Главные вкладки

    Методическая разработка проекта "Прикладная химия"
    методическая разработка по химии на тему

    Георгиева Татьяна Григорьевна

    В данном методическом проекте представлены аспекты введения понятия прикладная химия в преподавание предмета, его основная цель, этапы, формы работы и примеры использования.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект

     «Прикладная химия в системе предпрофильного обучения»

    Георгиевой Татьяны Григорьевны,

     учителя химии МОУ «Благоевская СОШ»

    Удорский район

    Республика Коми

    .

    Оглавление.

    1. Введение.                                                 Стр.3
    2. Методика реализации проекта.              Стр.4
    3. Заключение.                                             Стр.7
    4. Список литературы.                                Стр.8

    1. Введение.

    Классик русской педагогики сказал: «Учение – есть труд, полный активности и мысли» (слайд 1)  - это слова Константина Дмитриевича Ушинского. Но, к сожалению, в рамках теории предмета активная, творческая сторона учения недостаточно актуализирована.  

      Каждый учитель, и я не исключение, желает,  чтобы его предмет вызывал у школьников интерес. Мне всегда хотелось привнести в преподавание своего предмета нечто, что позволило бы моим ученикам не только научиться записывать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую природу окружающего их мира, логически мыслить, анализировать и предполагать.

       Перенасыщенность теории химии в школе приводит к тому, что ученик теряется в мире терминов и понятий, которые далеки от проблем повседневной жизни, от личных интересов учеников. Кто из вас знает и помнит где применяется сульфат меди? А гидроксид кальция? И почему жаренная морковь дает золотистую окрасу, а вареная нет ?

    В любой отрасли человеческой деятельности, а следовательно и профессиональной деятельности, связанной с материальным миром, человек неизбежно соприкасается с веществами и использует их свойства и взаимодействие между собой. Химия, обладая огромными возможностями, создает невиданные ранее материалы, умножает плодородие почвы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему комфорт и уют, изменяет внешность людей. Использование людьми достижений современной техники и химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний.

      И на основании этого я пришла к мысли, что одним из важных для меня направлений -  является реализация прикладной направленности в преподавании химии.

    1. Методика реализации проекта.

        (слайд 2)

      Новизна введения прикладной химии в школьный курс заключается в том,  что рекомендуемый подход к рассмотрению химических  свойств, веществ и процессов позволяет актуализировать полученные теоретические знания, применить их на практике в повседневной жизни, сформировать технологические знания.

    Концепция прикладного направления в изучении химии предусматривает широкое использование межпредметных связей, разработку познавательных заданий, формирование технологичеких знаний и умений в рамках изучения не только непосредственно моего предмета.  

    Цель данной инновационной деятельности( слайд 3)  – повышение интереса учащихся к обучению, процессу познания, ориентация на будущую деятельность.

    Основные идеи данного проекта (слайд 4)

    – это

    • дополнение компонентного состава содержания обучения химии мотивационными и ценностно-ориентированными аспектами;
    • Личностно-ориентированное обучение современных школьников, ориентация школьника на будущее - профильная направленность;
    • Экологическая направленность, как способ воспитания духовной стороны личности

    При реализации проекта передо мной стояли следующие задачи  (слайд 5)

    • актуализация полученных теоретических знаний в ходе рассмотрения химических  свойств, веществ и процессов ;
    • Развитие практических умений применять полученные знания и навыки в повседневной жизни;
    • формирование технологических знаний, на основании исследовательской и опытной деятельности учащихся.

          Формы работы по внедрению компонента прикладной химии могут быть разнообразны (слайд 6).

      С введением в школах системы профильного и предпрофильного обучения у многих педагогов появилась возможность для творческого, новаторского подхода к изучению своего предмета. Для меня стало возможным вводить элементы прикладной химии не только в текущие уроки, внеклассную работу, а разработать целую систему курсов по выбору прикладной направленности.  

    Курсы по выбору знакомят учащихся с комплексными проблемами и задачами химии, требующих синтеза знаний по ряду других предметов (т.е. осуществление межпредметных связей и формирование общепредметных, коммуникативных УУД), а так же с методами  решения этих проблем в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации, осознанию возможностей и способов реализации жизненных планов.

         Формы обучение ориентированы на инновационные технологические технологии (коммуникативные, групповые, проектно-исследовательские). Преподавание курсов по выбору дает возможность работать нетрадиционно, искать новые формы и приемы учебной деятельности – проекты, исследования, творческие работы и т.д.. Ученики учатся не для оценки. Главным результатом в обучении и воспитании становится личность, адаптированная в современном мире, освоившая федеральные государственные стандарты в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения.

    За время реализации этого проекта я разработала и реализовала несколько программ курсов по выбору прикладного характера: (слайд 7)

    • Химия вокруг нас
    • Домашняя аптечка
    • Экология дома
    • Химчистка на дому
    • Что мы едим?
    • Химия быта
    • Яды в нашей жизни
    • Решение химико-экономических задач

    При выборе тем для курсов я руководствуюсь требованиями современной жизни.

