Элективный курс "Практикум по решению задач"
элективный курс по химии (11 класс) по теме

Элективный курс рассчитан на учащихся 11 класса, содержит задачи, которые рассматриваются в школьном курсе, но их мало и они  вызывают затруднения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozheniya.docx28.12 КБ
Файл zadachi.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс  по химии для учащихся 11 класса

Практикум по решению задач

        


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ       ЗАПИСКА

 Предлагаемый элективный  курс    «Практикум по решению  задач» рассчитан на  16 часов. Данный курс направлен на развитие самостоятельной и творческой инициативы  у учащихся, на формирование естественнонаучной картины мира через реализацию межпредметных связей, развитие практических умений и навыков.

   Учащиеся во время изучения курса должны овладеть материалом, который не включен в школьную программу, расширить знания по отдельным темам. Факультативный курс «Практикум по решению задач» предусматривает более глубокое изучение теоретических основ химии. Значительно полнее, чем в общем курсе, рассматриваются основные законы химии и физики. На занятиях углубляются знания учащихся по основным вопросам химии (атомно-молекулярное учение, периодический закон, строение атомов и молекул, элементы кинетики и энергетики химических реакций  и др.), рассматриваются новые для учащихся теоретические понятия. Задачи и упражнения каждой главы составлены по принципу нарастания сложности таким образом, чтобы учащиеся могли освоить оптимальные методы их решения. Умение решать задачи является основным показателем творческого усвоения предмета. Решение задач позволяет лучше разобраться в теории, усвоить наиболее сложные вопросы. Это очень важный элемент в изучении химии.                                                                                        

     Задачи часто вызывают большие трудности и страх у учащихся. Основная цель этого элективного курса оказать помощь тем, кто предполагает связать свою будущую профессиональную деятельность с химией, биологией, медициной, сельским хозяйством.  

     Этот элективный курс позволяет закрепить знания и умения, приобретенные учащимися на уроках, углубить их, решая задачи повышенной трудности; развивает логическое мышление, способствует развитию устойчивого интереса к химии, снимает страх перед решением задач, готовит учеников для поступления в высшие учебные заведения.

Цели курса:

Формировать умения систематизировать и расширять знания о свойствах неорганических и органических веществ, химических реакциях .Формировать умение различать факты, сравнивать выводы, формулировать и обосновывать собственную позицию

Приобретение опыта разнообразной деятельности: навыков решения проблем, принятия решений        , поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений и сотрудничества

Задачи курса:

  1. Сформировать представления о специальных методах решения задач.
  2. Выработать умение логически мыслить, выводить одни формулы из других.
  3. Формировать умение вести исследовательскую работу: анализировать информацию и делать прогнозы.
  4. Выработать умение работать с реактивами и химическим оборудованием, соблюдая правила техники безопасности.

Планируемые результаты

личностные

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве

со взрослыми в процессе образовательной деятельности;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки;

метапредметные

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать задачи, выбирать способы их решения,

устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять

способы действий в рамках предложенных условий и требований;

развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий;

предметные

формирование систематизированных представлений о способах решения задач; формирование системы научных знаний о химических явлениях, закономерностях их проявления.

        


                 Содержание программы

Основные понятия и законы химии (2 часа).

Молярная масса, масса, молярный объем, объем газообразных веществ, количество вещества. Число Авогадро, число атомов в молекулах и определенных порциях (г, л) вещества.

Строение атома и периодический закон.(2 часа)

Электронная конфигурация атомов и ионов.  Определение валентности и степени окисления. Ядерные реакции.

Концентрация растворов (4 часа).

Расчет массовой доли компонента. Нахождение масс растворов заданной концентрации по массе и концентрации выданного раствора. Расчет массовой доли компонента, если растворяют кристаллогидрат. Нахождение массовой доли, если вещество реагирует с водой.

Растворимость (2 часа).

Молярная концентрация, перевод молярной концентрации в процентную. Нахождение растворимости вещества. Расчет массы осадка по растворимости вещества при разных температурах.

Газовые законы (3 часа).

Закон Менделеева – Клайперона. Относительная плотность газовых смесей. Расчет объемов газов по относительной плотности смеси газов. Нахождение массовой доли, объемной доли, мольной доли по относительной плотности смеси газов.

        Скорость химической реакции (3 часа).

