Педагогический проект "Организация деятельности интеллектуально одаренных по химии школьников как средство их самоопределения к выбору профессии"
проект по химии (10 класс) по теме

Субхангулова Зульфия Махмутовна
 

В проекте рассматриваются возможности формирования учебно-познавательных компетенций учащихся в процессе  преподавания химии, даются методические рекомендации по организации деятельности одаренных учащихся по химии  на уроках и во внеурочной деятельности. Решается проблема формирования выпускника,  владеющего не только высокими ЗУН,  компетентностями и мыследеятельностными способностями, но и проблема социализации  и самоопределения учащихся. Данный педагогический проект направлен на систематизацию, отбор средств организации деятельности с одаренными по химии учащимися с целью самоопределения их к выбору будущей  профессии, а также для формирования способностей  понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и работать в команде, формулировать собственные интересы и осознавать свои возможности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx76.41 КБ

Предварительный просмотр:

2.Краткая аннотация проекта

2.Краткая аннотация проекта

В проекте рассматриваются возможности формирования учебно-познавательных компетенций учащихся в процессе  преподавания химии, даются методические рекомендации по организации деятельности одаренных учащихся по химии  на уроках и во внеурочной деятельности. Решается проблема формирования выпускника,  владеющего не только высокими ЗУН,  компетентностями и мыследеятельностными способностями, но и проблема социализации  и самоопределения учащихся.

Одним из направлений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является направление «Развитие системы поддержки талантливых детей». «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования». Данный педагогический проект направлен на систематизацию, отбор средств организации деятельности с одаренными по химии учащимися с целью самоопределения их к выбору будущей  профессии, а также для формирования способностей  понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и работать в команде, формулировать собственные интересы и осознавать свои возможности.

3. Обоснование необходимости проекта

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.                                               В. А. Сухомлинский

 В государственных документах Стратегии развития образования до 2020 г. отмечается, что необходимым условием формирования инновационной экономики является  модернизация системы образования, становящейся важнейшей предпосылкой динамичного экономического роста и социального развития общества, условием благополучия и безопасности страны. Одной из важнейших жизненных ценностей граждан продолжает оставаться возможность получения качественного образования, ставящая одной из главных задач - самоопределение молодых людей в профессии. Изменения, происходящие в системе образования на современном этапе, требуют переосмысления  и изменения подходов, связанных с созданием целостной системы профессионального самоопределения личности через выявление, развитие и использование способностей, личностной активности, раскрытия мотивационной сферы и жизненной ориентации молодежи. В процессе перехода к рыночной экономике представление о профессиональном самоопределении существенно изменилось. От выпускника школы сегодня требуется компетентность, проявление творческого  подхода, профессиональная и социальная мобильность, продуктивная активность. В связи с этим профессиональное самоопределение выступает как важная научно - педагогическая проблема, неразрывно связанная с ценностной ориентацией молодежи, требующая осмысления в условиях изменения системы образования и общества в целом.

Для города Нефтеюганска задача сохранения и приумножения интеллектуального потенциала учащихся является приоритетной. Целью муниципальной системы образования является  создание условий для актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения обучающихся, формирования способности осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда в квалифицированных кадрах.

Нефтеюганск - монопрофильный город, появился и вырос исключительно за счет нефтяной отрасли и  поэтому основой рынка труда  города являются сферы  нефтедобычи. Учащиеся МБОУ «СОШ № 9» - дети родителей, большая часть которых привязаны городу,  хорошо представляют себе многообразие и значение различных профессий в нефтяной отрасли и  понимают  необходимость обустройства своей малой родины. Результаты проведенного социологического опроса показывают, что каждый  третий  родитель хотел бы видеть своего ребенка нефтяником (31%), каждый пятый -  врачом (24%). Причем с каждым годом популярность этих профессий только возрастает ( в 2009 году- 29% и 18%).

МБОУ «СОШ № 9» в течение пяти  лет решает проблемы организации  профильного обучения  в средней школе. Ежегодно учащиеся  отдают предпочтение предметам химико-биологического профиля. Возникла необходимость создания  системы организации деятельности с одаренными по химии учащимися для обеспечения их поступления в вузы профильной направленности с целью реализации всевозрастающего заказа родителей и учащихся к профессиям врач, химик, нефтяник, биолог, лаборант. Данный  проект необходим для обеспечения потребностей города  Нефтеюганска в этих профессиях.

