Урок "Удивительный мир металлов"
план-конспект занятия (химия, 9 класс) по теме

Урок для учащихся 9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока93.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «Удивительный мир металлов»

УЧИТЕЛЬ: ВАЙС ТАТЬЯНА АНДРЕЕВНА 

                    - МКОУ «САРГАТСКИЙ ЛИЦЕЙ»

                   

                      САРГАТСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА  

                      ОМСКОЙ ОБЛАСТИ.

КЛАСС: 9

ПРЕДМЕТ: ХИМИЯ


Тема: Удивительный мир металлов

Цели:

-  Опираясь на знания учащихся по химии, добиться понимания понятий  

    металл –  химический элемент и металл – простое вещество.

- Прививать умения, систематизировать знания о физических и химических свойствах металлов, нахождении в природе в основных областях применения.

-  Акцентировать внимание школьников на возможности интеграции курсов  

    химии,  истории, биологии, экологии, литературы.

-  Содействовать формированию представления о причинно – следственных  

    связях явлений, о познаваемости мира.

-  Осуществлять экологическое, эстетическое воспитание через межпредметные связи.

-  Воспитывать в детях гордость за русскую науку, любовь к родному краю.

-  Способствовать обогащению словарного запаса, развитию эмоций,

   творческих способностей; развивать умение выделять главное,  

   существенное, сравнивать, обобщать.

Девиз:

«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».

Д. Хевеши

                                                     

Структура урока.

1. Организационный этап:

Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока: Удивительный мир металлов

    Нам каждый день природа дарит

    Прикосновенье к алтарю.

    За жизнь – космический подарок –

    Тебя, Земля, благодарю.

    Круговращение планеты,

    Прикосновение стихий,

    Все – север, юг, зима и лето,

    Дорога, труд, любовь, стихи,

    Сплетение души и мысли,

    Провалы, взлеты вверх и вниз…

    Какой же смысл – в исканье смысла?

    Процесс познанья – в этом смысл.

- Предлагаю, ребята, отравиться в путешествие: в удивительный мир металлов.

- Девиз нашего урока: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся        

                                         связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».  

                                                                                                Д.Хевеши.

-Сегодня мы проведем необычный урок химии, а урок – калейдоскоп. Многие из вас видели калейдоскоп, в котором из маленьких кусочков стекла составляются целые позиции. И наш урок будет состоять из мини – уроков: истории, физики, химии, биологии, литературы и экологии, на которых мы будем рассматривать особенности металлов.

 2. Постановка цели:

-  Как вы думаете, с точки зрения данных наук, что мы узнаем на уроке о металлах?

- У каждого учащегося на столе лежит карта путешествия (см. прил.), в которой вы будете записывать ответы на предложенные задания. За каждое выполненное задание вам будут выставляться баллы (по 5 – ти бальной системе), по сумме которых будет выставлена оценка в журнал. С критериями выставления оценки указаны в карте. Оценивать вашу работу будут обучающиеся 11 класса (3 человека).

- История цивилизации неразрывно связана с металлическими материалами. Именно они: медь, бронза, железо, сталь, алюминий, титан и другие металлы и сплавы – сыграли и продолжают играть важную роль в развитии и продолжении общества по пути научно – технического процесса. Без всякого преувеличения можно сказать, что с тех пор как каменный век сдал свои полномочия эпохи меди, а затем железа, окружающий нас мир строился из металлов и сплавов. Однако было бы неверно видеть в них только материалы для машин и механизмов, мостов и железных дорог – словом, только то, что принято называть материальной основой мироздания.

Металлы – это многочисленные нити, вплетенные в ткань нашей духовной культуры. Кто не знает о таких замечательных творениях скульпторов, как памятник Минину и Пожарскому, Медный всадник, статуя свободы? Вспомним великолепные произведения мастеров литейного искусства – царь – пушку Московского Кремля, дивный узор решетки Летнего сада и т.д. Металлам обязаны мы волшебным звоном колоколов. Благодаря золоту и серебру, превратившимся в монеты, возникло товарно – денежное обращение.

3. Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях.

  3.1. Мини – урок: История. «Три металла – три эпохи»

   - Ребята, работая в группах с дополнительной литературой, приготовили небольшие сообщения, о роли металлов в различные исторические эпохи.

 

1) Сообщение 1 группы.              2) Сообщение 2 группы.               3) Сообщение 3 группы.

              «Железо»                                  «Медь»                                                   «Золото»

- Прослушайте сообщение и выполните задание, указанное карте – путешествия. (Запишите значение металлов в становлении различных исторических эпох»).

- Вы познакомились с историческим значением трех металлов: меди, железа, и золота. Каждый металл имеет свои ценность.

