Обобщающий урок по теме "Строение атома.Периодический закон и периодическая система химических элементов". Урок-рефлексия.
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Евтушенко Надежда Николаевна

Урок спланирован по технологии деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_teme_stroenie_atoma.periodicheskiy_zakon.zip33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете современных представлений».

Цели урока: 

Учебная: Систематизировать, расширить и углубить знания учащихся по основным понятиям темы. Стимулировать познавательную активность учащихся.

Воспитательная: воспитывать  коммуникативные умения; чувство сопричастности общему делу.

Развивающая: развивать интерес к предмету, внимание, память ,смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике. Совершенствовать общеучебные умения анализировать, выделять главное, делать выводы.

Тип урока -.урок   рефлексии.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, дидактический материал, инструкции к работе.

ХОД УРОКА

1.Самоопределение к учебной деятельности

ЦЕЛЬ:

1.Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

2.Определить цели урока.

Организация учебного процесса на этапе 1.(1-2минуты).

Подготовка учащихся к  учебно-познавательной деятельности и быстрое включение учащихся в деловой ритм. Создание единого информационного поля.

Презентация.Слайд1.

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята, я рада встречи с вами на очередном уроке химии .

На экране эпиграф урока. Прием педагогической техники «Эпиграф»

«… Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай».


Степан Щипачев

Презентация. Слайд2.

Учитель: как вы догадались, сегодня мы еще раз поговорим  о выдающимся открытии 19 и 20 веков  -Периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева на основе современных представлений о строении атома.

Знакомство учащихся с формой организации их деятельности на уроке и целями урока.

Осмысление результата деятельности от формы ее организации.

Презентация. Слайд3.

2. Этап актуализации знаний и фиксации затрудненпя в деятельности.

Цель:

1.Актуализировать знания учащихся о строении атома.

2.Подготовить мышление учащихся и осознание ими потребности к исправлению собственных ошибок.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир химических элементов и их соединений. Названия  некоторых из элементов зашифрованы, и вы узнаете их, когда выполните "Стартовое задание".

(У учащихся на столах листочки с заданием, они выполняют работу в парах).

"Стартовое задание"

Слайд 4 

ВАРИАНТ 1

Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название элемента.

Электронные схемы

Группы

1

2

3

4

5

6

7

2е 4е

Щ

Ж

Э

К

А

Б

У

2е 8е 2е

В

А

К

М

Н

О

П

2е 1е

Л

С

Ы

Ф

Ю

А

Я

2е 8е 5е

Р

Б

Т

В

Ь

Е

Г

2е 8е 1е

Ц

Д

Ж

И

К

З

М

2е 8е 7е

Л

О

В

Н

У

П

И

2е 8е 3е

Р

Т

Й

Х

Ц

Ч

Ф

Ответ : кальций

Слайд 5. 

ВАРИАНТ 2

Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название элемента.

Электронные схемы

Группы

1

2

3

4

5

6

7

2е 4е 2е

Щ

Ф

Э

К

А

Б

У

2е 8е 1е

О

А

К

М

Н

О

П

2е 1е 5е

Л

С

Ы

Ф

С

А

Я

2е 8е 3е

Р

Б

Ф

В

Ь

Е

Г

2е 8е 4е

Ц

Д

Ж

О

К

З

М

2е 8е 7е

Л

О

В

Н

У

П

Р

Ответ:  фосфор

3.Этап включения в систему знаний и повтроения.

Индивидуальный опрос у доски. (2 обучающихся).Изобразить строение атомов: кальция и фосфора. Записать электронную и графическую формулы распределения электронов.

Слайд 7-8

Обобщение и систематизация знаний. Проверка основных понятий по теме.

Прием педагогической техники «Беглый опрос по базовым вопросам».

1.Какое строение имеет атом?

2.Какие частицы входят в состав атомного ядра?

3. Какие характеристики имеют электрон, протон, нейтрон.

3.Назовите элемент, в атоме которого 13 электронов?

4. Что показывает порядковый номер элемента ?

5.Что показывает номер периода?

