6

                         

 

               7

                                                          8

Вопросы к кроссворду №1.

1.Самый  распространённый элемент земной коры.

2. Как называются соли серной кислоты?

3. Как называется химический знак Pb?

4.        Взаимодействие какого-либо вещества с кислородом относится к реакциям ….

5. Свойство атомов присоединять определенное число атомов другого элемента называется ….

6. Продукты горения.

7. Ученый, получивший кислород из оксида ртути (II)

8. Ученый, который получил кислород в чистом виде.

Вопросы к кроссворду  № 2.

1. Азотная, серная, соляная ….

2. Газ, входящий в состав воздуха

3. Учёный, определивший молярный объём газов.

4. Вещества, вносимые в почву для подкормки растений.

                                        

-3-

5. Соли угольной кислоты.

  1. Вещества, ускоряющие ход химической реакции, но сами при этом не расходуются.
  2. Химический знак – Си
  3. Реакция кислорода с веществами, протекающая с выделением тепла и света.

    *

   

   6

    1

                    2

            3

   4

                                      5

                 

             7

             8

Перед нами пик Знаний. Представители известных вам семейств оставили здесь свои автографы, найдите каждому из них место в нашем домике.

Оксиды

Кислоты

Соли

                                                -4-



C этой задачей вы справились хорошо, а теперь задача потруднее, попробуйте справиться с химическим колесом. Соедините стрелками формулы веществ, между которыми возможны химические взаимодействия.

KOH

AgNO3

Если кто-то затрудняется с выполнением этого задания, у вас есть выбор. На столах закодированные карточки, где вам необходимо найти формулы соответствующих веществ: нитрат натрия, оксид серы (VI), хлорид железа(III).

1

2

3

Na2NO3

NaNO3

Na2(NO3)2

S2O6

SO2

SO3

FeCl3

FeCl

FeCl2

-5-

Ответ кодированной карточки – 231.

Вот мы достигли пика Навыков. А это значит настало время померяться силами нашим капитанам. Им предстоит решить задачу.

Задача №1.

Вычислить объём кислорода, необходимый для получения 60г оксида магния.

Задача №2.

Вычислить объём сероводорода, если в реакцию с серой вступил водород объёмом 5л.

Чтобы проверить работы капитанов, нам необходимы по 1 эксперту от команды. Ваша задача найти и подчеркнуть ошибки в решенных задачах.

Пока капитаны меряются силами, мы с вами проведем блиц-турнир.

  1. Какая реакция называется реакцией обмена? Приведите пример.
  2. Найдите реакцию, которая является общей в получении кислорода и водорода.
  3. Какой вкус имеют растворы кислот?
  4. Если растереть в ступке таблетку фенолфталеина и добавить несколько гранул щелочи, то между этими веществами реакция не наблюдается. Что надо сделать, чтобы реакция произошла?
  5. «В минеральной воде я бурлю, в топочном газе летаю, растениям пользу несу, пожар затухать заставляю».
  6. Какая соль серебра используется в медицине?
  7. Какая кислота содержится в желудочном соке человека?
  8. Что такое «царская водка»?
  9. Какую кислоту называют «купоросное масло»?
  10. «В воде она родится, но странная судьба, воды она боится и гибнет в ней всегда».
  11. К какому классу неорганических соединений относятся вещества, входящие в состав железной руды?

За каждый правильный ответ команды получают жетоны (1 жетон – 2 очка).

Ну вот, мы и очутились на последнем пике Умений. Здесь вам нужно вспомнить все правила техники безопасности при работе в химическом кабинете и при работе с веществами ( команды по очереди называют правила т/б).

я вижу, что вы готовы выполнять следующие наше задание. Оно будет практическое (команды получают задание в конвертах).

команда №1.  Определите, в какой пробирке находится кислота, а в какой соль.

команда №2.  Определите характер оксидов.

Химия – это волшебная наука, и каждому из вас хотелось бы хоть ненадолго стать волшебником. У вас есть такая возможность сейчас. Осуществите превращения:

Капитаны получают задание в конвертах.

                                                                -6-

 Превращения для команды №1.

        Н2О              О2               СО2                   Н2СО3            Na2CO3

Превращения для команды №2.

        S               SO2               SO3            H2SO4                  CuSO4.

Проверка на доске.

Наша игра подошла к концу, и мне хотелось узнать, какая эмоциональная атмосфера у вас сейчас, поднимите, пожайлуста, карточки.

В конце можно предложить ребятам высказаться об уроке, что понравилось, а что нет.

В заключении представляется слово жюри для подведения итогов.