Урок по теме «Ароматические углеводороды» в 10 классе ( по О.С. Габриеляну)
презентация к уроку по химии (10 класс) по теме

каракулова ирина владимировна

урок усвоения новых знаний по теме "Ароматические углеводороды" с презентацией и с приложениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Ароматические углеводороды» в 10 классе ( по О.С. Габриеляну)

Цель урока:

Задачи урока:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с новым классом органических веществ – ароматическими углеводородами; на примере бензола рассмотреть их свойства, способы получения и применения бензола.
  2. Развивающие: развитие логического и критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности обучения.
  3. Воспитательные: воспитание положительной мотивации учащихся, правильной самооценки и чувства ответственности работать в паре.

Оборудование:

презентация к уроку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока:

  1. Оргмомент
  2. Проверка домашнего задания: учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам, два человека у доски с обратной стороны все остальные в тетрадях с последующей проверкой.

Задание: привести формулы 2х гомологов и 2х изомеров и назвать их для формулы:

1 вариант

СН≡С – СН – СН3

                      │

                       СН3

2 вариант

СН2=СН – СН – СН3

                      │

                       СН3

  1. Изучение нового материала.

1 стадия вызов

1. Что означают эти формулы: С2Н4, С2Н2, С2Н6, С6Н6.

2. Определите к какому классу углеводородов они относятся, приведите их общие формулы и дайте им определение.

3. Решите анограммы, исключите лишнее:

интуб

бутин

литенеац

ацетилен

зенобл

бензол

сегинк

гексин

Правильный ответ – бензол (остальные алкины).

Откуда появилось это название?

Сообщение ученика:

Впервые выделен М.Фарадеем из конденсата светильного газа в 1825 году; описал его физические свойства – жидкости и установил его химический состав,

в 1833 году немецкий химик Э. Митчеррлих получил это соединение при нагревании бензойной кислоты с известью и назвал его «бензин»: С6Н5СООН→С6Н6.

 Современное название «бензол» предложил немецкий химик Ю. Либих. Корень «бенз» - арабского происхождения, что означает «ладан».

2 стадия - усвоение знаний

Учитель: Какова же тема урока?

Учащиеся: «Ароматические углеводороды»

Учитель: Какую общую формулу они имеют?

Учащиеся, исходя из молекулярной формулы бензола определяют её общую формулу

( Общая формула СnH2n-6)

Учитель: Опыт → физические свойства: 1) бесцветная жидкость} определяют

         (бензол+вода)                                     2) легче воды}                  учащиеся

                                                                      3) с запахом}                    определяет                                                  

                                                                      4) токсичен}                     учитель

Название «ароматические» относится к структуре этих молекул, но не к запаху. Ароматическими они были названы потому, что первые их представители имели   приятный запах, таким образом это исторически сложившееся название.

      Учитель: Какой характер этого соединения - С6Н6? Предельный или непредельный?

     Учащиеся: С6Н6 имеет непредельный характер.

      Учитель: Какие реакции нужно провести, чтобы доказать непредельный характер                  углеводорода?

      Учащиеся: с бромом и перманганатом калия

      Учитель: бензол не обладает свойствами предельных углеводородов, он имеет особое строение

Какими же химическими свойствами он обладает? Демонстрация химических свойств бензола.

Схема 1 «Химические свойства бензола»

:

 Вывод: бензол в обычных условиях не вступает в реакцию присоединения, только в жёстких условиях, горит коптящим пламенем, вступает в реакции замещения с бромом и азотной кислотой.

А как получают бензол и где он находит практическое применение?

Схема 2 «Получение и применение бензола»

3 стадия – рефлексия:

1) Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции, определите тип реакции.

Для самопроверки:

1

2

3

4

5

е

ж

г

б

д

1е, 3г – реакции присоединения

2ж – реакция горения

4б, 5д – реакции замещения

2) Графический диктант (+,-)

Вопрос

Ответ

1

Общая формула СnH2n-6

2

Характерны реакции с бромной водой и перманганатом калия

3

Реагирует с хлором при сильном освещении, с бромом и азотной кислотой

4

Горит коптящим пламенем

5

Получают тримнризацией ацетилена

Самопроверка

1

2

3

4

5

+

-

+

+

+

4 стадия – подведение итогов и д/з

Д/З : параграф 35, вопросы 1,3,5 после параграфа

Творческие задания: 1) составить текст рекламы бензола и изделий из него или

                                    2) подготовить вопросы для интервью у бензола

Составить памятку работы с ядохимикатами.

                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приложение №1

  1. Проверка домашнего задания: учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам, два человека у доски с обратной стороны все остальные в тетрадях с последующей проверкой.

Задание: привести формулы 2х гомологов и 2х изомеров и назвать их для формулы:

1 вариант

СН≡С – СН – СН3

                      │

                       СН3

2 вариант

СН2=СН – СН – СН3

                      │

                       СН3

Приложение №2

1. Что означают эти формулы: С2Н4, С2Н2, С2Н6, С6Н6.

2. Определите к какому классу углеводородов они относятся, приведите их общие формулы и дайте им определение.

3. Решите анограммы, исключите лишнее:

интуб

бутин

литенеац

ацетилен

зенобл

бензол

сегинк

гексин

Правильный ответ – бензол (остальные алкины).

Приложение №3

Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции, определите тип реакции.

Исходные вещества

Реагенты

1) С6 Н6 + Н2  ----

2) С6 Н6 + О2 ---

3) С6 Н6 + CI2 ---

4) С6 Н6 + Br2 ---

5) С6 Н6 +HNО2 ---

А) С6 Н5- Br

Б) С6 Н5- Br + НBr

В) С6 Н5 NО2

Г) С6 Н6 CI6

Д) С6 Н5 NО2 + Н2 О

Е) С6 Н12

Ж) СО 2 + Н2 О

Для самопроверки:

1

2

3

4

5

е

ж

г

б

д

Приложение 4

 Графический диктант (+,-)

Вопрос

Ответ

1

Общая формула СnH2n-6

2

Характерны реакции с бромной водой и перманганатом калия

3

Реагирует с хлором при сильном освещении, с бромом и азотной кислотой

4

Горит коптящим пламенем

5

Получают тримнризацией ацетилена

Самопроверка

1

2

3

4

5

+

-

+

+

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по теме «Ароматические углеводороды (арены). Бензол. Строение молекулы»с использованием технологии проблемного обучения

Цель урока - ввести понятие об ароматичности связи и обуславливаемых ею химических свойствах, особенностях электронного строения молекулы бензола....

Презентация по теме "Предельные углеводороды" 10 класс УМК О.С.Габриелян

Даная презентация поможет на уроке при изучении нового материала...

урок по теме "Ароматические углеводороды"

Конспект урока по органической химии в 10 классе...

конспект урока для 10 класса по теме"Ароматические углеводороды. Бензол."

Конспект урока  для 10 класса . Базовый уровень....

Разработка урока по теме "Ароматические углеводороды (арены). Бензол. Строение молекулы"

Тип урока изучения нового материала. Урок даётся в виде лекции....

Урок по теме по теме "Ароматические углеводороды. Бензол".

При проведении урока использовались элементы технологии развития критического мышления....

урок по теме "Ароматические углеводороды"

Конспект урока по органической химии в 10 классе...