Гидролиз солей
план-конспект занятия по химии (9 класс) по теме

 Формирование представлений о гидролизе на примере взаимодействия воды с солями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор урока: Жидких Галина Анатольевна, учитель химии МБОУ СОШ с. Октябрьское Куликовский филиал Усманского муниципального района Липецкой области

Предмет: химия, 9 класс

Уровень образования: общеобразовательный

Тема: «Гидролиз солей»

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: репродуктивный и проблемно-поисковый

Участники: учащиеся 9 класса

Цель: формирование у учащихся понятия гидролиза солей, выстраивание классификации солей по продуктам реакции гидролиза, формирование УУД, усиление прикладной ориентации курса химии

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Коммуникативные УУД: определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске информации, контроль, коррекция и оценка деятельности партнера

Регулятивные УУД:  постановка учебной задачи, составление плана действий, осознание того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению

Личностные УУД: мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей

Основные понятия: гидролиз, среда раствора

Ресурсы:  www.vgf.ru

                www.InternetUrok.ru

                цифровые образовательные ресурсы

                http://www/fcior.edu.ru

                htth://school-collection.edu.ru

Технологическая карта урока «Гидролиз солей»

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Комментарий, примечание

1.Организационный этап.

Приветствие. Организация внимания

Личностные (л): понимание значения знаний

Регулятивные (р): способность к мобилизации сил и энергии

2.Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала

Организация и направление познавательной деятельности обучающихся, подготовка их к усвоению нового материала.

(Создание учебной ситуации)

Задача: вызвать у учащихся состояние

интеллектуального затруднения.

- Какой из терминов вам известен – гидролиз или соли?

- Что такое соль с точки зрения теории электролитической диссоциации?

- Данное определение относится к какой соли по типу?

- А как  можно получить среднюю соль при помощи реакции обмена?

Давайте остановимся на одном способе получения соли: кислота + основание.

- Из каких видов электролитов могут быть образованы средние соли?

- Какие основания бывают с точки зрения теории электролитической диссоциации?

- Какие кислоты бывают с точки зрения теории электролитической диссоциации?

- Выберите из списка оснований сильные электролиты и укажите их названия: NaOH, NH4OH, KOH, Pb(OH)2, Fe(OH)2, LiOH, Cu(OH)2, Mg(OH)2,Ba(OH)2.

(Запись в тетради данного задания обязательна).

- Выберите из списка кислот  сильные электролиты и укажите для них названия: H2S, H2SO4, H2CO3, H3PO4, HCl, HI, HNO3, H2SO3, HBr.

(Запись в тетради данного задания обязательна).

- Если вернуться к выбранному способу получения соли, давайте предложим из каких типов гидроксидов могут быть получены средние соли и сколько их типов?

Таким образом, мы выделили четыре типа соли, полученные реакцией обмена.

С термином соли вы поработали и вспомнили способы их получения, а термин гидролиз пока нам не известен.

А тема нашего урока  - …

Слайд № 1

Соли – сложные вещества, …

Соль – вещество, при диссоциации которого образуется катион и анион (Слайд № 2)

Средняя соль

Соль + соль

Соль + кислота

Соль + щелочь (Слайд № 3)

Кислота + основание

Сильные и слабые электролиты

Сильные и слабые электролиты

(Слайд № 4)

Запись задания в тетради.

(Слайд № 5)

Запись задания в тетради. (Слайд № 6)

Сильное основание + сильная кислота
Сильное основание + слабая кислота
Сильная кислота + слабое основание
Слабая кислота + слабое основание

Гидролиз солей. (Слайд № 7)

Результат:

появление у учащихся

мотивации к познавательной

деятельности.

Ф

Л: самооопределение (мотивация учения)

Р: сравнение способа действия с его результатами, прогнозирование

Познавательные (п):формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера

Коммуникативные (к): регуляция целеполагания, прогнозирование

Устный контроль

Письменный контроль

3. Этап усвоения нового материала

Задача – начать формирование представлений о гидролизе на примере взаимодействия воды с солями. 

Учитель демонстрирует опыты: в пробирки с соляной кислотой, раствором гидроксида калия, твердыми солями карбоната калия, хлорида

алюминия и хлорида натрия добавляем по каплям индикатор (происходит изменение окраски в пробирках с кислотой и щелочью, соли не меняют цвет индикатора). Затем в пробирки с твердыми солями добавляет воду. Происходит появление окраски в двух пробирках из трех.

в

1. Учащиеся анализируют

демонстрационный эксперимент,

используя актуальные знания.

Предполагаемые ответы учеников:

1.Кислоты, соли и щелочи - электролиты.

2. В водных растворах они диссоциируют на ионы.

3. Кислоты при диссоциации образуют только катионы водорода. Индикатор изменяет цвет, указывая на кислотный характер среды.

4. Щелочи при диссоциации образуют только гидроксид-анион, индикатор изменяет цвет, указывая на щелочную среду.

5. Соли в твердом состоянии диссоциации не подвергаются.

6. Молекулы воды являются источником катионов водорода и гидроксид-анионов.

Учащиеся ставят учебную задачу: почему соли реагируют по- разному с водой, при этом образуя различные продукты

реакции. Учащиеся

предлагают решить

учебную задачу -

через эксперимент.