4. Цели и задачи проекта

Основная цель заключается в обосновании, методическом и педагогическом обеспечении развития одаренных учащихся посредством внедрения технологий работы с одаренными по химии учащимися,  в  создании условий для комплексной подготовки выпускника школы к осознанному выбору своей будущей профессии и готовности эффективно и успешно продолжить обучение в профессиональном образовательном учреждении.

Задачи:

- определить степень актуальности темы;

-изучить теоретические и практические подходы к работе с одаренными детьми;

-определить параметры и критерии оценки одаренности учащихся;

-выявить особо талантливых детей, заинтересованных в более полном и углубленном изучении  химии;

-разработать эффективную и постоянно действующую  систему работы с одаренными учащимися;

-создать условия для реализации проекта, предусмотрев программно-методические, материально-технические, информационные ресурсы;

- создание банка творческих продуктов;

-представить результаты работы педагогической общественности через участие в конференциях, конкурсах, публикации различного уровня- городского, окружного, всероссийского.

Новизна проекта связана с личностно-ориентированным  подходом к обучению химии  посредством технологий работы с одаренными учащимися.

Инновационный педагогический проект имеет ряд преимуществ:

Во-первых, происходит изменение роли учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.  

Во-вторых, через проектно-исследовательскую  деятельность обучающихся  формируются учебно-познавательные компетенции.

В-третьих, увеличивается мотивационный потенциал для всех субъектов образовательного процесса.

Практическая значимость проекта заключается в его прикладном характере, отражает опыт практического решения задачи формирования учебно-познавательной компетентности у выпускников школы как необходимого условия их успешной социализации и самореализации.  Предложенные в проекте методические рекомендации по организации деятельности одаренных учащихся  по химии  на уроках и во внеурочной деятельности могут быть использованы учителями химии и других дисциплин в учебном процессе.

5. Основное содержание проекта

В отечественной науке исследованию проблемы одаренности посвящены труды: И.С. Авериной, Ю.Д. Бабьаевой, А.И.Савенкова, Д.В.Ушакова, В.Э.Чудиновского, В.Д.Шадрикова, Г.Т.шпаревой, Н.Б.Шумаковой и многих других. Развитию творческих способностей как составляющему компоненту одаренности посвящены работы Д.Б.Богоявленской, Л.А.Венгера, А.М.Матюшкина, в которых  предложены программы по развитию творческого потенциала личности на разных этапах обучения. Сущность одаренности раскрываются в трудах таких зарубежных ученых, как Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, С.Рис, Л.Смит,, Р.Кеттел, К. Хеллер, Б.Тейлор и многих других. Отдельно хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н.Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимает видное место в русской психологии и педагогике.  И, наконец, нельзя не сказать о великолепной исследовательской работе Ю.З.Гильбуха. Вместе с группой ученых им была разработана дифференцированная система обучения, дающая большие возможности для проявления индивидуальности ребенка. Работа  этих и других авторов послужили хорошей теоретической базой для данного проекта.

«Одаренный ребенок» – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах

        Творческое мышление «химически одаренных» учащихся характеризуется неординарностью (способностью выдвигать новые неожиданные идеи), гибкостью (способностью быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от одних явлений к другим, осуществлять интеграцию естественно - научных дисциплин). Следует отметить также высокий уровень развития их логического мышления, продуктивность мышления, способность к прогнозированию, логическую и механическую память, большой объем внимания, наблюдательность, развитое воображение. Одаренных в химическом плане школьников отличают такие личностные качества, как высокая работоспособность, самостоятельность, рефлективность, настойчивость и, конечно, "химические руки" - способность оперировать химическим материалом при постановке опытов. Это и помогает выявить способных к химии учеников: они постоянно самостоятельно экспериментируют, наизусть знают признаки огромного множества реакций и т.д.

