«Изучение химической природы кислорода, углекислого газа и гемоглобина как составляющих, обеспечивающих функцию дыхания у школьников с различной степенью физической подготовки».
проект по химии (8 класс) по теме

Никитина Зоя Анатольевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» Урок – проект «Изучение химической природы кислорода, углекислого газа и гемоглобина как составляющих, обеспечивающих функцию дыхания у школьников с различной степенью физической подготовки». Алексеева Е.Н. – учитель биологии Никитина З.А. – учитель химии г. Тихвин, 2009 Пояснительная записка. Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно – технологические умения. Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Этим обусловлено распространение методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Метод проектов приобретает последнее время всё больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ученика и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а уметь применять их на практике. Проектные технологии позволяют сформировать у учащихся умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации, навыки самообразования, самостоятельной работы, как индивидуальной, так и групповой, самоконтроля, умения сформулировать проблему и предложить её рациональное решение. Учебный проект в школе представляет собой совместную учебно-познавательную, исследовательскую деятельность учащихся – партнёров и учителя. Примером такой деятельности служит разработанный нами межпредметный урок-проект в 8 классе «Изучение химической природы кислорода, углекислого газа и гемоглобина как составляющих, обеспечивающих функцию дыхания у школьников с различной степенью физической подготовки». Этот урок позволил расширить рамки школьной программы по таким темам, как «Дыхание» (биология) и «Простые и сложные вещества: кислород и углекислый газ» (химия). Работа над проектом осуществлялась в несколько этапов и выходила за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы и проблемы проекта; формирование групп исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; защита проекта и оформление совместного результата. Ценность такого опыта применения данной формы урока в том, что учитель имеет возможность организовать работу по формированию ключевых компетенций учащихся: предметные (усвоение темы); общеучебные (умение находить необходимый материал в учебных и справочных изданиях, компилировать основной блок из большого массива информации); информационно-технологические (использование Интернета и ПК); коммуникативные компетенции и другие. Работа над проектом позволила вместе с учащимися пережить вдохновение творчества и превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу. Урок-проект в 8а классе Тема: «Изучение химической природы кислорода, углекислого газа и гемоглобина как составляющих, обеспечивающих функцию дыхания у школьников с различной степенью физической подготовки». Тип проекта: реферативно-исследовательский, межпредметный Место в учебном процессе: тема по химии «Простые и сложные вещества: кислород и углекислый газ», тема по биологии «Дыхание». Главная дидактическая цель: Исследовать функцию дыхания у школьников с различной степенью физической подготовки. Задачи: образовательные: • изучение химической природы кислорода и углекислого газа и их роли в процессе дыхания; • расширение и углубление знаний учащихся о разновидностях гемоглобина и его роли в процессе газообмена. развивающие: • развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания, устанавливать причинно-следственные связи; • развитие навыков монологической речи, анализа собственной деятельности; • формирование общеучебных умений и навыков, необходимых в деятельности экспериментатора; воспитательные: • расширение естественнонаучного мировоззрения учащихся, преодоление безразличного отношения к современным экологическим проблемам; • воспитание бережного отношения к собственному здоровью; • воспитание коммуникативных умений. Продукты: Буклет Необходимое оборудование: персональный компьютер с выходом в Интернет, DVD-плеер, химическая посуда и реактивы, секундомер, таблицы, инструкция к лабораторной работе. Роли. Сформированы 4 экспертные группы. Первая работала над изучением химической природы кислорода и его значении в процессе дыхания. Вторая изучала углекислый газ, третья- виды гемоглобина, четвертая- участие кислорода, углекислого газа и гемоглобина в обмене газов в организме человека. Содержание проекта. 