Углеводы
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (10 класс) по теме

Михайлец Светлана Святославна

Материал предназначен для закрепления и обощения знаний по данному разделу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_8.uglevody.rar15.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема VIII

Углеводы

Глюкоза, сахароза

        Вариант 1

        1. Подвергаются ли гидролизу: а) глюкоза; б) фруктоза; в) сахароза? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

        2. Даны растворы глицерина и глюкозы. Как распознать эти
вещества опытным путем? Составьте план работы. Опишите предполагаемые наблюдения и подтвердите их уравнениями реакций.

        3. Какая  масса  молочной  кислоты  образуется  при  брожении
глюкозы массой 300 г, содержащей 5%  примесей?

        Ответ: 285 г

        Вариант 2

        1. Из каких растений выделяют сахарозу? Составьте схему, отражающую процесс ее выделения.

        2. Даны   растворы   глюкозы   и   сахарозы.   Как  распознать  их
опытным    путем?    Составьте    план    работы.    Опишите    предполагаемые   наблюдения   и   подтвердите   их  уравнениями   реакций.

        3. Массовая доля крахмала (С6Н10О5)n в картофеле составляет
20%. Какую массу глюкозы можно получить из картофеля массой
1620 г?

        Ответ: 360 г


                Вариант 3

        1. Каковы области применения сахарозы и глюкозы?

        2. Даны растворы глицерина и сахарозы.  Как распознать их
опытным путем? Составьте план работы. Опишите предполагаемые
наблюдения и подтвердите их уравнениями реакций.

        3. Какой объем углекислого газа (н. у.) образуется при спиртовом брожении глюкозы массой 250 г, содержащей 4% примесей?

        Ответ: 59,73л

        Вариант 4

        1. Как классифицируют углеводы?

        2. Даны:  раствор  сахарозы  и  формалин.   Как  распознать  их
опытным путем? Составьте план работы. Опишите предполагаемые
наблюдения и подтвердите их уравнениями реакций.

        3. Какую массу шестиатомного спирта сорбита можно получить
при восстановлении глюкозы массой 1 кг? Массовая доля выхода
сорбита составляет 80%.

        Ответ: 808,89 г


Крахмал, целлюлоза

        Вариант 1

        1. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно
осуществить следующие превращения: крахмал → глюкоза → этиловый спирт → уксусноэтиловый эфир.

        2. Каковы области применения крахмала и целлюлозы?

        3. Какую массу этилового спирта  можно получить из еловых
опилок массой  100 кг, содержащих 57% целлюлозы?

        Ответ: 32,37 кг

        Вариант 2

        1. Напишите уравнения следующих реакций с участием целлюлозы:      а) гидролиза; б) горения; в) нитрования избытком азотной
кислоты. Дайте названия образующимся веществам.

        2. Как доказать опытным путем, что картофель и белый хлеб
содержат крахмал? Составьте план работы и опишите предполагаемые наблюдения.

        3. Какую массу глюкозы можно получить из крахмала массой
200 г, содержащего 5% примесей, если массовая доля выхода составляет 95%?

         Ответ 200,56 г

        


        

        Вариант 3

        1. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно
осуществить следующие превращения: крахмал → X → Y → уксусная кислота. Укажите названия веществ X и У.

        2. Укажите, остатками молекул, каких моносахаридов образованы молекулы сахарозы, крахмала и целлюлозы.

        3. Какая масса глюкозы получится из картофеля массой 252 кг,
в котором массовая доля крахмала составляет 25%, если массовая
доля выхода глюкозы составляет 90%?

        Ответ: 63 кг

        

        Вариант 4

        1. Из древесины можно получить как метанол, так и этанол. Составьте схему, отражающую получение этих спиртов. Где это воз
можно, напишите уравнения реакций.

        2. Чем отличается строение крахмала от строения целлюлозы?

3. При гидролизе древесины массой 260 кг, массовая доля целлюлозы              в   которой   составляет   50%,   получили   глюкозу   массой
40 кг. Вычислите массовую долю выхода глюкозы (в %).

        Ответ: 27,7%


Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы

(экспериментальные и расчетные задачи)

        Пользуясь нижеприведенной таблицей, составьте план решения задачи 1 своего варианта. Опишите наблюдения и приведите необходимые уравнения реакций.

Реактивы

Проба

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

?

?

наблюдения

?

?

Ответ:

?

?

?

?

        Вариант 1

        1. В четырех пробирках под номерами находятся растворы: сахароза, мыло, муравьиная кислота и формалин. Распознайте эти вещества опытным путем. Составьте план решения и опишите наблюдения.