Основные направления в работе с одарёнными детьми:

- исследовательская деятельность;

-проектная деятельность;

-спецкурсы;

-подготовка учащихся к олимпиадам.

1. Исследовательская деятельность учащихся.

    Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно, значимо.

Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:

-автономизационную (быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию);

-коммуникативную  ( умение вступить в общение);

-информационную ( владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации);

-продуктивную (уметь работать, быть способным создавать собственный продукт).

 Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. При выполнении исследовательского задания учащиеся осуществляют следующие действия:

-ознакомление с содержанием задания и формулирование цели деятельности;

-прогнозирование направлений выполнения задания и выбор методов исследования;

-проведение исследования и оценка полученных результатов в соответствии с поставленными целями.

       Например, в 9 классе на уроке «Химические свойства металлов» учащимся предлагаю задание: предположить свойства магния, зная, что свойства веществ определяются строением атома, видом химической связи  и типом  выполняют кристаллической решетки. На основе этих знаний строится план рассуждений:

   1. Выяснить строение атома, тип кристаллической решетки, предсказать свойства.

   2. Исследовать отношение данного вещества к простым (металлы, неметаллы) и  сложным (кислоты, основания, соли, вода) веществам.

При обучении учащихся умениям исследовательской  деятельности (наблюдать, сравнивать, проводить анализ, химические расчеты и т.д.) обращаю особое внимание на выработку умений строить логическую цепь рассуждений при  выполнении заданий. Это можно сделать, выполняя упражнения в составлении уравнений реакций на основе схем превращений одних веществ в другие. Такие задания выполняют учащиеся на уроке по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений», они вырабатывают умение совершать действие по плану.

Химический эксперимент служит выработке у учащихся исследовательских умений, обеспечивает самоконтроль рассуждений и служит доказательством правильности предположений. Например, на уроке «Оксиды» в 8 классе предлагаю учащимся задание, которое они выполняют экспериментально.

Задание. Определите опытным путем химический характер предложенного оксида.

 Учащиеся строят рассуждения примерно так:

  1. провести реакцию с водой;

  2. исследовать полученный продукт индикатором;

  3. продукт реакции оксида с водой нерастворим, значит необходимо провести общую реакцию для основных оксидов с кислотой, для кислотных оксидов со щелочами.

При обсуждении предположений необходимо обратить внимание учащихся на умение выбирать рациональный путь проведения опыта. Только после этого можно выполнять опыт.    

       Эффективных результатов по формированию исследовательских умений можно добиться при целенаправленной систематической работе. Такую систему работы составляют: проблемное проведение уроков, проведение большинства лабораторно - практических занятий исследовательским  и проектным методом,  система домашних заданий с элементами теоретического исследования.

 Каждый урок может содержать проблемные вопросы или задания. Знания, добытые собственным трудом намного прочнее и ценнее, чем знания преподнесенные учителем в готовом виде. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Например, известное учащимся из математики правило «от перемены мест слагаемых сумма не изменяется» не соблюдается в некоторых случаях в химии. Так, при изучении в 9 классе темы «Амфотерные соединения» учащиеся проводят химический эксперимент: получение гидроксида алюминия согласно ионному уравнению  Al3+ +   3ОН- = Al(ОН)3 зависит от того, какой реактив приливается к избытку другого реактива. В случае добавления нескольких капель щелочи к раствору соли алюминия осадок образуется и сохраняется. Если несколько капель раствора соли алюминия добавить к избытку щелочи, то образующийся вначале осадок сразу же растворяется. Почему? Решение возникшей проблемы позволит перейти к рассмотрению амфотерности.

При изучении классов неорганических соединений в 8 классе при объяснении новой темы на доске записываются представители класса, а затем учащимся предлагается найти общие признаки данных веществ. В результате учащиеся самостоятельно выводят определение того или иного класса веществ.

В большинстве случаев учебный материал содержит в себе совокупность  объективных научных сведений – фактов, понятий, теорий. Само по себе такое содержание  для учащихся нейтрально. В связи с этим считаю своей задачей при подготовке и проведении уроков химии перевести содержание материала с уровня знаний на уровень личностных смыслов за счет технологии организации проектно-исследовательской деятельности. Например, во время уроков организую целеполагание учащихся с помощью вопросов, помогающих выяснить, насколько  данные знания нужны им, где в повседневной жизни встречаются, применимы и используемы.

