Жир, польза и вред.
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Тихонова Елена Александровна

Жир - польза и вред.

Цель урока:      Познакомить учащихся с жирами как одной из наиболее важных групп природных соединений класса сложные эфиры, с их классификацией, свойствами, значением.

Закрепить умение устанавливать причино-следственную связь между составом и свойствами вещества.

Развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии и биологии.

Воспитание чувства уверенности, конкурентоспособности в современном мире.

Тип урока:        формирование новых знаний, умений, навыков.

Вид урока:        урок-исследование.

Методы и методические приёмы:

Метод эвристической беседы и исследовательских заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhiry.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока:      Познакомить учащихся с жирами как одной из наиболее важных групп природных соединений класса сложные эфиры, с их классификацией, свойствами, значением.

Закрепить умение устанавливать причино-следственную связь между составом и свойствами вещества.

Развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии и биологии.

Воспитание чувства уверенности, конкурентоспособности в современном мире.

Тип урока:        формирование новых знаний, умений, навыков.

Вид урока:        урок-исследование.

Методы и методические приёмы:

Метод эвристической беседы и исследовательских заданий.

Оборудование: на демонстрационном столе: п/масло, сл/масло, свеча в подсвечнике, свечи на столах учащихся, майонез, маргарин.

на ученических столах: химический штатив с пробирками, KMnO4 раствор, спирт, бензин, вода, п/масло, животный жир, майонез, пробки.

портрет М. Бертло, "шапочки".

  1. Организационно-психологический момент.

  1. Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

Доска чиста, а я не тороплюсь произносить всем знакомую фразу "Тема нашего урока..." Это право предоставляю вам. Внимательно рассмотрите вещества и предметы, находящиеся на демонстрационном столе. Попробуйте ответить самостоятельно о том, какова тема нашего урока.

О. "Жиры и их применение".

На уроке мы проведём исследование состава и свойств жиров, вспомним из курса биологии о биологической роли жиров, посмотрим, где можно применить наши знания в повседневной жизни.

Запишем число и тему урока.

  1. Изучение нового материала.

Дадим слово биологу. Вместе с ним вспомним,  жиры в природе, биологическая роль жиров.

Жиры входят в состав клеточных оболочек и накапливаются в некоторых тканях растений и животных.

Биолог: Биологическая роль жиров огромна:

  • эффективное средство запасания энергии,
  • источник внутренней воды,
  • защитная функция (от ударов, от потери тепла),
  • они содержат витамины А, D, E, K,
  • являются составной частью многих ферментов.

? Обратимся к нашему учебнику и решим, что такое жиры с точки зрения химии. §39, с. 180.

О. Жиры - это сложные эфиры трёхатомного спирта и жирных кислот.

О. Жирными называются высшие карбоновые кислоты, число атомов углерода в них более 10.

? Назовите кислоты.

О.  C15H31COOH                                     C17H35COOH

      пальмитиновая                                 стеариновая

      C17H33COOH                                     C17H31COOH

      олеиновая                                          линолевая

? В чём причина того, что в олеиновой и линолевой кислоте меньшее число атомов Н, чем в стеариновой?

О. Эти кислоты относятся к непредельным, у них имеются двойные связи в радикалах.

? Как определить наличие двойных связей в молекуле?

О. Вещества, имеющие двойные связи в молекуле обесцвечивают раствор марганцовки.

? Если жир - сложный эфир, вспомните, как получают сложные эфиры
и предложите способ получения искусственного жира.

О. Думаю, что если взять глицерин, добавить жирную кислоту, и немного концентрированной серной кислоты, как водоотнимающего средства
при длительном нагревании должен получиться жир.

Молодцы! Вы только что повторили великое открытие, сделанное французским химиком Марселеном Бертло 150 лет назад, представляем ему слово.

М. Бертло: "Лабораторный журнал. Сегодня, наконец, достигнут желаемый результат. В запаянных трубках я нагревал глицерин со стеариновой, пальмитиновой, олеиновой кислотой в разных пропорциях, наконец, в пропорции, когда три частицы кислоты приходились на одну частицу глицерина, произошла реакция, выделяя при этом три частицы воды. Мною, в течение 1854 года были получены тристеарин, трипальметин, триолеин.

? Ребята, дайте название описанной реакции. Объясните число частиц, участвующих в реакции.

О. Реакция между спиртом и органической кислотой называется реакцией этерификации. Число частиц соответствует количеству веществ, вступивших и образовавшихся в результате реакции.