1 урок. Постановка задач, определение состава групп, распределение ролей. Выход этапа – аргументированные решения каждой группы об их программе поиска. 2 урок. Обсуждение в группах собранного материала, разработка сценария своей части проекта. Выход этапа – согласованный план своей части проекта каждой группы. 3 урок. Защита проекта по группам с демонстрацией наглядных материалов, проведение лабораторных работ, оформление итогов проекта. Ход урока: Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Организационный момент Объявление темы урока, цели, задач, роли учащихся на уроке Слушают, готовятся к выступлениям. 2. Защита проекта 1 и 2 группы Демонстрация слайдов презентации №5,8,9. Выступление 1 и 2 группы по теме «Химическая природа кислорода, углекислого газа, их роль в природе, получение и применение». Остальные учащиеся по ходу выступления делают краткие записи в тетрадях. 3. Выполнение практической работы «Лабораторный способ получения кислорода и изучение его свойств». Показ видеофрагмента «Получение кислорода из перманганата калия», инструктаж к практической работе. Демонстрация реакций горения серы, фосфора, магния, железа. Выполняют практическую работу, оформляют её в тетрадях, составляют уравнения реакций горения, делают выводы, отвечая на предложенные вопросы (слайд № 7), проверяют уравнения реакций (слайд №6). 4. Защита проекта 3 и 4 группы Показ видеофрагмента «Газообмен». Демонстрация слайдов презентации № 10-13. Выступление 3 и 4 группы по теме «Участие кислорода, углекислого газа, гемоглобина в газообмене в организме человека». Остальные учащиеся по ходу выступления делают краткие записи в тетрадях 5. Выполнение лабораторной работы «Определение влияния физической нагрузки на частоту дыхания у школьников с разной физической подготовкой». Проведение инструктажа Выполняют лабораторную работу (приложение №1). Класс делится на две группы: спортсмены и не занимающиеся спортом; учащиеся подсчитывают число дыхательных движений в состоянии покоя и после 20 приседаний, делают вывод о влиянии физической нагрузки на частоту дыхания. 6. Подведение итогов Координация и направление работы учащихся на заключительном этапе создания буклета. Создание страничек буклета по группам по изученным темам и их защита. Библиография 1. Агаджанян Н.А. Организм и газовая среда обитания,- М., 1982. 2. Бруновт Е.П., Малахова Г.Я., Соколова Е.А. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека, - М. «Просвещение», 1984. 3. Иванов К.П. О биологических условиях и физиологических механизмах снабжения организма кислородом, - М., 1996. 4. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В., Попков В.А. Начала химии, - М., 2001. 5. Оганесян Э. Т. Руководство по химии, - М. « Высшая школа», 1991. 6. Хрипкова А.Г., Миронов В.С., Шепило И.Н. Физиология человека, - М. « Просвещение», 1971. 7. Хомченко Г.П. Химия, - М. «Высшая школа», 1988 8. Ширшина Н.В. Проектная деятельность учащихся, - Волгоград, 2008. 9. Сеть творческих учителей - http://www.it-n.ru/ 10. Комплексный проект информатизации образовательных учреждений - http://www.km-school.ru/ 11. Школьный Университет Ведущий Институт Развивающих Технологий - http://www.itdrom.com/ 12. Издательский дом «Первое сентября» - http://him.1september.ru/ Приложение №1 Лабораторная работа «Определение влияния физической нагрузки на частоту дыхания у школьников с разной физической подготовкой». Цель: выяснить влияние физической нагрузки на частоту дыхания у школьников с разной физической подготовкой. Оборудование: часы с секундной стрелкой Ход работы: 1. Подсчитать число дыхательных движений в состоянии покоя. 2. Подсчитать число дыхательных движений после 20 приседаний. 3. Данные записать в таблицу: Условия опыта Число дыхательных движений за 1 минуту 1. в состоянии покоя 2. после физической нагрузки 4. Сделать вывод о влиянии физической нагрузки на частоту дыхательных движений. Приложение № 2 Презентация Приложение № 3 Видеофрагменты Приложение № 4 Буклет