2. Проектная деятельность учащихся.

   Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть  самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта. Нельзя, чтобы  проекты   были делом нескольких дней или имели реферативный характер. Надо научить учеников самостоятельно находить нужный  материал в научной литературе или Интернете, ставить научную проблему, обосновывать актуальность работы, определить цели и задачи, делать выводы.  Работа учителя – это методическая помощь, подбор химических реактивов и оборудования, обеспечение безопасности опытов, помощь в оформлении результатов и контроль за ходом и правильностью работы.

         Уже на первых этапах изучения химии возможно проведение практических работ проектного плана. Так, практическую работу «Наблюдения за горящей свечой» я перевожу в ранг проекта – домашнего эксперимента и заслушиваем затем на уроке сообщения учащихся по выполненным проектам, которые могут быть различны как по форме, так и по содержанию (история свечи, материалы, из которых изготавливаются свечи, классификация и назначение свечей и т.д.)

 Метод проектов использую при изучении в 11 классе темы "Химия и общество", в 10 классе темы "Природные источники углеводородов", «Определение аскорбиновой кислоты в пищевых продуктах»,  в 8 классе темы "Генетическая связь между классами неорганических соединений». Завершающим этапом  работы учащихся 9 класса на спецкурсе является защита проектов.

       Большое значение в активной познавательной деятельности имеет непрерывность творческого процесса, в частности, по разработке и реализации проектов. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала, к формированию проектно-исследовательской компетентности.    

     Для развития творческой (понимаем, проектно-исследовательской) деятельности необходимо создание определенных условий.

     Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной. Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения.

          3. Спецкурсы.

 Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования. Профилизация  старшей школы позволяет  каждому учащемуся определить и выбрать свое направление обучения и развития. Ключевым элементом профилизации школы признана стать система элективных курсов для учащихся 9 – 11 классов. Элективные курсы предпрофильной подготовки преследуют цель сориентировать выпускников школы, как минимум, на осознанный выбор профиля обучения в старшей школе или, как максимум, на определение своей специальности в будущей профессиональной деятельности.

В качестве предметно - ориентированного курса для учащихся 9 класса провожу элективный курс «Способы решения расчетных задач по химии». Цель курса: помочь школьникам определится в выборе естественно - научного профиля обучения. В курсе использую следующие методы: фронтальный разбор способов решения новых типов задач, групповое и индивидуальное решение задач, коллективное обсуждение решения сложных и нестандартных задач, решение расчетно-практических задач, составление учащимися оригинальных задач, работа учащихся над творческими проектами. По окончании курса проводится защита учащимися разработанных проектов. В качестве развивающего курса предлагаю курс «Химия и окружающий нас мир».

В старшей профильной школе роль элективных курсов значительно возрастает, они направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к итоговой аттестации, продолжению соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности.    Для учащихся 10, 11 классов предлагаю и провожу следующие предметно – ориентированные курсы: «Мир окислительно-восстановительных реакций», «Практикум абитуриента по химии». Цели  данных курсов: углубление и расширение знаний учащихся по предмету развитие их познавательных интересов, качественная подготовка к государственной итоговой аттестации,  целенаправленная профильная ориентация через предмет.

4. Подготовка учащихся к олимпиадам.

        Олимпиада, как внеклассная, внешкольная  деятельность учащихся, является не столько проверкой учебных достижений школьников, сколько соревнованием в нестандартной ситуации умело применять знания, умения, способности по решению нестандартных химических задач и заданий повышенной сложности. Для тех школьников, которые впервые сталкиваются с более интересными, чем задания из учебника, задачами, участие в олимпиаде  – первый шаг к научной деятельности. Одаренные ученики, участвуя в олимпиадах, оказываются в среде по интеллектуальном способностям  себе равных. Они соревнуются с другими, стремятся к победам, ведь олимпиада любого уровня дает уникальный шанс добиться признания для самого себя. Это победа над самим собой. При подготовке учащихся к олимпиаде, учитывая индивидуальные особенности личности, выбираю стратегию углубления и обогащения обучения:

- более глубокое изучение конкретных тем, углубление в предмет;

- расширение кругозора;

- поиск новых  оригинальных объяснений и решений.