     Например,  к теме «Экология дома» я пришла после ремонта в своем доме. Меня, как химика, заинтересовала составляющая тех материалов, которые мы используем в ремонте и обустройстве дома. По опросам учеников, оказалось, что многие помогают родителям в ремонте.

      Идея курса «Что мы едим?» возникла после изучения темы в 9 классе «Азот и его соединения», а в частности нитратов и нитритов, когда ребята заинтересовались применением нитрита натрия (колбаса). Значением пищевых добавок (Е). В результате, был разработан совместный с учениками проект «Ты то, что ты ешь», который был  реализован в рамках школы и результаты были представлены на общешкольном собрании, перед родителями школьников.

     Курс «Химчистка на дому» был разработан после многократных вопросов учеников – как вывести то, или иное, пятно и т.п.

    Внедрение любой инновации  требует четкого плана, и моя деятельность не исключение.  Реализация моих замыслов шла по определенным этапам –

    (слайд 8)

    1. Определение направления, которое может заинтересовать учащихся;
    2. Поиск информации для реализации задуманного проекта, определение форм и методов работы;
    3. Разработка, составление, согласование и утверждение рабочих программ элективных курсов на уровне администрации;
    4. «Реклама» содержания курса среди учащихся предпрофильных классов;
    5. Осуществление самой деятельности.
    6. Мониторинг эффективности данного курса.

        Проведение таких курсов невозможно без использования современных педагогических технологий.

    В работе я активно применяю технологию проблемного обучения(слайд9)  – постановка проблемы перед изучением какого-либо этапа курса;

    например – почему врачи-диетологи не рекомендуют часто употреблять магазинные рулеты в упаковках?

      почему не стоит обматывать железные изделия для улучшения прочности медной проволокой?

      какие строительные материалы можно применять в ремонте дома и почему?

      почему в птицеводстве для подкормки кур можно использовать гашеную известь, но очень старую? и т.д.

        Информационно-коммуникационные технологии – поиск необходимой информации для ответа на поставленный вопрос, исторических справок и фактов, оформления результатов работы, использование виртуальных лабораторий, когда невозможно провести эксперимент на практике, представление результатов деятельности, посредством презентаций и интерактивных плакатов;

    Технологии исследовательской деятельности (слайд 10)  – необходимый компонент прикладной химии, как изучить окружающий мир без исследования его химической природы; на таких занятиях ученики исследуют химическую природу знакомых им предметов и веществ, представить результаты своих исследований (исследовательский проект «Исследование состояния вод в п.Благоево» стал призером всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ).

    Технологии проектной деятельности(слайд 11)  . Например, итогом курса «Экология дома» стали проекты ребят «Интерьер моей будущей квартиры», где они проявили не только хорошую предметную подготовку, но и творческие способности. Работа по курсу «Химия вокруг нас»  ребята составляли рекламные проспекты  и проекты по защите металлических изделий от коррозии, некоторые даже в стихах. Один из проектов представлен на Республиканский конкур проектов с использованием ИКТ-технологий, среди учащихся. Все это позволяет ощутить ученику себя как  основной составляющей процесса обучения. Нередко ученики выступали как учителя, находя интересные факты, приводя результаты своих наблюдений.

    1. Заключение.

       Конечно, процесс разработки таких курсов достаточно трудоемкий. Требуется много времени для поиска необходимой информации, интересных фактов, исторических справок, составления инструкционных карт для проведения исследований. Панацеей стал интернет – как основной источник необходимой информации. К тому же, сложности возникают и при разработке ребятами разнообразных проектов – небогатый выбор современной литературы в библиотеках, отсутствие организаций, специализирующихся на том или ином виде деятельности химической направленности, или их нежелание сотрудничать.

     Я, как учитель не только химии, но и экологии, обязательным считаю включение экологических аспектов в тот или иной курс прикладной химии.

     Какие же результаты хочу я увидеть в ходе реализации данного проекта (слайд 12)

    • Повышение интереса к предмету химии, как одного из практически значимых;
    • Наличие у учащихся навыков практической деятельности с применением теоретических знаний по химии, т.е. знание технологии опытной и исследовательской деятельности;
    • Повышение интереса к специальностям с профилирующим предметом – химия.  

        При подготовке содержания курса мне приходится заниматься поиском познавательной информации, способной увлечь ученика и пробудить в нем страсть к самостоятельному познанию (слайд 13). Такими источниками знаний являются – Основы прикладной химии Э.Е.Нифантьева, Полезная химии и Занимательные задания и опыты по химии Л.Ю.Аликберовой,  Химия для чайников – Джона Мура, Минутки школьного урока Л.Маховой, различные энциклопедические издания и периодическая литература, ну и конечно образовательные интернет-ресурсы.

     Закончить я хотела бы словами Льва Семеновича Выготского «Для нынешнего воспитания – не так важно учить известному количеству знаний, как умению приобретать эти знания и пользоваться ими».

    (слайд 16)

         4.Список литературы.

