Предметный курс по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Каузова Ольга Николаевна

Предметный курс «Экспериментальная химия» предполагает тесную связь теории и практики. Работа учащихся носит исследовательский характер, способствует развитию мышления. При этом у учащихся совершенствуются знания и умения по технике химического эксперимента, создаются условия и возможности для удовлетворения потребностей школьников в практической деятельности на стыке биологии, химии, медицины, сельского хозяйства.

Занятия по этой программе – это своеобразная проба сил для будущих фармацевтов, медицинских сестер, врачей, криминалистов, операторов, лаборантов, агрономов и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnyy_kurs_po_khimii.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение города Омска  «Гимназия № 12 имени героя Советского Союза В. П. Горячева»

Предметный курс

«Экспериментальная химия»

(для обучающихся 9 классов)

                                                                     Составитель:

                                                                                               Каузова Ольга Николаевна

                                                                           учитель химии

                                                                                         БОУ г. Омска «Гимназия № 12»

Пояснительная записка.

     Большое значение для успешной реализации задач школьного химического образования имеет предоставление учащимся возможности изучения элективных предметных курсов, содержание которых предусматривает расширение и углубление знаний, развитие познавательных интересов, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию старшеклассников. В нашем учебном заведении в течение нескольких лет большой популярностью пользуются подобные курсы. Они ориентированы на детей, проявляющих повышенный интерес к изучению химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно-научного профиля. Практика показывает, что ребята, прослушавшие такие курсы, добиваются высоких результатов на районных олимпиадах и на вступительных экзаменах в химико-технологические, медицинские, сельскохозяйственные колледжи и вузы.

Элективный предметный курс «Экспериментальная химия» предполагает тесную связь теории и практики. Работа учащихся носит исследовательский характер, способствует развитию мышления. При этом у учащихся совершенствуются знания и умения по технике химического эксперимента, создаются условия и возможности для удовлетворения потребностей школьников в практической деятельности на стыке биологии, химии, медицины, сельского хозяйства.

Занятия по этой программе – это своеобразная проба сил для будущих фармацевтов, медицинских сестер, врачей, криминалистов, операторов, лаборантов, агрономов и т.д.

            Основой для составления данной программы является программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О. С. Габриелян.- 4-е издание, стереотип.- М.:  Дрофа, 2007.- 78 с. и предназначена для 9 классов.

Цель: Развитие исследовательских навыков учащихся посредством предмета химия.

Задачи:

  1. закрепить и систематизировать знания учащихся по химии;
  2. развить навыки самостоятельной исследовательской работы;
  3. сформировать и развивать у учащихся практические умения и навыки;
  4. научить оформлять исследовательскую работу в соответствии с требованиями;
  5. развить коммуникативные умения;
  6. сформировать и развивать у учащихся умение работать с дополнительной литературой.

Курс состоит из кратких теоретических введений к каждой теме и практических (лабораторных) работ, которые носят исследовательский характер; способствуют конкретизации и закреплению знаний, совершенствованию и развитию химических умений и навыков.

        Критерии успешности определяются по нескольким параметрам: в каждой теме учащиеся сдают отчет  по практической части, разрабатывают и обобщают теоретический материал по одной из предложенных тем, выполняю индивидуальные проекты и выступают на научно-практической конференции (это и является формой итоговой отчетности).

        Важная особенность предложенного элективного курса заключается в том, что он может быть предложен слушателям разных профилей. При этом, в одном случае его содержание может максимально способствовать реализации углубленного содержания предмета, а в другом нести общезначимую валеологическую направленность, способствовать развитию грамотности в здоровьесберегающей сфере.

        Курс предназначен для учащихся 9 классов, рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю).

Содержание программы.

  1. Введение (2 часа).

Занятия проводятся с целью выявления интересов и достижений учащихся через заполнение карты интересов и анкет. А также осуществляется ввод в курс – в ходе беседы учитель сообщает программу данного курса, критерии успешности.

  1. Работа над ведением научного исследования (6 часов).

В данной теме учащиеся знакомятся с требованиями, предъявляемыми к научной работе, знакомятся у работами победителей, учатся формулировать цели и задачи, составлять план исследования.