Влияние концентрации    реагирующих веществ на скорость реакции. Вычисление скорости реакции при изменении давления, температуры. Нахождение константы равновесия по равновесным концентрациям. Нахождение исходных концентраций по константа равновесия.

Учебно-тематический план

№п/п

Содержание    

Количество часов

Виды деятельности

1

Молярная масса, масса, количество атомов

Объём, молярный объём

1

Решение задач №1 - 15

Решение задач  №16 -26

2

Электронная конфигурация атомов и ионов

1

Задачи №1 - 15

3

  Определение валентности и степени окисления.

1

Задачи №1 - 8

Из приложения «Валентность. Степень окисления»

4

Ядерные реакции.

1

Задачи №16 -18 из приложения «Строение атома. Периодический закон»

5

Расчет массовой доли компонента

1

Задачи №1 -11 из приложения «Способы выражения концентрации» (1 лист)

6

Расчет массовой доли компонента, если растворяют кристаллогидрат.

2

Задачи №7 -15 из приложения «Способы выражения концентрации»(2 лист)

7

Нахождение массовой доли, если вещество реагирует с водой.

2

Задачи №20 -28 из приложения «Способы выражения концентрации»(2 лист)

8

Молярная концентрация,  перевод молярной концентрации в процентную

1

Задачи №1 -8 из приложения «Способы выражения концентрации»(1 лист)

9

 Расчет массы осадка по растворимости вещества при разных температурах.

1

Задачи №1 -5 из приложения «Способы выражения концентрации»(2 лист)

10

Закон Менделеева – Клайперона.

1

Задачи №1 -4 из приложения «Задачи на газовые законы»

11

Относительная плотность газовых смесей.

1

Задачи №5 -10 из приложения «Задачи на газовые законы»

12

Нахождение массовой доли, объемной доли, мольной доли по относительной плотности смеси газов.

1

Задачи №11 -20 из приложения «Задачи на газовые законы»

13

Вычисление скорости реакции при изменении давления, температуры, концентрации реагирующих веществ.

1

Задачи №1 -16 из приложения «Задачи на тему: «Скорость химической реакции»

14

Нахождение константы равновесия по равновесным концентрациям и наоборот.

1

Задачи №17 -24 из приложения «Задачи на тему: «Скорость химической реакции»

Алгоритм решения задач по теме «Способы выражения концентрации растворов»

Задача. Сколько граммов нитрата калия выпадет в осадок из 300 г раствора, насыщенного при 40˚С, при охлаждении его до 10˚С? Растворимость KNO3 составляет 63,9 г при 40˚С и 20,9 г при 10˚С ?

Дано:        Решение:

m(р-ра)= 300г        Растворимость показывает сколько граммов вещества может

m(осадка)                      раствориться в 100 граммах воды при данной температуре

1.Найдем массу раствора нитрата калия при 40˚С

m(р-ра)= m(Н2О)  +   m(KNO3) = 100 + 63,9 = 163,9 г

2.Найдём массовую долю нитрата калия в полученном растворе:

w(КNO3)= m(KNO3) : m(р-ра) = 63,9 : 163,9 =0,3899 или 38,99%

точно такая же концентрация нитрата калия будет в 300 г раствора при 40˚С.

3. Найдем массу KNO3, содержащуюся в 300-х граммах заданного раствора

m(KNO3)= 300· 0,3899 = 116,97 г

4. Найдем массу воды, которая содержится в 300-х граммах раствора

m (H2O)= 300- 116,97 = 183,03 г

5.Найдём сколько граммов нитрата калия растворится в этой массе воды при 10˚С, используя  растворимость KNO3 при этой температуре:

В 100 г воды при 10˚С растворится 20,9 г нитрата калия,а

в 183,03 г воды при 10˚С растворится   х г нитрата калия

х = 183,03 · 20,9 : 100 = 38,24 г

6.Итак, при t=40˚С было растворено 116,97 г нитрата калия, а при t=10˚С растворено 38,24 г KNO3, значит остальное выпало в осадок

m (осадка)= 116,97 – 38,24 = 78,73 г

Ответ: масса осадка равна 78,73 грамма.

Алгоритм решения задач по теме: «Нахождение константы равновесия по равновесным концентрациям и наоборот»

Задача. Равновесие реакции Н2 + I2  = 2HI установилось при следующих концентрациях участвующих в ней веществ: [Н2]= 0,4 моль/л,  [I2]=0,5моль/л, [HI] = 0,9 моль/л.  Определите исходные концентрации иода и водорода и рассчитайте константу равновесия.

