Радиация и цивилизация
учебно-методический материал (химия, 11 класс) по теме

Коржевская Оксана Владимировна

Урок  проведен  к 26 апреля – Дню памяти жертв радиационных  и экологических катастроф

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-radioaktivnost2.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – панорама

«Радиоактивность и цивилизация»

Учителя: Коржевская О.В. преподаватель химии

                 Урсегова Н. А. преподаватель физики

Цель урока:

  1. формирование экологической культуры и общественного самосознания, знакомство с историей науки;
  2. используя синтез знаний учащихся из ряда областей: физики, химии, биологии, экологии, организовать самостоятельную деятельность учащихся по поиску материала одновременно в нескольких направлениях;
  3. расширение кругозора учеников, индивидуализация обучения.

 

Форма урока:  интегрированный урок – панорама (констатирование фактов),                         два часа.

                                           Оформление:

  1. компьютерная презентация «Природа»;
  2. компьютерная презентация «Листая страницы истории…»
  3. таблицы:  «Знак радиации»; Ядерный реактор; Единая энергетическая система России;
  4. картины о природе (работы детей);
  5. выставка книг;
  6. выставка рефератов;
  7. видео сюжеты из фильмов: «Город Саров – 50 лет ядерного центра»; «Тоцкий полигон»; «Экологические проблемы».
  8. Песня  «Память» (И. Кобзон).

                                         План урока

I   Вступление – создание  эмоционального настроя.

II   Основная  часть

  1. «Листая страницы истории»

     Открытие радиоактивности  (13 слайдов).

  1. Факты… Факты… Факты…

     (13 фактов – выступления учеников)

III  Заключение.

                                 Сценарий урока

I  Вступление

1. На экране знак радиации (фон рабочего стола компьютера; ученик читает)

    Чья там бродит тень незримо,

     От беды ослепла?

     Это плачет Хиросима

     В облаках из пепла.

     Чей там голос в жарком мраке

     Слышен исступленный?

     Это плачет Нагасаки

 На земле сожженной.

В этом плаче и рыданье

Никакой нет фальши,

Мир весь замер в ожиданье –

Кто заплачет дальше?  

  1. На экране слайды природы (ученик читает)

Что жизнь без неба, где родится зной?

Без дальних гор, где снежные седины?

И дерева, цветущего весной,

Глядящего на белые вершины?

Что жизнь без добрых и без злых зверей,

Без птиц лесных и песни их беспечной?

Жизнь не полная без широты полей,

Жизнь без примера их свободы вечной.

Родился я под небом синим-синим.

Качались звезды где-то в вышине.

Ты в трудный час в меня вливала силы,

Как надо жить подсказывала мне.

Тебя ношу я в сердце, дорогую,

Все – небо, водопады и цветы.

Я обнял бы тебя, но не могу я

Тебя обнять, ведь в самом сердце ты.

  1. Видео сюжет «атомный взрыв»

(чтение за занавесом)

   Ранним утром 6 августа 1945г. я вел тяжелый  бомбардировщик, носивший красивое имя «Энола Гей» - имя моей матери. На борту был всего один пассажир – атомная бомба «Малыш». Под крылом простиралась Страна восходящего солнца и города, города,.. которые еще ничем не отличались от других… пока.. Хиросима, Нагасаки…

(звучит музыка)

1-й ребенок: Я никогда не увижу Землю из космоса…

2-й ребенок: Я никогда не буду жить в XXI веке…

3-й ребенок: Я никогда не увижу, как расцветает агава, цветущая в жизни лишь раз.

4-й ребенок:  Никогда, никогда, потому что мне уготовлена участь быть атомным теплом, который даже не знает, кто был прав в последней войне, а кто виноват.

(звучит колокол)

Который не может любить, или стать гениальным, или слушать сигналы мерцающих звезд, истосковавшихся в одиночестве… От тепла рождается пепел!

(прекращается колокольный  звон)

 «Каждый человек – не есть остров, каждый человек – это часть большого континента. И никогда не спрашивай по ком звонит колокол. Он звонит по тебе…»

   За последние 5500 лет на земле прошло 14500 войн. Наша страна в последней войне потеряла около 50 млн. человек…

II     Основная часть.  

                           

                                             Эпиграф:  «Чего не хватает человечеству,

                                                             так это скамеечки,

                                                            чтобы сесть и  подумать»

                                                                                        А. Эйнштейн

  1. «Листая страницы истории…»

(на экране слайды об открытии радиоактивности)

        (1 слайд)  Сто лет назад на протяжении  короткого десятилетия было сделано несколько выдающихся открытий, что привело к возникновению и развитию ядерной физики. Все применения этих открытий разделились в основном на ядерную медицину, ядерную энергетику и ядерное оружие.

       (2 слайд) Анри  Антуан Беккерель – представитель знаменитой семьи физиков. Его дед Сезар Беккерель занимался пьезоэлектричеством, магнитными и электрическими явлениями. Отец – Эдмон Беккерель изобрел фосфороскоп, получил первую удачную фотографию солнечного спектра. Сын Жан – тоже физик. Сам Анри занимался фосфоресценцией, люминесценцией, рентгеновским излучением.