- Мы не сравнивали их между собой по важности. Их сравнил великий русский поэт. Мне хочется напомнить слова А.С.Пушкина, написанные им в 1826 году:

  • «Все мое», - сказало золото;
  • «Все мое», - сказал булат;
  • «Все куплю», - сказало золото;
  • «Все возьму», - сказал булат.

- Как вы прокомментируете эти слова? Как они относятся к нашему времени?

3.2. Мини – урок: Физика.

- На уроках физики вы изучаете физические свойства веществ.

«Всякий кусок железа – металл, но не всякий кусок металла – железо»

(Из высказываний пятиклассника)

-  Давайте вспомним, какие общие физические свойства характерны для металлов. На нашем маленьком уроке физики мы будем выяснять, какой металл самый, самый. В карте путешествия в соответствующем разделе прошу выполнить задание в виде теста.

 «Кто самый, самый?»

1. Ковкий: литий, кальций, золото.

2. Тугоплавкий: вольфрам, магний цинк.

3. Тяжелый: рубидий, осмий, цезий.

4. Тепло – и электропроводный: никель, серебро, свинец.

5. Твердый: хром, медь, марганец.

6. Легкоплавкий: платина, ртуть, литий.

7. Легкий: калий, франций, литий.

8. Блестящий: золото, серебро, медь.

 - На уроках физики вы тоже встречаетесь с химическими металлами – простыми веществами, применяемыми в технике.

3.3. Мини – урок: Химия.

- С древних времен люди пытались понять и познать природу, а также свое место в ней. В процессе этих поисков появились науки. Химия – одна из естественных наук. Познать законы химии – значит познать окружающую нас действительность. Сегодня вам, ребята, предоставляется возможность доказать, что некоторые тайны этой чудесной науки вы уже постигли.

- Давайте вспомним, какие вещества называются металлами?

(Металлы - это химические элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества, с металлической связью).

- У каждого из нас есть свой адрес: это улица, дом, квартира.

  У химических элементов тоже есть свой дом. Как он называется? (Периодическая система химических элементов - ПСХМ)

- Какое положение в ПСХЭ занимают металлы?

- В карте путешествия, в разделе химия найдите предложенный вам металл и опишите его положение в ПСХЭ по плану. (порядковый номер ,период ,группа, подгруппа, электронная формула)

  - Следующий этап урока – практическая работа. С помощью химического эксперимента проведем качественные реакции на ионы металлов. Работаем в группах (по 4 человека). Инструкция выполнения работы на столе (см. приложение).

Задание:

  1 группа                                      2 группа                                          3 группа

  1 – Cu2+

  2 – Al3+

3 – Ag+

4 – Fe3+

5 – Ba2+

6 – Zn2+

Уравнения реакций записать в отчетах и сделать вывод.

- Для металлов – простых веществ характерны химические свойства, которые, ребята, вы изучали. В классе я нашла шпаргалку, часть которой оборвана. Давайте её восстановим:

Al + S           ?

? + ?         

Zn + HCl            ? + ?

? + ?               NaOH + H2

 - На основе восстановленных данных сделайте вывод о  химических свойствах металлов.

Сообщение учащихся о месторождении циркония и титана в Тарском районе Омской области.

 - На уроках химии мы изучаем металлы и их сплавы. На основе св-в химии дают рекомендации, в какой отрасли промышленности использовать соответствующие металлы.

3.4. Мини – урок: Биология.

 - Наука  биология изучает живые организмы человека, растений, животных. Часто говорят, что в организме человека содержится вся таблица химических элементов Д.И.Менделеева. И это не далеко от истины: в организме человека обнаружено более 80 химических элементов. Металлы составляют 3% массы человека. Выполните задание по расчету количества металлов, предложенное в карте – путешествия. (Задание: зная свой вес, в отчете путешествия в разделе биология рассчитайте, какое кол-во металлов содержится в вашем организме (60 кг х  0,03 =)

- Давайте поговорим о биологической роли некоторых металлов. У каждой группы лежит таблица «Биологическая роль некоторых металлов» (см. прил.). Изучите ее, и расскажите о тех явлениях, которые происходят при недостатке или при избытке потребления металлов.(работа в группах по 4 чел) Заполните таблицу указанную в карте – путешествия.

Задания:

1 группа                                       2 группа                                         3 группа                                                      

1 – Fe

2 – Cu

3 – Zn

4 – Mg

5 – Co

6 – V

- Таким образом, на уроках биологии вы тоже изучаете металлы, роль которых велика в любом  живом организме.

  3.5. Мини – урок: Экология.

 -  В настоящее время ученые экологии все чаще бьют тревогу о загрязнениях почв, воды, воздуха тяжелыми металлами.

Мы все чаще слышим слово «загрязнение», оно как синоним смерти. Кто загрязняет? Против того поднимают голос миллиарды жителей Земли? Ведь человек в своей деятельности всегда должен стремиться к лучшему. Но, к сожалению, часто не зная законов природы или не соблюдая их, он обращает свою деятельность во зло. Одно из таких зол – загрязнение почвы тяжелыми металлами.