Решение: запишем уравнение реакции и над формулой иодоводорода укажем сколько моль его образовалось. Чтобы получилось 0,9 моль HI, в реакцию должно вступить какое-то количество Н2 и какое-то количество I2. Это количество веществ нужно найти

х моль  y моль    0,9моль

Н2     +   I2   =   2HI

1моль      1моль   2моль

1. Найдем какое количество вещества водорода надо взять, чтобы получилось 0,9 моль иодоводорода

Х= = 0,45 моль

Точно так же находим количество вещества иода:

Y = =0,45 моль

2.Вычислим исходные концентрации водорода и иода. Они равны сумме равновесной концентрации вещества и того количества вещества, которое вступило в реакцию.

[H2]исх = 0,45 + 0,4 = 0,85 моль/л

[HI]исх = 0,45 + 0,5 = 0,95 моль/л

3.Рассчитаем константу равновесия.

Кравн = = = 4,05


Алгоритм решения задач по теме: Способы выражения концентрации растворов(2 лист)

Задача. Какую массу кристаллогидрата сульфата меди(II) (кристаллизуется с пятью молекулами воды) надо растворить  в воде массой 120 г, чтобы получить раствор сульфата меди (II) с м ассовой долей 5,06%?

Решение: (это решение мне предложила моя ученица)

Обозначим количество необходимого кристаллогидрата сульфата меди (II) за х моль  -  (CuSO4·5H2O)=х моль

 CuSO4·5H2O) =   (CuSO4) = x моль

Найдем их массы   m(CuSO4) M(CuSO4(CuSO4) = 160г/моль ·х моль= 160х г

        m(CuSO4·5H2O) =M( CuSO4·5H2O)· CuSO4·5H2O) = 250г/моль·х моль = 250х г

Запишем формулу по которой рассчитывают массовую долю сульфата меди (

(II):CuSO4 ) = = 

m (раствора) = m( CuSO4·5H2O) + m(H2O) = (250x + 120)г

0,0 506 =  0,0506·(250х + 120) = 160х

Решаем уравнение и находим х=0,041 моль

m(CuSO4·5H2O) =M( CuSO4·5H2O)· CuSO4·5H2O) =



Предварительный просмотр:

Задачи на расчет числа молей

 №1. Вычислите массу 0,2 моль гидроксида кальция.

№2.Найдите объём 3 моль азота.

№3. Какой объём займет 11 граммов углекислого газа?

№4. Найдите массу 1,5·1023 молекул азотной кислоты.

№5. Вычислите массу сульфата натрия количеством вещества 5,3 моль.

№6. Сколько молекул содержится в 230 г этанола?

№7. Вычислите число атомов водорода в 90г этана.

№10. Где содержится больше атомов кислорода: в 10 г карбоната кальция или в 10 г оксида углерода (IV)?

№11.Вычислите число атомов азота в 40 г аммиачной селитры, содержащей 10% неазотистых примесей.

№12.Во сколько раз в земной коре атомов кислорода больше, чем атомов алюминия? Массовые доли кислорода и алюминия в земной коре соответственно равны 0,47 и 0,….

№13. Во сколько раз в земной коре атомов кремния больше, чем атомов железа? Массовые доли кремния и железа в земной коре соответственно равны 0,295 и 0,….

№14. Вычислите число атомов кислорода в 25 г пентагидрата сульфата меди (II).

№15. Чему равна масса 10 литров воздуха при нормальных условиях?

№16. Вычислите массу 12 литров метана, находящегося при 30˚С и давлении 120 кПа.

№17.Сколько молекул находится в 2 кубометрах метана при нормальных условиях?

№18. В 8,8 г вещества содержится 1,2 ·1023 молекул. Чему равна молярная масса этого вещества?

№19.В 0,96 г вещества содержится 1,8·1022 молекул. Чему равна молярная масса этого вещества?

№20.Чему равна масса одной  молекулы озона?

№2!. Чему равна масса одной молекулы белого фосфора?

№22.Вычислите массу кислорода, содержащегося в 6,4 г метилового спирта.

№23.вычислите массу водорода, содержащегося в 92 г этанола.

№25.Найдите объём 2-х моль воды и 3-х моль пентана (плотность 0,626 г/мл) при нормальных условиях.