  1. Работа над основной частью исследования (11 часов).

В данной теме учащиеся знакомятся с библиотеками города, правилами работы в библиотеках, учатся отбирать необходимый материал, знакомятся с различными стилями изложения материала, с правилами оформления результатов.

  1. Химия, как научная дисциплина: актуальность, специфика(11 часов).

В данном разделе учащиеся знакомятся с различными методиками проведения эксперимента, повторяют и закрепляют правила техники безопасности, теоретически и практически отбирают пробы, обрабатывают материалы исследования, проводят исследования в лаборатории.

  1. Представление научной работы (4 часа).

Тема посвящена правильному оформлению научной работы и составлению презентации. Использование современных технологий помогает повышать  и поддерживать интерес учащихся к предметам  естественного цикла.

Тематическое планирование курса

Тема

Кол-во часов

I.

Введение.

2

1.

1.

Цель, задачи, специфика занятий, общие требования.

1

2.

2.

Знакомство с интересами и способностями учащихся (Диагностика - составление «Карты интересов»).

1

II.

Работа над ведением научного исследования

6

3.

1.

Выбор темы. Обоснование ее актуальности (теория).

1

4.

2.

Формулировка цели и конкретных задач исследования. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ. Теория.

1

5.

3.

Формулировка цели и конкретных задач исследования.

 Практическое занятие.

1

6.

4.

Структура работы. Теория.

1

7.

5.

Изучение образцов и знакомство со структурой работ – победителей конкурсов исследовательских работ.

1

8.

6.

План работы. Теория. Демонстрация образцов планов, соответствующих всем необходимым требованиям.

1

III.

Работа над основной частью исследования.

11

9.

1.

Составление индивидуального рабочего плана.

1

10.

2.

Понятия: источник, литература. Требования к оформлению раздела: «Источники и литература». Оформление сносок в соответствии с требованиями.

1

11.

3.

Знакомство с материалами школьной библиотеки.

1

12.

4.

Экскурсия в библиотеку имени А.С. Пушкина. Практическое занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».

1

13.

5.

Практическое занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».

1

14.

6.

Экскурсия в компьютерную библиотеку.

1

15.

7.

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.

1

16.

8.

Стиль изложения материала. Теория.

1

17.

9.

Знакомство с разным стилем изложения материала на примере  работ – победителей конкурсов исследовательских работ.

1

18.

10

Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному  разделу работы.

1

19.

11

Правила оформления результатов. Приложение. Правила оформления.

1

IV.

Химия, как научная дисциплина: актуальность, специфика.

 11

20.

1.

Техника безопасности при работе в химической лаборатории.

1

21.

2.

Методы исследования.

1

22.

3.

Пробоотбор.

1

23.

4.

Титрование.

1

24.

5.

Обработка данных и получение статистических оценок.

1

25.

6

Оценка среднего значения и его погрешности.

1

26.

7.

Обработка результатов.

1

27.

28.

29.

30.

8.

9.

10.

11.

Проведение эксперимента. Индивидуальные консультации.

4

V.

Представление научной работы.

4

31.

1.

Композиция научной работы. Подготовка структуры своего исследования. Индивидуальные консультации.

1

32.

2.

Подготовка структуры своего доклада, составление тезисов. Индивидуальные консультации.

1

33.

3.

Составление презентаций.

Индивидуальные консультации.

1

34.

4.

Участие в школьной конференции НОУ.

1

Формы и методы диагностики.

На первом занятии запланирована диагностика, с целью составления индивидуальной карты учащихся («Карта интересов»). При проведении курса учащиеся также выполняют индивидуальные проекты, успешность которых также будет отслеживаться.

При проведении курса планируется следующая работа с родителями:

  • привлечение родителей к оказанию помощи при выполнении индивидуальных заданий;
  • привлечение родителей к оказанию помощи в организации экскурсий;
  • приглашение их к участию в работе научно-практической конференции в качестве слушателей и экспертов;
  • ознакомление родителей с результатами тестирования.

Ожидаемые результаты.

