Статья "ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ".
план-конспект занятия по химии по теме

Сафонова Наталья Викторовна

"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._iz_opyta_raboty_s_odar._detmi.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

НИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

С ОДАРЁННЫМИ

ДЕТЬМИ"

                                                    ВЫПОЛНИЛА:

                                                  учитель химии

                     Сафонова Н.В.

        Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек» - не такая уж трудная задача. Обучение химии начинается в 8 классе, и поначалу учащиеся демонстрируют интерес к данному предмету. Но с течением времени, когда они сталкиваются с той бездной знаний, которую таит в себе данная наука, энтузиазм стихает. Одним становится неинтересно, другим предмет дается с трудом, третьи просто зарабатывают отметки. И лишь немногие, выдержавшие это нелегкое испытание, не теряют блеска глаз и искреннего стремления к познанию. Эти школьники более восприимчивы к новой информации, не боятся трудностей, самостоятельно решают задачи повышенной сложности. Они – лидеры.

      Следующий этап – разработка личностно-ориентированного подхода к обучению одаренных школьников. Система их обучения должна отличаться от системы обучения других детей, иначе интерес к предмету может угаснуть.

      На этапе обучения одаренному ученику требуется предоставлять особую образовательную траекторию, так как талантливый ребенок активен и пытлив. И у нас  и за рубежом широко практикуется тесное сотрудничество школ с университетами.

      Мордовский Государственный университет и Педагогический Институт проводят такую работу. Это предметные кружки, летние сборы одаренных детей, практические туры предметных олимпиад, республиканские конкурсы научно-исследовательских работ.

 Я считаю очень важным фактором в развитии одаренного ребенка посещать занятия кружка не только в своей школе, но и в вузе.

      Талантливые дети всегда ждут чего-то нового, более сложного. Я предлагаю таким учащимся на уроке усложненные творческие задания. При проведении практических работ одаренным учащимся предоставляются экспериментальные задания более высокого уровня сложности.

      Одаренный ученик стремится показать свои знания не только на уроке, но и на более высоком уровне – на олимпиадах, научно-практических конференциях, интеллектуальных марафонах, конкурсах, предметных неделях.

      Интересующимся детям я предлагаю подборку олимпиадных заданий, часть которых они прорешивают дома, а наиболее сложные мы разбираем на индивидуальных занятиях.

Но такая методика подготовки оправдана только в тех случаях, когда ученик обладает усидчивостью и хорошими навыками самостоятельной работы.

Также важную роль играет мотивация. Больших результатов на олимпиадах по химии добились именно те учащиеся, которым мой предмет был важен для будущей профессии.

Экспериментальные задачи (для подготовки к предметной олимпиаде).

8 класс

Задача 1.

В пяти пронумерованных пробирках находятся растворы: HCl, NaCl, BaCl2, Na2CO3, Na2SO4. Используя в качестве реактивов только эти растворы, определите, под каким номером находится каждое из названных веществ.

Составьте план-схему анализа и напишите уравнения проводимых реакций.

    Помните! Для контроля необходимо оставить в каждой пробирке не менее 2 мл раствора.

Решение. Оформляется таблица.

Раствор

HCl

NaCl

BaCl2

Na2CO3

Na2SO4

HCl

CO2

NaCl

BaCl2

BaCO3

(белый)

BaSO4

(белый)

Na2CO3

CO2

BaCO3

(белый)

Na2SO4

BaSO4

(белый)

Задача 2.

В четырех пробирках находятся растворы HCl и H2SO4, NaNO3 и Na2SO4.

Используя только одно вещество из следующего набора: AgNO3, Ca(NO3)2, CaCl2, BaCl2, Na2CO3, BaCO3, NaHCO3.

Решение. СaCO3, BaCO3, а получен раствор CaCl2, BaCl2,

Экспериментальные задачи (для подготовки к предметной олимпиаде).

9 класс

       Задача 1.

В пяти пронумерованных пробирках находятся растворы следующих солей: хлорида аммония, карбоната и сульфата натрия, сульфата алюминия и соли двухвалентного железа.

     Пользуясь только выданными растворами и оборудованием, определите содержимое каждой пробирки

Решение. Оформляется таблица.

Раствор

NH4Cl

Na2CO3

Na2SO4

Al2(SO4)3

Fe2+

NH4Cl

↑NH3t

Na2CO3

↑NH3t

Al(OH)3↓, CO2

       (белый)

FeCO3

(грязно-зеленый)

Na2SO4

Al2(SO4)3

Al(OH)3↓, CO2

      (белый)

Fe2+

FeCO3

(грязно-зеленый)

Из таблицы следует, что вещество, выделяющее при нагревании с одним из растворов аммиак и не дающее других реакций – хлорид аммония.

Вещество, выделяющее с одним из растворов аммиак, с другим дающее грязно-зеленый осадок, а с третьим – белый осадок и газ, - карбонат натрия.

Вещество, не дающее видимых реакций ни с одним из растворов – сульфат натрия.

Сульфат алюминия с раствором карбоната натрия дает белый осадок, а соль двухвалентного железа – грязно-зеленый.

    Задача  2.

В девяти пронумерованных пробирках находятся растворы: хлорида бария, сульфата натрия, хлорида калия, нитрата магния, фосфата натрия, гидроксида бария,  гидроксида калия, карбоната натрия, и соляной кислоты.

Используя в качестве реактивов только эти растворы, определите, под каким номером находится каждое из перечисленных веществ.