        2. Какая масса пропилата натрия образуется при взаимодействии пропанола-1 массой 30 г с натрием массой 9,2 г?

        Ответ: 32,8 г

        Вариант 2

        1. Выданы 4 склянки с веществами. В одной — этиловый спирт,
в другой — раствор глицерина, в третьей — раствор глюкозы, в четвертой — раствор уксусной кислоты. Определите опытным путем,
в какой склянке, какое вещество содержится. Составьте план решения и опишите наблюдения.

        2. Какое    количество    вещества    формальдегида    содержится
в растворе объемом Зли плотностью  1,06 г/мл, массовая доля

СН2О в котором равна 20%?

        Ответ: 21,2 моль

        Вариант 3

        1. В четырех пробирках под номерами находятся: раствор ацетата  натрия, крахмальный клейстер, этиленгликоль, раствор  муравьиной кислоты. Распознайте эти вещества опытным путем. Составьте план решения и опишите наблюдения.

        2. Какая  масса кислоты и спирта необходима для получения
уксуснометилового эфира массой 29,6 г, если массовая доля его вы
хода составляет 0,8?

        Ответ: 30 г,  16 г

        Вариант 4

        1. Выданы 4 колбы с веществами. В одной — раствор глюкозы,
в  другой — уксусный   альдегид,   в  третьей — раствор   глицерина,
в четвертой — раствор стеарата натрия. Определите опытным путем, в какой колбе какое вещество содержится. Составьте план решения и опишите наблюдения.

        2. Какая   масса   глюкозы   потребуется  для   получения   11,2  л
(н. у.) этилена, полученного в результате двух последовательных
процессов — спиртового брожения и дегидратации образующегося
спирта? Выход этилена составляет 50%.

        Ответ: 90 г


Расчетные задачи

        1. Какую массу чистого этилового спирта необходимо взять для получения 37,4 г этилацетата, если массовая доля выхода эфира составляет 85%?

        Ответ: 23 г

        2.        В результате взаимодействия 23 г муравьиной кислоты                  с метиловым спиртом получили 24 г сложного эфира. Вычислите массовую долю выхода эфира.

        Ответ: 0,8

        3.        Найдите   молекулярную   формулу   сложного   эфира,   содержащего (по массе) 54,4% углерода, 36,4%  кислорода и 9,2% водорода. Относительная плотность его паров по водороду равна 44. Напишите структурные формулы всех сложных эфиров, отвечающих этой молекулярной формуле.

        Ответ: С4Н8О2

        4.        При взаимодействии 4,8 г метанола и 7,2 г уксусной кислоты получили 7,4 г сложного эфира.  Рассчитайте массовую долю
выхода эфира.

        Ответ: 0,833

        5.        Какая   масса  этилацетата   образуется  при  взаимодействии
32 г уксусной кислоты с 56 г этилового спирта, если массовая доля выхода эфира составляет 80%?

        Ответ: 37,5 г

        6.        Какая  масса жира потребуется для  получения 36,8 г глицерина   (путем   щелочного   омыления),   если   принять,   что   жир
представляет собой  чистый  тристеарат  и  массовая доля  омыления жира составляет 80%?

        Ответ: 445 г

        7.        Какой  объем  водорода (н. у.) расходуется  на  превращение
жира (триолеата) массой 5 кг в твердый жир, если объемная доля производственных потерь водорода составляет 8%?

        Ответ: 413,2 л

        8.        Какой   объем   оксида   углерода   (IV)  (н. у.)  выделится   при
спиртовом  брожении  глюкозы  массой  36 г,  если  массовая  доля
примесей в ней составляет 5%?

        Ответ: 8,5 л

        9.        При спиртовом брожении глюкозы получили 230 г этилового  спирта.  Какой  объем  (н. у.) оксида  углерода  (IV) выделился
при этом?

        Ответ: 112 л

        10.        Какая   масса    глюкозы   подверглась   спиртовому   брожению, если при этом выделилось столько же оксида углерода (IV)
(н. у.), сколько его образуется при полном сгорании 16 г метилового спирта?

        Ответ: 45 г

        11.        Какую    массу   сахарозы    нужно    подвергнуть   гидролизу,
чтобы из образующейся при этом глюкозы получить 27 г молочной   кислоты,   если   молочнокислое   брожение   протекает   с   выходом 50%?

        Ответ: 102,6 г

        12.        Массовая доля крахмала в клубнях картофеля в среднем
составляет 24%. Какую массу глюкозы можно получить из картофеля, выращенного на площади  15 га, если урожай с  1  га составляет 285ц? Массовая доля выхода глюкозы составляет 90%.