№26.В порции кристаллогидрата ацетата калия содержится 3,612·1023 атомов углерода и 1,084·1024 атомов водорода. Найдите число атомов кислорода в этой порции кристаллогидрата.


Строение атома и периодический закон.

№1.Какой инертный газ и ионы  каких элементов имеют одинаковую конфигурацию с частицей, возникающей в результате удаления из атома кальция всех валентных электронов?

№2.Могут ли электроны иона Al3+ находиться на следующих орбиталях: а) 2р; б)1р ?

№3. Могут ли электроны иона  К+ находиться на следующих орбиталях: а) 4s; б)3р; в)3d?

№4. Могут ли электроны иона S2- находиться на  следующих  орбиталях: а) 4s; б)3р; в)3d?

№5.Напишите электронную конфигурацию атома серы в первом возбужденном состоянии.

№6. Напишите электронную конфигурацию атома фосфора в максимально- возбужденном состоянии.

№7. Напишите электронную конфигурацию атома кремния в  возбужденном состоянии.

№8.Сколько неспаренных электронов содержат невозбужденные атомы B,S,As,Cr?

№9.Какие элементы могут проявлять как металлические, так и неметаллические свойства? Приведите не менее трех примеров.

№10.Какие общие свойства имеют элементы Mn и Cl,находящиеся в одной группе Периодической системы?

№11.Сколько электронов и протонов содержат следующие частицы: а)NO2+; б) РН3?

№12.Сколько электронов и протонов содержат следующие частицы: а)NO3; б) СН4?

№13.Сколько электронов и протонов содержат следующие частицы: а)NO2; б) РО3?

№14.Электронная конфигурация атома неона совпадает с электронными конфигурациями ионов нескольких элементов. Приведите 4  таких иона. Ответ мотивируйте.

№15.Напишите уравнение реакции образования соединения, в состав которого входят ионы элементов с конфигурацией внешних электронов 3s23p6.

№16.Напишите ядерную реакцию, происходящую при бомбардировке алюминия     α-частицамии сопровождающуюся выбиванием протонов.

№17 Напишите ядерную реакцию, происходящую при бомбардировке алюминия     α-частицамии сопровождающуюся выбиванием нейтронов.

№18.При бомбардировке изотопа бора   нейтронами из образовавшегося ядра выбрасывается α-частица. Напишите реакцию.


Валентность. Степени окисления элементов. Геометрическая структура молекул

№1.Напишите структурные формулы следующих соединений: перхлорат калия, хлорат калия, хлорит калия, гипохлорит калия, хлорид калия.

№2. Напишите структурные формулы следующих соединений: сульфат натрия, сульфит натрия, сульфид натрия.

№3.Напишите структурные формулы фосфата, гидрофосфата и дигидрофосфата кальция.

№4.Напишите электронную и структурную формулы оксидов углерода (II) и  (IV).

№5.Приведите примеры (не менее 5), в которых степени окисления атомов и их валентности не совпадают.

№6.Определите степени окисления элементов в следующих соединениях:CaCrO4. Sr(ClO)2, F2O2,Ca3(PO4)2, NH4NO3

№7. Определите степени окисления элементов в следующих соединениях: NOCl, Fe3O4, NaFeO2, K2FeO4, K4[Fe(CN)6].

№8. Определите степени окисления элементов в следующих соединениях FeS2, Na2S2O3, Mn[PtF6], C6H5CH3, CH2Cl2, CH3COOH.

№9.Приведите структурные формулы 4-нитрофенола и гидросульфата аммония. Укажите характер химических связей в каждом из соединений, валентности и степени окисления элементов.

№10.Приведите структурные формулы 3-метилфенола и гидрокарбоната калия. Укажите характер химических связей в каждом из соединений, валентности и степени окисления элементов.

№11.Углеводород имеет структурную формулу:

СН3С-C=СН2                                                                                                                                                                                                                                                                         

                  CH3

Назовите данное соединение по международной номенклатуре, укажите тип гибридизации атомных орбиталей каждого атома углерода и посчитайте число - и π-связей.

№12. Углеводород имеет структурную формулу:

СН2=СН-СН=С=СН2                                                                                                                        Назовите данное соединение по международной номенклатуре, укажите тип гибридизации атомных орбиталей каждого атома углерода и посчитайте число - и π-связей.

№13.Изобразите структурную формулу карболовой кислоты. Укажите тип гибридизации атомных орбиталей каждого атома углерода и посчитайте число - и π-связей.