Первый шаг, который необходимо сделать каждому учителю, работающему с одаренными учащимися, это создать «банк» заданий (творческих, экспериментальных). Они  не должны быть слишком легкими, не должны слепо повторять обычные школьные задачи, которые решаются на уроках, в них должен присутствовать «творческий дух», но в то же время эти задания не должны перегружать учащихся при подготовке.  Второй шаг учителя- это  выявление наиболее подготовленных и заинтересованных школьников, способности которых выше среднего, и которых мы можем назвать одаренными. В этом учителю химии больше всего помогают наблюдения в ходе уроков и проведение внеклассных мероприятий по предмету, а также анализ их успеваемости по математике, физике, биологии и других предметов.

Несмотря на то, что основной формой подготовки к олимпиаде является индивидуальная работа, все же создание команды единомышленников имеет место в подготовке к олимпиаде. Это третий шаг. Обмениваясь друг с другом, учащиеся находят универсальный алгоритм решения задач повышенной  сложности. У Б. Шоу есть великолепная фраза, подтверждающая эту мысль: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас  есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

        Учитывая особенности химии как естественной и экспериментальной науки, необходимо формировать:

- умение решать химические задачи, учитывая химизм процессов, и владение необходимым для этого математическим аппаратом;

- энциклопедические знания по классам веществ, развитый химический кругозор, знание свойств достаточно большого круга соединений, способов их получения, областей применения;

- практические умения и навыки, знание основных приемов проведения химических реакций, очистки веществ и разделения смесей, идентификации веществ, проведение измерений в ходе химического эксперимента.

Каждое умение следует формировать при постоянном промежуточном мониторинге самостоятельной работы.

                   Основными принципами в работе с одаренными детьми являются:

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития    личности:

-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии   учителя:

-принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи.

Таким образом, моя система работы  с одаренными детьми включает четыре основных структурных компонента:

«Образовательный компонент » представлен курсом теоретической  и практической части по химии, элективными курсами по химии, решением олимпиадных задач, выполнением заданий Единого государственного экзамена и  Государственной (итоговой)  аттестации по химии. Химические олимпиады, предметные недели, выполнение заданий программы «Интеллектуально- творческого потенциала России», в проведении которых  задействованы  мои ученики способствуют учебно-образовательному процессу изучения химии на более глубоком уровне, расширяют кругозор и содействуют познанию химии во взаимосвязи с другими предметами: физикой, биологией, математикой, историей, географией.

«Развивающий компонент» представлен теоретическими, познавательными и творческими заданиями, рабочей программой «Химия и окружающий нас мир», а также включает работу по организации и проведении мероприятий: тематические вечера, экскурсии на предприятия и лаборатории, научно- практические конференции. Участие учеников  в данных мероприятиях способствует развитию их интеллектуально-творческих способностей.

«Проектно-исследовательский компонент» представлен исследовательской, экспериментальной и проектной деятельностью, основанной на сотворчестве учителя и учащегося, и направленной на

- исследование по предмету химия ;

- исследование с привлечением знаний из других учебных предметов;

- исследование конкретных проблем, выходя за рамки учебной программы.

«Компонент  индивидуализации» представлен организованной системой индивидуальной творческой работы и охватывает учащихся с уже пробудившимся интересом к химии.  

Формы работы с одаренными детьми.

1.Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы, методы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

 2.Традиционными видами работ с одаренными детьми являются предметные недели, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. В рамках предметных декад применяются самые разнообразные формы и методы проведения: концерт, викторина, издательская деятельность и т.п.

 3.Систематические индивидуально-групповые занятия с одаренными учениками на протяжении всего учебного года.

4.Участие во всероссийских конкурсах, олимпиадах, творческих конкурсах (очных,  дистанционных).

5.Организация внеклассных мероприятий, классных часов, способствующих формированию творческой, успешной личности, стремящейся к самореализации;

6.Включение в образовательный процесс проектной деятельности.