Запишем общую формулу жира.

CH2 - O - CO - R1

CH - O - CO - R2

CH2 - O - CO - R3

Как правило, в состав жира входят остатки не одной, а разных кислот.

Синтетическим путём жиры не получают. Пока это не выгодно.

Работаем в технологической карте.

 Жиры

по происхождению.

      Растительные                                                          Животные

Агрегатное состояние

          Жидкие                                                                 Твёрдые                                         по составу жирных кислот

Непредельные кислоты                                предельные кислоты

Физические свойства

  1. Легче воды
  2. Нерастворимы в воде
  3. Растворимы в органических веществах (спирт, бензин)

Беседа в ходе работы по технологической карте.

Обратимся к учебнику стр. 181

? У вас в пробирках на столах подсолнечное масло и животный жир. Докажите, что из них содержит непредельные кислоты?

? Можно ли превратить жидкие жиры в твёрдые?

Гидрирование растительных жиров - важнейший промышленный процесс. Твёрдые жиры более ценные и дорогостоящие. Проведение этой реакции стало возможным, благодаря работам французского химика Поля Сабатье. За эти работы он в 1912 году был удостоен Нобелевской премии. Получаемый, таким образом, жир лежит в основе производства маргарина.

Домохозяйка. Я хорошо знакома с жирами. Стоит капнуть на одежду
и пятно. Уж сколько я не стирала, не тёрла, никак отмыть не могла. И тут прочитала, если на пятно наложить кашицу из бензина и крахмала слоем
4 - 5 мм, дать высохнуть, затем стряхнуть крахмал и пятна как не бывало. Попробуйте.

? Объясните рецепт.

Модница. Жиры - одни проблемы, то пятна на одежде, то увеличение веса, мне это ни к чему, я с ними дела не имею.

? Ребята, можно ли совсем не использовать жир?

Жиры по калорийности должны составлять 31% энергетической ценности пищи.

Решим задачу: рассчитайте массу жира достаточного для ежедневного употребления в вашем возрасте, если известно, что на 1 кг массы тела необходимо ежедневно 65 ккал, 1 г жира при окислении образует 9 ккал.

Дано:                     Решение:

1кг - 65 ккал         1. Общая калорийность.

жир - 31% эн. ц.   Q=65ккал*m

1г жира - 9 ккал   2. Калорийность жиров.

m (тела) =             *           100%

                               x           31%

                              3. Масса жира

                              1г           9 ккал

                              ?                    

? Итак, сколько же грамм жира нам необходимо ежедневно?

После беседы с современниками перед нами Йенсон Якоб Берцелиус. Летом этого года Берцелиусу исполняется 225 лет. Год 1808.

"Жир это одно из особых веществ, которые можно получать только
из организма растения или животного, а если так, то и образовываться они могут только в этих организмах.

Для образования его необходима особая "жизненная сила", которая скрыта в живых организмах".

Так возникла "виталистическая" теория, от которой давно уже отказались.

? Кто поспорит с Берцелиусом?

  1. Формулирование выводов.

Что вы узнали на уроке. Как, по-вашему, решены ли нами задачи, поставленные в начале урока.

А теперь сядьте удобно, возьмите ручки, поставьте в строчку цифры
от 1 до 5 и ответьте на вопросы, если согласны "+", не согласны "-".

Рефлексивный тест.

  1. Я узнал(а) много нового
  2. Мне это пригодится в жизни
  3. На уроке было над чем подумать
  4. На уроке я поработал(а) добросовестно
  5. Цели урока достиг(ла)

Поднимите руки те, кто  поставил  5 плюсов; те, кто поставил 4 плюса;  те, кто поставил  3  

Это именно те оценки, которые вы себе поставили на уроке.

  1. Д/з. §39, №1, с. 183

Осталось единственное, о чём мы не говорили, свечи. Воск, тоже сложный эфир, о его составе вы узнаете на уроках химии в 10 классе. Зажжём свечи.

Как медленно стекает воск,

Как будто кто-то опускает плечи

Перед оплавленной судьбой

Молитва, что уже не лечит,

Но помни, что

В твоих руках твоя судьба

И мы с тобою зажигаем свечи

И сколько пламени гореть -

Решаем мы, а не случайный ветер

И плеч не опускай, пока,

Воск под ветрами не остыл

Я воскрешу твою свечу

И на огонь мне хватит сил.