6.В чем причина периодичности изменения свойств элементов?

7. Что общего в строении атомов: а) всех химических элементов; б) элементов одного и того же периода; в) элементов одной и той же группы, главной подгруппы?

8. Как изменяются свойства химических элементов: А)  в главных подгруппах? Б) в периодах?

Слайд 9.

Прием педагогической техники  «Узнай меня» Цель: Установление правильности и осознанности усвоения знаний учащихся работать с электронными формулами.

По заданным электронным формулам учащиеся называют элемент и семейство, к которому он относится. На экране поочередно появляются сокращенные электронные формулы атомов химических элементов. Учитель задает вопрос:

Атому, какого химического элемента принадлежит  данная электронная формула?

К какому семейству он относится?

        а)…3S2 3P4

        б)…4S1

        в)…3S2 3P6  

Индивидуальный опрос  учащихся у доски (заслушивают ответы учащихся).

Физкультминутка. Прием педагогической техники  «Будьте здоровы». Проводится необычная форма организации физкультминутки. "Отдыхай-ка". Слайд10.

Учащиеся работают стоя. Учитель читает стихи о химических элементах, а учащиеся должны определить металл или неметалл. Если учитель произносит название металла, то учащиеся поднимают руки вверх, а если неметалла, то хлопают в ладоши.

Я - элемент - давно известный,
Применяют повсеместно!
Польза от меня везде.
Нет железа - быть беде.

Портит сера атмосферу,
А верней - её оксид.
Пожелтели листья в сквере,
Дождь кислотный моросит.

Название от слова "цвет".
Бесцветных соединений нет,
И весь секрет названья в том.
Элемент тот будет:хром.

Помни, боевой народ,
Первый лекарь - это йод!
Раны мажь, не ойкай,
Йодною настойкой.

Надо сильно попотеть
Вечером и утром,
Чтоб запомнить: слово "медь" -
По латыни - "купрум".

Ядовит зелёный Хлор,
Замышляя страшный мор,
Он побег готовит в роли
Самой безобидной соли.

Ах, какая аура
Окружает "аурум!"
Символ власти и кольца
Золота и Солнца.

4.Этап самостоятельной работы с самопроверкой (4-5 минут).

Цель: фиксирование достижения индивидуальной цели и создание ситуации успеха.

Слайд11.Прием педагогической техники «Цифровой диктант». Проверка усвоения и закрепления знаний, учащихся по основополагающим понятиям темы. Да-1,нет-0

  • 1.Номер периода – это число энергетических уровней.
  • 2. Максимальное число электронов на третьем уровне равно 8.
  • 3. В периоде слева направо увеличиваются металлические свойства и радиусы атомов.
  • 4.Номер группы – это число электронов на внешнем энергетическом уровне для элементов главной подгруппы .
  • 5.У калия наиболее ярко выражены металлические свойства, чем у натрия.
  • 6.У атома кислорода заряд ядра атома равен + 16.
  • 7.В ядре атома химического элемента с № 15 число нейтронов равно 16.

После ответов на  утверждения, получается число.

Все, кто получил правильное число, получает Отметку «5», одна-две ошибки – «4», три ошибки – «3».Проводится  С АМОПРОВЕРКА.

Прием педагогической техники «Выбери правильный ответ». Интерактивный тест.

Слайд 13-18.

Работая индивидуально, учащиеся выбирают правильный ответ.

1.Формула высшего оксида натрия, его характер

Na2O-кислотный

Na2O-основный

NaO2-кислотный

NaO2-основный

2. Формула высшего оксида фосфора, его характер

P2O5-кислотный

P2O5-основный

P2O3-кислотный

P2O3-амфотерный

3. Чем различаются   изотопы одного элемента:

 Числом протонов

Числом электронов

Зарядом ядра атомов

Числом нейтронов

4. Формула высшего оксида серы, его характер

 SO2-кислотный

 SO2-основный

 SO3-кислотный

 SO3-амфотерный

5. Формула гидроксида алюминия, его характер

Al(OH)3- кислота

Al(OH)3-амфотерный гидроксид

Al(OH)2-основание

Al(OH)2-кислота

6. Формула гидроксида натрия,  его характер

  NaOH-щелочь

 NaOH-кислота

  Na2OH-щелочь

  Na2OH-кислота

Слайд 19.Физкультминутка. Прием педагогической техники  «Будьте здоровы». Через необычную форму организации физкультминутки, проводится коррекция зрения

Учитель читает отрывок из стихотворения  о периодической системе. Прием педагогической техники   «Привлекательная цель». Слайд 20.