7.Организация сотрудничества с учреждениями  (ООО»  «Роснефть», Тюменская медицинская государственная академия, Центральная городская больница города Нефтеюганска);

8.Использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, электронная энциклопедия).

9.профориентационная работа.

       Чтобы ученик выбрал в будущем профессию химика, медика, технолога, лаборанта или учителя химии необходимо, прежде всего, возбудить у школьника интерес к химии. В первую очередь, это задача решается на уроках. На различных внеклассных мероприятиях интерес должен перерастать в заинтересованность, затем в стремление познавать большее и научиться большему, далее, у ученика появляется потребность в постоянной деятельности по совершенствованию своих знаний и умений  и, наконец, ученик решает свой профессиональный выбор в пользу химии.

         6. Ресурсы

Медиаресурсы:

Интернет - как источник необходимой информации.

MicrosoftOfficeWord и MicrosoftOfficePowerPoint – как средства структурирования, оформления и систематизации информации.

Материально-технические:  сканер, компьютер, принтер, CD.

Временные:  2008 – 2013 годы.

Кадровые: педагоги образовательного учреждения

В реализации данного педагогического проекта для достижения высокого результата не требуются дополнительные затраты, так как педагоги трудятся в рамках рабочего времени

7. Партнёры.

Партнёры проекта - автор проекта, учителя химии,  учителя естественно-научного цикла,  ученики 8-11 классов, педагог-психолог,  родители, школьный библиотекарь, пользователи интернет, работники ЦГБ, сотрудники с ТюмМГА,  журналисты СМИ.

8. Целевая аудитория

В реализацию проекта вовлечены 53 учащихся 8-11 классов. В работе творческой группы учителей по организации деятельности  интеллектуально одаренных детей по химии принимает участие 6 учителей естественно-научного цикла, депутат городской Думы, директор МБОУ «СОШ№9», родители обучающихся.

9. План реализации проекта

Проект предполагает достижение поставленных цели и задач через три этапа: подготовительный,  основной  и  заключительный.

I этап – подготовительный (2008-2009учебный год)

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

1.Стартовая диагностика учащихся и родителей: определение  мотивации у учащихся 8 классов  к изучению  учебного предмета химия; определение социального заказа родителей и учащихся.

2.Анализ материально- технических, педагогических условий реализации проекта. Формирование научно-практической базы.

4.Обучение учащихся элементам исследовательской  деятельности.

5.Изучение опыта работы по вопросу организации деятельности одаренных детей

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

1.

Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования

Педагог-психолог

2

Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования

Субхангулова З.М.

3

Выявление на основе анкетных данных потребности субъектов образовательного процесса и участников проектирования.

Классные руководители

4

Индивидуальные консультации  «Одаренный ребенок в семье»

Психолог

5

Информирование участников образовательного процесса о проекте, его потенциале и пользе на заседаниях ШМО и педагогическом совете

Субхангулова З.М.

6

Изучение опыта работы по вопросу организации деятельности одаренных детей

Субхангулова З.М.

7

Стартовый мониторинг контрольных классов

Субхангулова З.М.

8

Сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта

Субхангулова З.М.

9

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

Субхангулова З.М.

10

5. Разработка плана-графика проектной деятельности

Субхангулова З.М.

IIэтап: творческий. Сроки: (2009 – 2012 учебный  год)

Цель: Апробация системы работы с одаренными учащимися

Задачи:

1.Диагностика склонностей учащихся. Выявление одаренных по химии учащихся.

2.Реализация личностно ориентированного и творческого обучения в учебном процессе.

3.Применение современных образовательных технологий в процессе обучения школьников.

4. Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.

4.Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными  детьми

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Сбор ресурсов для реализации проекта

2009 - 2012

Субхангулова З.М.

2

Реализация личностно ориентированного и творческого обучения в учебном процессе.

2009 - 2012

Субхангулова З.М.

3

Применение современных образовательных технологий в процессе организации деятельности одаренных учащихся .

2009 - 2012

Субхангулова З.М.

5

Участие школьников в творческих конкурсах, научно – практических конференциях, конкурсах научно – исследовательских работ.