№14. .Изобразите структурную формулу ксилола. Укажите тип гибридизации атомных орбиталей каждого атома углерода и посчитайте число - и π-связей.


Способы выражения концентрации растворов(1 лист)

№1.Найдите молярную концентрацию 30%-ной серной кислоты (плотность раствора 1,22 г/мл)

№2.Найдите молярную концентрацию 20%-ного  раствора нитрата натрия (плотность раствора 1,14 г/мл).

№3. Найдите молярную концентрацию 50%-ного  раствора нитрата аммония (плотность раствора 1,23 г/мл).

№4. Найдите молярную концентрацию 10%-ного  раствора хлорида бария (плотность раствора 1,09 г/мл).

№5. Найдите молярную концентрацию 6%-ного  раствора сульфата калия(плотность раствора 1,05 г/мл).

№6. Рассчитайте процентную концентрацию 1,2 М раствора сульфата натрия объемом 250 мл (плотность раствора 1,15 г/мл).

№7. . Рассчитайте процентную концентрацию 0,2 М раствора нитрата  натрия объемом 200 мл (плотность раствора 1,08 г/мл).

№8. . Рассчитайте процентную концентрацию 0,5 М раствора нитрата  аммония объемом 400 мл (плотность раствора 1,04 г/мл).

№9.Один мл 25%-ного раствора содержит 0,458 г растворенного вещества. Какова плотность этого раствора?        

№10. Один мл 30%-ного раствора содержит 1,23 г растворенного вещества. Какова плотность этого раствора?        

 №11. Один мл 20%-ного раствора содержит 1,12 г сульфата аммония. Какова плотность этого раствора?        

№12.Растворимость хлорида натрия при 25˚С равна 36,0 г в 100 г воды. Определите массовую долю соли в насыщенном растворе при этой температуре.                  

№13. Растворимость нитрата калия при 30˚С равна 45,8 г в 100 г воды. Определите массовую долю соли в насыщенном растворе при этой температуре.

№14. Растворимость бихромата калия при 10˚С равна 7,75 г в 100 г воды. Определите массовую долю соли в насыщенном растворе при этой температуре.

№15. Растворимость хлорида аммония при 20˚С равна 37,4 г в 100 г воды. Определите массовую долю соли в насыщенном растворе при этой температуре.

№16.Массовая доля нитрата серебра в насыщенном при 20˚С водном растворе равна 69,5%. Вычислите массу этой соли, которая растворится в 100 г воды при этой же температуре.

№17. Массовая доля карбоната натрия в насыщенном при 40˚С водном растворе равна 32,84%. Вычислите массу этой соли, которая растворится в 100 г воды при этой же температуре.

№18. Массовая доля нитрата калия в насыщенном при 10˚С водном растворе равна 17,29%. Вычислите массу этой соли, которая растворится в 100 г воды при этой же температуре.


Способы выражения концентрации растворов(2 лист)

№1.Сколько граммов нитрата бария  выделится из раствора, насыщенного при 100˚С и охлажденного до 0˚С, если во взятом растворе было 50 мл воды? Растворимость нитрата бария при 0˚С равна 5,0 г, а при 100˚С – 34,2 г.

№2. Сколько граммов сульфата калия выпадет в осадок из 400 г раствора, насыщенного при 80˚С, при охлаждении его до 20˚С? Растворимость K2SO4 составляет 21,4 г при 80˚С и 11,1 г при 20˚С.

№3. Сколько граммов гидрокарбоната натрия выпадет в осадок из 200 г раствора, насыщенного при 60˚С, при охлаждении его до 10˚С? Растворимость гидрокарбоната составляет 16,4 г при 60˚С и 8,2 г при 10˚С.

№4. Сколько граммов хлорида аммония выпадет в осадок из 300 г раствора, насыщенного при 80˚С, при охлаждении его до 10˚С? Растворимость NH4Cl составляет 66,5 г при 80˚С и 33,5 г при 10˚С

№5. Сколько граммов нитрата калия выпадет в осадок из 140 г раствора, насыщенного при 40˚С, при охлаждении его до 10˚С? РастворимостьKNO3 составляет 63,9 г при 40˚С и 20,9 г при 10˚С.

№6.Кристаллогидрат сульфата меди (кристаллизуется с пятью молекулами воды) массой 5 г растворили в воде количеством 5 моль. Рассчитайте массовую долю сульфата меди (II) в полученном растворе.

