Методические разработки по химии
методическая разработка по химии по теме

Компетентностно-ориентированные задания по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostno-orientirovannye_zadaniya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОВИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Выполнил:

Дудник Светлана Евгеньевна

учитель химии МБОУ СОШ № 158

(II квалификационная категория)

Проверил: Лапина Ю.В.

Новосибирск, 2010

Современное общество меняет взгляд на содержание химического образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Компетентностный подход заключается в привитии и развитии у школьников набора ключевых компетентностей, которые определяют его успешную адаптацию в обществе.

Для составления компетентностно-ориентированных задач разделим их на три уровня (уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждения). Выделение уровней основывается на уровне химической подготовки учащихся.

Первый уровень (уровень воспроизведения) включает воспроизведение химических фактов. Учащиеся могут применять базовые химические знания в стандартных, четко сформулированных ситуациях.

Второй уровень (уровень установления связей) включает установление связей и интеграцию материала из разных химических тем, необходимых для решения поставленной задачи. Учащиеся могут применять свои знания в разнообразных, достаточно сложных ситуациях. Они могут интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на графиках.

Третий уровень (уровень рассуждения) – химические размышления, требующие обобщения и интуиции. Учащиеся могут организовывать информацию, делать обобщения, решать нестандартные проблемы, делать выводы на основе исходных данных и обосновывать их. В заданиях третьего уровня, прежде всего, необходимо самостоятельно выделить в ситуации проблему, которая решается средствами химии. Решить поставленную задачу используя химические рассуждения и обобщения, и интерпретировать решение с учетом особенностей рассмотренной в задании ситуации.

Для формирования информационной компетентности необходимо использовать задачи содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках).

Примером такого задания может быть задача 1.

Задача 1

Тема: «Железо» (9 класс)

В организме взрослого человека содержится 4 г железа на 70 кг массы тела. Почти 2/3 этого железа входит в состав гемоглобина, В организм человека 99% железа попадает с пищей. Пищевые продукты животного происхождения содержат железо в наиболее легко усвояемой форме. Считается, что организм усваивает до 35% «животного» железа. Оптимальное суточное поступление железа в организм с продуктами животного происхождения составляет 16 мг/сут для мужчин, 12 мг/сут - для женщин. Особенно много железа содержится в говядине (9 мг/100 г), печёнке (20 мг/100 г), тыкве (11 мг/100 г), фисташках (7 мг/100 г). Суточная потребность составляет 10-20 мг для мужчин и 20-30 мг -для женщин. У детей среднесуточная потребность в железе зависит от возраста: 6-12 мес.- 1 мг/сутки; 1-3 года - 8 мг/сутки; 3-5 лет -5,5 мг/сутки; 6-7 лет - 9 мг/сутки; 8-11 лет - 10 мг/сутки.

Дефицит железа может развиться при недостаточном поступлении этого элемента в организм (1 мг/день), а порог его токсичности составляет 200 мг/сут (табл. 1).

Таблица 1. ПДК железа в пищевых продуктах

Продукты

ПДК, мг/кг

Рыбные

30

Мясные

50

Молочные

3

Хлеб

50

Овощи, фрукты

50

       

В медицине железосодержащий препарат сульфат железа используется в качестве лекарственного средства для лечения малокровия. Препятствуют усвоению организмом железа медь и цинксодержащие препараты.

Вопросы и задания

1. Определите, сколько процентов железа от суточной потребности содержится в 100г печёнки, тыквы, фисташек. Полученный результат запишите в табл. 2.

Таблица 2

Продукт

Содержание железа, % от суточной потребности

Печёнка

Тыква

Фисташки

2. В каком продукте содержится больше всего железа?

3. Вычислите массу фисташек, которые необходимо съедать ежесуточно, для того чтобы восполнить суточную потребность организма в железе (20 мг).

4. Как правильно принимать железосодержащие препараты? Напишите инструкции их применению.