I I . П о и с к о в о - э к с п е р и м е н т а л ь н а я деятельность учащихся (учащиеся

формулируют цель, планируют ход эксперимента, определяют способы деятельности, делают выводы).

Задача: через эмпирические способы найти ответ на поставленную задачу.

Результат: решение учебной задачи, выход на новый способ деятельности, осмысление понятия « гидролиз солей»,

выстраивание классификации солей.

Первая группа учащихся получила растворы трех солей: сульфида натрия, карбоната калия, фосфата калия и индикаторы.

Вторая группа: хлорид алюминия, нитрат цинка, хлорид аммония, индикаторы.

Третья группа: сульфат натрия, хлорид калия, нитрат натрия, индикаторы.

 Четвертая группа: ацетат аммония, сульфид аммония, сульфид алюминия,

индикаторы.

Каждая группа выполняет поисково-экспериментальную работу, анализируют

проведенные опыты, записывают химизм процессов, делают выводы.

Затем каждая группа выступает со своими выводами.

Предполагаемые выводы:

1.Соли реагируют с водой –

реакция гидролиза.

2.В результате реакции гидролиза образуется слабый электролит.

И, Г, Д

Л: мотивация учебной деятельности,

П: поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков. Синтез – составление целого из части

П: постановка и решение проблемы,

Р: оценивание результатов деятельности товарищей,

К: определение способов взаимодействия,

Л: мотивация учения (самоопределение, смыслообразование)

Устный контроль

Практический контроль

4. Этап закрепления новых знаний.

Задача этапа– закрепить в памяти обучающихся знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная работа.

Проверим выполненное задание. (Слайды № 8 – 11)

При гидролизе соли (сильное основание + слабая кислота) образуется –кислая соль, среда щелочная. Проверим полученную информацию, у вас на столах имеется универсальный индикатор, определим среду раствора соли карбоната натрия, цвет изменился с желтого на сине– зеленый – среда щелочная.

При гидролизе соли (слабое основание + сильная кислота) образуется – основная соль, среда кислая. Проверим полученную информацию, у вас на столах имеется универсальный индикатор, определим среду раствора соли хлорида меди, цвет изменился с желтого на красный диапазон – кислая среда.

При гидролизе соли (слабое основание + слабая кислота) получается слабое основание и слабая кислота.

- С какими видами гидролиза мы познакомились и какие соли при этом получаются?

III. Практикум

Задача:

использовать понятие «гидролиз солей» при решении практических задач.

Результат: учащиеся умеют решать задачи разного уровня сложности, используя, новый способ действия при определении гидролиза солей.

Гидролиз по катиону, в растворе присутствуют основные соли и кислота.

Гидролиз по аниону, в растворе присутствуют кислые соли и щелочь.

При гидролизе по катиону и аниону образуется основание и кислота.

И, Г

Л: смыслообразование (какое значение имеет учение),

Р: контроль и коррекция,

К: выявление и идентификация проблемы, контроль и коррекция

Устный контроль

5. Этап контроля (взаимоконтроля).

Задача этапа - проверка усвоения знаний на уроке.

Методы контроля и взаимоконтроля – письменная.

Выполняем самостоятельную работу по вариантам (8-10 минут).

Проверим самостоятельную работу.

Слайд № 13 - 14

И

Л: нравственно-этическое оценивание,

П: общеучебные и логические

Письменный контроль

6. Этап информации учащихся о домашнем задании.

Задача - повышение мотивации выполнения домашнего задания, т.к  д/з развивает память, навыки, самодисциплину.

Слайд № 16 

Записываем домашнее задание в тетрадь.

Домашнее задание

1. Письменно: указать возможные уравнения гидролиза для растворов следующих солей.

а) хлорид железа (III);
б) фосфат натрия;
в) сульфат калия.

И

П: установление причинно-следственных связей,

Р: оценка и осознание качества и уровня усвоения

7. Рефлексия

Синквейн. (Слайд № 17)

Л: понимание значение знания для человека,

Р: оценивание своей работы, умение адекватно воспринимать информацию учителя и товарищей, содержащую оценочный характер,

К: умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; контроль и оценка действия партнера.

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу.

Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Гидролиз солей"

Тест содержит вопросы по теме "Гидролиз солей", и составлен он по типу ЕГЭ. Использую его в профильном 11 классе для проверки знаний по этой теме. Вопросы взяты из КИМов разных лет. Приводятся вариант...

Презентация: " Гидролиз солей"

В данной презентации рассматривается материал по гидролизу солей  с использованием виртуальной лаборатории....

Презентация: " Гидролиз солей"

В данной презентации рассматривается материал по гидролизу солей  с использованием виртуальной лаборатории....

Гидролиз солей. 11 класс.

Презентация урока в 11 классе по общей химии.Тема: гидролиз солей.2011 год, Санкт-Петербург. ...

Гидролиз солей

Изучение нового материала, лекция с элементами самостоятельной работы, эксперимент.  Считаю, что данный тип урока является наиболее оптимальным для рассмотрения этой темы, так как необходим...

ТЕСТ «Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная»

Тест «Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная» для 11 класса (профиль)...