Методическая разработка проекта "Моя таблица Менделеева"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Георгиева Татьяна Григорьевна

     Данная проектная работа направлена на поиск, овладение и осмысление информации о химических элементах, их сути, значимости, особенностей.

Разработка может быть использована при изучении таких тем как «Периодический закон и периодическая  система элементов Д.И.Менделеева» (8класс), «Неметаллы и их важнейшие соединения» и «Металлы» (9класс), «Вещества и их свойства» (10 класс). Также можно использовать данный проект и при внеклассной кружковой или факультативной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moya_tablitsa_mendeleeva.doc398 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

 «Благоевская средняя общеобразовательная школа»

Поселок Благоево

Удорский район

Республика Коми.

        

Методическая разработка проекта

«Моя таблица Менделеева»

Направление - формирование ИКТ-компетентности обучающихся в общеобразовательных организациях.

Автор: учитель химии и экологии

Георгиева Татьяна             Григорьевна

п.Благоево

2013г.

Пояснительная записка.

     Данная проектная работа направлена на поиск, овладение и осмысление информации о химических элементах, их сути, значимости, особенностей.

Разработка может быть использована при изучении таких тем как «Периодический закон и периодическая  система элементов Д.И.Менделеева» (8класс), «Неметаллы и их важнейшие соединения» и «Металлы» (9класс), «Вещества и их свойства» (10 класс). Также можно использовать данный проект и при внеклассной кружковой или факультативной работе.

Необходимое оборудование: шаблон таблицы Д,И,Менделеева с пустыми ячейками элементов  приблизительно 1х1,5 м (см. Приложение 1). Пример карточки (буклета) (см. Приложение 2).

     Цель проекта – создать «свою» таблицу Менделеева, в которой есть интересные и познавательные факты о химических элементах.

Задачи:

  1. Собрать и переработать дополнительную информацию из различных областей знаний о данных химических элементах.
  2. Выбрать наиболее значимые факты.
  3. Оформить полученные знания согласно шаблону и представить классу.
  4. Создание «банка» знаний – «Моя таблица Менделеева».

1

   Ход работы.

  В курсе неорганической химии 9 класса начинается изучение групп сходных элементов. После изучения первого раздела – «Неметаллы», учитель знакомит ребят с темой проекта. После знакомства с разделом «Подгруппа кислорода. Халькогены»  учитель ставит перед учениками вопрос: «А все ли элементы подгруппы мы изучим и все ли они нам знакомы?». Учащиеся отвечают, что не все элементы им знакомы, и с некоторыми, на уроке, они не смогли познакомиться. Селен, теллур, и так же «выпадающий» из группы – полоний в программе подробно не рассматривается (этап проблематизации).

По итогам обсуждения учащиеся  формулируют цель (этап целеполагания) – Что нам известно об этих элементах? 

Для решения этой проблемы разрабатываем план (этап планирования):

  1. Найти  информацию по общей характеристике этих элементов.
  2. Для всех элементов подгруппы дать краткую историческую справку (кем, когда и где открыт; в честь кого или чего назван).
  3. Найти интересные факты из «жизни» этих элементов – «А знаете ли Вы что…»
  4. Оформить найденные сведения по шаблону. Представить своим работу одноклассникам.
  5. Вклеить в соответствующую ячейку общего шаблона таблицы.

     На индивидуальную работу по плану дается неделя (этап реализации

плана). В течение этой недели ученики могут подходить к учителю за консультацией по правильности выполнения задания. Особенно это необходимо в начале работы, когда у учеников вырабатываются навыки и умения работы. Через неделю ребята представляют свои работы одноклассникам (этап первичной рефлексии – презентация своей работы и самопрезентация своей компетентности). За подготовку информации ученики получают оценку, что позволяет увеличить накопляемость оценок и создаст мотивацию как для успешных учеников, так и для слабоуспевающих. В случае успешного выполнения первого этапа, время на подготовку можно сократить до 3-4 дней. Такого рода работа проводится по каждой из изучаемых групп сходных элементов, а также разделов «Металлы».

     Так же следует отметить, что оформление индивидуального задания по шаблону предполагает не только использование компьютера и принтера, но и творческое воплощение – карточку можно распечатать или

2

нарисовать, текст написать самостоятельно (см. Приложение 3). Это

оговаривается при разработке плана, чтобы свести к минимуму проблему

у учащихся из малообеспеченных (неблагополучных) семей, где нет возможности использовать компьютерное обеспечение.

     После изучение все разделов, посвященных группам химических элементов, проводится обобщающий урок с использованием общего продукта деятельности – «Моя таблица Менделеева» для рефлексии полученного результата.