5. Постройте график зависимости  суточной потребности детей в железе от возраста.

Эта задача направлена на формирование  умений использовать элементарные знания (массовая доля) и представлять информацию в табличном виде (вопрос1), использовать результаты предыдущего задания для выявления данного и находить и сопоставлять нужную информацию (вопрос2), использовать естественно-научные знания для решения реальных жизненных проблем и находить и сопоставлять нужную информацию (вопрос 3), создавать собственный текст в заданном жанре и использовать естественнонаучные знания для решения реальных жизненных проблем (вопрос 4), использовать знания, полученные при изучении других предметов (математика), и представлять информацию в графическом виде (вопрос 5).

Для формирования коммуникативной компетентности можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Учащимся можно разделиться на несколько групп, каждая группа должна решить задачу предложенным способом и доказать правильность своего решения оставшимся группам.

Задача 2

Тема «Кислоты»  (8 класс)

На уроках химии или в быту вам не избежать встречи с кислотами. При выполнении практических работ мы используем такие кислоты, как серная, соляная, азотная. В домашних условиях при консервировании, приготовлении различных блюд не обойтись без уксусной кислоты. Для заливки аккумулятора нужна серная кислота.

Немного о свойствах кислот. При неосторожном обращении с кислотами, они вызывают ожоги глаз, кожи, слизистых оболочек дыхательных путей.Серная кислота разъедает бумагу, ткани, обугливает древесину. При разбавлении концентрированной серной кислоты, необходимо вливать кислоту тонкой струйкой в воду. Если воду вливать в кислоту, то может произойти разбрызгивание кислоты на лицо и руки работающего.

Чтобы не произошел несчастный случай, каждый должен знать правила обращения с кислотами.

Составьте памятку «Правила обращения с кислотами» для своих одноклассников. 

Памятка «Правила обращения с кислотами»

 

При работе с кислотами запрещается:

                                                                     ________________                                                 

                                                                          ___________________                                      

___________________________________________________________________________

При работе с кислотами необходимо:

                                                                        ___________________                                        

                                                                         ___________________                                       

___________________________________________________________________________

Модельный ответ

 

Памятка «Правила обращения с кислотами»

При работе с кислотами запрещается:

1.     Трогать вещество руками.

2.     Пробовать на вкус.

3.     Подносить сосуд с кислотой близко к лицу.

4.     Вливать воду в кислоту.

5.     Если разлил кислоту, необходимо обратиться к учителю или лаборанту кабинета химии.

При работе с кислотами необходимо:

     1. Соблюдать осторожность.

2.Работать в резиновых перчатках.

3.Вливать кислоту в воду.

4.Распознавать кислоты с помощью индикатора.

5. Для определения запаха, ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу, держа сосуд с кислотой на расстоянии.

Для формирования исследовательской компетентности учащимся можно предложить задания, в которых необходимо исследовать все возможные варианты и сделать определенный вывод.

Задача 3 

Тема: «Типы химических реакций» (8 класс)

Почему соду широко применяют в кондитерском деле?

Научно-популярная информация {подсказка). При нагревании сода разлагается с выделением углекислого газа, что делает тесто пышным.

Задание. Составьте уравнение химической реакции разложения соды с выделением углекислого газа, придающего тесту необходимую пышность.

Творческое задание. Составьте схему «Применение соды в домашнем хозяйстве».

Цель использования. Раскрытие химической сущности процессов приготовления пищи.

Формируемые умения и навыки:

  • специальные химические:составлять уравнения реакций разложения кислых солей;
  • общеучебные: использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в быту; устанавливать причинно-следственные связи; выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (схемы); создавать собственный интеллектуальный продукт.

Готовность к разрешению проблем формируется с помощью задач, в которых необходимо проанализировать предложенную ситуацию, поставить цель, спланировать результат, разработать алгоритм решения задачи, проанализировать результат. Примером заданий такого вида могут быть задачи № 4-6.