- На нашем уроке экологии присутствует ученик 10 класса, который познакомит вас с результатами своего исследования о наличию в почве Саргатского района тяжелых металлов. По данному вопросу выполните задание в карте – путешествия.(Запишите названия металлов и их символы имеющиеся в почвах Саргатского района).

- Урок экологии я бы хотела закончить словами великого поэта Е.Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя

  3.6. Мини – урок: Литература.        

 - Писатели и поэты в своих произведениях очень часто используют  названия металлов. Давайте вспомним пословицы, поговорки в которых упоминается о металлах. Примеры запишите в карту – путешествия.

- Слова «золото», «золотой», «позолоченный» можно с уверенностью назвать любимыми словами поэтов. Прочтите поэтические строки, в которых встречаются указанные слова.

- Какие имена … Есенин, Лермонтов, Тютчев, Пушкин! Мы их справедливо называем мастерами слова. Прозвучавшие поэтические строки убедили нас в этом, что химия – предмет романтический. Это ее особенность побуждает многих писателей и поэтов использовать в своих произведениях образы, навеянные этой наукой.

 4. Оценка деятельности  учащихся.

  Работа экспертной группы старшеклассников.

 5. Подведение итога урока и формулирование выводов.

 Итог урока:

        А сейчас пока экспертная группа оценивает ваши отчеты, я предлагаю ответить на вопрос. На сегодняшнем уроке получили ли вы ответы на все вопросы, которые возникли у вас касательно металлов?

Слово экспертной группе.

Вывод:

        Сегодня на уроке мы говорили с вами о самых простых и удивительных веществах – металлах. Природа, частью которых являются металлы, окружает нас загадками, и попытка их решения принадлежит к величайшей радости жизни.

Человек рождается на свет,

Чтоб творить, дерзать – и не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый след

И решить все трудные задачи.

Человек рождается на свет…

Для чего?  Ищите свой ответ!

И если при решении этих загадок ваше мнение отлично от моего, то это не значит, что вы заблуждаетесь. Может быть, вы подходите к истине с другой стороны и видите ее другую сторону.  

  6. Определение и разъяснение творческого домашнего задания.

   

 

Приложения.

   Карта путешествия. (Фамилия, имя ученика )

п\п

Название мини  - урока

Задания

Баллы

Критерии оценивания

1.

История

1. Запишите основное значение металлов в становлении исторической эпохи.

а) железо –

б) медь –

в) золото –

Каждое задание оценивается по пятибалльной системе.

За урок выставляется итоговая оценка в зависимости от суммы набранных баллов.

Оценка

«5» - 25-30 б.

«4» - 20-24 б

«3»- 15-19 б.

«2»- менее 15 баллов.

Оценка

2.

Физика

1. Тест: «Кто самый, самый?»

1) Ковкий: литий, кальций, золото.

2) Тугоплавкий: вольфрам, магний цинк.

3) Тяжелый: рубидий, осмий, цезий.

4) Тепло – и электропроводный: никель, серебро, свинец.

5)Твердый: хром, медь, марганец.

6) Легкоплавкий: платина, ртуть, литий.

7) Легкий: калий, франций, литий.

8) Блестящий: золото, серебро, медь.

3.

Химия

1. Опишите положение металла (индивидуально для каждого учащегося) по плану:

 порядковый номер

 период

 группа

 подгруппа

 электронная формула

2. Практическая работа (записать уравнение реакции, сделать вывод)

4.

Биология

1.Задание: зная свой вес, в отчете путешествия в разделе биология рассчитайте, какое кол-во металлов содержится в вашем организме (60 кг х  0,03 =)

2. Заполните таблицу.

Металл

Изменения в организме человека

при недостатке

при избытке

1.

2.

3.и т.д.

5.

Экология

1. Запишите названия металлов и их символы встречающиеся в почвах Саргатского района.

6.

Литература

  1. Запишите примеры пословиц и поговорок о металлах.

ИТОГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 8 классе «Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»

Урок проводится в 8 классе, когда химических знаний еще недостаточно, поэтому, опираясь на ранее полученные знания учащихся необходимо подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах...

план-конспект урока с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Положение металлов в ПСХЭ. Физические свойства металлов"

Цель урока: повторить положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов, обобщить и расширить знания учащихся о физических свойствах металлов...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕПО ТЕМЕ« МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В                МЕТАЛЛАХ»  ...

Открытый урок в 9 классе "Нахождение металлов в природе. Применение металлов, их значение для живых организмов

Урок направлен на углубление знаний учащихся о применении металлов, их значении в жизни растений, животных и человека....

Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."

План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...