Мне хочется, чтобы эта свеча, зажжённая нами, осветила ваш путь - путь к познанию. Ведь жизнь - это вечное движение по пути знаний. Удачи вам
на этом пути!

Технологическая карта урока.

Тема урока: _____________________________________________________________

  1. Жиры с точки зрения биологии

а)  Местонахождение в природе

б) Биологическая роль жиров:

  • эффективное средство запасания энергии,
  • источник внутренней воды,
  • защитная функция (от ударов, от потери тепла),
  • они содержат витамины А, D, E, K,
  • являются составной частью многих ферментов.
  1. Жиры - ___________________________________________________________________

                      (определение)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Жирные кислоты ___________________________________________________________

C H COOH                                     C H COOH

пальмитиновая                             стеариновая

C H COOH                                     C H COOH

олеиновая                                      линолевая

  1. Получение

М. Бертло: "Лабораторный журнал. Сегодня, наконец, достигнут желаемый результат. В запаянных трубках я нагревал глицерин со стеариновой, пальмитиновой, олеиновой кислотой в разных пропорциях, наконец, в пропорции, когда три частицы кислоты приходились на одну частицу глицерина, произошла реакция, выделяя при этом три частицы воды. Мною, в течение 1854 года были получены тристеарин, трипальметин, триолеин.

Общая формула жира.

CH2 - O - CO - R1

CH - O - CO - R2

CH2 - O - CO - R3

Жиры

по происхождению.

 

Агрегатное состояние

                                        

по составу жирных кислот

Физические свойства

  1. Легче воды
  2. Не растворимы в воде
  3. Растворимы в органических веществах (спирт, бензин)

Домохозяйка. Я хорошо знакома с жирами. Стоит капнуть на одежду и пятно.
Уж сколько я не стирала, не тёрла, никак отмыть не могла. И тут прочитала, если на пятно наложить кашицу из бензина и крахмала слоем 4 - 5 мм, дать высохнуть, затем стряхнуть крахмал и пятна как не бывало. Попробуйте.

? Объясните рецепт.

Модница. Жиры - одни проблемы, то пятна на одежде, то увеличение веса, мне это ни к чему, я с ними дела не имею.

? Ребята, можно ли совсем не использовать жир?

Жиры по калорийности должны составлять 31% энергетической ценности пищи.

Решим задачу: рассчитайте массу жира достаточного для ежедневного употребления в вашем возрасте, если известно, что на 1 кг массы тела необходимо ежедневно 65 ккал,
1 г жира при окислении образует 9 ккал.

Дано:                     Решение:

1кг - 65 ккал         1. Общая калорийность.                  3. Масса жира

          жир - 31% эн. ц.   Q=65 ккал*m                                      1г           9 ккал

1г жира - 9 ккал   2. Калорийность жиров.                    ?

m (тела) =             *           100%

                               x           31%

? Итак, сколько же грамм жира нам необходимо ежедневно?

Йенсон Якоб Берцелиус. "Жир это одно из особых веществ, которые можно получать только из организма растения или животного, а если так, то и образовываться они могут только в этих организмах. Для образования его необходима особая "жизненная сила", которая скрыта в живых организмах".

Рефлексивный тест.

  1. Я узнал(а) много нового
  2. Мне это пригодится в жизни
  3. На уроке было над чем подумать
  4. На уроке я поработал(а) добросовестно
  5. Цели урока достиг(ла)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Жвачка: польза или вред?"

Выступление агитбригады на школьном конкурсе "Здоровым быть здорово!" Защита классного проекта с презентацией...

"О пользе и вреде" Устный журнал.

Материал этого занятия посвящён проблемам здоровья, которые мы создаём для себя сами, используя вредные продукты, аксессуары и современные увлечения(компьютер, компьютерные игры)....

Польза и вред компьютера

В статье показаны польза и вред компьютера, гигиенические требования и памятки родителям по использованию компьютера...

Научно - практическая работа Энергетические напитки. Польза или вред. Выполнила Каратаева Настя

Научно - практическая работа "Энергетические напитки. Польза или вред." Учащейся 11 класса...

Приложение к работе Энергетические напитки. Польза или вред?

Приложение к научно - практической работе Каратаевой Насти. Энергетические напитки. Польза или вред?...

Презентация к работе Энергетические напитки Польза или вред?

Презентация выполнена учащейся 11 класса Каратаевой Настей к защите научно - практической работы на районной научно - практической конференции "Первые шаги в науку" - 2012 год...