2009 - 2012

Субхангулова З.М.

6

Организация экскурсий в учреждения на уроках, во внеурочное время.

По плану

Субхангулова З.М.

7

Привлечение школьников к самостоятельному поиску информации для  докладов, презентаций по различным направлениям химии

2009 - 2012

Субхангулова З.М.

8

Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2009 - 2012

Субхангулова З.М.

10

Знакомство учащихся с новинками литературы.

2009 - 2012

Субхангулова З.М.

11

Привлечение  творческих учителей, преподавателей вузов, работников учреждений для общения с детьми.

2009 - 2012

Субхангулова З.М.

12

Участие во всероссийских предметных олимпиадах школьников.

2009 - 2012

Субхангулова З.М.

13

Участие в открытых мероприятиях в рамках предметных недель

2009-2012

Субхангулова З.М.

14

Участие  одаренных детей во внешкольной и внеклассной работе

2009-2012

Субхангулова З.М.

15

Введение спецкурсов

2009 - 2012

Субхангулова З.М.

16

Проведение промежуточных мониторингов эффективности внедрения проекта

2009 - 2012

Субхангулова З.М.

17

Стимулирование одаренных детей, достигших высоких результатов (линейки, молнии- объявления)

2009 - 2012

Субхангулова З.М.

IIIэтап: Аналитический. Обобщение и распространение опыта работы.

Цель: Переход системы  работы с одаренными учащимися  в режим функционирования.

Задачи: 

1.Обобщение опыта учителей естественнонаучного  цикла по  организации деятельности одаренных детей

2.Анализ реализации педагогического проекта.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Итоговый мониторинг эффективности проекта 

 2012-2013

Субхангулова З.М.

2

Выступление на ШМО по теме: «Методические рекомендации по организации деятельности одаренных детей» с целью обмена опытом

 2012-2013

Субхангулова З.М.

3

Обобщение опыта учителей естественнонаучного  цикла по  организации деятельности одаренных детей

2012 – 2013

Учителя естественнонаучного цикла

4

Проведение открытого урока  - исследовательского проекта  «Химические свойства неорганических и органических кислот»

 2012 -2013

Субхангулова З.М.

5

Выступление на педсовете школы по теме: «Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся при обучении химии»

 2012 -2013

Субхангулова З.М.

6.

Мастер-класс «Творческие задания на уроках химии в 8-9 классах»

2009 – 2011

Субхангулова З.М.

9

Мастер-класс по теме: «Организация деятельности на уроках химии и социально значимой деятельности во внеурочное время».

2011-2012

Субхангулова З.М.

10

Круглый стол, предъявление опыта по организации деятельности одаренных по химии школьников как средства повышения мотивации к предмету и самоопределения учащихся к выбору профиля.

2013

Субхангулова З.М.

11

Обобщение опыта в СМИ

2013г.

Субхангулова З.М.

10. Ожидаемые результаты и социальный эффект. Возможные последействия реализации проекта.

1.Учащиеся 8-11 классов обладают навыками поисково- исследовательской деятельности, умеют находить необходимую информацию и применять свои знания в дальнейшей работе (сформированы компетентности).

2. Созданы условия для активной познавательной деятельности, раскрыта индивидуальность учащихся, приобретен опыт познания и самопознания. Учащиеся смело проявляют творческие способности. Интерес к предмету высок.

3. Повышение качества ЗУН: общая успеваемость 100%, позитивная динамика качества знаний за последние три года составляют 62%-67%

4. Положительная динамика  количества победителей и призеров олимпиад, конкурсов.

5. Успешная сдача ЕГЭ и ГИА по химии.

6. Позитивная динамика поступления выпускников школы в вузы профильной направленности .

7. Выпускники успешно продолжают обучение в профессиональном  образовательном учреждении.

8.Создание нового содержательного имиджа школы, соответствующего социальному и государственному заказу.

9. Расширение круга партнеров: работники ЦГБ, сотрудничество с ТюмМГА, СМИ.

10. Вовлечение родителей в образовательный процесс

Эффективность проекта определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. Успешность выполнения цели определяется тем, насколько проект повышает шансы одаренного ребенка вырасти в одаренного,  успешного в социуме профессионала.