       (3,4 слайды)  Пьер Кюри – французский физик-исследователь, отличался незаурядным умом, живым интересом к естественным наукам и страстью ученого.

     Мария Склодовская-Кюри – полька, физик и химик. О ней можно сказать: «Отдала сердце и ум науке». Супруги Кюри открыли радий и полоний в 1898г.

      (5 слайд) Эрнест Резерфорд – уроженец Новой Зеландии, физик- исследователь. Его привлекла новая неизученная область физики. Оставив электромагнетизм, подарив сконструированный приемник итальянскому инженеру Маркони, занялся изучением радиоактивности.

  В 1908г. присуждена Нобелевская премия.   Что такое вещество? Радиоактивность говорила о сложном строении атома. (6 слайд) Его знаменитые опыты стали классикой физики.

      (7 слайд)  Супруги Жолио-Кюри. Ирен – физик и радиохимик. С 1934г директор института радия и заведующая кафедрой физики в Парижском университете. С 1936г – помощник министра народного образования Франции.

      Фредерик в 1946-1960гг – руководитель Комиссариата по атомной энергетике. В годы оккупации участвовали в движении Сопротивления. После войны работали в Комитете сторонников мира.

  В своих исследованиях подошли к цепной ядерной реакции.

   (8-11 слайды)

       

  (12 слайд) Заблуждения о безвредности атомного излучения – снимок руки в рентгеновском и радиоактивном  излучениях.

        Медицина: методы диагностики и лечения опухолей доказали свою высокую эффективность и несомненно будут развиваться дальше. Будущее ядерной энергетики более проблематично. В США прекратилось финансирование строительства новых атомных электростанций.

      Реакторы для корабельных двигателей оказались выгодными только для  судов военно-морского флота, где цена менее существенна, чем удобства.

     Что касается ядерного оружия, оно, конечно, пока будет оставаться. частью нашего общества и в будущем, но его влияние на ход вещей в мире будет ослабевать.

    (13 слайд) Может об этом нам  пытается сказать Сальвадор Дали.

     

  1. Факты… Факты… Факты…

Факт 1. Радиационная опасность.

Факт 2. Челябинск – 65.

Факт 3. Чернобыль. (слайды)

Опасные объекты.

Факт 4. АЭС.  (таблицы)

Факт 5. Флот.

Факт 6. Ядерное оружие. (видео сюжет)

Факт 7. Радиоактивные отходы.

Последствия.

Факт 8. Свидание в палате №6.

Факт 9. Мутации. (видео сюжет)

Факт 10. Группы пациентов.

Способы защиты.

Факт 11. Простые и доступные способы. (коллекция)

Факт 12. Микроб. Традисканция.

Факт 13. ХМАО.

III  Заключение.

     Вот почему…

Сейчас обязан думать человек,

Придет ли к людям XXI век?

Иль в полыханье атомной зари

Настольные сгорят календари.

И клинопись в пещерной тишине

Сползет слезой горящей по стене.

Сегодня должен думать человек,

Придет ли к людям XXI век?

Иль марсианин впишет в свой дневник,

Как по Вселенной прокатился крик

И он увидел искаженный лик,

Земли, что содрогаясь и звеня,

С распущенными косами огня

Упала в бездну, в вековую даль,

С хвостом орбиты, скрученной в спираль.

Сейчас обязан думать человек,

Чтоб он пришел к нам, XXI век!

         Но XXI век уже стучится в нашу дверь, а потому, человек, помни:

Земли не вечна благодать,

Когда  далекого потомка

Ты пустишь по миру с котомкой,

Ей будет нечего подать…

Вы думали: История – забвенье,

Архив, куда грехи свои сдают?!

Она тот высший суд, где нет прощенья,

Где срока давности не признают.

     Наше  мероприятие приурочено к 26 апреля – Дню памяти жертв радиационных  и экологических катастроф. Мы верим, что люди планеты смогут сберечь красоту Земли, жизнь на ней. Спасибо всем участникам урока за их выступления.

   

        

              ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Основные источники радиации в Белгородской области, их воздействие на Биосферу».

Интегрированный урок-практикум (урок пресс-конференция)...

Урок физики "Цивилизация и радиация"

Материал к уроку физики  по проблеме  "Цивилизация и радиация". Проводится в форме конференции слет специалистов. К уроку представлены графики и диаграммы....

урок по обществознанию в 11 классе Цивилизация эпохи цивилизации

Это 4-й урок по теме «Цивилизация прошлого»;на уроке отрабатывается знания по курсам истории древнего мира и средних веков, умение сопоставлять и анализировать, навыки аналитического мышления; отрабат...

Презентация "Открываем древние цивилизации. Цивилизация Майя"

Данная презентация является дополнительным материалом при изучении темы "Цивилизация и прогресс" в 10 классе....

Презентация по английскому языку "Открываем древние цивилизации. Цивилизация Викингов"

Данная презентация является дополнительным материалом при изучении темы по английскому языку "Цивилизация и прогресс" в 10 классе....

Методическая разработка занятия «Здоровье человека. Биологическое действие радиации. Защита от радиации.»

Материал предназначен для учителей физики, биологии и химии при изучении темы" Радиация . Биологическое действие радиации. Защита  от радиации." О поражающих факторах  радиации , с...