   На основании выполненной работы учащиеся констатируют факт решения  поставленной в начале работы  проблемы (этап групповой рефлексии):

- Что нам известно об этих элементах? 

- Об элементах можно узнать много интересного, нужно только поискать в различных источниках!

        Свою работу учащиеся могут  представить на школьный, или районный, конкурс творческих работ, проектов и т.д. (этап самопрезентации преобретенного участниками проекта нового опыта и знаний).

Ожидаемые результаты:

  • Развитие УУД у учащихся: Умение работы с различными источниками информации (учебная, периодическая и энциклопедическая литература, электронные образовательные

ресурсы). Умение вычленять и обобщать наиболее важные факты, отсеивая малозначимые факты. Умение работы с программным обеспечением Microsoft Office Word (Exelle, Publisher и т.д.).

Умение сопоставлять информацию из разных областей знаний для применения в определенной ситуации (метапредметные и межпредметные компетенции).

  • Развитие коммуникативных способностей на основании работы в группе;
  • Повышение интереса к предмету через познавательную, творческую деятельность;
  • Снижение уровня тревожности, связанного со сложностью содержания предмета.

3

Список литературы.

  1. Воробьёва О.Я..  Коммуникативные технологии в школе.- Волгоград: Учитель , 2007.
  2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М.. Теория обучения в информационном обществе. – Москва:  Просвещение, 2011.
  3. Советова Е.В.. Эффективные образовательные технологии. - Ростов-на-Дону: Феникс , 2007.
  4. Ступницкая М.А.. Учимся работать над проектами.– Ярославль: Академия развития , 2008.
  5. Тяглова Е.В.. Исследовательская деятельность учащихся по химии. – Москва:  Глобус, 2008.
  6. Шаталов М.А.. Уроки химии 9 класс. – Москва: Вентана-Граф, 2006.
  7. Ширшина Н.В..  Проектная деятельность учащихся. Химия.- Волгоград: Учитель, 2006.

4

Приложение 1.

 Шаблон «Моя таблица Менделеева»

Период

ряд

Группы химических элементов

I

II

II

IV

V

VI

VII

VIII

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

7

6

8

9

7

10

                                                    *лантаноиды

** актиноиды

5

Приложение 2.

 Шаблон карточки (буклета). Размер шаблона должен соответствовать размерам ячеек для элементов в шаблоне периодический системы.

Лицевая сторона.

Информацию подготовил (ла):

Ф.И.О., класс.

Сторона для приклеивания.

                           № эл-та

   

           Хим.знак

           Название

                         Атомная

                             масса

                 

Внутренняя сторона.

Общая характеристика элемента (простого вещества):

Цвет, агрег.состояние, тип кристаллической решетки,

 t плавления и кипения, тепло-, электро-проводность, растворимость,  и т.д.

Историческая справка (кем, когда и где открыт; в честь кого или чего назван).

«А знаете ли Вы что…»

Интересные факты об этом элементе или простом веществе.

                 

6

Приложение 3.

Примеры выполнения индивидуальных заданий (печатный образец)

Лицевая сторона

Внутренняя сторона

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы таблицы Менделеева (Таблица и космос)

Презентация для уроков, а также внеурочной деятельности по химии. Может быть использована как межпредметный материал....

Презентация по химии "Элементы Таблицы Менделеева" (таблица и мифология"

Дополнительный материал для уроков химии и внеурочной деятельности по предмету....

Методическая разработка урока по химии в 9 классе по теме: "Периодический закон и периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева"

Познакомить с историей открытия периодического закона Д.И. Менделеева; закрепить знания о взаимосвязи между положением элемента в периодической системе и строением атома; дать понятие периодичности; р...

Методическая разработка "Форматирование таблиц в MS Word"

Предложенная тема имеет особое значение в связи с широкой сферой применения и одновременно, как показывает практика,  не осваивается во всей полноте своих возможностей, имеющих большое прак...

Методическая разработка " Сводная таблица времен"

Теоретический материал для облегчения освоения ученика времен в английском языке....

Методическая разработка «Союз периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева и географической карты»

Данная работа является попыткой подойти к изучению предметов естественно - научного цикла с альтернативной стороны: углубить  познания в химии элементов через призму предмета географии....

Методическая разработка "Использование таблиц по орфографии для самостоятельной работы обучающихся"

Применение таблиц по орфографии – весьма эффективный методический приём, преимущества которого заключаются в следующем:- наглядность, структурированность материала,- лаконичность, сжатость слове...


 

Комментарии

Черепанова  Елена  Сергеевна

Очень интересная работа. Спасибо!