11. Перспективы дальнейшего развития проекта.

Особенностью проекта может быть его тиражируемость, использование в рамках не только МБОУ «СОШ №9», но и другими учебными заведениями. На основе данного проекта предполагается:

-Участие в методических семинарах, совещаниях, конференциях различного уровня (школьного, городского, окружного).

-Публикации, распространение, обобщение  опыта.

-Участие в приоритетном национальном проекте «Образование».

-Проект как средство профильного самоопределения обучающихся. 

             12.Литература

  1. Битуова Д.Р.  Одаренные дети: проблемы и перспективы.                       // Исследовательская  деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157  
  2. Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов. // Химия в школе.- №4. – 2006. – с. 2-3
  3. Габриелян О.С., Краснова В.Г., Сладков С.А. Современная дидактика школьной химии. // Химия. - №21. – 2007.
  4. Гриднева Е.П. Чем одарить одаренного ребенка. // Химия в школе. - №4. – 2007. – с. 2 – 3
  5. Дранишникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одаренных детей. // Химия в школе. - №4. – 2008. – с. 2
  6. Зубкова О.Б., Тропина Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся как условие социализации личности. // Исследовательская работа школьников. - №4. – 2007. – с. 106
  7. Иванова Р.Г. О наболевших проблемах методики обучения химии. // Химия в школе. - №6. – 2007. – с. 15
  8. Кулиев С.И., Степанова Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных заданий. //Химия в школе. - №10. – 2005. – с. 64

    9. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащегося. М., 1998.

Интернет-ресурсы:

1.Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"   04 февраля 2010 г. Пр-271   http://www.mon.gov.ru/

2. Работа с одаренными детьми. Выявление личностных и интеллектуальных особенностей одаренных детей    http://www.effecton.ru/762.html

3. «Рабочая концепция одаренности» Д.Б.Богоявленской http://www.edu.tomsk.ru/olimpiada2006/18100604.doc

   Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада

Следует выделить качественные критерии-признаки, по которым можно идентифицировать человека как одаренного (или неодаренного):  

- критерий достижения, которые имеет ребенок в каких-либо видах деятельности;

-критерий результативности в выполнении специальных заданий и тестов (психометрический критерий);

- критерий потенциальных возможностей, определяемый на основе специальных методик;

- критерий заинтересованности, увлеченности, потребности в какой-либо деятельности;

-критерий креативности (нестандартности) принимаемых решений или выполняемых действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к работе Педагогический проект «Организация внеурочной деятельности школьников»

В современном обществе на сегодняшний день неизбежно возникают вопросы: чему учить? зачем учить? как учить?, но, вместе с тем, появляется еще один: как учить результативно? ...

урок- классный час "Профессиональное самоопределение. Ситуация выбора профессии"

Этот материал можно использовать как на уроке технологии при изучении темы "Профессиональное самоопределение", так и для проведения классного часа на эту же тему. В процессе урока учащиеся приходят к ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта: "Практическая деятельность учащихся на уроках химии и биологии, как средство активизации познавательного интереса и развития исследовательских навыков."

Данный педагогический опыт имеет социальную направленность и ориентирован на плодотворное сотрудничество учителя и ученика, продуктом которого станет творческая личность, имеющая сформированную естест...

Педагогический проект «Организация клуба участников интеллектуальных игр в школе»

Создание клуба интеллектуальных  игр разнообразит внеурочную деятельность школьников и предоставит интересный и познавательный досугЦель: вывести на новый уровень внеурочную деятельность школьник...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...

Педагогический проект "Выявление и развитие одаренных детей, через вовлечение в изучение культурных традиций, ремесел родного края, используя проектную деятельность".

В проекте дано описание применения проектной деятельности учащихся при изучении традиционных народных промыслов Тамбовского края, как одного из эффективных методов обучения и развития творческой и исс...

Метод проектов: организация деятельности обучающихся на уроках химии.

В статье " Метод проектов"  я делюсь опытом из своей работы о применении на уроках и во внеклассной работе по  химии технологии  проектно- исследователького  обучен...