№7.Медный купорос массой  25 г растворили в воде массой 125 г. Рассчитайте массовую долю сульфата меди (II) в полученном растворе.

№8. Кристаллогидрат сульфата железа (II) (кристаллизуется с семью молекулами воды) массой 27,8 г растворили в воде количеством 12 моль. Рассчитайте массовую долю сульфата железа (II) в полученном растворе.

№9. Железный купорос массой  55,6 г растворили в воде массой 144,4 г. Рассчитайте массовую долю сульфата железа (II) в полученном растворе.

№10.Из 500 г 40%-ного раствора сульфата железа (II) при охлаждении выпало 100 г его кристаллогидрата (кристаллизуется с 7 молекулами воды). Какова массовая доля вещества в полученном растворе?

№11. Из 250 г 20%-ного раствора сульфата меди (II) при охлаждении выпало 25 г его кристаллогидрата (кристаллизуется с 5 молекулами воды). Какова массовая доля вещества в полученном растворе?

№12. Из 400 г 30%-ного раствора нитрата кальция  при охлаждении выпало 47,2 г его кристаллогидрата (кристаллизуется с 4 молекулами воды). Какова массовая доля вещества в полученном растворе?

№13.Какую массу тетрагидрата нитрата кальция нужно растворить в 75 г 2%-ного раствора нитрата кальция для получения раствора с молярной концентрацией 0,948 моль/л (плотность 1,11 г/мл)

№14. Какую массу пентагидрата сульфата меди (II) нужно растворить в 160 г 1%-ного раствора нитрата кальция для получения раствора с молярной концентрацией 0,925 моль/л (плотность 1,05 г/мл)

№15. .В воде массой 50 г растворили железный купорос массой 55,6 г. Определите массовую долю сульфата железа (II) в полученном растворе.

№16.В 730 г 10%-ного раствора соляной кислоты растворили 56 л хлороводорода (н у). Вычислите массовую долю хлороводорода в полученном растворе.

№17. Какую массу оксида кальция необходимо взять для приготовления 520 г раствора гидроксида кальция с массовой долей 8,54%?

№18. В 120 мл воды опустили 8 г кальция. Чему будет равна массовая доля продукта реакции в растворе?

№19.В 300 г 7%-ного раствора сульфата меди(II) растворили еще 50 г медного купороса .Вычислите массовую долю сульфата меди (II) в полученном растворе.

№20. В 170 г 7,76%-ного раствора едкого кали опустили 7,8 г калия. Чему будет равна массовая доля щелочи в полученном после реакции растворе?

№21.Какой объем хлороводорода нужно растворить в 730 г 10%-ной соляной кислоты, чтобы получить 15%-ный раствор?

№22.Какую массу оксида фосфора (V) надо растворить в 180,4 г воды, чтобы получить р-р ортофосфорной кислоты с массовой долей ее 9,8% ?

№23.Какую массу воды и какой объем оксида серы (VI) надо взять для приготовления 200 г 20%-ного раствора серной кислоты?

№24.В 100 мл воды растворили 20 г пентагидрата сульфата меди (II). Рассчитайте массовую долю соли в полученном растворе.

№25.Какое количество бария нужно взять, чтобы при его взаимодействии с 1 л воды образовался 2%-ный  раствор гидроксида бария?

№26.Какую массу тетрагидрата нитрата кальция нужно растворить в 75 г 2%-ного раствора нитрата кальция для получения 7%-ного раствора?

№27.В 200 г 5%-ного раствора сернистой кислоты растворили 4,48 л Оксида серы ( IV ).рассчитайте массовую долю сернистой кислоты в полученном растворе.

№28.К 120 г 10%-ного раствора гидроксида калия добавили 18,8 г оксида калия. Вычислите массовую долю гидроксида калия во вновь полученном растворе.  


Задачи на газовые законы

№1. Какой объем занимают при нормальных условиях а) 5 г кислорода, б) 0,3 моль оксида серы (IV), в) смесь, состоящая из 0,3 моль N2 и 11 г СО2?

№2. Какой объём займут 20 г азота при  0˚С и давлении 202 кПа?

№3. Какой объём займут 60 г углекислого газа при  30˚С и давлении 303 кПа?

 №4. Какой объём займут 10 г метана при  60˚С и давлении 120 кПа?