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt116.5 КБ
Microsoft Office document icon konkurs.doc69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Урок – проект

«Изучение химической природы кислорода, углекислого газа и

гемоглобина как составляющих, обеспечивающих функцию дыхания у

школьников с различной степенью физической подготовки».

Алексеева Е.Н. – учитель биологии

Никитина З.А. – учитель химии

г. Тихвин, 2009

Пояснительная записка.

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно – технологические умения.

Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования.

Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Этим обусловлено распространение методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Метод проектов приобретает последнее время всё больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ученика и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а уметь применять их на практике.

Проектные технологии позволяют сформировать у учащихся умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации, навыки самообразования, самостоятельной работы, как индивидуальной, так и групповой, самоконтроля, умения сформулировать проблему и предложить её рациональное решение. Учебный проект  в  школе представляет собой совместную учебно-познавательную, исследовательскую деятельность учащихся – партнёров и учителя.

Примером такой деятельности служит разработанный нами межпредметный урок-проект в 8 классе «Изучение химической природы кислорода, углекислого газа и гемоглобина как составляющих, обеспечивающих функцию дыхания у школьников с различной степенью физической подготовки». Этот урок позволил расширить рамки школьной программы по таким темам, как «Дыхание» (биология) и «Простые и сложные вещества: кислород и углекислый газ» (химия).

Работа над проектом осуществлялась в несколько этапов и выходила за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы и проблемы проекта; формирование групп исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; защита проекта и оформление совместного результата.

Ценность такого опыта применения данной формы урока в том, что учитель имеет возможность организовать работу по формированию ключевых компетенций учащихся: предметные (усвоение темы); общеучебные (умение находить необходимый материал в учебных и справочных изданиях, компилировать основной блок из большого массива информации); информационно-технологические (использование Интернета и ПК); коммуникативные компетенции и другие.

Работа над проектом позволила вместе с учащимися пережить вдохновение творчества и превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу.


Урок-проект в 8а классе

Тема: «Изучение химической природы кислорода, углекислого газа и гемоглобина как составляющих, обеспечивающих функцию дыхания у школьников с различной степенью физической подготовки».

Тип проекта: реферативно-исследовательский, межпредметный

Место в учебном процессе: тема по химии «Простые и сложные вещества: кислород и углекислый газ», тема по биологии «Дыхание».

Главная дидактическая цель: Исследовать функцию дыхания у школьников с различной степенью физической подготовки.

Задачи:

образовательные:

  • изучение химической природы кислорода и углекислого газа и их роли в процессе дыхания;
  • расширение и углубление знаний учащихся о разновидностях гемоглобина и его роли в процессе газообмена.

развивающие:

  • развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания, устанавливать причинно-следственные связи;
  • развитие навыков монологической речи, анализа собственной деятельности;
  • формирование общеучебных умений и навыков, необходимых  в деятельности экспериментатора;

воспитательные:

  • расширение естественнонаучного мировоззрения учащихся, преодоление безразличного отношения к современным экологическим проблемам;
  • воспитание бережного отношения к собственному здоровью;
  • воспитание коммуникативных умений.

Продукты: Буклет

Необходимое оборудование: персональный компьютер с выходом в Интернет, DVD-плеер, химическая посуда и реактивы, секундомер, таблицы, инструкция к лабораторной работе.

Роли. Сформированы 4 экспертные группы. Первая работала над изучением химической природы кислорода и его значении в процессе дыхания. Вторая изучала углекислый газ, третья- виды гемоглобина, четвертая- участие кислорода, углекислого газа и гемоглобина в обмене газов в организме человека.

Содержание проекта.

1 урок. Постановка задач, определение состава групп, распределение ролей. Выход этапа – аргументированные решения каждой группы об их программе поиска.

2 урок. Обсуждение в группах собранного материала, разработка сценария своей части проекта. Выход этапа – согласованный план своей части проекта каждой группы.

3 урок. Защита проекта по группам с демонстрацией наглядных материалов, проведение лабораторных работ, оформление итогов проекта.


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Объявление темы урока, цели, задач, роли учащихся на уроке

Слушают, готовятся к выступлениям.

2. Защита проекта 1 и 2 группы

Демонстрация слайдов презентации №5,8,9.

Выступление 1 и 2 группы по теме «Химическая природа кислорода, углекислого газа, их роль в природе, получение и применение». Остальные учащиеся по ходу выступления делают краткие записи в тетрадях.

3. Выполнение практической работы «Лабораторный способ получения кислорода и изучение его свойств».

Показ видеофрагмента «Получение кислорода из перманганата калия», инструктаж к практической работе. Демонстрация реакций горения серы, фосфора, магния, железа.

