Главные вкладки

    Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов»
    план-конспект урока по химии на тему

    Обабко Светлана Леонидовна

    Урок 43

    Тема урока:     Практическая работа №  4  «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов»

    Цели урока: Уметь доказывать опытным путем состав изученных веществ, проводить реакции между веществами в растворе, получать новые вещества из имеющихся реактивов; записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном, окислительно-восстановительном виде; проводить наблюдения; делать выводы; соблюдать правила по технике безопасности

    Оборудование: растворы солей: карбоната калия, хлорида бария, хлорида кальция,  нитрата серебра,  карбоната натрия, р.-ры гидроксида натрия, серной кислоты.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_43_prakticheskaya_rabota-1.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок 43 

    Тема урока:     Практическая работа №  4  «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов»

    Цели урока: Уметь доказывать опытным путем состав изученных веществ, проводить реакции между веществами в растворе, получать новые вещества из имеющихся реактивов; записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном, окислительно-восстановительном виде; проводить наблюдения; делать выводы; соблюдать правила по технике безопасности

    Оборудование: растворы солей: карбоната калия, хлорида бария, хлорида кальция,  нитрата серебра,  карбоната натрия, р.-ры гидроксида натрия, серной кислоты.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Подготовка к проведению практической работы.
    1.     Инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами, щелочами, концентрированными веществами.
    1.     Беседа о ходе проведения работы.
    2.     Проверить подготовленность учащихся к практической работе.

    II .      Проведение практической работы.

    1. Задачи на распознавание анионов (гидроксид, карбонат, хлорид).

    Выполним все действия, описанные в учебнике.

    В трех выданных пробирках находятся твердые белые вещества: NaOH. К2С03, ВаС12. Для распознавания данных соединений растворим их в воде После этого добавим во все 3 пробирки раствор серной кислоты. По результатам визуальных наблюдений сделаем вывод о соединениях, находящихся в пробирках:

    а)        2NaOH + H2S04 = Na2S04 + 2H20

    2Na+ + 20Н" + 2Н+ + S042" = 2Na+ + S042" + 2H,0

    OH   + H+ = H20

    Нет видимых изменений, но если потрогать пробирку руками, можно почувствовать тепло, т. к. реакции нейтрализации являются экзотермическими, протекают со значительным выделением тепла.

    б)        К2С03 + 2H2S04 = K2S04 + Н20 + С02Т

    + + С032" + 2Н+ + S042' = 2К+ + S042- + Н20 + С02

     С032' + 2Н+ = Н20 + С02

     В данном случае, наблюдаем выделение газа.

    в)        ВаС12 + H2S04 -> 2HC1 + BaS04

    Ва2+ + 2С1" + 2Н+ + 2S042" -* 2Н+ + 2СГ + BaS04

    Ва2+ + 2S042' -> BaS04

     Наблюдаем выделение белого осадка.

    1. Задача на распознавание  катиона (кальция)

    Для доказательства качественного состава СаС12 проведем реакции, характерные для катиона кальция и хлорид-аниона. Для этого раствор СаС12 разольем на 2 пробирки.

    1)        В одну из них добавим раствор карбоната натрия:

    Na2C03 + СаС12 = CaC03 + 2NaCl 2Na+ + С032- + Са2+ + 2СГ = CaC03 + 2Na+ + 2СГ Са2+ + С032- = СаС03 Наблюдаем выделение белого осадка карбоната кальция СаС03.

    2)        В другую пробирку прильем раствор нитрата серебра:

    СаС12 + 2AgN03 = Ca(N03)2 + 2AgCl

    2Са2+ + 2СГ + 2Ag+ + 2N03_ = Ca2+ + 2N03  + 2AgCl CI- + Ag+ = 2AgCl

    Наблюдаем выделение белого творожистого осадка.

    (После проведения работы, сделайте вывод, запишите все результаты в тетрадь, уберите рабочее место.)

    Ш. Закрепление знаний, умений, навыков.

    Домашнее задание: Оформить практическую работу. Подготовиться к практической работе


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пр/р "Решение экспериментальных задач на распознавание растворов веществ и определение их качественного состава" 9 класс

    Работа расчитана на учеников 9 класса, поэтому содержит подробную инструкцию выполнения экспериментальных задач...

    Пр/р "Решение экспериментальных задач на распознавание растворов веществ и определение их качественного состава" 9 класс

    Практическая работа расчитана на учеников 9 классов, поэтому включает пошаговую инструкцию для выполнения задания...

    Инструктивная карта к практической работе №2 "Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера". 9 класс

    Инструктивная карта к практической работе №2 "Решение экспериментальных задач по теме "Кислород и сера"" для учащихся 9 класса, обучающихся по УМК Рудзитиса, базовый уровень....

    9 класс. Практическая работа № 4 Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших анионов.

    Инструктивная карта к практической работе для 9 класса  Практическая работа "Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших анионов."...

    Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач по распознаванию и получению веществ»

    Конспект урока поможет провести Практическую работу в 9 классе. Здесь представлена методика проведения качественного анализа неорганических соединений....

    Решение экспериментальных задач на распознавание неорганических веществ

    Материал может быть использован при подготовке к ОГЭ задания №8 (часть 1), №22 (часть 2)...