Задача о пресной воде ТОГИС
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Рябинина Оксана Александровна

Задача была опробована в 8х классах и напечатана в "Педагогических технологиях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadacha_o_presnoy_vde_togis.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Имя задачи: Задача о пресной воде.

Автор: Рябинина Оксана Александровна, учитель химии ЦО № 1474 г. Москвы.

Предмет: химия.

Класс: 8.

Тема: Запасы пресной воды. Очистки воды.

Профиль: гимназический.

Уровень: продвинутый.

Текст задачи: Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха,

                       тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,

                       не ведая, что ты такое. Нельзя сказать,

                       что необходимо для жизни: ты сама жизнь.

Эти слова написал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери после того, как его самолет разбился в пустыне и он несколько дней провел под палящим солнцем.

1.Почему говорят, что вода – это главное полезное ископаемое Земли?

С каждым годом запасы пресной воды иссякают.

В 17 веке королева Англии Елизавета I объявила премию за изобретение дешевого способа опреснения морской воды. Пока  она никому не вручена. Предложите известные вам способы очистки природной воды, как  морской, так и пресной.

а) выделите ключевые слова для информационного поиска;

б) найдите необходимую информацию;

в) обсудите и проанализируйте собранную информацию;

г) сделайте выводы;

д) сравните ваши выводы с выводами известных людей.

Возможные информационные источники.

Книги:

Рудзитис Г.Е. «Химия. 8 класс» Учеб. для общеобразовательных учреждений» М.: Просвещение, 2009.

Энциклопедия для детей Аванта « Химия» 17 том. М. Аванта,2000.

Web-сайты:

http://www.n-t.org

http://www.chemistry.ssu

Культурные образцы

http://www.aquaexpert.ru

http://www.waternews.ru

Фримантл М. «Химия в действии» 2 том. М.Мир,1998.

 

Пресная вода составляет 3% от общего объема воды.

Примерно 85% мировых запасов пресной воды заключено в ледниках и айсбергах; почти вся остальная вода, в основном, находится под землей в водоносных слоях. На протяжении многих тысяч лет она накапливалась там ,как вследствие таяния ледников, так и в результате проникновения воды в почву во время выпадения дождей. Грунтовые воды - это вовсе не подземные моря и озера, а просто увлажненные гравий и песок; вода по объему составляет примерно одну шестую часть такого слоя.

Легкодоступны для человека всего лишь 1% водных запасов, однако даже этой ничтожной доли было бы достаточно для удовлетворения наших потребностей, если бы вода была распределена равномерно по местам обитания людей.
 Средний Восток, Северная Азия, северо-восток Мексики, большая часть Африки, многие западные Штаты Америки, часть Чили и Аргентины, а также почти вся Австралия страдают от неустойчивого водоснабжения.

Расходование воды.

За последние  40 лет количество пресной воды на каждого человека в мире уменьшилось на 60%. В течение  последующих 25 лет предполагается дальнейшее уменьшение еще в 2 раза.

Сельское хозяйство - основной потребитель пресной воды. В настоящее время оно потребляет 82% имеющейся воды. Продукция, производимая на орошаемых землях, в 2-5 раз дороже, чем выращиваемая за счет выпадения дождей, т. к. стоимость топлива и гидросооружений постоянно возрастает.

При ежегодной потребности на выращивание пищи на каждого человека в год, равной 400 000 литров, в США используется 1 700 000 литров. При минимальной потребности в воде для бытовых нужд (в том числе в питьевой воде) 50 литров в день, в США потребляется воды в 8 раз больше, т. е. 400 литров в день.

В развивающихся странах загрязнено примерно 95% воды. В США в 37% озер вода непригодна для купания из-за различных видов загрязнения.

Загрязнение отходами и болезнетворными организмами, а также более чем 100 000 разного рода химикатов, используемых в мире, делает воду не только непригодной для питья, но также и для применения в сельском хозяйстве
. Опреснение морской воды для сельского хозяйства - очень энергоемкий и экономически бесперспективный процесс.

  Способы получения пресной воды:

  1. Увеличение притока пресной воды.
  2. Использование морской воды и солоноватых вод (в настоящее время для получения из морской воды 1куб. км пресной воды требуется 7 млн. тонн условного топлива или 2,8 тонн ядерного горючего .Или в результате вакуумной перегонки в выпарных аппаратах при пониженном давлении).
  3. Метод вымораживания.
  4. Электродиализ.
  5. Ионный обмен.

    6.  Обратный осмос.

Методические рекомендации.

      Основные понятия, которые отрабатываются в данном уроке - это запасы пресной воды и ее очистка. Вода - самое распространенное вещество на Земле. Она содержится в  организмах животных и растений. Природная вода всегда содержит примеси. В зависимости от  целей ее использования применяют различные приемы очистки.

      В настоящее время для получения из морской воды 1куб. км пресной воды требуется 7 млн. тонн условного топлива или 2,8 тонн ядерного горючего.

        Питьевая вода не должна содержать нерастворенных примесей и микробов, которые содержаться в водоемах. Если воду для питья берут из озер и рек, то ей дают отстояться в специальных бассейнах и фильтруют через слой песка. Очищенную от нерастворимых веществ  воду обрабатывают хлором, озоном или ультрафиолетом, которые убивают микроорганизмы.

    Чтобы очистить воду от растворенных в ней веществ, применяют перегонку (дистилляцию). Учащиеся вспоминают способы очистки смесей.

Большие количества дистиллированной воды, которая используется в аптеках, химических лабораториях, охладительных системах автомашин, получают в перегонных кубах или электрических дистилляторах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - практическая конференция по теме "Методы изучения источников пресной воды и пути улучшения их санитарно-экологического состояния"

В  методической разработке: научно - практическая конференцияпо теме "Методы изучения источников пресной воды и пути улучшения их санитарно - экологического состояния"  представлен материал ...

Нехватка пресной воды

Презентация к разделу  "Глобальные проблемы человечества" по обществознанию в 8 классе VIII вида на тему: НЕХВАТКА ПРЕСНОЙ ВОДЫ...

Методическая разработка мероприятия "Межпредметный интегрированный урок "Химия-Биология-География": "Пресная вода" 8-11 класс"

Средняя общеобразовательная школа № 594 Московского района Санкт-Петербурга работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающимися индивидуально (домашнее обучение). Дети ст...

Сюжетные задачи Движение по воде

Сюжетные задачи  Движение по воде...

Тогис- задача по биологии, 8 класс.

ТОГИС — это Технология Образования в Глобальной Информационной Сети. Изучение нового материала в технологии ТОГИС строится как коллективное решение познавательных задач (практикум), данные для которог...

задачи по теме "Вода"

задачи  по теме "Вода"...

Исследование: Содержание воды на планете, причины дефицита пресной воды, при помощи мнемосхемы.

По некоторым подсчетам, около 71% всей поверхности Земли занимает вода. Она представлена океанами, реками, морями, озерами, болотами, айсбергами. Отдельно считаются подземные воды, а также пары атмосф...