№5. Чему равна плотность по воздуху газовой смеси, содержащей 20 л азота и 80 л кислорода?

№6. Чему равна плотность по азоту газовой смеси, содержащей 50 л озона и 40 л азота?

№7. Чему равна плотность по кислороду газовой смеси, содержащей 90 л углекислого газа и 40 л метана?

№8. Найдите плотность по водороду генераторного газа, имеющего следующий объёмный состав: 25% СО, 70% N2, 5% СО2.

№9. Найдите плотность по воздуху смеси газов, имеющей следующий объёмный состав: 80% СН4,15%С2Н6, 5%С3Н8.

№10. Найдите плотность по азоту воздуха имеющего следующий объёмный состав:20,0% О2, 79,0% N2,1,0% Ar.

№11. Плотность смеси кислорода и озона по водороду равна 17. Определите массовую и объемную доли кислорода в смеси.

№12. Плотность смеси метана и этана по воздуху равна 0,914. Определите массовые и объёмные доли газов в смеси.

№13. Плотность смеси оксида углерода (II)  и оксида углерода (IV)  по азоту равна 1,43. Определите массовые и объёмные доли газов в смеси.

№14. Плотность смеси углекислого газа и метана по водороду равна 15. Определите массовые и объёмные доли газов в смеси.

№15. Плотность смеси оксида углерода (II)  и оксида углерода (IV)  равна плотности кислорода. Определите массовые и объёмные доли газов в смеси.

№16. Плотность смеси метана и углекислого газа равна плотности этана. Определите массовые и объёмные доли газов в смеси.

№17. Плотность смеси хлора и азота равна плотности оксида углерода (IV). Определите массовые и объёмные доли газов в смеси.

№18.При взаимодействии углерода с концентрированной серной кислотой выделилось 3,36 л смеси двух газов (н.у.) Рассчитайте массу каждого газа.

№19.Чему равна объемная доля кислорода в газовой смеси, полученной при прокаливании нитрата алюминия?

№20. Чему равна объемная доля кислорода в газовой смеси, полученной при прокаливании нитрата серебра?


  Задачи по теме: «Скорость химической реакции»

№1. Во сколько раз изменится скорость  2SO2+O2==2SO3  при повышении давления в 2 раза?

№2.При 40 0С химическая реакция протекает за 360 с. За какое время эта реакция завершится при 600С, если ее температурный коэффициент равен 2?

№3. Через определенный промежуток времени после начала реакции, уравнение которой 2СО+О2=2СО2  концентрация оксида углерода(11) уменьшилась в 3 раза. Во сколько раз изменится скорость реакции по сравнению с первоначальной?

№4. Температурный коэффициент реакции равен 3. Во сколько раз изменится скорость реакции при повышении температуры на 300С?

№5.В системе, в которой реакция протекает по уравнению  2N2O+O2= 4NO, концентрация оксида азота (1) была увеличена с  0,36 до 0,46 моль/л, а концентрация кислорода уменьшена  от  0,3 до 0,5 моль/л. Во сколько раз изменится скорость реакции?

№6. В реакции, схема которой   2А(г)(г)= С+Д,  концентрацию вещества А увеличили в 3 раза, а концентрацию вещества В—в  4 раза. Во сколько раз изменится скорость реакции?

№7.Во сколько раз надо увеличить концентрацию кислорода в реакции, уравнение которой:  2SO2+ O2= 2SO3 , чтобы при уменьшении концентрации сернистого газа в  4 раза скорость реакции не изменилась?

№8. При 500С реакция протекает за 38 с. За какое время  эта реакция завершится при 200С, если температурный коэффициент равен 3?

№9. В реакции окисления азота до оксида азота (11) концентрацию кислорода увеличили в 4 раза, а концентрацию азота уменьшили в 2 раза. Во сколько раз изменится скорость реакции?

№10.Температурный коэффициент реакции равен 3. На сколько градусов надо уменьшить температуру, чтобы скорость реакции уменьшилась в 81 раз?

№11.Во сколько раз изменится скорость реакции  2N2O+O2=4NO при повышении давления в системе в 2 раза?

№13.Через определенный промежуток времени после начала реакции, уравнение которой  СН4+ 2Сl2=СН2Сl2+ 2НСl концентрация метана уменьшилась в 10 раз. Во сколько раз при этом  уменьшится скорость реакции по сравнению с начальной?