Составьте план-схему анализа и напишите уравнения проводимых реакций.

Оставьте для контроля не менее 2 мл каждого раствора

Экспериментальные задачи (для подготовки к предметной олимпиаде).

10-11 класс.

Задача 1.

В пяти пронумерованных пробирках находятся: водный раствор фенола, водный раствор глицерина, спирт, гептен и толуол.

С помощью реактивов установите, в каких пробирках находятся указанные органические соединения.

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки (10 шт), водный раствор фенола, водный раствор глицерина, этиловый спирт, гептен (имитировать скипидаром), толуол, бромная вода, раствор перманганата калия, раствор сульфата меди (II).

Решение.

1. Раствор фенола смешивается с водой. При этом выпадает белый осадок.

2. Глицерин смешивается с водой и дает реакцию с гидроксидом меди (II).

3. Спирт смешивается с водой и восстанавливает медь из оксида меди (II) на нагретой медной проволоке.

4. Гептен не смешивается с водой и обесцвечивает бромную воду и раствор перманганата калия.

5.Толуол не смешивается с водой. При встряхивании (не на ярком свету) бром экстрагируется верхним слоем толуола, окрашивая его в желтовато-бурый цвет.

Задача 2.

В пробирках находятся: изоамиловый спирт, водные растворы: сульфида натрия, карбоната натрия, хлорида железа (III), брома, фенол.

Используя в качестве реактивов только эти растворы, распознайте вещества.

Решение.

1. По запаху определяем: изоамиловый спирт, сульфид натрия, фенол, бром.

2. Растворы брома и хлорида железа (III) имеют бурую окраску. Но раствор брома с сульфидом натрия дает белый осадок (сера), обесцвечивается раствором соды, с фенолом дает белый осадок, с изоамиловым спиртом происходит экстракция брома (кольцо).

3. Раствор хлорида железа (III) с раствором сульфида натрия дает темный осадок, с раствором соды – бурый, с фенолом – фиолетовое окрашивание.

Задача 3.

В шести пробирках находятся растворы: хлорида калия, гидроксида натрия, соляной кислоты, глицерина, изоамилового спирта.

Используя медную проволоку и получая из предложенных соединений подходящие реактивы, определите, в какой пробирке находится каждый из реактивов.

Решение.

С помощью медной проволоки проводится проба на цвет пламени. Это дает возможность определить: хлорбензол, калия хлорид и соляную кислоту.

Нагретая проволока, покрытая оксидом меди (II) в изоамиловом спирте и глицерине будет краснеть, а в соляной кислоте оксид меди (II) будет растворяться с образованием зеленого раствора хлорида меди (II).

Раствор хлорида меди (II) используется для получения гидроксида меди (II), с помощью которого можно распознать глицерин.

Спирт и хлорбензол нерастворимы в воде.

Список литературы.

1. Инна Алейникова. Если за партой гений… Учителя не прощают детям их одаренность // Управление школой. – 2010. - №21, с.20-23.

2. Соломон Гилядов. Талант не выносит «нафталина».// Управление школой.- 2010. №20, с.25-28.

3. Бардышева О. Циклограмма для поддержки юного гения // Управление школой. – 2010. - №20, - с. 29-31.

4. Альбицкая Н.Е. Технологии развития навыков исследовательской деятельности одаренных школьников // Исследовательская работа школьников. – 2010. - №1., с.90-96.

5. Ляшко Т.В. «Интеллект будущего» - колыбель талантов // Одаренный ребенок. – 2010. - №1, с.37-45,

6. Пажитнева Е.В. Подготовка учителей химии к работе с одаренными учащимися в условиях профильного обучения // Одаренный ребенок. – 2008. - №6., с.116-128.

7. Гриднева Е.П.  Чем одарить одаренного ребенка // Химия в школе. – 2007. - №4., с.2-4.

Задачки с межпредметным содержанием:

8. Шалашова М.М. Специфика работы с сельскими одаренным детьми в довузовском образовании // Одаренный ребенок. – 2006. - №2., с.75-79.

9. Опыт работы с одаренными детьми в Республике Мордовия // Одаренный ребенок. – 2005. - №6., с.48-61.

10. Абатурова В.В. О системе работы с одаренными школьниками в России // Профильная школа. – 2010. - №3., с.10-14.

11.Зеленина Е.Б. Педагог для одаренного ученика // Народное образование. – 2011. - №1., с.153-158.

12. Новикова В.Л. Модель развития детской одаренности в области химии // Одаренный ребенок. – 2010. - №4., с.122-127.

13. Василевская Е.В. Сетевое взаимодействие как механизм методического сопровождения работы с одаренными детьми // Методист. – 2010. - №9., с.21-25.

14. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. / М.: Сентябрь, 2001.

15. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей.: Учебное пособие / Под ред. А.М.Матюшкина – М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Карта инновационного опыта учителей Школы передового педагогического опыта МБОУ СОШ №1 п. Степное Советского района Саратовской области

Карта инновационного (передового) педагогического опыта учителей участников группы Школа передового педагогического опыта по итогам работы в 2011-2012 учебном году....

План работыс одарёнными детьми

развёрнутый план работы с одарёнными детьми включающий в себя:Программу работы с одарёнными детьми, стратегию работы, план работы, вовлечение во внеурочную деятельность...

Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников. Оснащение ребёнка жизненным опытом.  

Выступление на методическом объединении по теме:«Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников.  Оснащение ребёнка жизненным опытом»...

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...