Читая стихотворение, учитель привлекает внимание учащихся, активизирует их познавательную активность.

И каждый знак, её взлелеяв

Суровым гением своим,

Поведал миру Менделеев

В природе понятое им…

А.Чивилихин

Привлечение внимания учащихся к работе со следующим слайдом.

На слайде появляется Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева.

Демонстрируется проектная работа ученицы   Запоражану Кристины «Значение периодического закона и периодической системы».   Презентация 2.

Прием педагогической техники «Выбери правильный ответ». Слайд 21.

Работая индивидуально, учащиеся выбирают правильный ответ.

Выявление качества  и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Тестирование

1вариант

1.  Атом какого химического элемента имеет электронную конфигурацию 2ē 8ē 3ē?

        а) Al                б) B                в) Mg                г) Si

2. Схема строения атома 2ē 8ē 7ē. Чем является элемент?

        а) металлом  б) неметаллом    в) благородным газом.

3. Атом химического элемента имеет конфигурацию 2ē 8ē1 ē. В каком периоде находится элемент?

        а) 1                б) 2                в) 3                 г) 4

4. Какой химический элемент имеет наиболее ярко выраженные  металлические свойства?

        а) Na        б) Li                в) K                г) Mg

5. Формула высшего оксида хлора:?

   а)   Cl2O7           Б) Cl2O5               в)  Cl2O         Г)   Cl2O3

6. Число протонов в атоме       серы   равно:  

1) 39                         2) 20                3) 16                   4) 4

                                                       Тестирование

2вариант

1.  Атом какого химического элемента имеет электронную конфигурацию 2ē 8ē 5ē?

        а) Al                б) B                в) Mg                г) P

2. Схема строения атома 2ē 8ē 3ē. Чем является элемент?

        а) металлом  б) неметаллом    в) благородным газом.

3. Атом химического элемента имеет конфигурацию 2ē 8ē 4 ē. В каком периоде находится элемент?

        а) 1                б) 2                в) 3                 г) 4

4. Какой химический элемент имеет наиболее ярко выраженные  металлические свойства?

        а) Cs            б) Li                в) K                г) Mg

5. Формула высшего оксида фосфора:?

   а)   P2O7           Б) P2O5               в)  PO         Г)   P2O3

6. Число протонов в атоме      хлора   равно:  

1) 35                        2) 20                3) 17                   4) 4

5.Этап рефлексии деятельности . Слайд 23.

Подведение результатов урока. «Самооценка».

По предложенным рисункам «молекул», учащиеся выбирают одну из них, соответственно своему уровню  подготовки по данной теме.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менднлеева. Группы и периоды."

Конспект открытого урока по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Периоды и группы". Программа Н. Е.  Кузнецовой....

Тест по теме: «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

Тест составлен по программе 8 класса Кузнецовой Н.Е., требующий знаний таких тем, как:  "Основные законы химии и расчеты на их основе", "Современные представления о строении атома", "Периодически...

Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).

Представлены  методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО)    по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п...

«Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь»

Тестовое задание в двух вариантах для проверки знаний учащихся 8 класса . В тесте 15 вопросов....

Тест по темам: «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

Представленный тест по темам: «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» можно использовать для контроля или самоконтроля изученного материала.О...

Зачет по теме «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов . Строение вещества» 11 класс

Зачет по теме «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов . Строение вещества» 11 класс...

Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете современных представлений

Данный урок проходил в 8А классе, в котором  30 человек. Ребята в классе  имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на уроке активны.Если говорить о месте урока в курсе химии 8 кл...