  • Повышение интереса к химической науке;
  • Расширение теоретических знаний по химии;
  • Совершенствование практических навыков при выполнении эксперимента;
  • Совершенствование общеучебных навыков;
  • Развитие творческих и коммуникационных умений.

Методическое обеспечение.

При реализации данной программы используются  технологии:

  1.  проектного обучения,
  2. проблемного обучения,
  3. развития критического мышления,
  4. развивающего обучения
  5. уровневой дифференциации  (авторы: С.В. Алексеев, Р. Гроот, Н. П. Гузик, О. Б. Логинова, Г.К. Селевко, В.В. Фирсов, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков).

Занятия проводятся в форме:

  • практикумы,
  • семинары,
  • лекции,  
  • конференция,
  •  презентация

На занятиях используется следующие формы организации учебно – познавательной деятельности:

  1. групповая,
  2. индивидуальная,
  3. коллективная,
  4. фронтальная.

Список литературы:

  1. Жарикова Е.А., Рыбкина Т.И. Вступительный экзамен по химии РХТУ-98, -99, -2000. Новомосковск: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 1998, 60 с.; 1999, 90 с.; 2000, 108 с.
  2. Казеннова Н.Б. Справочник школьника по органической химии. М.: Аквариум, 1997, 272 с.
  3. Конкурсный экзамен по химии. Руководство для абитуриентов. Под ред. Н.Е.Кузьменко. В 6 ч. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  4. Короленко М.В. Задачи по органической химии с методическими рекомендациями и примерами решений. М.: ИМА-Принт, 1993, 48 с.
  5. Кузьменко Н.Е., Чуранов С.С. Общая и неорганическая химия. М.: Изд-во МГУ, 1977, 473 с.
  6. Кузьменко Н.Е., Магдесиева Н.Н., Еремин В.В. Задачи по химии для абитуриентов: курс повышенной сложности с компьютерным приложением. М.: Просвещение, 1992, 191 с.
  7. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1997, 528 с.
  8. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. В 2 т. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1997, т. 1, 448 с.; т. 2, 384 с.
  9. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания,1998, 512 с.
  10. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999, 560 с.
  11. Кушнарёв А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. М.: Школа-Пресс, 1999, 160 с.
  12. Пилипенко А.Т. и др. Справочник по элементарной химии. Киев: Наукова думка, 1980, 544 с.
  13. Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной сложности (для абитуриентов). В 4 выпусках. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991, вып. 1, 16 с.; вып. 2, 16 с.; вып. 3, 16 с.; вып. 4, 16 с.
  14. Фрейфельд И.А. Органическая химия: пособие для абитуриентов и старшеклассников. М.: Московский лицей, 1995, 142 с.
  15. Химия. Тесты для 11 класса. Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: Центр тестирования МО РФ, 2008, 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметный курс "Математика "+" 7 класс

ПредметПредметный курс «Математика «+»Класс7бНормативная  база Рабочая программа по предметному курсу составлена на основе:Федерального государственного образовательного ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА "МАТЕМАТИКА "+" 7Б КЛАСС (2018-2019 УЧ. ГОД, БУРМИСТРОВОЙ Е.Ю.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА "МАТЕМАТИКА "+" 7Б КЛАСС (2018-2019 УЧ. ГОД)...

Рабочая программа предметного курса «Математика» 11 класс (базовый уровень).

Рабочая программа  предназначена для изучение математики в 11 классе на базовом уровне. Составлена из расчета 4 часа в неделю....

Рабочая программа предметного курса «Математика» 10 класс (профильный уровень).

Программа предназначена для изучения математики в 10 классе на профильном уровне. Составлена из расчета 6 часов в неделю....

Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов

Рабочая программа разработана на основе авторской  учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник 2002 г ....

Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 11 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник

Программа  рассчитана  на реализацию в течение 34 учебных недель в объеме 2 часа в неделю, в общем объеме  68  часов. В программу внесены изменения в связи с уменьше-нием количеств...

Рабочая программа по предметному курсу биология 11 класс "Решение биологических задач в ходе подготовки к ЕГЭ"

Содержание курса предполагает использование в учебном процессе межпредметных связей с курсами биологии, химии, географии, что способствует формированию системных знаний у школьников, пониманию взаимос...