Главные вкладки

    Методическая разработка проекта "Моя таблица Менделеева"
    методическая разработка по химии (9 класс) по теме

    Георгиева Татьяна Григорьевна

         Данная проектная работа направлена на поиск, овладение и осмысление информации о химических элементах, их сути, значимости, особенностей.

    Разработка может быть использована при изучении таких тем как «Периодический закон и периодическая  система элементов Д.И.Менделеева» (8класс), «Неметаллы и их важнейшие соединения» и «Металлы» (9класс), «Вещества и их свойства» (10 класс). Также можно использовать данный проект и при внеклассной кружковой или факультативной работе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_moya_tablitsa_mendeleeva.doc398 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  общеобразовательное учреждение

     «Благоевская средняя общеобразовательная школа»

    Поселок Благоево

    Удорский район

    Республика Коми.

            

    Методическая разработка проекта

    «Моя таблица Менделеева»

    Направление - формирование ИКТ-компетентности обучающихся в общеобразовательных организациях.

    Автор: учитель химии и экологии

    Георгиева Татьяна             Григорьевна

    п.Благоево

    2013г.

    Пояснительная записка.

         Данная проектная работа направлена на поиск, овладение и осмысление информации о химических элементах, их сути, значимости, особенностей.

    Разработка может быть использована при изучении таких тем как «Периодический закон и периодическая  система элементов Д.И.Менделеева» (8класс), «Неметаллы и их важнейшие соединения» и «Металлы» (9класс), «Вещества и их свойства» (10 класс). Также можно использовать данный проект и при внеклассной кружковой или факультативной работе.

    Необходимое оборудование: шаблон таблицы Д,И,Менделеева с пустыми ячейками элементов  приблизительно 1х1,5 м (см. Приложение 1). Пример карточки (буклета) (см. Приложение 2).

         Цель проекта – создать «свою» таблицу Менделеева, в которой есть интересные и познавательные факты о химических элементах.

    Задачи:

    1. Собрать и переработать дополнительную информацию из различных областей знаний о данных химических элементах.
    2. Выбрать наиболее значимые факты.
    3. Оформить полученные знания согласно шаблону и представить классу.
    4. Создание «банка» знаний – «Моя таблица Менделеева».

    1

       Ход работы.

      В курсе неорганической химии 9 класса начинается изучение групп сходных элементов. После изучения первого раздела – «Неметаллы», учитель знакомит ребят с темой проекта. После знакомства с разделом «Подгруппа кислорода. Халькогены»  учитель ставит перед учениками вопрос: «А все ли элементы подгруппы мы изучим и все ли они нам знакомы?». Учащиеся отвечают, что не все элементы им знакомы, и с некоторыми, на уроке, они не смогли познакомиться. Селен, теллур, и так же «выпадающий» из группы – полоний в программе подробно не рассматривается (этап проблематизации).

    По итогам обсуждения учащиеся  формулируют цель (этап целеполагания) – Что нам известно об этих элементах? 

    Для решения этой проблемы разрабатываем план (этап планирования):

    1. Найти  информацию по общей характеристике этих элементов.
    2. Для всех элементов подгруппы дать краткую историческую справку (кем, когда и где открыт; в честь кого или чего назван).
    3. Найти интересные факты из «жизни» этих элементов – «А знаете ли Вы что…»
    4. Оформить найденные сведения по шаблону. Представить своим работу одноклассникам.
    5. Вклеить в соответствующую ячейку общего шаблона таблицы.

         На индивидуальную работу по плану дается неделя (этап реализации

    плана). В течение этой недели ученики могут подходить к учителю за консультацией по правильности выполнения задания. Особенно это необходимо в начале работы, когда у учеников вырабатываются навыки и умения работы. Через неделю ребята представляют свои работы одноклассникам (этап первичной рефлексии – презентация своей работы и самопрезентация своей компетентности). За подготовку информации ученики получают оценку, что позволяет увеличить накопляемость оценок и создаст мотивацию как для успешных учеников, так и для слабоуспевающих. В случае успешного выполнения первого этапа, время на подготовку можно сократить до 3-4 дней. Такого рода работа проводится по каждой из изучаемых групп сходных элементов, а также разделов «Металлы».

         Так же следует отметить, что оформление индивидуального задания по шаблону предполагает не только использование компьютера и принтера, но и творческое воплощение – карточку можно распечатать или

    2

    нарисовать, текст написать самостоятельно (см. Приложение 3). Это

    оговаривается при разработке плана, чтобы свести к минимуму проблему

    у учащихся из малообеспеченных (неблагополучных) семей, где нет возможности использовать компьютерное обеспечение.

         После изучение все разделов, посвященных группам химических элементов, проводится обобщающий урок с использованием общего продукта деятельности – «Моя таблица Менделеева» для рефлексии полученного результата.