Выполняют практическую работу, оформляют её в тетрадях, составляют уравнения реакций горения,  делают выводы, отвечая на предложенные вопросы (слайд №  7), проверяют уравнения реакций (слайд №6).

4. Защита проекта 3 и 4 группы

Показ видеофрагмента «Газообмен».

Демонстрация слайдов презентации № 10-13.

Выступление 3 и 4 группы по теме «Участие кислорода, углекислого газа, гемоглобина в газообмене в организме человека». Остальные учащиеся по ходу выступления делают краткие записи в тетрадях

5. Выполнение лабораторной работы «Определение влияния физической нагрузки на частоту дыхания у школьников с разной физической подготовкой».

Проведение инструктажа  

Выполняют лабораторную работу (приложение №1). Класс делится на две группы: спортсмены и не занимающиеся спортом; учащиеся подсчитывают число дыхательных движений в состоянии покоя и после 20 приседаний, делают вывод о влиянии физической нагрузки на частоту дыхания.

6. Подведение итогов

Координация и направление работы учащихся на заключительном этапе создания буклета.

Создание страничек буклета по группам по изученным темам и их защита.


Библиография

  1. Агаджанян Н.А. Организм и газовая среда обитания,- М., 1982.
  2. Бруновт Е.П., Малахова Г.Я., Соколова Е.А. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека, - М. «Просвещение», 1984.
  3. Иванов К.П. О биологических условиях и физиологических механизмах снабжения организма кислородом, - М., 1996.
  4. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В., Попков В.А. Начала химии, - М., 2001.
  5. Оганесян Э. Т. Руководство по химии, - М. « Высшая школа», 1991.
  6. Хрипкова А.Г., Миронов В.С., Шепило И.Н. Физиология человека, - М. « Просвещение», 1971.
  7. Хомченко Г.П. Химия, - М. «Высшая школа», 1988
  8. Ширшина Н.В. Проектная деятельность учащихся, - Волгоград, 2008.
  9. Сеть творческих учителей - http://www.it-n.ru/
  10.  Комплексный проект информатизации образовательных учреждений - http://www.km-school.ru/
  11.  Школьный Университет Ведущий Институт Развивающих Технологий - http://www.itdrom.com/
  12. Издательский дом «Первое сентября» - http://him.1september.ru/

Приложение №1

 

Лабораторная работа

«Определение влияния физической нагрузки на частоту дыхания у школьников с разной физической подготовкой».

Цель:

 выяснить влияние физической нагрузки на частоту дыхания у школьников с разной физической подготовкой.

Оборудование:

часы с секундной стрелкой

Ход работы:

  1. Подсчитать число дыхательных движений в состоянии покоя.
  2. Подсчитать число дыхательных движений после 20 приседаний.
  3. Данные записать в таблицу:

Условия опыта

Число дыхательных движений за 1 минуту

1. в состоянии покоя

2. после физической нагрузки

  1. Сделать вывод о влиянии физической нагрузки на частоту дыхательных движений.

Приложение № 2 Презентация

Приложение № 3 Видеофрагменты

Приложение № 4 Буклет



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока физики "Суд над углекислым газом"

Разработка урока физики в 10 классе "Суд над углекислым газом"...

Методическое пособие по подготовке студентов электросварщиками механизированной сварки в среде углекислого газа конструкций, поднадзорных Морскому Регистру РФ

Методическое пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 150203 «Сварочное производство» и предназначено для студентов очного отделения ср...

Использование межпредметных связей при изучении темы "Газы" на уроках химии (на примере истории открытия углекислого газа)

Углекислый газ был первым между всеми другими газами противопоставлен воздуху под названием “дикого газа” алхимиком XVI в. Ван-Гельмонтом. Открытием углекислого газа было положено начало новой о...

Практическая работа № 9 Получение углекислого газа и изучение его свойств. Переход карбоната в гидрокарбонат

Урок 42 Практическая работа № 9Получение углекислого газа и изучение его свойств. Переход карбоната в гидрокарбонат...

Тема: «Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе». 8 класс

Тема:  «Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе».Девиз урока: «Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия&ra...

Физические и химические свойства углекислого газа

В презентации рассмотрены аллотропные модификации углерода, а также физико-химические свойства соединений углерода на примере углекислого газа...