№14. Во сколько раз изменится скорость реакции  СО+ 2Н2= СН3ОН при уменьшении температуры на 300С, если температурный коэффициент равен 2,5?

№15.Во сколько раз надо увеличить  концентрацию оксида азота (1) в реакции, уравнение которой: 2N2O+O2=4NO,  чтобы при уменьшении концентрации кислорода в  9 раз скорость реакции не изменилась?

№16. При 250С химическая реакция протекает за 2,5 мин. За какое время эта реакция завершится при  550С, если ее температурный  коэффициент равен трем?

       №17. В системе 2NO +O2 ↔ 2NO2 равновесные концентрации веществ составляют [NO]= 0,2 моль/л,[O2] = 0,3 моль/л, [NO2]= 0,4 моль/л. Рассчитать константу равновесия и оценить положение равновесия.

       №18. Равновесие в системе N2(г) + 3Н2 (г) ↔ 2NН3(г) установилось при следующих концентрациях: [N2]= 6 моль/л,  [Н2] = 18 моль/л, [NН3] = 8 моль/л.        Вычислите константу равновесия и исходные концентрации азота и водорода. Аммиака в исходной газовой смеси не было.

        №19.В герметично закрытом сосуде происходит обратимая реакция               2NO(г) +O2(г) ↔ 2NO(г), константа равновесия для которой равна 2. Вычислите исходную концентрацию кислорода, если равновесные концентрации равны [NО]= 0,01 моль/л, [NО2]= 0,02 моль/л.

          №20. Равновесие в системе N2(г) + 3Н2 (г) ↔ 2NН3(г) установилось при следующих концентрациях: [N2]= 3×10-3 моль/л,  [Н2] = 2×10-3 моль/л,      [NН3] В системе 2NO +O2 ↔ 2NO2 равновесные концентрации веществ составляют [NO]= 0,2 моль/л,[O2] = 0,3 моль/л, [NO2]= 0,4 моль/л. Рассчитать константу равновесия и оценить положение равновесия.

        №21. Равновесие в системе N2(г) + 3Н2 (г) ↔ 2NН3(г) установилось при следующих концентрациях: [N2]= 6 моль/л,  [Н2] = 18 моль/л, [NН3] = 8 моль/л. Вычислите константу равновесия и исходные концентрации азота и водорода. Аммиака в исходной газовой смеси не было.

         №22. В герметично закрытом сосуде происходит обратимая реакция               2NO(г) +O2(г) ↔ 2NO(г), константа равновесия для которой равна 2. Вычислите исходную концентрацию кислорода, если равновесные концентрации равны [NО]= 0,01 моль/л, [NО2]= 0,02 моль/л.

   №23. Равновесие в системе N2(г) + 3Н2 (г) ↔ 2NН3(г) установилось при следующих концентрациях: [N2]= 3×10-3 моль/л,  [Н2] = 2×10-3 моль/л,      = 0,1 моль/л. Вычислите константу равновесия. В каких единицах она измеряется?

         №24.Вычислите равновесные концентрации газообразных веществ в системе 2CuO(тв) + CO(г) « Cu2O(тв) + CO2(г), если исходная концентрация монооксида углерода равна 3 моль/л, диоксида углерода не было, а константа равновесия Кс=15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Практикум решения задач по информатике"

Элективный курс "Практикум решения задач по информатике"...

Программа элективного курса «Модуль. Решение задач, содержащих модуль». 11 класс.

Модуль. Решение задач, содержащих модуль. Курс выстроен с учётом возрастных особенностей восприятия учебного материала учащимися....

Аналитическая справа (элективный курс) "Арифметика решения задач" 5 класс

Вашему вниманию представлена аналитическая справа (элективный курс) "Арифметика решения задач" для 5 класса, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС....

Элективный курс "Практикум решения задач по математике"

Программа составлено на основе   1.Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11 классы.  Авт.-сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мо...

Элективный курс "Химия (решение задач)"

        Рабочая учебная программа элективного курса «Химия (решение задач)» для 11 класса составлена на основании примерной государственной программы среднего (полного) обще...

Элективный курс по решению задач

Элективный курс предназначен для учащихся 11 классов и содержит основные темы курса химии....

Программа элективного курса «Методы решения задач по физике» (10-11 класс)

Программа курса составлена на основе программы «Методы решения задач по физике» авторы В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сауров, профессор Вятского ГГУ, г. Киров.Курс рассчитан на учащ...