        Ответ: 102,6 т

        13. Какую массу этилового спирта можно получить из древесных опилок массой 200 кг, содержащих 55% целлюлозы? Массовая доля выхода на каждой стадии производства составляет 60%.

        Ответ: 22,5 кг


Итоговая по темам  

VII, VIII

        Вариант 1

        1. Составьте  уравнения  реакций  получения  сложных эфиров:
уксуснобутилового,   муравьинопропилового,   триолеина.   Укажите
условия течения реакций.

        2. Чем  отличается   по  характеру  образуемых  продуктов  способ   омыления   жиров   чистой   водой   от   омыления   жиров   щелочами?         Ответ   подтвердите   соответствующими   уравнениями   реакций.

        3. Какие   виды   брожения   глюкозы   вам   известны?   Составьте
уравнения реакций и назовите полученные вещества.

        4. Какая  масса  кислоты и спирта необходима для получения
уксуснометилового эфира  массой 59,2 г, если массовая доля его
выхода составляет 80%?

        Ответ: 60 г, 32 г

        Вариант 2

        1. Как из  ацетилена  получить уксусноэтиловый эфир?  Напишите уравнения реакций и укажите условия их протекания.

        2. Мыло в кислой среде теряет моющие свойства. Объясните
это явление и подтвердите его уравнением реакции.

        3. Охарактеризуйте   строение   и   химические   свойства   целлюлозы.  Составьте  уравнения  соответствующих  реакций.   Назовите
образующиеся вещества.

        4. Какую  массу  глюкозы  можно  получить  из  крахмала  массой 81  г, если массовая доля выхода составляет 0,75?

        Ответ: 67,5 г

        Вариант 3

        1. Какие соединения образуются в результате щелочного гидролиза:    а) бутилового эфира  масляной  кислоты; б) пропилового
эфира  муравьиной  кислоты;  в) тристеарина?  Напишите  уравнения реакций и назовите образующиеся вещества.

        2. Объясните,   почему   в   жесткой   воде   моющая   способность мыла   снижается.  Ответ  подтвердите, соответствующими  уравнениями реакций.

        3. Дайте   характеристику   крахмала   как   высокомолекулярного продукта. Охарактеризуйте его химические свойства.

        4. Какую массу этилового эфира  муравьиной  кислоты  можно
получить из кислоты  массой 23 г и спирта  массой 46 г? Выход
эфира равен 80%.

        Ответ: 29,6 г

        Вариант 4

        1. Изобразите  структурные  формулы  сложных эфиров  состава С4Н8О2 (четыре изомера) и назовите их.

        2. Напишите   схемы   получения   сложного   эфира   глицерина,
образованного:  а) пальмитиновой кислотой; б) олеиновой, масляной и стеариновой кислотами.

        3. Напишите уравнения  реакций окисления  и восстановления
глюкозы.  Назовите  полученные  вещества.  Наличие  какой  функциональной группы в молекуле глюкозы дает возможность про
вести эти реакции?

        4. Какую массу этанола  можно получить при брожении глюкозы массой 40 г, содержащей 2% примесей?

        Ответ: 20 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация углеводов, их строение и биологическая роль.

Учебно-методическая разработка урока химии в 10 классе. В ходе урока рассматривается подробная классификация углеводов, расскрываются их физические и химические свойства, способы получения , применени...

презентация к уроку "Органические молекулы - углеводы

Презентация к уроку биологии 10 класс...

Углеводы

Урок с применением интерактивного метода ТРКМЧП – технология развития критического мышления через чтение и письмо....

"Углеводы"

Урок химии в 10 классе в виде мультимедийной презентации. Цель: сформировать представление об углеводах, познакомиться с их разнообразием, классификацией, ролью в природе и значением в жизни человека....

Углеводы

Презентации к урокам по теме углеводы. Первая содержит материал о классификации углеводов, классификации и свойствах моносахаридов. Вторая - свойства ди- и полисахаридов. Каждая презентация запакована...

Урок "Белки.Жиры. Углеводы"

Конспект урока естествознания для 6 класса к учебнику "Физика. Химия 5-6 класс" ,вторы Гуревич А.Е., Понтак Л.С., Исаев Д.А....

Обобщающий урок по теме «Углеводы».

Обобщающий урок по теме «Углеводы». Данный урок проводим в десятом классе с целью обобщения и актуализации знаний, учащихся по теме. Продолжительность занятия 2 часа. При подготовке к уроку учащи...