П Р А К Т И Ч Е С К А Я Р А Б О Т А № 3. Тема: Кислородсодержащие соединения, их свойства (спирты, фенолы, альдегиды , кетоны).
материал по химии на тему

Сиваева Галина Николаевна

 

Цель: закрепить и проверить усвоение знаний о спиртах, фенолах, альдегидах и кетонах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_no3.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

                        П Р А К Т И Ч Е С К А Я    Р А Б О Т А  № 3.

Тема: Кислородсодержащие соединения, их свойства (спирты, фенолы, альдегиды , кетоны).

Цель: закрепить и проверить усвоение знаний о спиртах, фенолах, альдегидах и кетонах.

Задачи:

  • выполнить практические задания;
  • выполнить лабораторные опыты;
  • Оформить работы в тетрадь;
  • Сдать устно отчет по теме преподавателю и пройти тестирование

Студент должен знать: какие соединения относятся к спиртам и фенолам, альдегидам, кетонам, их строение и номенклатуру, химические свойства , знать применение в быту и медицине, а также биологическое действие на живые организмы;

Студент должен уметь: называть вещества по предложенной формуле, писать структурные формулы, писать уравнения характерных реакций спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов.

ХОД РАБОТЫ:

  1. Одноатомные спирты.

  1. Вспомните определение класса одноатомных спиртов .
  2. Какая функциональная группа определяет принадлежность вещества к спиртам ?
  3. Назовите общую формулу одноатомных спиртов.
  4. Обозначьте с помощью стрелок распределение электронной плотности в молекуле метанола.
  5. Почему среди спиртов нет газообразных веществ?
  6. Покажите на примере образование водородной связи в молекуле любого спирта.
  7. Напишите структурные формулы:  а). 2,3- диметилбутанола-2,

б). 3,3-диметилбутанола-2, в). 2,3,4- триметилпентанола-3.

  1. Назовите вещества по международной номенклатуре:                        

                  СН3                                         СН3                            СН3            

а).  СН3 – СН – С - ОН   б).  СН – СН – С – СН3   в).   СН3 - С - СН2-ОН

                 СН3  СН3                       С2Н5 ОН                             СН2

Найдите ошибки в написанных формулах.

  1. Вспомните виды изомерии, характерные для одноатомных спиртов.
  2.  Напишите все возможные изомеры вещества С6 Н14О и дайте им названия.
  3. Вспомните химические свойства спиртов. Приведите пример, в котором спирты проявляют  кислотные свойства. Напишите уравнение реакции.
  4. Как спирты реагируют с галогеноводородами.? Напишите уравнение реакции 1- пентанола и бромоводорода.

13 Какие вещества могут получиться в результате реакции дегидратации?

    Напишите уравнения реакций дегидратации пропанола.

14.Перечислите области применения спиртов в медицине.

  1. Многоатомные спирты.

  1. Какие органические вещества относятся к многоатомным спиртам?
  2. Какое влияние на свойства спиртов оказывает присутствие нескольких гидроксильных групп?
  3. Напишите уравнение взаимодействия этиленгликоля с гидроксидом натрия.
  4. В результате реакции нитрования глицерина получается вещество, которое помимо использования для производства динамита, широко применяется в медицине. Назовите это вещество и запишите уравнение его получения.
  5. Глицерат меди применяется в клинических анализах для открытия сахара в моче. Напишите уравнение получения глицерата меди (II) и укажите цвет полученного раствора.
  6. Перечислите области применения многоатомных спиртов. Как используются многоатомные спирты в медицине?

Лабораторная работа. Характерная реакция на многоатомные спирты (глицерин), фенол, альдегиды.

        Опыт № 1. Качественная реакция на глицерин

        Цель: провести характерную реакцию на глицерин

Ход работы: К водному раствору глицерина прилейте 2 капли соли меди и по каплям прибавляйте раствор щелочи до появления ярко-синей окраски раствора.

Напишите упрощенное уравнение реакции, назовите продукты реакции. Сделайте вывод по работе.

  1. Фенолы.

  1. Какие особенности в строении молекул имеются у фенолов?
  2. Как классифицируются фенолы?
  3. Почему раствор фенола называют карболовой кислотой?
  4. Какие продукты реакции образуются при взаимодействии фенола и активных металлов? Щелочей? Напишите уравнения соответствующих реакций.
  5. Почему фенол легко вступает в реакции замещения с галогенами по сравнению с бензолом? Напишите уравнение химической реакции.
  6. Какая реакция фенола является характерной на него? Напишите уравнение реакции и что наблюдаем.
  7. Перечислите области применения фенолов в медицине.

Опыт № 2. Качественная реакция на фенол.

        Цель: Провести характерную реакцию на фенол

Ход работы: В раствор фенола добавить 1-2 капли хлорида железа (III). Что наблюдаете. Напишите упрощенное уравнение реакции, назовите продукты реакции. Сделайте вывод по работе

  1. Альдегиды и кетоны.

  1. Какие соединения относятся к  альдегидам? Кетонам?
  2. Изобразите структурные формулы альдегидов и кетонов, молекулярная формула которых С5Н10О. Назовите их.
  3. Напишите структурные формулы:  а). 2,3- диметилбутаналя;   б). 2,4- диметилпентаналя;   в). 2-бутанона ;
  4. Напишите уравнения реакций, характерных для альдегидов, на примере бутаналя.

Опыт №3. Качественная реакция на альдегиды

Цель: провести качественные реакции на альдегидную группу (реакция «серебряного зеркала», восстановление гидроксида меди (II).

Ход работы:

  1. Реакция «серебряного зеркала». К 2-м каплям нитрата серебра добавить 1 каплю конц. раствора аммиака и 2 капли формалина (40% раствор формальдегида). Смесь нагреть (не кипятить!). Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции и назовите продукты реакции. Сделайте вывод.
  2. Реакция восстановления гидроксида меди (II). К 5 каплям формалина прилить 2 капли сульфата меди (II) и 5 капель  10% раствора едкого натра. Нагрейте. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции. Сделайте вывод.

IY. Сделайте вывод по работе. Какие особенности в строении и свойствах наблюдаются у спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов по сравнению с ранее изученными углеводородами? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные и коммуникационные технологии при изучению темы «Кислородсодержащие соединения »

Органическая химия как наука  и  как часть естествознания составляет фундамент науч­ного миропонимания, создает широкий спектр возможностей формирования у учеников способности мыслить ко...

10 класс. Подготовка к контрольной работе по темам: "Спирты. Фенолы. Альдегиды. Карбоновые кислоты"

Материал может быть использован для подготовки и проведения контрольной работы в 10 классе по указанным темам....

Контрольная работа по темам "Спирты. Фенолы. Альдегиды."

Контрольная работа для учащихся 10 класса...

Презентация урока химии Обобщение и систематизация знаний по теме "Кислородсодержащие соединения" 10 класс

Данный урок проводится в 10 классе при обобщении и систематизации знаний по теме "Кислородсодержащие соединения"....

Тест по теме «Кислородсодержащие вещества: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, эфиры.

Тест составлен в соответствии с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ...

Контрольная работа по темам "Спирты. Фенолы. Альдегиды. Кетоны" (профильный уровень)

Контрольная работа составлена по материалам ЕГЭ. Расчитана на 45 минут....