       На основании выполненной работы учащиеся констатируют факт решения  поставленной в начале работы  проблемы (этап групповой рефлексии):

    - Что нам известно об этих элементах? 

    - Об элементах можно узнать много интересного, нужно только поискать в различных источниках!

            Свою работу учащиеся могут  представить на школьный, или районный, конкурс творческих работ, проектов и т.д. (этап самопрезентации преобретенного участниками проекта нового опыта и знаний).

    Ожидаемые результаты:

    • Развитие УУД у учащихся: Умение работы с различными источниками информации (учебная, периодическая и энциклопедическая литература, электронные образовательные

    ресурсы). Умение вычленять и обобщать наиболее важные факты, отсеивая малозначимые факты. Умение работы с программным обеспечением Microsoft Office Word (Exelle, Publisher и т.д.).

    Умение сопоставлять информацию из разных областей знаний для применения в определенной ситуации (метапредметные и межпредметные компетенции).

    • Развитие коммуникативных способностей на основании работы в группе;
    • Повышение интереса к предмету через познавательную, творческую деятельность;
    • Снижение уровня тревожности, связанного со сложностью содержания предмета.

    3

    Список литературы.

    1. Воробьёва О.Я..  Коммуникативные технологии в школе.- Волгоград: Учитель , 2007.
    2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М.. Теория обучения в информационном обществе. – Москва:  Просвещение, 2011.
    3. Советова Е.В.. Эффективные образовательные технологии. - Ростов-на-Дону: Феникс , 2007.
    4. Ступницкая М.А.. Учимся работать над проектами.– Ярославль: Академия развития , 2008.
    5. Тяглова Е.В.. Исследовательская деятельность учащихся по химии. – Москва:  Глобус, 2008.
    6. Шаталов М.А.. Уроки химии 9 класс. – Москва: Вентана-Граф, 2006.
    7. Ширшина Н.В..  Проектная деятельность учащихся. Химия.- Волгоград: Учитель, 2006.

    4

    Приложение 1.

     Шаблон «Моя таблица Менделеева»

    Период

    ряд

    Группы химических элементов

    I

    II

    II

    IV

    V

    VI

    VII

    VIII

    1

    1

    2

    2

    3

    3

    4

    4

    5

    5

    6

    7

    6

    8

    9

    7

    10

                                                        *лантаноиды

    ** актиноиды

    5

    Приложение 2.

     Шаблон карточки (буклета). Размер шаблона должен соответствовать размерам ячеек для элементов в шаблоне периодический системы.

    Лицевая сторона.

    Информацию подготовил (ла):

    Ф.И.О., класс.

    Сторона для приклеивания.

                               № эл-та

       

               Хим.знак

               Название

                             Атомная

                                 масса

                     

    Внутренняя сторона.

    Общая характеристика элемента (простого вещества):

    Цвет, агрег.состояние, тип кристаллической решетки,

     t плавления и кипения, тепло-, электро-проводность, растворимость,  и т.д.

    Историческая справка (кем, когда и где открыт; в честь кого или чего назван).

    «А знаете ли Вы что…»

    Интересные факты об этом элементе или простом веществе.

                     

    6

    Приложение 3.

    Примеры выполнения индивидуальных заданий (печатный образец)

    Лицевая сторона

    Внутренняя сторона

    7


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элементы таблицы Менделеева (Таблица и космос)

    Презентация для уроков, а также внеурочной деятельности по химии. Может быть использована как межпредметный материал....

    Презентация по химии "Элементы Таблицы Менделеева" (таблица и мифология"

    Дополнительный материал для уроков химии и внеурочной деятельности по предмету....

    Презентация по химии по теме "Элементы таблицы Менделеева" (таблица и ученые)

    Дополнительный материал для проведения уроков химии и внеурочной деятельности...

    Презентация по химии "Элементы таблицы Менделеева" (таблица и география)

    Презентация, которая может быть использована при изучении нового материала на уроках, а также при проведении внеклассных мероприятий...

    Методическая разработка урока по химии в 9 классе по теме: "Периодический закон и периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева"

    Познакомить с историей открытия периодического закона Д.И. Менделеева; закрепить знания о взаимосвязи между положением элемента в периодической системе и строением атома; дать понятие периодичности; р...

    Методическая разработка "Форматирование таблиц в MS Word"

    Предложенная тема имеет особое значение в связи с широкой сферой применения и одновременно, как показывает практика,  не осваивается во всей полноте своих возможностей, имеющих большое прак...

    Методическая разработка " Сводная таблица времен"

    Теоретический материал для облегчения освоения ученика времен в английском языке....


     

    Комментарии

    Черепанова  Елена  Сергеевна

    Очень интересная работа. Спасибо!