    1. «Основы прикладной химии» Э.Е.Нифантьев.
    2. «Полезная химия: задачи и истории» Л.Ю.Аликберова, Н.С.Рукк.
    3. «Занимательные задания и эффектные опыты по химии» Л.Ю.Аликберова, Б.Д.Степин.
    4. Энциклопедия «Большая серия знаний. Химия».
    5. «Химия для «чайников» Д.Мур.
    6. Журнал «Химия в школе» Изд. Первое сентября.
    7.  Журнал «Химия и жизнь» электронная версия.
    8. «Технология вариативного обучения», под ред. Д.п.н. В.В.Пикап.
    9. «Учимся работать над проектами»  М.А.Ступницкая.
    10.  «Коммуникативные технологии в школе» О.Я.Воробьева.
    11. «Исследовательская деятельность учащихся по химии»  Е.В.Тяглова.
    12. «Проектная деятельность учащихся.  Химия» Н.В.Ширшина.

            


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    : К.Д.Ушинский «Учение – есть труд, полный активности и мысли»

    Слайд 2

    Прикладная химия в системе предпрофильного обучения Презентация педагогического проекта Георгиевой Т.Г. учителя химии МОУ «Благоевская СОШ» Удорский район Республика Коми

    Слайд 3

    Цель инновационной деятельности –мотивация учащихся к обучению,повышение интереса к процессу познания, ориентация на будущую деятельность.

    Слайд 4

    Дидактические идеи инновационного проекта- Дополнение компонентного состава содержания обучения химии мотивационными и ценностно-ориентированными аспектами; Личностно-ориентированное обучение современных школьников, ориентация школьника на будущее - профильная направленность; Экологическая направленность, как способ воспитания духовной стороны личност и .

    Слайд 5

    Задачи данного проекта актуализация полученных теоретических знаний в ходе рассмотрения химических свойств, веществ и процессов ; развитие практических умений применять полученные знания и навыки в повседневной жизни; формирование технологических знаний, на основании исследовательской и опытной деятельности учащихся.

    Слайд 7

    Курсы по выбору по прикладной химии Химия вокруг нас Домашняя аптечка Экология дома Химчистка на дому Что мы едим? Химия быта Яды в нашей жизни Решение химико-экономических задач

    Слайд 8

    Этапы реализации проекта «Элективные курсы по прикладной химии». Определение направления, которое может заинтересовать учащихся; Поиск информации для реализации задуманного проекта, определение форм и методов работы; Разработка, составление, согласование и утверждение рабочих программ элективных курсов на уровне администрации школы; «Реклама» содержания курса среди учащихся предпрофильных классов; Осуществление самой деятельности. Мониторинг эффективности данного курса.

    Слайд 9

    ИКТ-технологии , технологии исследовательской и проектной деятельности . Счастливый дом Советы для вас и вашего дома Реализация данного направления проходит с использованием методов и приемов т ехнологии проблемного обучения,

    Слайд 10

    Опытная и исследовательская деятельность В ходе работы учащимися выполнялись разнообразные исследования: это анализ содержания пищевых добавок в продуктах питания; анализ рН-среды средств гигиены ; анализ содержания свинца в талых водах близь р.Венью исследование состава и действия пищевых добавок на организм; определение действия синтетических моющих средств на ткани различных типов; исследование воздействия этанола и солей тяжелых металлов на белковые тела;

    Слайд 11

    Технология проектов

    Слайд 12

    Предполагаемые результаты реализации проекта Повышение интереса к предмету химии, как одного из практически значимых; Наличие у учащихся навыков практической деятельности, с применением теоретических знаний по химии; Повышение интереса к специальностям с профилирующим предметом – химия.

    Слайд 13

    Первые результаты

    Слайд 14

    Источники информации «Основы прикладной химии» Э.Е.Нифантьев «Полезная химия: задачи и истории», Л.Ю.Аликберова , Н.С.Рукк «Занимательные задания и эффектные опыты по химии», Л.Ю.Аликберова , Б.Д.Степин Энциклопедия «Большая серия знаний. Химия» «Химия для «чайников»» Д.Мур Журнал «Химия в школе» Изд. Первое сентября. Журнал «Химия и жизнь» электронная версия. Образовательные интернет ресурсы .

    Слайд 15

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока химии в 11 классе "Белки - природные полимеры"

    Данный материал будет полезен как учителям химии, так и преподавателям биологии. Можно смело применить в качестве интергированного материала, предварительно его переработав....

    Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.

    Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....

    методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"

    Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...

    методическая разработка урока химии 8класс "Степень окисления"

    Понятие "степень окисления" одно из ключевых понятий курса неорганической химии. Вопрос довольно сложный для понимания учащимися, но очень важный. Эта тема изучаетс в разделе "Соединения химическ...

    Методическая разработка урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме « Гидролиз неорганических веществ - солей».

    Цель: - продолжить формировать представление о гидролизе, о сущности гидролиза солей; - научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип с...

    Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)

    Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....