Задача 4

Тема: «Подгруппа меди» (11 класс)

Организм человека содержит большое количество химических элементов.

Медь (Cu) - общее содержание меди в организме составляет примерно 150 мг на 70 кг . В печени взрослых людей содержится в среднем 35 мг меди на 1 кг сухого веса. Поэтому печень можно рассматривать как "депо" меди в организме. В печени плода содержится в десятки раз больше меди, чем в печени взрослых. Медь необходима для процессов образования гемоглобина и в этом смысле не подлежит замене другими элементами. Медь также участвует в процессах роста и размножения.

В организм медь поступает в основном с пищей. Например, содержание меди в 100 г огурцов составляет 8,4 мг. В крови медь связывается с сывороточным альбумином (12-17%), аминокислотами (10-15%), транспортным белком (12-14%).  Потребность в меди у взрослого человека составляет 2 мг в день.

 

Используя данную информацию, выполните следующие задания:

1.Определите количество вещества меди, содержащейся в организме человека.

2. Подсчитайте массу меди, которая при оптимальном поступлении связывается с: а) сывороточным альбумином; б) аминокислотами; в) транспортным белком.

3. Вычислите массу огурцов, которые необходимо съедать каждый день для того, чтобы восполнить суточную потребность организма в меди.

Задача 5

Тема:  «Металлы. Ртуть» (9 класс)

 

По местному телевидению прошла информация о том, что в одном из жилых домов нашего города, в подъезде на полу и в замочных скважинах была обнаружена ртуть. Ртуть это вещество, которое представляет серьёзную опасность для здоровья человека.

Используя разнообразные источники информации, ответьте письменно на вопросы и подготовьте сообщение на 5 минут.

1.     Какие свойства ртути определяются её строением.

2.     Каково значение ртути в жизни человека.

3.     В чем заключается токсичное действие ртути на организм человека.

4.     Определите основные  способы утилизации этого металла и правил поведения в чрезвычайной ситуации.

Задача 6
Тема: «Реакции ионного обмена» (9 класс)

Почему в качестве противоядия при попадании ионов Hg-+ в организм используют сульфид натрия?

Научно-популярная информация {подсказка). Сульфид натрия реагирует с катионом Hg2+ с образованием малорастворимого соединения, что понижает концентрацию токсичного катиона.

Задание. Составьте уравнение химической реакции ионного обмена, понижающей концентрацию токсичного катиона Hg2+ в результате образования малорастворимого сульфида.

Творческое задание. Составьте мини-пособие «Правила безопасности при работе с соединениями ртути». Пособие должно быть привлекательно оформлено фотографиями веществ, химических экспериментов, другими иллюстрациями. Тексты инструкций можно найти на сайте http://www.ximsvao.km. ru.doc.html.

Цели использования. Раскрытие химической сущности применения противоядий и ознакомление с нормами поведения при отравлениях.

Формируемые умения и навыки

  • специальные химические: составлять уравнения реакций ионного обмена;
  • общеучебные: использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в быту; устанавливать причинно-следственные связи; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера; обрабатывать текстовую информацию с использованием возможностей Интернета.

 

 Заключение

Формирование ключевых компетентностей на уроках химии в основной школе занимает особое место. Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по химии и способности их применения на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии в 11 классе "Белки - природные полимеры"

Данный материал будет полезен как учителям химии, так и преподавателям биологии. Можно смело применить в качестве интергированного материала, предварительно его переработав....

Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.

Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....

методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"

Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...

методическая разработка урока химии 8класс "Степень окисления"

Понятие "степень окисления" одно из ключевых понятий курса неорганической химии. Вопрос довольно сложный для понимания учащимися, но очень важный. Эта тема изучаетс в разделе "Соединения химическ...

Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)

Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....

Эскендаров Альберт Агаевич, методическая разработка по химии, сканворд первоначальные понятия химии 8 класс

эскендаров альберт агаевич, методическая разработка по химии, сканворд первоначальные понятия химии 8 класс...